Епископат Истинно-Православной Катакомбной Церкви 1922-1997

На протяжении всей истории Советской лжецеркви, неправедно именующей себя "Московская Патриархия", ее представители утверждали, что существование Катакомбной Церкви, осуществляющей свое служение в суровых условиях нелегального от властей бытия — не более как миф, продукт антисоветской идеологии западных церковно-политических кругов и лживой пропаганды религиозного фанатизма в подъяремной России. К сожалению, в последнее время, к этому безбожному хору присоединилась и Русская Зарубежная Церковь, давно поддавшаяся влиянию различных темных сил. Если РПЦЗ и упоминала о существовании Катакомбной Церкви в СССР, как вполне конкретной иерархической организации, то ее основная деятельность приходилась лишь на 30-е годы, а в послевоенные — сводилась к существованию мелких сектантских групп, лишенных какого бы то ни было священства и вполне одичавших. Кое-где за границей все же появлялись отдельные сведения о деятельности катакомбных епископов и в послевоенный период (проф. И.Андреев, В.Алексеев). Число их, согласно этим сведениям, колебалось от 10 до 100. Правдоподобна ли последняя цифра? Даже беглый взгляд на приводимые ниже материалы дает полное основание утверждать, что по крайней мере их могло быть более 30-ти. Современные официальные историки считают эту цифру невероятной. Также и идеологи РПЦЗ, конечно, отрицают возможность существования в СССР такого количества тайных епископов, ибо это нанесло бы существенный урон ее собственному самоутверждению. Посмотрим, однако, о чем же говорят подлинные факты и цифры.

Основная часть нижеследующих данных взята из 2-го и 3-го Новоселовского Архивов (названного по имени тайного епископа проф. М.А.Новоселова), xранящегося в Катакомбной Церкви. При этом использована, как вспомогательная, общедоступная церковно-историческая литература: М.Польский, Л.Регельсон, М.Лемешевский, И.Снычев, М.Губонин (Акты Патр.Тихона) и др. И кое-что дополнено из новейших госархивных открытий.

Элементарные подсчеты показывают, что в период с 1927 по 1937 существовало и было дополнительно поставлено более 220 епископов — противников сергианства. Это, конечно, превышает число сергианских архиереев и опровергает ходячее мнение о якобы подавляющем количественном превосходстве последних. Так многие изследователи обычно называют 30, максимум 40 епископов, отошедших от митр.Сергия в первые годы после издания Декларации. На деле же их оказывается около 100 (и это до середины 1928!), причем в это число не входят те, кои впоследствии вернулись к митр.Сергию. Почему возникла такая разница, — понятно. Обычно в расчет брались те иерархи, которые более активно засвидетельствовали свой протест. В основном, это были "иосифляне", пытавшиеся первое время удержаться на легальном положении, и несколько иерархов из других антисергианских групп, которых удалось выявить более, нежели других.

Но при этом существовало большое количество епископов, действовавших скрыто. Многие из них вообще официально не считали своим долгом заявлять перед кем бы то ни было о своем отходе от Сергия и молча уходили в подполье. Именно по сей причине, например, в фундаментальном изследовании о церковных расколах 30-х митр.Иоанна (Снычева) отсутствуют всякие сведения об "андреевцах", частично "данилоцах" и "украинцах", начавших организовывать Катакомбную Церковь уже с 1922, и вступивших в конфликт еще с Патр.Тихоном из-за его опасных уступок перед советской властью и обновленцами. Те же иерархи, после смерти Патр.Тихона, не признали и Местоблюстителя митр.Петра, полномочия которого были основаны на неких неканонических Завещаниях. В конце концов Петра поминали лишь считанные единицы (преимущественно из "иосифлян"), а митр.Сергий многими был отвергнут еще до появления его зловредной Декларации.

Церковная организация оппозиции сергианству будет непонятной, если не уделить особого внимания созыву т.н. Кочующего Собора, на котором были выработаны основные экклезиологические и практические принципы Катакомбной Церкви. "Кочующий" Собор проходил с марта по август 1928 в разныx местах, отчего происходит и его название. Руководила Собором собственно рабочая группа, состоящая из нескольких архиереев (они выделены в списках жирным шрифтом) — представителей от разных групп и уполномоченных священников. Остальные прибывали на Собор попеременно в ходе его работы, по мере возможности, оставляя подписи сами или через своих полномочных представителей. Под определениями Собора значатся 72 подписи архиереев (в списках они обозначены звездочкой). Первые шесть канонов являются выражением твердой экклезиологической позиции ИПЦ и звучат так:

  1. Сергиане — еретики и равны по нечестию обновленцам, но превосходят последних лютым зверонравием.
  2. Благодати у сергиан нет, таинства не совершаются, а вместо священнодействий — сквернодействия.
  3. Прекратить принятие обновленцев и сергиан посредством покаяния. Отныне народ и клир принимаются через Миропомазание (если крещен не погружением, а обливанием или кроплением, то крестить).
  4. Обновленческого и сергианского поставления клир является простыми мужиками, но не священнослужителями.
  5. Подтверждение анафемы на обновленцев.
  6. Сергианам — анафема.

Во всех наших таблицах помещены только те иерархи, которые не просто протестовали против Декларации, но и до конца придерживались строгой экклезиологии "Кочующего" Собора (хотя бы по временам кто-либо из них и колебался). Исключение составляет только митр.Кирилл Казанский (не подписавший каноны "Кочующего" Собора), экклезиологическая позиция которого до конца остается невыясненной. Если данные о полном принятии им в 1937 канонов "Кочующего" Собора не подтвердятся, то и его необходимо будет вычеркнуть из общих списков православных архиереев. Об остальных иерархах известно вполне достоверно, что они, первоначально не подписав первые шесть канонов, позднее согласились с ними.

