Катакомбная Церковь: Тайные Соборы 1961-1981 гг.

СОБОРИКИ 1971,74,76,78,81 гг.

В период с 1970 по 1981 крупные Соборы Катакомбной Церковью не созывались (имеются в виду такие Соборы, на коих были бы представлены почти все истинные православные архиереи или же их представители). Однако, малые Соборы, т.н. Соборики, где обычно присутствовало 4-5 архиереев, имели место быть. Пока у нас нет на руках аутентичных документов сих Собориков, хотя кое-какие данные почерпнуты нами из рассказов очевидцев и знатоков, а также — на основании пересказов некоторых материалов, осмотренных еще еп.Евагрием в 1995-96. Итак:

Соборик 1971 г.

Круг вопросов, обсуждавшихся на нем, доподлинно неизвестен. Однако, сейчас нами хотя бы установлено, что документы Соборика находятся в папке 50 (листы 512-558) в 3-м Новоселовском Архиве. Можно предположить, что сохранность документов удовлетворительная. На Соборике присутствовало 4 архиерея: ВЛАДИМИР, ФЕОДОСИЙ[37], ГАВРИИЛ[38], и ИОАНН (через иерея Бориса)[39]. Такой состав участников подчеркнуто знаменателен: представлены не только "андреевцы", но и "иосифляне" и "даниловцы". Время проведения Соборика: июнь 1971. Место неизвестно, — предположительно Зап.Сибирь. На Соборике вновь подтверждена анафема сергианам, а также лично анафематствован новоизбранный советский "патриарх" Пимен (Извеков) (†1990), весь сергианский Поместный Собор (проходивший в Москве 28-31 мая 1971) и отдельно — т.н. "богословие революции". Доскональная проработка тем указывает на серьезную подготовку Соборика, а не на его антипатриархийную стихийность[40]. Возможно, что появившиеся в печати на Западе[41] два документа, приписываемые ИПЦ: "Россия и Церковь сегодня" и "Церковь и власть", если не являются фальшивкой, вышли из-под пера еп.Зарайского Иоанна (по мнению еп.Евагрия). Документы Соборика пересланы в Синод РПЦЗ летом же 1971. Интересна и очень характерна для того времени реакция на сии документы РПЦЗ: в Резолюции от 1(14) сент.1971 Архиерейского Собора РПЦЗ Катакомбная Церковь понимается как Мать-Церковь, а у ИПХ членам РПЦЗ следует учиться духовному опыту!

Соборик 1974 г.

Круг вопросов, обсуждавшихся на нем, известен весьма приблизительно. Однако, сейчас нами хотя бы установлено, что документы Соборика находятся в папке 50 (листы 560-626) в 3-м Новоселовском Архиве. Еп.Евагрий, в 1995 просматривавший материалы сего Соборика, утверждал, что их сохранность хорошая. Документы Соборика состоят из: 1) обширной предсоборной переписки, 2) стенограмм заседаний Соборика и 3) принятых им решений. На Соборике присутствовало 8 (!) архиереев: ВЛАДИМИР, ФЕОДОСИЙ, СЕРАФИМ, АФАНАСИЙ, СЫСОЙ, МИХАИЛ (через монаха Иннокентия[42] ДОМЕНТИАН (через мирянина Василия) и АВДИЙ (через монаха Григория). Удивительно, что при таком внушительном представительстве сей Соборик настоящим Собором не считался. Возможно, сие связано с раздорнической деятельностью еп.Модеста. Время проведения Соборика: 5 дней в конце октября 1974. Место: неизвестно, — предположительно, Башкирия. В некотором смысле, сей Соборик стал оппозиционным ІІІ Всезарубежному Собору РПЦЗ (проходил 8-20 сент.1974 в Свято-Троицком мон-ре в Джорданвилле; продолжился в виде Архиерейского Собора РПЦЗ 21-27 сент.1974 в Нью-Йорке), на коем так и не было зачитано Архиерейское Послание будущих участников Соборика, а само понятие — Катакомбная Церковь — представлялось баснословным. По некоторым данным, можно полагать, что какие-то предварительные (видимо, тематические) материалы Соборика были пересланы на Запад еще в 1972-73, так как уже тогда в среде РПЦЗ появилась определенная часть лиц, не желавших проведения подозрительного Всезарубежного Собора[43]. На Соборике, опять-таки, были анафематствованы сергиане и безбожники. Также впервые было постановлено: митр.Филарета (Вознесенского) (†1985), как первенствующего над ИПЦ, не поминать. "Евлогиане" и "Американская Автокефалия" осуждались, но в какой форме и по каким именно основаниям, — неизвестно[44]. Еп.Антонию (Голынскому-Михайловскому) вновь было отказано в общении, а о так наз. "епископе" Геннадии (Секаче) впервые определено: ни его самого, ни его последователей не принимать, так как все они обвинялись в провокаторстве.

