Иеромонах Еразм

(в миру Елисей Онуфриевич Прокопенко)

Иеромонах Еразм

Иеромонах Еразм.
Фото 1910-1920 годов

Родился 14 июня 1870 г. в с.Буромля Черниговской губернии в крестьянской семье.

Монашеский постриг принял 3 декабря 1911 г.

По воспоминаниям о.Еразма, родители его были весьма религиозные. При крайней нищете в семье до шести лет не говорил. Исцеление получил от иконы Божией Матери в с.Внавцы Полтавской губернии. Ежегодно уходил на заработки в Донской край и до призыва в армию работал в имении кн.Меньшикова. В1891 г. призван на военную службу и зачислен в Лейб-гвардии Санкт-Петербургский пехотный полк. В армии овладел грамотой, после чего определен в фельдшерскую школу, которую с успехом окончил в 1894 г. В том же году тяжело заболел и находился при смерти. Находясь в критическом состоянии, «услышал приятный голос», сказавший ему, что он выздоровеет, если после службы в армии уйдет в монастырь. «С полной охотою дал обещание», «тотчас ясно почувствовал большое облегчение», «а затем, к удивлению врачей, очень скоро поправился». Еще находясь в армии, стал поститься и «вести подвижническую жизнь». Окончил службу в 1896 г.

2 мая 1897 г. принят в лаврскую странноприимницу на испытание, а с 21 августа — на послушание. Зимой 1898 г. заболевает и 30 марта увольняется из монастыря. С июня 1898 г. запасной медицинский фельдшер Елисей Прокопенко вновь принят на испытание в лаврскую просфорню, 10 сентября зачислен послушником. В ноябре 1898 г. — августе 1899 г. трудился в аптеке, старался «подлечивать больные ноги старца» Феодосия. Несколько месяцев нес послушание келейника схиигумена Феодосия, «который необъяснимо влиял на него» и вел с ним «духовно-нравственные собеседования». После смерти старца, с сентября 1899 г. переведен на Ближние пещеры келейником иеросхимонаха Еразма.

11 сентября 1902 г. впервые подает прошение о постриге. После смерти старца перемещен в Спасо-Преображенскую пустынь. 20 июня 1905 г. определен к иеросхимонаху Елисею. По позднейшим воспоминаниям о.Еразма (Прокопенко), о.Елисей «был необыкновенный аскет». Братия поступавшая к нему в ученики, говорила, что «его советы человеку невозможно выполнять». «Я был слаб здоровьем, но с великим удовольствием во всем слушался старца, за что старец меня очень любил и во всем мне доверял». Старец дал наставление своему келейнику, у кого руководствоваться и исповедоваться после его смерти. Несколько месяцев о.Еразм выполнял различные послушания. По благословению митрополита Флавиана прослушал ряд богословских лекций 5-го и 6-го курсов Киевской духовной семинарии. 3 августа 1906 г. подал прошение на разрешение выехать в Кронштадт для встречи и бесед с о.Иоанном, в связи с чем 25 сентября 1906 г. вновь уволен из монастыря. Приехав к о.Иоанну, «был у него на квартире и в руководимом им Андреевском соборе». На допросе 12 апреля 1946 г. сказал: «Иоанна Кронштадтского я почитаю как великого подвижника Православной Церкви и полностью разделяю его духовные поучения». Книгой Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» о.Еразм руководствовался в своей духовной жизни. Возвратился в монастырь в декабре 1906 г. 3 сентября 1908 г. перемещен на Ближние пещеры, 20 сентября 1908 г. переведен для чтения «неусыпаемой» Псалтири в Китаевскую пустынь. 20 февраля 1911 г. из Китаевской пустыни переводится в странноприимницу.

14 февраля 1911 г. подает прошение о постриге в рясофор. 1 августа 1911 г. наместником Лавры архимандритом Амвросием (Булгаковым) в Трапезном храме облачен в рясофор. В октябре 1911 г. зачислен учеником лаврских миссионерских богословских курсов. Постриг в монашество совершен в пещерной церкви прп.Антония. 15 сентября 1914 г. в Великой церкви совершено рукоположение в сан иеродиакона, 30 сентября 1914 г. митрополит Флавиан рукоположил его в сан иеромонаха. С 28 ноября 1914 г. совершает богослужения в Больничном монастыре.

О.Еразм вел «аскетический образ жизни». «Лаврский иеромонах Еразм очень популярный среди простого населения старец и духовный руководитель многих монашествующих. Глубокий мистик. В общем натура в стиле архим. Фотия Юрьевского монастыря», — так охарактеризовал о.Еразма архиепископ Леонтий Чилийский в своей «Автобиографии».

Известны случаи, когда по молитвам о.Еразма исцелялись тяжелобольные.

В 1915 г. вновь тяжело заболевает (воспаление почек, подагра, головная боль) и подает прошение перевести его для «водолечения» в Китаевскую пустынь, «а если же за лето не поправлюсь, то прошу Вашей отеческой милости оставить меня в богадельне навсегда на общем положении». Более двух лет пробыл в богадельне. С февраля 1918 г. определен на очередное богослужение в домовую церковь богадельни. 7 сентября 1918 г. допущен к сдаче экзаменов в лаврском училище пастырства. По благословению Экзарха всея Украины митрополита Михаила (Ермакова) возвращен в Лавру. В феврале 1921 г. посещает акафисты Владимирской иконе Божией Матери на хорах Благовещенской церкви. С октября 1922 г. о.Еразму разрешено для излечения «хронического воспаления сердца, мышц, ревматизма и почек» служить 1 раз в неделю молебны перед образом Успения Божией Матери в церкви во имя иконы «Утоли моя печали» Больничного монастыря.