Итак, единую истинно-православную экклезиологию мы положили в общий принцип, на основании которого приведены нижеследующие списки. Как уже говорилось, в них не включены те иерархи, которые отделившись от Сергия, потом отпали в сергианство. Перечислим основных из "иосифлян" — митр.Мануил (Лемешевский), еп.Серафим (Протопопов), еп.Платон (Руднев); из "даниловцев" — еп.Афанасий (Сахаров), еп.Григорий (Козырев), еп.Гавриил (Абалымов); из "андреевцев" — еп.Павел (Волков), еп.Лука (Войно-Ясенецкий), еп.Серафим (Трофимов) и еп.Иоанн (Поярков); отдельный "непоминающий" — еп.Стефан (Знамировский). Другие архиереи, не одобрявшие в целом Декларации, никогда не присоединялись к ИПЦ и иногда даже являлись ее противниками: это — архиеп.Иларион (Троицкий), митр.Арсений (Стадницкий), архиеп.Александр (Петровский), еп.Петр (Зверев), еп.Вассиан (Пятницкий), архиеп.Ювеналий (Масловский), митр.Петр (Полянский) и др. В отношении последнего следует заметить, что он, видимо, до конца продолжал признавать митр.Сергия своим законным Заместителем, отчего и произошел конфликт между митр.Петром и основной частью оппозиции. Почти все "иосифляне" (кроме самого Иосифа), "даниловцы" и наипаче "андреевцы" не признавали митр.Петра своим главою и проводили линию децентрализации церковной власти в условиях гонений. По всем этим причинам митр.Петра также невозможно (впрочем, если не будет открыто новых данных) включить в состав исповедников Катакомбной Церкви.

Как показывают таблицы, количество тайных ставленников ИПЦ возрастало в геометрической прогрессии. Этому в частности способствовало право, данное Собором 1928, поставлять епископов даже единолично. Число катакомбных архиереев в 30-х достигло таких размеров, что полностью вышло из-под контроля большевиков, значительно осложнив их борьбу с ИПЦ. Сия прогрессия очень хорошо видна, например, по "андреевцам" (см. Таблицы 3, 4 и 5). При этом надо учитывать, что наши данные весьма далеки от полноты, и даже самой Катакомбной Церкви известны не все архиереи. Следовательно сейчас мы можем говорить как минимум о 250 антисергианских иерархах, поставленных до 1940. Дата кончины и судьба многих пока так и остаются неизвестными. Тайный Собор 1948, проходивший в г.Чирчик (под Ташкентом) с участием 13 епископов (5 — через представителей), не случайно не претендовал на значение Поместного, каковым был Собор "Кочующий": множество канонических катакомбных архиереев продолжало тогда оставаться в полной безвестности.

В Таблице 5 собраны данные о военном и послевоенном епископате ИПЦ. И хотя они показывают о сохранении до сего дня епископской преемственности только в двух ее ветвях — "андреевской" и "климентовской" — не исключено, что в настоящее время могут быть живы кто-то из "украинцев", "даниловцев" и "иосифлян", но находиться все еще в глубоком подполье и не давать о себе знать по объективным причинам.

Необходимо упомянуть еще об одном примечательном событии: о поставлении катакомбных епископов совместно со старообрядцами. Дело в том, что "Кочующий" Собор 1928 снял неправедные клятвы на старообрядцев и тем самым как бы проложил путь к возсоединению с умеренными их представителями. В 1932 архиеп.Андрей Уфимский в единоличном порядке, без всяких предварительных условий, вступил в общение с т.н. "белокриницкой" старообрядческой иерархией, положив тем самым начало преодоления раскола. Еще ранее, в 1925, то же самое предпринял еп.Климент (Логгинов). И никто никогда из катакомбного епископата не возражал против сих действий. Все иерархи всех ветвей ИПЦ всегда поддерживали между собой полное общение, чему ярким доказательством служат Соборы 1948 и 1961. Также в 1932 архиеп.Андрей и митр.Иосиф Петроградский засвидетельствовали свое единомыслие совместным поставлением епископа (см. Таблицу 5, №25). Нынешняя же "белокриницкая" иерархия воспринимается в ИПЦ как отступническая и ничем по существу не отличающаяся от сергиан.

Подводя итог вышесказанному, зададимся вопросом: насколько точны наши данные? На это следует ответить, что подобный опыт классификации предпринимается впервые и аналогов ей в прошлом невозможно найти в известной нам церковно-исторической литературе. Мы знаем, однако, только одно: все опыты по сбору информации о епископате ИПЦ, осуществлявшиеся ранее, страдают слишком большой неточностью, что закономерно по одной простой причине — опыты сии до сих пор исходили из внецерковной среды (это касается и РПЦЗ, так как она многое заимствовала от сергиан, а все реальные факты, исходящие из "катакомб" всегда подвергала сомнению и злостно хоронила, как несоответствующие своей системе ценностей). Теперь же информация о гонимом епископстве исходит от самого этого епископства и, следовательно, на ее точность можно положиться в гораздо большей степени, чем на фикцию сергиан и им сочувствующих.

Даты кончины приведены (кроме Таблицы 5) по новому стилю. Сокращения: г.п. — год поставления во епископа; + — мученическая кончина.