Соборик 1976 г.

Практически никаких данных о нем, кроме самого факта его проведения, у нас нет. Хотя его материалы находятся в той же 50-й папке (листы 627-657) в 3-м Новоселовском Архиве, — по словам еп.Евагрия, все они (за исключением 5-6 листов) настолько в плохом состоянии из-за разъевшей их воды, что вообще нечитаемы. Состав документов посему неизвестен, но, скорее всего, аналогичен составу документов других Собориков. Кто участвовал в Соборике, также неизвестно. По мнению еп.Евагрия, на нем председательствовал еп.ВЛАДИМИР. Из обсуждавшихся на Соборике тем и решений известны только две: отказ в перерукоположении 5 клириков умершего еп.Антония (Голынского-Михайловского) и анафематствование ереси экуменизма (текста, к сожалению, нет)[45].

Соборик 1978 г.

Круг вопросов, обсуждавшихся на нем, известен приблизительно. Однако, сейчас нами хотя бы установлено, что документы Соборика находятся в папке 50 (листы 658-720) в 3-м Новоселовском Архиве. Еп.Евагрий, в 1995 просматривавший материалы сего Соборика, утверждал, что сохранность их удовлетворительная, хотя в текстах имеется несколько серьезных лакун. Документы Соборика состоят из: 1) обширной предсоборной переписки, 2) т.н. "особых документов", 3) стенограмм заседаний Соборика и 4) принятых им решений. На Соборике присутствовало 5 архиереев: ВЛАДИМИР, МЕРКУРИЙ, ФЕОДОСИЙ (через диакона Мелетия), ПРОХОР (через послушника Алексия) и ИОСИЯ (через иером.Павла). Время проведения Соборика: 5 дней в начале октября 1978. Место проведения неизвестно. Важным поводом к созыву сего Соборика послужило Постановление Арх. Синода РПЦЗ от 24 ноября (7 дек.) 1977 о принятии клира еп.Антония (Голынского-Михайловского) под свою юрисдикцию и присылка весной 1978 Св.Даров и Св.Мvра т.н. "секачевцам" с разрешением возносить им за богослужением имя Первоиерарха РПЦЗ. Собориком в Синод РПЦЗ было направлено Послание с требованием объяснить свои поступки, а также — противоречивое отношение к МП (по-видимому, вопрос в данном случае ставился о полюбившихся РПЦЗ патриархийных "диссидентах", типа Дудко и Якунина). Документы Соборика вместе с Посланием переправлялись в Синод РПЦЗ через какую-то француженку. Также на Соборике изследовались т.н. "особые документы", — т.е. разнообразные материалы, представленные Геннадием (Секачем) и "секачевцами" о самих себе. Как и прежде, ответ был отрицательным. Однако, в отношении 6-7 клириков покойного еп.Антония (Голынского) было сделано снисхождение: их приняли через Мvропомазание[46]. По-видимому, как и ранее, были анафематствования против безбожников, сергиан и, судя по всему, экуменистов.

Соборик 1981 г.