С начала 1920-х гг. о.Еразм поминал святых царственных страстотерпцев — убиенных императора Николая II и его семью. Когда начались в монастыре аресты, ездил в ДОПР навещать братию. Передача Лавры обновленцам, по словам о.Еразма, так поразила его, что он месяц не вкушал пищи.

После издания Декларации митрополита Сергия переехал в Ирпень. Зиму 1927-1928 гг. прожил, «как нищий», «с ног до головы скорбящий странник». Поминал митрополита Петра Крутицкого. В 1928 г. духовные чада о.Еразма купили вблизи церкви на ул.Надсона, 10, полуразрушенный дом и отремонтировали его. О.Еразм организовал группу верующих и был их духовным руководителем. В общине было несколько монашек и послушниц Флоровского Вознесенского, Ладинского Покровского (в том числе его игуменья), Грановского Преображенского монастырей, и два монаха Киево-Печерской Лавры.

Органами ГПУ такая деятельность была расценена как «участие в к/р церковной группе и проведение а/с агитации». Арестован 23 ноября 1932 г. Содержался в ДОПРе-2. Обвинялся по ст.ст. 54-10, 54-11 УК УССР. Одновременно с о.Еразмом и позднее, в начале 1933 г., была арестована вся его группа верующих, а также лаврские монахи Мартирий (Слободянюк) и Тимофей (Гнатюк). 25 марта 1933 г. уполномоченный СПО КОО ГПУ постановил «для разворота дальнейшего следствия, дополнительного ареста лиц по данному делу, а также окончательного его оформления возбудить ходатайство перед ВУЦИК СССР о продлении срока содержания под стражей арестованных КОО ГПУ УССР 23 ноября 1932 г. ...до 1 мая 1933 г.». По данным следственного дела, несколько аналогичных групп верующих «Истинно-православной церкви» были созданы лаврскими монахами в Киеве, Золотоноше, Полтаве и на Кавказе (иеромонах Вениамин). Однако, несмотря на старания ГПУ, собрать доказательства не удалось, и основная часть заключенных была освобождена из ДОПРа в апреле 1933 г. По заключению прокурора от 25 июля 1933 г., «налицо имеются антисоветские настроения лиц, связанных между собою на почве религиозных убеждений». По приговору Особого совещания при КОО ГПУ УССР от 22 августа 1933 г. тринадцать человек были осуждены на трехлетний срок (из них 6 человек условно). Иеромонах Еразм (Прокопенко) был осужден на три года исправительно-трудовых лагерей условно.

Вернулся в Киево-Печерскую Лавру, вероятно, в конце 1945 г. (киевская прописка в монастыре оформлена 22 января 1946 г.) и сразу же оказался под пристальным вниманием НКГБ. По признанию о.Еразма, в 1945 г. «решил прекратить свою нелегальную церковную деятельность, поступить в Киево-Печерскую Лавру, в которой я ранее пребывал более сорока лет, и объединиться с Московской Патриаршей Церковью». Возвращением о.Еразма в монастырь был недоволен архимандрит Климент (Жеретиенко). Узнав об этом, о.Еразм написал два жребия. После молитвы вынул жребий с текстом: «Уходи из Св.Лавры на время и скрывайся у православных людей, но сначала примирись с о.Климентом. Сей жребий бран 4 января 1946 г.». Но, несмотря на жребий, о.Еразм не смог заставить себя уйти из монастыря. Записка оставленная им «для перепроверки своих мыслей и намерений», была изъята при обыске.

Постановление об аресте о.Еразма составлено 15 февраля 1946 г., 1-2 марта утверждено Народным комиссаром Госбезопасности УССР и зампрокурора УССР. Арестован в Лавре 2 марта 1946 г. Во время обыска изъяты письма и рукописи в количестве 16 шт. Содержался во внутренней тюрьме МГБ. На допросах признал себя виновным в руководстве «нелегально существовавшей в п.Ирпень антисоветской церковно-монархической группой истинно-православных христиан». 27 апреля 1946 г. продлен срок следствия и содержания под стражей. 30 июня 1946 г. Киевский областной суд приговорил иеромонаха Еразма (Прокопенко) к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. На различные сроки заключения были осуждены также несколько человек из бывшей общины о.Еразма.

Фото из Дела

Иеромонах Еразм. Фото 1946 г.

По заключению медицинской экспертизы от 26 июня 1946 г., 76-летний о.Еразм имел «сознание ясное. Эмоционально живой. Память, внимание сохранены. Мышление не нарушено. Интеллект сохранен». Но двухлетнее заключение в тюрьме и в лагере, расположенном в г.Фастове, вызвало резкое ухудшение здоровья. 4 апреля 1947 г. тюремный врач констатирует наличие у о.Еразма миокардита и старческой дряхлости. Летом 1949 г. о.Еразм переведен в больницу ИТК-49 УМВД УССР.

Умер в заключении 5 февраля (ст.ст.) 1951 г. Похоронен на кладбище в г.Фастове.

Источники
  1. Центральный государственный исторический архив Украины в г.Киеве, ф.128, оп.1 мон., ед.хр.360.
  2. Отраслевой государственный архив Службы Безопасности Украины, дело № 67566-ФП.
  3. Центральный государственный архив общественных объединений Украины, ф.263, оп.1, ед.хр.62198.
Аполлоний (Кононский)СодержаниеКаллиник (Хоменко)
Hosted by uCoz