Св.Отцы — основатели Российской Катакомбной Церкви
СанИмяФамилияКафедраг.п.Дата кончины
ИОСИФЛЯНСКАЯ ВЕТВЬ И.П.Ц. "И о с и ф л я н е"
1Еп.Иерофей *Афонин(к)Никольский1923+6.05.1928
2Еп.Николай *ГолубевКинешемский19265.12.1929
3Еп.Варлаам *ЛазаренкоБогучарский1919+1930
4Еп.Павел *КратировСтаробельский19215.01.1932
5Еп.Стефан *БехИжевский1921+26.03.1933
6Архиеп.Димитрий *ЛюбимовГдовский192517.05.1935
7Еп.Иоасаф *ПоповБахмутский1924+1937
8Еп.Авраамий *ЧурилинСызранский1926+12.01.1938
9Еп.Сергий *ДружининНарвский1924+17.09.1937
10Архиеп.Григорий *ЛебедевШлиссельбургский1923+17.09.1937
11Еп.Алексий *БуйВоронежский1923+3.11.1937
12Митр.КириллСмирновКазанский1904+20.11.1937
13Митр.Иосиф *ПетровыхПетроградский1909+20.11.1937
14Еп.АвгустинБеляевИваново-Вознесенский1923+23.11.1937
15Еп.Стефан *РасторгуевБугурусланский1920?+1937
16Еп.Василий *ДохторовКаргопольский1924+1938
17Архиеп.ГавриилВоеводинЯмбургский1910+1938
"Викториане"
18Архиеп.Виктор *ОстровидовВятский191919.04/2.05.34 или +19.07.34?
19Архиеп.Нектарий *ТрезвинскийЯранский1924+2.08.1937
20Еп.Иларион *БельскийКотельнический1924+31.08.1937
21Еп.Синезий *ЗарубинИжевский1926+27.09.1937
22Еп.Лев *ЧерепановАлма-Атинский1923+8.12.1937
Ярославская группа
23Митр.Агафангел *ПреображенскийЯрославский188916.10.1928
24Еп.ГерманРяшенцевВязниковский1919+15.09.1937
25Архиеп.СерафимСамойловичУгличский1920+9(4).11.1937
26Еп.Евгений *КобрановРостовский1926+22.11.1937
ДАНИЛОВСКАЯ ВЕТВЬ И.П.Ц. "Д а н и л о в ц ы"
1Еп.НиколайНикольскийВязниковский19214.05.1928
2Архиеп.Феодор *ПоздеевскийВолоколамский1909+23.10.1937
3Еп.Иоасаф *УдаловЧистопольский1920+2.12.1937
4Архиеп.Николай *ДобронравовВладимирский1921+10.12.1937
"М е ч е в ц ы"
5Архиеп.Зиновий *ДроздовТамбовский1911после 1928
6Еп.Серафим *ЗвездинскийДмитровский1920+26.03.1937
7Еп.Арсений *ЖадановскийСерпуховский1914+27.09.1937
АНДРЕЕВСКАЯ ВЕТВЬ И.П.Ц.
1Еп.Михей *АлексеевКозельский19051929
2Еп.Амвросий *СосновцевМстерский1918?1933
3Еп.Иов *РогожинМстерский192020.04.1933
4Архиеп.Андрей *кн.УхтомскийУфимский1907+4.09.1937
УКРАИНСКАЯ ВЕТВЬ И.П.Ц.
1Еп.Макарий *КармазинУманский1922+1934?
2Еп.ДамаскинЦедрикГлуховский1923+10.09.1937
3Еп.ПахомийКедровЧерниговский191111.11.1937
4Архиеп.АверкийКедровЖитомирский1915+27.11.1937
5Еп.Парфений *БрянскихАнаньевский1921?.06.1938
Примечание

О митр.Кирилле уже говорилось. Кроме него, некоторые сомнения, пожалуй, возникают относительно архиеп.Гавриила (№17) и еп.Авраамия (№8), т.к. есть данные о принятии ими назначений на кафедры от сергиан. Сведения об этих иерархах требуют уточнений.

Митр.Агафангел Ярославский, примирившись с м.Сергием в мае 1928, уже летом того же года вновь отошел от него.

Еп.Стефан (№15) в 1929 перешел в "беглопоповское" старообрядческое согласие, принявшее в общение б.обновленца еп.Николу (Позднева), и с 1934 стал там первоиерархом и фактическим основателем "новозыбковской" старообрядческой архиепископии.

Еп.Августин (Беляев) был принят "иосифлянами" из сергианства и устоял в правоверии до конца. Таким же образом из сергианства был принят кто-то еще, а также были и другие иерархи, отошедшие от Сергия после 1928.

Так имеются сведения о "непоминающем" еп.Иосифе (Невском) Валдайском (1921 г.пост., расстр., видимо, в кон.20-x — нач.30-х), но к какой группе он принадлежал, нам не известно.

Также среди "непоминающих" упоминается некий архиеп.Иринарх*. Его подпись стоит под определениями "Кочующего Собора". Скорее всего, он принадлежал к "иосифлянам".

Вероятно, к "даниловцам" в 30-х примыкал поставленный в 1914 арх.Димитрий (Добросердов) Пятигорский (†1937?), однако, это требует уточнения.