Круг вопросов, обсуждавшихся на нем, известен приблизительно. Однако, сейчас нами хотя бы установлено, что документы сего Соборика находятся в папке 50 (листы 723-829) в 3-м Новоселовском Архиве. Еп.Евагрий, в 1995 просматривавший материалы сего Соборика, утверждал, что, за исключением последних 30-35 листов, сохранность их вполне удовлетворительная. Документы состоят из: 1) очень обширной предсоборной переписки, 2) "предметных документов", 3) стенограмм заседаний Соборика и 4) принятых на нем решений. На Соборике присутствовало 5 архиереев: ВЛАДИМИР, МЕРКУРИЙ, ФЕОДОСИЙ, АМФИЛОХИЙ и СЫСОЙ. Время проведения сего Соборика: 10 дней после Пасхи 1981. Место проведения: Башкирия (но не в Никольском скиту). Главнейшей функцией данного Соборика было предварительное рассмотрение дел Духовного Суда. В конце-концов, после 8-ми летней неопределенности, были составлены списки анархических архиереев и клириков, подлежащих за самоволие Духовному Суду. Мы имеем такой список анархических архиереев: СЕРАФИМ, НИКОЛА, ПРОХОР, ИОСИФ, ПРОКОПИЙ, АНТОНИЙ, ФИЛАРЕТ, ЛУКА[47]. На Соборике имели место быть анафематствования безбожников, сергиан, софиан[48], экуменистов, лично "патриарха" Пимена. Также на Соборике выработаны решения против "секачевцев" и "алфеевцев", и — отдельно — о Ф.И.Журбенко, с коим запрещено было вступать в любой контакт, так как он еще прежде многими был изобличен как агент КГБ и провокатор. Собственно, именно с сим связан особый пакет т.н. "предметных документов". В них, во-первых, содержится запрос секретаря канцелярии Синода РПЦЗ еп.Григория (Граббе) относительно разных лжекатакомбных образований, по всяким каналам выходивших на заграничный Синод. Отдельным листом его же запрос о Журбенко, коего группа советских религиозных "диссидентов"[49] и группировка архиеп.Антония (Бартошевича) весьма энергично проталкивали в архиереи. На Соборике таким притязаниям был дан полный отпор и поношение, но предложен другой кандидат — прот.Михаил Рождественский[50]. Особое негодование на Соборике вызвал документ — Указ № 648/81/2 от 5(18) янв.1981 архиеп.Женевского и Западно-Европейского Антония (Бартошевича) о принятии Ф.И.Журбенко в состав клира Западно-Европейской епархии РПЦЗ. Также на сем Соборике были приняты какие-то серьезные ограничительные решения в отношении РПЦЗ, — во-первых, в виду ее безцеремонного и разрушительного вмешательства в дела Катакомбной Церкви; во-вторых, из-за имевшейся уже тогда информации о ней — более чем тревожной. Однако, кроме последнего решения, все остальные документы были пересланы в Синод РПЦЗ еще до января 1981, что отчасти послужило позже несогласием митр.Филарета и ряда других архиереев на поставление Ф.И.Журбенко в епископы (его хиротония в епископы в 1982 была проведена без разрешения Синода РПЦЗ).

Что же было общего у всех сих Собориков? — Во-первых, все они проходили под председательством еп.Владимира, и тон на них явно задавали "андреевцы". Присутствие на Собориках 1971, 74 и 76 гг. прот.П.Первушина — общеизвестно. В некотором смысле, ему оказывалась не просто честь, а привлекался он как живой "реликт", специалист, хорошо помнивший все прежние Соборы и события[51]. Во-вторых, сии Соборики, кроме обсуждений, несли еще одну немаловажную функцию: на них поставляли новых архиереев на вдовствующие кафедры, чтобы хоть как-нибудь предотвратить анархические поставления в епископство[52]. С другой стороны, непонятно, почему известные нам катакомбные клирики (кое-кто — еще с 1961), значившиеся как кандидаты на епископство[53] так и не были хиротонисаны? Известно точно, что последняя общепризнанная хиротония в епископа (когда новопоставленный не сбегал куда-нибудь для анархического жития) была совершена в 1971[54]. В-третьих, принимаемые на Собориках решения не только конкретизировали или объясняли прежние правила, не только реагировали на сиюминутные (но очень важные) проблемы церковной жизни, но и поступательно отстаивали, в догматическом и каноническом смысле, Истинное Православие перед натиском всякой лжи и апостасии.

Каково же было мнение о решениях и авторитете данных Собориков? — Насколько нам известно из нескольких личных бесед с некоторыми участниками сих Собориков, их решения и правила практически никогда никем не нарушались, но ни один из Собориков не имел такого авторитета, подобно "Кочующему" или Чирчикскому Соборам, отчего проблема с анархическими действиями как архиереев, так и клириков постоянно возрастала, и сам сей процесс был практически неуправляемым. Даже предание Духовному Суду, по решению Соборика 1981, ничего не изменило. Т.е. существует некоторое противоречие между принятием догматических и канонических решений Собориков и постановкой их авторитета в отношении самих себя под сомнение.

