Родился 29 марта 1866 г. в с.Колесники Острожского уезда Волынской губернии в крестьянской семье.
Монашеский постриг принял 21 июня 1899 г.
Действительную воинскую службу проходил в Варшаве, в Лейб-гвардии Литовском полку. После окончания службы «запасный фельдфебель» Марк Величко 2 октября 1891 г. был принят на испытание в келарское ведомство Киево-Печерской Лавры. 7 мая 1897 г. определен в первую книжную лавку, затем послушником книго-посылочной лавки, которая принимала заказы на рассылку изданий лаврской типографии в населенные пункты Российской империи, а также зарубеж. С 5 ноября 1899 г. — книгопродавец 2-й книжной лавки.
В 1905 г. — в год первой революции — студенты разбросали в книжной лавке прокламации, о.Макарий испугался этого происшествия и скрыл его от монастырского руководства. 12 декабря 1905 г. переведен в странноприимницу Китаевской пустыни без права ношения монашеского одеяния в течение года. По отзыву начальника пустыни, о.Макарий «исполняет все исправно и очень способен к своему делу как не может быть лучше». Находился на разных послушаниях в Китаевской пустыни до 1917 г. 9 июня 1917 г. переведен в Лавру сторожем Ближних пещер.
Возвращение о.Макария в Лавру совпало с катастрофическими событиями в стране, вызвавшими у части населения, в том числе и некоторых монашествующих, нездоровые настроения. Часть лаврских монахов, а также послушников в апреле 1917 г. организовали в Трапезной палате собрания. После запрета их митрополитом Владимиром собрания проходили в келии тогдашнего эконома о.Климента (Жеретиенко). Одним из наиболее активных в этой группе был о.Макарий.
Дружба с о.Климентом и его поддержка помогли быстрому продвижению на монастырских должностях и возведению о.Макария в 1922 г. в сан архимандрита. С 26 декабря 1917 г. о.Макарий назначен исполняющим обязанности келаря Лавры.
11 февраля 1918 г. епископом Черкасским Назарием он был рукоположен в сан иеродиакона, а 2 июня 1919г. — в сан иеромонаха. Назначен для богослужения в Больничном Никольском монастыре. 20 июня 1919 г. утвержден в должности келаря, 14 мая 1920 г. награжден набедренником, 30 апреля того же года — наперсным крестом.
С 16 января 1922 г. о.Макарий стал членом Духовного Собора Лавры. Одновременно с должностью келаря заведовал братской хлебней. После ареста архимандрита Климента совет старцев Лавры предложил избрать о.Макария посменным заместителем наместника.
14/27 января 1924 г. настоятель Лавры архимандрит Климент обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону с прошением: «За особые труды на пользу Св. нашей обители в переживаемое тяжелое время моих ближайших помощников архимандрита Макария и Иадора... на присвоение им мантии с красными скрижалями».
16 августа 1924 г. о.Макарий утвержден наместником Лавры.
Впервые арестован 25 октября 1924 г. совместно с настоятелем Лавры архимандритом Климентом (Жеретиенко) за организацию сопротивления обновленцам. Освобожден из-под стражи в ноябре 1925 г. и отправлен на поселение в Харьков с подпиской о невыезде. Как «контрреволюционный элемент» Особым совещанием при коллегии ГПУ УССР о.Макарий осужден на ссылку в Зырянский край сроком на три года. 6 апреля 1926 г. приговор заменен трехгодичным поселением в Туркестане. Постановлением Коллегии при ОГПУ СССР от 20 февраля 1928 г. следственное дело прекращено.
С марта 1928 г. проживает в Харькове, на Чистокленовской улице. Так же, как и архимандрит Климент (Жеретиенко), не поддерживал Декларацию митрополита Сергия (Страгородского). С начала 1928 г. находился в молитвенном общении с митрополитом Петром Крутицким. Совместно с епископом Павлом (Кратировым) входил в так называемую «Истинно-Православную Церковь».
В Харькове о.Макария неоднократно навещали лаврские монахи, приезжавшие к нему из Киева и других мест.
О.Макарий не скрывал своего отношение к существующей власти: «Наказание Божие в образе советской власти будет продолжаться до того времени, пока народ не покается, пока не прекратятся те грехи и убийства, которые сейчас имеются, пока не прекратится безнравственная современная жизнь, пока коммунистическая партия не изменит своего отрицательного отношения к Церкви».
Вновь арестован органами ГПУ 15 января 1930 г., одновременно с архимандритом Евстратием (Грумбковым). Во время обыска была изъята переписка, а также антиминс и другие богослужебные предметы. Первоначально осужден по ст.ст. 54-10 и 54-11 УК УССР на 5 лет ссылки в Казахстан. Но 2 января 1932 г. Коллегия при ОГПУ вынесла новый приговор — 5 лет лагерей. Более года отбывал срок в Сиблаге — Сибирском исправительно-трудовом лагере. 22 апреля 1933 г. Коллегия при ОГПУ приняла решение «условно досрочно освободить, лишив права проживания в 12 пунктах Уральской области и местности, из коей был выслан, с прикреплением на оставшийся срок к Сиблагу».
|