Таблица 1

Ставленники Иосифлян (периода 1928-1940)
ИмяФамилияКафедраг.п.КемКончина
1Максим *ЖижиленкоСерпуховский1928Димитрием Гд. и Сергием (Друж.) +4.06.1931
2Феопемпт *ИвановМакарьевский1928?1930-е
3Георгий *ТереховНолинский1928Виктором1938
4Сергий??1928Агафангелом Ярославским
и Варлаамом (Ряшенцевым)
?
5Евмений??1928?
6Мисаил *?Лабинский1928?1933 или 1938
7Иннокентий ШишкинЕйский1928Алексием (Буй), Варлаамом (Лаз.)
и Иоасафом (Поповым)
+21.3.1938
8НиконКатанскийКрасносельский1929?1933
9АлексийТерещихинКронштадтский1929?1933
10Феодор  1929??
11МакарийРеутовв Псковскую. еп.1929??
12МитрофанДелекторскийВитебский1929??
13Епифаний? 1929??
14Агапит? 1929??
15ГеоргийБукин 1929?+2.01.1938
16Варнава  1929??
17Серафим  1929??
18ПетрБеляков 1929??
19Сергий?Хутынский1929??
20Григорий?в Вологодск. еп.1929??
21Василий?вик. СПб. еп.1930?после 1943
22Иоанн? 1930??
23Арсений?Ряжский1932??
24Феофил? 1932??
25ЛазарьЛюбимовБромницкий1932?+22.12.1937
26Геронтий??1933??
27Герасим??1933??
28Алексий??1933??
29Лев??1936??
Примечание
Другие ставленники "иосифлян" указаны в Таблице 5 под №№ 5, 8, 14, 25, 35, 41, 47 и 55.

Таблица 2

Ставленники Архиеп.Андрея Уфимского (периода 1922-1933)
ИмяФамилияКафедраРод.г.п.С кемГдеКончина
1ТрофимЯковчукСызранский186917.11.1922с Николаем (Ипатовым)Уфа+1932
2МаркБоголюбовСтерлитамакский187918.11.1922с Николаем (Ипатовым)Уфа+1935
3Аввакум *БоровковСтаро-Уфимский?28.11.1922с Николаем (Ипатовым)Уфа+15.10.1937
4Вениамин *ТроицкийБайкинский189629.11.1922с Николаем (Ипатовым)Уфа+1937
5Петр *ГасиловОсинский186921.12.1922с Николаем (Ипатовым)Уфа+1937?
6НиколайПарфеновАткарский?5.03.1923??+1930-е
7Досифей?Бирский?1924с Иовом (Гречишкиным)?+1937
8НикитаДелекторскийБугульминский187629.04.1924 ??+13.11.1937
9Иов *Веселов??29.04.1925??+после 1928
10Антоний *МиловидовУсть-Катавский18776.05.1925с Львом (Черепановым)Теджент+1937
11Руфин *БреховСаткинский?7.05.1925с Львом (Черепановым)Теджент+1937
12Никон???9.05.1925 с Львом (Черепановым)Теджент+1937?
13Прокл???10.05.1925 с Львом (Черепановым)Теджент?
14Иринарх *ПавловЗлатоустовский?1925??+1937?
15Савватий *???1925???
16ВассианВеретенниковСоликамский?20.09.1926??+1938
17Севастиан *КрашенинниковИгринский?4.12.1926??+1937?
18Варсонофий *???1926???
19Захария *Козлов?188519.12.1927?Кзыл-Орда+1938?
20Афанасий???1933?Алма-Ата?+1937?
21Герман??18911933?Алма-Ата?+1936?
22МаврикийГрязнов?18951933?Алма-Ата?+1934?
23Ферапонтбарон Унгерн?18991933?Алма-Ата?+1937?
Примечание

Эти данные взяты из письма архиеп.Андрея некоему о.Аркадию от 31 дек? 1933, в котором он назвал 37 имен своих ставленников и год хиротонии каждого (остальные данные внесены еп.Евагрием и кое-какие нами). В другом своем письме Вл.Андрей называет уже 42 имени своих ставленников (до 1932!). №8 и №16 внесены сюда нами. Один указан в Таблице 5 под №40 (еп.Димитрий, в схиме Доментиан); а также — еп.Иерофей (Афонин) и еп.Стефан (Расторгуев) в списке "иосифлян". Это из недостающих. Еп.Евагрий замечает: "Вероятно, Вл.Андрей перечислял не хронологически, а кого вспомнил, причем кого-то не вспомнил или не захотел вписать в перечень. Очевидно, здесь не указаны, кроме 2-3, его совместные ставленники со старообрядцами". Остальные наxодятся: еп.Климент — в Таблице 4 (.№1, "климентовец"), 12 архиереев — в Таблице 5 (№№ 4, 6, 9, 10, 13, 16, 22, 23, 25, 27, 31 и 57) и трое, как отпавшие в сергианство, — нами вычеркнуты. Итого — 42! (но до 1933).

Есть сведения, что еп.Иринарх (№14) уклонился в григорианство, а еп.Петр (№5) — сначала в обновленчество, и затем — в сергианство.

По некоторым сообщениям, еп.Иоанн (Поярков) Давлекановский, поставленный 30.11.1922 и отпавший в сергианство, покаялся перед самой кончиной (умер 30.01.1933), но в ИПЦ сие не подтверждается.

Кто-то из последних 4-x ставленников рукоположены скорее всего совместно со старообрядческим архиепископом Мелетием (Картушиным).

Епископы Трофим (№1), Марк (№ 2) и Антоний (.№10) получали назначения от сергиан, но отказывались от них.

5 епископов, ставленников архиеп.Андрея, остаются нам неизвестными.