Сделаем некоторые выводы:

  1. В отличие от предыдущих тайных Соборов 1928, 48 и 61 гг., фактически понимавших себя как Поместные Соборы, самосознание сих Собориков (т.е. малых Соборов) — что, впрочем, видно из самого их наименования — было совершенно иным: их самосознание было — как Чрезвычайных Соборов. Несомненно также, что они, не являясь постоянно-действующими органами, не могут иметь аналогию с Синодами в современном смысле сего слова. Однако, нечто приближающееся к понятию Собориков мы находим в факте периодического проведения в средневековье в Константинополе т.н. "Соборов Приходящих" (συνοδοι ενδυμους). Данное уподобление нам кажется наиболее уместным.
  2. Как указано выше, несомненно, догматические и канонические правила Собориков однозначно принимались к исполнению, хотя и не смогли переломить сильной анархической тенденции в церковной жизни ИПЦ.
  3. Все решения Собориков (м.б. кроме антизарубежных 1981) постоянно пересылались в Синод РПЦЗ, и вообще с ним существовала непрерывная связь[55]. Так что современные утверждения РПЦЗ о, якобы неизвестных ей, епископате и клире (не говоря уже о Соборах) Катакомбной Церкви представляется нам пропагандистской ложью, необходимой для углубления интеграционных процессов с МП и насаждения на территории быв.СССР своей беззаконной иерархии. Так как вся полнота информации о ИПЦ отсылалась сначала архиеп.Никону (Рклицкому), а потом — еп.Григорию (Граббе) и считалась совершенно секретной, то не исключено, что последний мог ее весьма дозировать остальным архиереям РПЦЗ, к кому имел малое доверие, ибо еще с 1950-х имелось множество обвинений разных архиереев РПЦЗ в сотрудничестве с советскими спецслужбами.
  4. Все правила всех Собориков, имеющие известность среди ИПХ лишь в парафразах, либо по смыслу, являются для Катакомбной Церкви актуальными и по сей день.