Таблица 3

Ставленники Андреевцев (периода 1927-1940)
ИмяФамилияКафедраг.п.КемКончина
1Афанасий??1927Аввакумом и Иовом (Гречишкиным)?
2Вениамин??1927Петром (Ладыгиным) и Иовом (Гречишкиным)?
3Серапион??1928Аввакумом, Иовом (Греч.) и Руфином?
4ИосифКусков?1928Иовом (Гр.) и Руфином?
5ИовМельников?1928Аввакумом и Руфином+1937?
6Геннадий??1928Иовом и Владимиром?
7ВласийУткин?1928Иовом (Гречишкиным), Владимиром и Руфином?
8АндроникНевегласов?1929Аввакумом, Иовом (Греч.) и Владимиром?
9АгафангелРожнов?1929Владимиром и Руфином?
10Иоанн??1929??
11РафаилЗадонский?1930Руфином и Симоном+1937?
12ВонифатийВалуев?1930Руфином, Симоном и Иосифом (Кусковым)?
13Смарагд??1931Руфином и Меркурием?
14Гурий?хор-епископ1932Руфином и Владимиром?
15Варфоломей?хор-епископ1933Руфином?
16Феофан??1933Руфином, Владимиром и Иосифом (Кусковым)+1937?
17Варсонофий?хор-епископ1933Руфином и Меркурием?
18ФеодоритЕрмилов?1934Владимиром и Меркурием?
19Конон??1935Руфином?
20Иоанн??1935??
21ЕпифанийКоровин?1936Руфином, Владимиром и Кононом?
22АнтонийДенисов?1937Владимиром и Меркурием+1937?
Примечание

В этом перечне приведены точные данные о количестве "андреевских" ставленников к Рождеству Христову 1938 с 1927. Видимо, все они прияли мученическую кончину до 1940, хотя вполне вероятно, что кто-то мог быть расстрелян (или умереть) гораздо позднее, учитывая, что год кончины их в большинстве своем неизвестен. Очевидно, это касается, прежде всего, ставленников второй половины 1930-x. Сведения взяты из письма еп.Владимира (Штромберг), в котором также указаны ставленники под №№ 2, 56, 60, 64 в таблице 5.

Таблица 4

Тайные ставленники ветвей ИПЦ (1923-1940)
ИмяФамилияКафедраг.п.КемКончина
"Д а н и л о в ц ы"
1Марк *НовоселовСергиев-Посадский1923Феодором (Поздеев.), Арсением и Серафимом (Звезд.)+1938
2Уар *Ш(а)маринЛипецкий1926Зиновием и ?23.09.1938
3-20 ?
"У к р а и н ц ы"
1Афанасий *МолчановскийСквирский1924Макарием Уманским и Парфением (Брянских)ок.1934
2ФеодорВышгородский?1924Макарием Уманским и Парфением (Брянских)?
3Александр *ЯрещенкоХарьковский1927Антонием (Абашидзе) и Дамаскиным+1936
4Василий?????
5Варсонофий *????+пос.1930
6?1928Макарием Уманским?
7?1928Макарием Уманским?
"Климентовцы"
1КлиментЛоггиновИркутский1925Андреем Уф. и Руфином+1938
2ВикторПрокошинпод Москву?1925Климентом и Мелетием (Картушиным)+1930-е
3МихаилЛюбомудров?Нерченский1925Климентом и Руфином+пос.1937
4ФеодорПаленовУрянхойский1925Климентом и Руфином1927
5ИоаннКашинОйротский1925Михаилом и Феодором+ок.1936
6АндрейВеригинЕманжелинский1936Климентом, Аввакумом (Боровк.) и Руфином+1937
7?1936Виктором и ??
8
9ФалалейМининНерченский?1936Аввакумом (Кольцовым) и Климентом (Лог.)+1937?
Примечание

Известно, что "даниловцы" поставили ок.25 тайных епископов, но имена их кроме 7-и, неизвестны. Пятеро из них указаны в Таблице 5 под №№ 19, 20, 24, 36 и 39.

Украинская ИПЦ, возглавлявшаяся схиарх.Антонием (Абашидзе) (табл.5, №11) произвела очень большое количество тайных епископов, но сколько именно — составляет тему отдельного изследования. Предположительно поставленный ''украинцами" схиеп.Михаил указан в табл.5 (№15).

"Климентовцы", или иначе Истинно-Православные Христиане Странствующие (ИПХС), происходят от еп.Климента, ставленника арх.Андрея Уфимского. Их иерархия, как ни странно, оказалась чуть ли не самой твердой. Существует она и поныне, но внутреннего единства, к сожалению, не сохраняет. Остальные "климентовцы" указаны в табл.5 (№№ 26, 29, 31-34, 37, 38, 43, 45, 53, 54, 58, 66 и 72).

Таблица 5

Катакомбные иерархи периода 1941-1997
СанИмяФамилияКафедраРод. г.п.Кем и гдеКончинаПринадлежность
Примечания
1Еп.Аркадий
(в схиме Антоний)
ОстальскийЛубенский18881926?+29.12.1937
1941?
"мечевец"
2Еп.ИезекиильКлассен??1935еп.Владимиром (Штромберг),
Меркурием (Котловым)
и Кононом
+1941? "андреевец"
3Еп.ГавриилКрасновскийКлинский18851923Патр.Тихоном ?+18.08.1941 "иосифлянин"
4Еп.АнтонийРоманов?19031933Андреем Уф. и ?+1941"андреевец"
5Еп.Алипийкнязь Алексей
А. Ухтомский
Охтинский18751929?
1931
"иосифлянами"18.7.1942 "иосифлянин"
6Еп.Симон *Рахманов?18941926Андреем Уф. и
Аввакумом (Боровковым)
+1942"андреевец"
7Архиеп.ВарлаамРяшенцевПермский187819137.02.1942 "иосифлянин"
8Еп.КлавдийСавинскийна Украину?18821929 "иосифлянами"+12.08.1942 "иосифлянин"
9Еп.Иов *ГречишкинУфимский18951924 Андреем Уф. и ? в Ср.Азии+1935?
+1940-е
"андреевец"
10Еп.Игнатий *??18781926Андреем Уф. и ?+1943"андреевец"
11Схиарх.Антоний *князь АбашидзеТаврический18671902дек.1943Укр.Кат.Цер., вошел в
общение с Укр.Автом.Церк.
12Еп.Илия?????после 1943Грузинская Кат. Церковь
13Схиеп.Макарий *ВасильевМаловишерский18711923Андреем Уф., Михеем (Алексеевым) и
Стефаном (Бех)
+1.04.1944"андреевец"
14Еп.Иоанн *ЛошковПсковский18691927Сергием (Дружининым) и Василием
(Дохторовым)
21.11.1945"иосифлянин"
15Схиеп.Михаил?Киевский????+1946Укр. Кат. Церковь
16Еп.АмфилохийСкворцовКрасноярский18851922Андреем Уф. и патр.Тихоном? в Москве?+1938
1946?
"даниловец"
17Еп.Василий *ПреображенскийВязниковский1873192131.07.1945?
1.08.1947
отдельный непоминающий
18Еп.ДаниилШерстенников?Читинский??1920??1.02.1932?
после 1953?
не выяснена
19Еп.Михаил?????1954"даниловец"?
20Еп.Сергий *КудрявцевКраснохолмский18911923"даниловцами"1952?
3.04.1955
"даниловец"
21Еп.ТихонТихомировКирилловский188219201955"сергианин"?
22Схиарх.Петр *ЛадыгинНижний город (Уфа)18601925Андреем Уф. и Львом (Черепановым) в
Тедженте
1.10.1951?
2.06.1957
андреевец, участвовал в
Соборе 1948
23Еп.Вениамин *ФроловАскинский18971923Андреем Уф. и ?1959андреевец, участвовал в
Соборе 1948
24Еп.Германкнязь ТенешевМамадышский18991937Иоасафом (Удаловым) и Руфином
(Бреховым)
+лето 1959даниловец, участвовал в
Соборе 1948
25Еп.Никита?Кзыл-Ординский?18881932Андреем Уф. и митр.Иосифом Петр. в
Алма-Ате
1960иосифлянин, участ. в
Соборе 1948
26Еп.Варсонофий???1936Иоанном (Кашиным) и Давыдом в Скиту на Алтаепосле 1960"климентовец"
27Еп.Доментиан *???1927Андреем Уф. и ? в Уфепосле 1961андреевец, участ. в
Соборе 1961
28Еп.Варсонофий???1925?
1933?
Андреем Уф.?
"андреевцами"?
после 1961андреевец, участ. в
Соборах 1948 и 1961
29Еп.ФеодорРоговХвалынский1885?1925Климентом, Михаилом и Феодором под
Новониколаевском
1962?"климентовец"
30Еп.Варнава *БеляевВасильсурский1887192023.04.1963отдельный "непоминающий"
31Еп.Василий?Гуслицкий1881?1932?Андреем Уф. и арх.Мелетием
(Картушиным)
1963"климентовец"?
32Еп.ЛеонтийМитрофановИскитимский18901927Климентом. Аввакумом (Боровковым) и
Руфином (Бреховым) под Челябинском
1963"климентовец"
33Еп.АввакумКольцовТайшетский188919271963"климентовец"
34Еп.ДавыдПаленовУрянхойский188819278.02.1964"климентовец"
35Еп.Роман *РупертИнгерманнландский1895?1928Григорием (Лебедевым), Стефаном (Бех) и
Макарием (Васильевым)
сент.1964иосифлянин, участ. в
Соборах 1948 и 1961
36Еп.Иона?????сер.1960-xданиловец? участ. в
Соборах 1948 и 1961
37Еп.ЛеонтийКерженцовКяхтинский?1936Руфином (Бреховым) и Климентом
(Логгиновым)
1967климентовец, уч. в
Соборе 1961
38Еп.ФилиппЗайцевУсольско-Ангарский18881925Михаилом и Феодором под Новониколаевском1967климентовец, уч. в
Соборе 1963
39Еп.Иоанн?Зарайский1899?1929Арсением (Жадановским), Марком (Новоселовым) и ? в Подмосковье1970?даниловец, участ. в
Соборах 1948 и 1961
40Схиеп.ДоментианЛокотковТюменский1918?1924?Андреем Уф.?1970-еандреевец, уч. в
Соборе 1948