Примечания

  1. Еп.Феодосий, о коем здесь идет речь, есть однозначно схиеп.Феодосий Абаканский (†1984). К сожалению, возникла путаница, так как А.Краснов-Левитин усиленно распространял странные мнения, что "главой ИПЦ" является некий "митр.Феодосий" (см. его интервью в "Русской мысли" от 5.12.1974, с.5). Сие заблуждение м.б. происходит от смешения схиеп.Феодосия с еп.Феодосием (Бахметьевым) (†1986), с чьим клириком — о.Александром Шабельником (†1996) А.Краснов-Левитин был немного знаком и несколько раз встречался. Еще более путаница усилилась, когда с сими двумя стали смешивать "секачевского" схимитр.Феодосия (Гуменникова), проживающего в Ставропольской обл.
  2. Судя по всему, еп.Гавриил был на Соборике лично и скончался лишь по возвращении в Краснодарский край.
  3. Вызывает недоумение подпись иерея Бориса за еп.Иоанна, так как имеются сведения, что тот скончался в 1970, максимум — весной 1971. Однако, маловероятно, что иерей Борис пошел на подлог. Действия последнего объясняются тем, что либо в июле еп.Иоанн был еще жив, либо, что предварительно зная темы обсуждений, дал право подписи иерею Борису даже на случай своей смерти.
  4. Как только стало известно, что после смерти советского "патриарха" Алексия (Симанского) у сергиан состоится некий собор, — было решено провести свой, противоположный тому, Соборик. Разбор с богословской точки зрения ереси "богословия революции" делали о.П.Первушин и схииеромонах Василий (Рённе), кои зачитали на Соборике доклады на данную тему.
  5. См.: "Вольное слово". 1972. № 6, с.67-92.
  6. Монах Иннокентий. Булычев? Если дата смерти М.В.Ершова точна и именно он являлся еп.Чистопольским Михаилом, то, по-видимому, он дал свое посмертное право подписи под решениями Соборика, имея предварительные данные о его темах.
  7. С сим связано т.н. "дело Н.Н.Чухнова". В Резолюции №1 Председателя Арх. Синода митр.Филарета от 24.8(7.9).1973 в частности говорилось: «...он также пытается составить заговор против Архиерейского Синода, призывая противодействовать созыву Собора 1974 г., понося Синод и даже доходя до нелепого предложения создать заграничный "Катакомбный Собор" в условиях, где существует полная свобода и "катакомбы" никому не требуются...»
  8. Нам представляется, что осуждение "евлогиан" и "автокефалистов" проводилось как действие, противоположное решениям ІІІ Всезарубежного Собора, направленным на шаги к сомнительному примирению с "евлогианами" и "автокефалистами".
  9. По некоторым данным известно, что текст анафематизмов на экуменизм, принятый Арх.Собором РПЦЗ в авг.1983, был составлен в Преображенском мон-ре в Бостоне. Однако, в виду факта принятия анафемы на экуменизм Собориком 1976, не исключено, что РПЦЗ воспользовалась именно его текстом, выдав его за свой и не указывая авторов.
  10. По имеющимся данным, сие решение о принятии клириков еп.Антония (Голынского) через Мvропомазание — фактически не исполнялось. Они почти всегда принимались через исповедь.
  11. Епископ СЕРАФИМ. Фамилия неизвестна, в миру Сергий, род. в 1903. С детства посещал Оптину пустынь. В иночество пострижен в 1922 старцем Анатолием, рукоположен в иеромонаха еще до 1927. Состоял в "иосифлянской" группе. В 1938-41 окормлял общины Можайского района. В 1940-х арест. Освободился в конце 1950-x и тотчас поселился в Калужской обл. В 1978 впал в анархизм. Данные, приводимые в книге "Russia's Catacomb Saints" на стр.299-302 о нем, вполне точны, но потом (стр.500- 501), по-видимому, его часто путают с Серафимом (Поздеевым). Еще в 1984 я слышал о нем как о живом.
    Епископ НИКОЛА. Фамилия неизвестна. По-видимому, поставлен в Оренбургскую обл. Других данных нет.
    Епископ ПРОХОР. Фамилия неизвестна, данных нет. Епископ ИОСИФ. Фамилия неизвестна. По-видимому, поставлен в Марийскую АССР. Скончался ок.1985. Других данных нет.
    Епископ ПРОКОПИЙ. Фамилия неизвестна, род. в 1909 в Ставропольской обл. Известно, что перед смертью в 1982 был принят в общение еп.Меркурием. Других данных нет.
    Епископ АНТОНИЙ. Возможно, речь идет о Чернове Александре Андреевиче, род. в 1908 в Земле Войска Донского. Эмигрировал с родителями в 1920 за границу. Проживал во Франции и Болгарии. Духовный сын архиеп.Феофана (Быстрова) б.Полтавского. Учился на богословском факультете Софийского Университета. В 1944 арестован в Болгарии (как член НТС). Отбывал срок заключения в Карлаг и Спассклаг, где познакомился с ИПХ. После освобождения, в 1956 перешел на нелегальное положение. В конце 1960-x постриг в мантию с именем Антоний в Киеве. В 1976 арест. В 1978, как несоветско-подданный, выслан из СССР в Швейцарию. Проживал во Франции и Англии. С 1980 в юрисдикции "матфеевского" Синода. Принял схиму с именем Епифаний. В 1990 приехал в СССР, где возстановил связи со знакомыми ему общинами ИПХ. Проживал в Железноводске. Скончался 2(15).11.94.