41Еп.Модест (в схиме Макарий)ВасильковМаловишерский1895?1928Василием (Дохторовым), Стефаном (Бех) и
Макарием (Васильевым)
5.07.1971иосифлянин, уч. в
Соборах 1948 и 1961
42Архиеп.Серафим (в схиме Антоний)ПоздеевСмоленский18871925Патр.Тихоном и ? в Москве3.05.1971сергианин
43Еп.Спиридон?Еманжелинский19031937Феодором (Роговым), Климентом (Логгиновым) и "андреевским" епископом1972"климентовец"
44Еп.МихаилЕршовЧистопольский19111950-е? в концлагере1974не выяснена, уч. в Соб. 61 г.
45Еп.ЛукаЧудновИлимский19111936Аввакумом (Кольцовым) и Климентом
(Логгиновым) под Нижнеудинском
1974климентовец, уч. в
Соборе 1963
46Еп.Александр?Пружанский?1940-еиерархами Белорусской Авт.Церквисер.1970-xпризнавал благодать МП
47Еп.Гавриил?Чимкентский?1932митр.Иосифом? в Чимкенте?сер.1970-xиосифлянин, уч. в Соб. 61 г.
48Еп.БорисЧернов????сер.1970-xне выяснена
49Еп.Меладиос????иерархами Грузин.Кат. Церкви?сер.1970-x Груз.Кат.Церк., признавал благодать в МП
50Еп.АнтонийЛобовв Поволжье??1930-е"григорианами"?сер.1970-x"григорианин"?
51Архиеп.Алфей???1965Серафимом (Поздеевым) и Александром
Пружанским?
1975признавал благодать МП
52Архиеп.АнтонийГалынский-МихайловскийБрянский1890?1923?Вассианом (Пятн.), Агафангелом (Садк.) и
Ювеналием (Масл.) в Орле
31.03.1976Собором 1948 в общение
не принят
53Еп.ВасилийБерсеневОйротский19011936Филиппом и Давыдом1977"климентовец"
54Еп.КлиментСдобинНижнеудинский18941936Аввакумом (Кольцовым) и Климентом
(Логгиновым) под Нижнеудинском
1978климентовец, участ. в
Соборе 1963
55Еп.Авдий?под СПб??1930"иосифлянами"1978"иосифлянин"
56Еп.АфанасийВырыпаев??1937Руфином (Бреховым), Владимиром
(Штромберг) и Кононом
1980?андреевец, участ. в
Соборе 1961
57Еп.Владимир *барон фон ШтромбергУфимский18961927Андреем Уф., Иовом (Гречишкиным) и Симоном (Рахмановым) в Кзыл-Орде23.10.1981андреевец, участ. в
Соборах 1948 и 1961
58Еп.ИовДементьевИскитимский19091963Филиппом (Зайцевым), Климентом (Сдобиным) и Лукой (Чудновым) под Нижнеуд.1983климентовец, участ. в
Соборе 1963
59Еп.МеркурийКотловСаткинский18971930Вассианом (Веретенниковым), Руфином,
Владимиром и Иовом (Греч.) в Сатке
1984андреевец, участ. в
Соборах 1948 и 1961
60Еп.Феодор (в схиме Феодосий)?Абаканский?1930Владимиром, Руфином и Симоном
(Рахмановым)
1984андреевец, участ. в
Соборе 1961
61Еп.ФеодосийБахметьевПинский19011943 1944?Антонием (Абаш.), Пантелеймоном (Рудык), Илией и Макарием (?) в пещер. КПЛ+28.03.1986Украинская Автономная
Церковь
62Схи-митр.ГеннадийСекач18971971 1977якобы Серафимом (Поздеевым) иерархами Груз.Кат.Церк. в заключении19.04.1987"сергианин"
63Митр.Григорий???1973Геннадием (Секачем) и еп.Феодосием
(Гуменниковым)
1987"геннадианин"
64Еп.АмфилохийШибановТюменский18971928Аввакумом (Боровковым), Руфином и
Иовом (Гречишкиным) под Уфой
3.07.1994андреевец, участ. в
Соборах 1948 и 1961
65Еп.НикодимМажковТомский19031994Амфилохием (Шибановым), Евагрием
(Дрент.) и Паисием (Рогожиным) в Москве
15.09.1994"андреевец"
66Еп.Пафнутий?Хвалынский1918?1963Климентом (Сдобиным) и Лукой (Чудновым) под Нижнеудинском1995климентовец, участ. в
Соборе 1963; в 1972
организовал раскол
67Еп.ГурийПавловКазанский19051991Ефремом Бостонским, Макарием Торонт. и
Максимом Кефалонийским в Бостоне
1996подлежал суду архиереев с
1981 за анархизм
68Еп.Евагрийбарон фон ДрентельнИнгерманнландский19611994Амфилохием (Шибановым) и Амвросием
(Сиверс) в Москве
+1997"андреевец"
69Еп.Геронтийбарон фон ДрентельнМаловишерский19611996Собором ИПЦ 1996 под Москвой+1997"андреевец"
70Еп.ПанкратийАгафоновТюмемский19091995Собором ИПЦ 1995 под Москвой27.02.1997"андреевец"
71Еп.МаркианФирсовСерпуховской19601996Собором ИПЦ 1996 под Москвой+1997"андреевец"
72Еп.ИоаннКурицинТайшетский19011963Филиппом (Зайцевым), Климентом (Сдобиным) и Лукой (Чудновым) под Нижнеуд.15.08.1997"климентовец"
Примечание

Сведения о катакомбном епископате периода с 1941 и до наших дней представляет, конечно, особый интерес. Поэтому здесь приведены более подробные данные. Сюда включены не только иерархи, в каноническом и экклезиологическом отношении безупречные, но и сомнительные и ложные. Это сделано с той целью, чтобы выявить по возможности общую картину положения в "катакомбах" этого времени, и чтобы не возникало вопросов, если бы кто-либо не был назван. Даты кончины приведены по старому стилю.

Дополнительно о некоторых епископах необходимо заметить следующее. Схиархиеп.Антоний (Абашидзе) (№11), возглавлявший Катакомбную Церковь на Украине и в Грузии, вошел в общение с т.н. "Украинской Автономной Церковью". Такое общение — более, чем странное, ибо сия "церковь" официально признавала МП своей "Матерью-Церковью"(?!), а в каноническом происхождении имела сергианские и др. смутные корни.

О Грузинской Катакомбной Церкви сведений практически нет. Упоминаются лишь два ее ставленника (№12 и №49).

О еп.Сергие (Кудрявцеве) (№20) митр.Мануил сообщает, что он раскаялся "во враждебных взглядах на МП", но это сомнительно и бездоказательно, т.к. еп.Сергий умер в ссылке, так и не увидев свободы.

Еп.Варсонофий (№28) внесен нами дважды (см. Табл.2, №18 и Табл.3, №17), поскольку нам точно неизвестно, кто из сих двух "андреевцев" участвовал в Соборе 1948.

О еп.Серафиме (Поздееве) (№42) известно, что он был принят в общение с МП митр.Мануилом (Лемешевским) (о чем, кстати, говорят и сами "поздеевцы-геннадиевцы"), оставаясь, однако, на нелегальном положении. Естественно, все происходящие от него не имеют никакой каноничности. Подобными нелегальными сергианами, по всей видимости, были и другие: еп.Тихон (№21) и еп.Меладиос (№49). Сотрудник последнего, еп.Малхас, здравствующий и поныне, является одновременно клириком сергианской Грузинской Церкви-Католикосата.

Еп.Антоний (Галынский) (№52) — личность темная, и ничего существенного добавить к тому, что он не принят в общение Тайным Собором 1948, мы не можем. Существуют и другие версии о его хиротонии.

Происхождение еп.Феодосия (Бахметьева) (№61) — не менее странно, чем положение самого Антония (Абашидзе). Поэтому его нельзя в строгом смысле считать каноническим архиереем.

Еп.Пафнутий (№66) в 1972 в "климентовской" иерархии устроил раскол и самочинно поставил пятерых епископов.

Еп.Гурий (Павлов) (№67) подлежал с 1981 суду своей канонической "андреевской" иерархии за анархизм, а в 1991 вошел в общение с неканоническим Синодом греков-старостильников, возглавляемым архиеп.Афинским Авксентием. Т.о. неканоничность Гурия не вызывает сомнений, тем более, что известно о его отмежевании от сего Синода с 1993.

В Соборе 1961, кроме указанных, участвовали еп.Илия (№12), неизв. еп.Маркелл и еще один ныне здравствующий архиерей "андреевского" поставления. Тем же Собором принят в общение неизв. еп.Евлогий и поставлены несколько епископов.

Известно, что в 1963 свой Собор провели "климентовцы", на коем также были совершены хиротонии нескольких иерархов.

Таблица 6

Катакомбная Церковь заграницей
ИмяФамилияКафедраКем поставленГдеКончина
1ФеодорИртель?Макарием (Васильевым) и Иоанном (Лошковым)Псково-Печорск. мон-рьок.1985
2???Стефаном (Севбо) и ?Брянск?
3???Схиеп.Михаилом и ?Киев?
Примечание

Первым катакомбным зарубежным епископом необходимо считать архиеп.Феофана (Быстрова) Полтавского (1913 пост.; ум. 6.02.1940), ушедшего в катакомбы в прямом смысле.

Приведенные же в таблице иерархи поставлены ок.1943-44. Все они попали за границу вместе с катакомбным клиром и народом при отступлении немецких войск. За границей они не легализовались, но продолжали служить тайно, образовав таким образом Катакомбную Церковь Заграницей. Видимо, с одним из этих епископов вступил в переписку проф.Иван Андреев, о чем он свидетельствовал в книге Russia's Catacomb Saints (с.50). Надо полагать, и до сего дня Катакомбная Церковь Заграницей продолжает свое существование, но имеет ли она ныне свой клир и епископат, — ничего не известно.

Сама РПЦЗ в 1982 специально для Российских катакомб поставила еп.Лазаря (Журбенко) (рукоположение совершил тайный еп.Варнава Каннский). Однако, в ИПЦ Лазаря отвергли еще в 50-х — 60-х все катакомбные архиереи за содомию, уклонение в МП и предательства.

 

Итак, мы, на основании вышеприведенных материалов, имеем наглядную возможность удостовериться в непрерывности апостольского преемства Российской Катакомбной Церкви, сохранившегося, по крайней мере, в двух ее канонических ветвях — "андреевской" и "климентовской", которые состоят во взаимном общении. Эти ветви ИПЦ, конечно, не являются какими-то обособленными от иных ветвей, — например, "иосифлянской" и "даниловской". История Катакомбной Церкви показывает, что последние "иосифляне" и "даниловцы", скорее всего, не оставили по себе преемников, слившись, в конечном итоге, с "андреевской" ветвью. Посему последняя является теперь преемницей и других ветвей ИПЦ, — т.е. несет в себе соборную полноту всей Российской Катакомбной Церкви.

Естественно, ни в каких "проверках", "подтверждениях" и "доказательствах" совне наша Катакомбная Церковь не нуждается, так как имеет свидетельство сама в себе от Духа Святого, в ней живущего и ею управляющего. И скорее не ее, а она сама будет судить о всех тех, кои дерзают именовать себя разновидностями Русской Православной Церкви, на самом деле отпав от нее.

Таким образом, только наша каноническая Катакомбная Церковь, в отличие от многообразных лжекатакомб, сегодня сохраняет в чистоте экклезиологию Новомучеников и Исповедников Российских и апостольское преемство от них. Напоминаем также, что Катакомбная Церковь для РПЦЗ является Матерью-Церковью, и зарубежная иерархия обязана подчиниться ей, как это оговорено в "Положении о РПЦЗ" и Указе №362 Патр.Тиxона. В противном случае, РПЦЗ теряет всякое каноническое основание своего существования, не говоря уже о том, что она давно подверглась разлагающему духу апостасии.

Вестник “Русское Православие”, № 4(8), 1997, с.1-20.
Содержание
Hosted by uCoz