    Епископ ФИЛАРЕТ. Фамилия неизвестна, данных нет. Судя по всему, сей Филарет совсем не идентичен тому Филарету, коему Собор 1961 отказал в общении.
    Епископ ЛУКА. Фамилия неизвестна, род. ок.1900 в старообрядческой семье. Поставлен в Приморье. Скончался летом 1984.
  12. Текст анафематизма на софианство нам неизвестен, как неизвестно, какие именно антисофианские богословские работы положены в его основание. То могли быть работы еп.Иоанна (Максимовича) и еп.Серафима (Соболева), принадлежащих к РПЦЗ, или книга В.Лосского "Спор о Софии", изд. Париж 1930, принадлежавшего к МП. М.б. участники Соборика, ознакомившись со всеми вышеперечисленными работами (что нам точно известно), выработали свои богословские формулировки по сему вопросу. Сей анафематизм также связан с тем, что в нач.1970-х среди катакомбной молодежи появилось увлечение софианством.
  13. Т.н. "группа Дудко", имевшая хорошие связи с Западом, особенно, с архиеп.Антонием (Бартошевичем). Непосредственно с самим Д.Дудко Ф.И.Журбенко познакомился в нач.1970-х, представившись как "катакомбник" и просив устроить ему выезд на Афон!
  14. Протоиерей Михаил Васильевич Рождественский. Род. в 1900 в Новгородской губ. в семье священника. Брат о.Измаила Рождественского, изображенного на иконе свв.Новомучеников и Исповедников Российских. Рукоположен в иерея в 1926 для б.придворной Преображенской церкви в Стрельне. Служил в храме Петра и Павла в Вырице. С конца 1927 на нелегальном положении. В 1929 арест, срок 6 лет на Белбалтлаг. В 1938-43 нелегально в Ленинграде. 19.1.43 арест, срок 10 лет ИТЛ. В 1953 новый срок 10 лет ИТЛ. В 1955 освобожден на "поруки" к детям. С 1957 в Брянской обл. В 1962 арест, отпущен. Некоторое время был под омофором еп.Модеста. С 1985 после Чернобыльской катастрофы весьма болен. Скончался 29.8(10.9).88. — Л.А. о.Никифора (фон Рихтер-Меллин), п.16. Был одним из немногих клириков, кои почти безпрерывно продолжали поминать Первоиерарха РПЦЗ. Согласие на свою епископскую хиротонию дал. Архиерейской власти Журбенко не признавал.
  15. На Соборике 1978 о.П.Первушин уже не участвовал по болезни; сам он скончался в 1980. Его присутствие было необходимо также во избежание ложного подхода к пониманию канонов прежних тайных Соборов.
  16. На Соборике 1971 поставлены: еп.Никола, еп.Павел и еп.Ефрем (3 Н.А. п.50, л.555). На Соборике 1974 поставлены: еп.Прохор и еп.Вукол (3 Н.А. п.50, л.621). На Соборике 1976 поставлен еп.Прокопий (3 Н.А. п.50, л.655). На Соборике 1978 поставлен еп.Лука (3 Н.А. п.50, л.714). На Соборике 1981 поставлений не было. Известно, что еп.Ефрем скончался в янв.-фев. 1982 на 100-м году жизни. В 1920-х он был насельником Макарьевской пустыни. Еп.Вукол скончался в 1975 под Брянском, других данных нет. Еп.Павел скончался до 1978, других данных нет.
  17. Лично мне известны, кроме перечисленных в прим.33, следующие кандидаты на епископство: иером.Виссарион (Мищенков) († апр.1989), иером.Гликерий (Татаринков или Татаринцев?) (†19.12.1988), иг.Феогност (барон фон Штаккельберг) (†1988), вдовый иерей Диомид (†янв.1981), вдовый иерей Адриан Савельев (†5.2.1982), монах Агапит (†22.10.1982), монах Нестор (†май 1985), монах Феофан (†15.9.1993), мирянин А.С. барон фон дер Шульц (†1982), мирянин Василий Васильевич Гребнев (†1.7.1990).
  18. Имеется в виду еп.Ефрем. Раздорнической деятельности еп.Модеста он не поддерживал, хотя являлся его другом и даже родственником. После смерти того в 1971, утвержден на Маловишерской кафедре. — Л.А. о.Никифора. п.14, л.201-227.
  19. Автору известны некоторые лица, помогавшие осуществлению сей связи. Непрерывность ее признавал и сам еп.Григорий (Граббе): "В бытность Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей в Германии он неоднократно получал сведения о том, что часть несогласных с сергианами епископов в тайне продолжала существовать в России. Сведения о таких епископах и ряде клириков поступали в Архиерейский Синод и в Америке до самого недавнего времени, но никогда и нигде не опубликовывались, чтобы как-нибудь не навести на их след агентов КГБ". — Григорий (Граббе), еп. Русская Церковь перед лицом господствующего зла. Джорданвилл. 1991, c.163.

7/20 ноября 1997 г.

Св. новомуч. Иосифа митр. Петроградского

Москва

АМВРОСИЙ Архиепископ Готфский ИПХ
Вестник “Русское Православие”, № 2(11), 1998, с.25-32.
Никольский СоборСодержание
Hosted by uCoz