К вопросу о ликвидации монашества в Ленинграде и области в 1932 г.

Доклад, прочитанный 6 июня 1995 на церковно-исторической конференции в Санкт-Петербурге

Правда Твоя во век, и слово Твое — истинно...

Как родственнику репрессированного священнослужителя. мне довелось ознакомиться с одним делом, хранящимся в Архиве Ленинградского ГБ. Останавливаю свое внимание на этом — вобщем проходном деле — лишь из попытки описать систему и методологию подобных дел.

Итак, всем достаточно известно, что клир (особенно монашество) "иосифлян" в Ленинграде всегда подвергался суровым репрессиям. Мы знаем даже особые "пики" арестов — 1928, 29, 30, 32 гг. 17 февраля 1932 даже названо "страстной пятницей русского монашества"[1], что отчасти правильно, ибо в сий день практически все монашество в Ленинграде и обл. было арестовано. В один день началось не менее 100 параллельных дел[2], об одном из коих я хочу поведать. Сие Дело № П-75829 (в 2-x тт.) начато 17.02.1932 и кончено 19.03.1932. Читающему его, на первый взгляд, не вполне ясно, как оно конструировалось. Две его составные части, впрочем, видны, — то так называемые "Братство защиты Александро-Невской Лавры"[3] и "патермуфиевцы"[4]. В первое были зачислены монашествующие, проживающие в Лавре, а к последним — почитатели памяти и могилы на Тихвинском кладбище блаженного схимонаха Патермуфия, жившего в І-й половине ХІХ в.; все же остальные люди привлечены, на первый взгляд, почти необъяснимо.

Первыми по сему делу были арестованы проживающие на территории Лавры монахини быв.Спасо-Иоанновского монастыря (на Карповке), хотя и закрытого, но имевшего устойчивую общину — фактически исключительно иосифлянскую и весьма активную монахини были связными, уставщицами тайных общин, основательницами тайных женских монастырей и т.д.[5] Монахиня Сергия[6] (практически исполнявшая обязанности арестованной игуменьи) показывает: «При насаждении существующих порядков, определяемых преимуществом большинства над меньшинством, я первое время держалась кое-как в той окружающей меня среде, с которой приходилось иметь дело в сов.учреждениях, но, вместе с тем, постепенно нарастала непримиримость к этой чуждой для меня среде, вследствии чего я стала искать выхода. В сов.действительности привлекательности не нашла, а приспосабливаться к ней не в моем характере и поэтому оказалось единственной для меня возможностью приблизиться к церковной жизни. Перестав вовсе служить в сов.учреждениях, я летом 1930 г. приняла монашество, — постригал архим.Алексий[7] в Николо-Феодоровской церкви в Александро-Невской Лавре. Появилось же у меня желание уйти в монастырь примерно в 1927 г., это как раз совпало с таким историческим моментом, когда старый дореволюционный мір получил своеобразную пощечину в виде "Декларации" митр.Сергия, — тогда у старорежимного міра последняя крепость — Церковь — была поставлена под разтерзание. Особенно после пострига я являюсь последовательницей антисергианского церковного течения и всецело приняла ту платформу, которую называют Иосифовской церковной ориентацией". Когда еще не было наше течение разгромлено, я посещала церковь Воскресения-на-Крови. где еще не утрачен дореволюционный церковный уклад. После разгрома. я осталась верной иосифовцам и примкнула к тем лицам, которые группировались вокруг священника Сергия Баташева. Всего нас монахинь — 19 человек»[8]. Другая монахиня — Анатолия[9] заявит: «Мы шли за архиеп.Димитрием[10], который возглавил "старое" течение. После высылки в 1928 г. я нахожусь в Ленинграде и служила в канцелярии Архиепископа, стояла некоторое время за свечным ящиком. Мы благодарны тому, что советская власть стала закрывать церкви, и мы имеем великую скорбь, какой и сказать невозможно. Я говорила завсегда, что "всякая власть от Бога"[11], но в последние времена — время антихриста»[12]. Похоже скажет монахиня Евфросиния[13]: «Я принадлежу полностью к Иосифовской Церкви В другие церкви не ходим, потому что разные толки, — их называем "красными". В отношении сов.власти мои взгляды таковы: ее послал Бог за наши грехи. По Писанию сказано, что наступят такие времена, когда будут закрывать храмы Господни и разрушать, а имущество заберут, — вот это время и пришло»[14]. Не менее жестко мнение монахини Евтропии(15): "Я могу сказать одно: советскую власть ненавижу, ибо раньше Царская Власть — была наша власть, она помогала монашествующим, а сов.власть ненавидит церкви, монастыри, следовательно ясно, — и эту власть мы ненавидим. Я считаю, что сейчас все происходит по Писанию, что приходит антихрист на землю, будет закрывать храмы Божии и изгонять всех верных сынов, — вот сейчас это время и настало. Я принадлежу к Иосифовской Церкви и пока она существовала (открыто неразгромленной], мы посещали ее. В Александро-Невскую Лавру тоже не ходим. потому что там священники считаются красными, Я считаю недопустимым регистрацию храмов и описание церковного имущества"[16]. Такие показания дали почти все монахини и послушницы: очень четкое неприятие "новшеств" и сокрушение в собственных грехах доходило даже до того, что монахиня Саломия[17] скажет: "Я считаю себя грешной, что получила от сов.власти хлебную карточку и покупала продукты"[18]. Вторыми по сему делу арестовали чисто иосифлянских монахов Александро-Невской Лавры, — характерно, что они почти все заявили одно: "Признаю только духовную власть в лице Истинно-Православной Тихоновской Церкви"[19]. В контексте того, что за личности пребывали в Александро-Невской Лавре, интересны слова игумена Гедеона[20]: «После отделения Церкви от государства и с момента появления нового течения в Церкви "обновленчества", я сперва был в обновленческой церкви (вместе с другими монахами), но когда выяснилось, что обновленчество ведет к распаду Церкви, и в частности у нас — монахов были канонические расхождения, то мы — монашествующие священнослужители подали прошение патр.Тихону с просьбой принять нас обратно в лоно "старой" Церкви, какая просьба Тихоном и была удовлетворена. Я в частности среди мірян пользовался большим авторитетом. Исходом нашим из обновленчества в Тихоновскую Церковь много туда ушло и молящихся»[21]. Следующая группа арестованных — валаамские монахи, что жили при Часовне, — все весьма преклонных лет. Их показания довольно однотипны: иеродиакон Парфений [22] — "После революции, видя крушение славной старой России, а вместе и религии, мы вместе с монахом Германом решили уехать обратно за границу, где цветет православие и спокойная монашеская жизнь, но так уехать не удалось, т.к. нам в этом правительство отказало и мы продолжаем жить здесь, не теряя надежды на будущее. Я прошу выслать советское правительство нас за границу, как негодный и враждебный элемент для советского государства"[23]; монах Илиан [24] — "Всего в міре пробыл 34 года и теперь до конца своих дней не отойду от иноческой жизни, т.к. принятие советского строя противно моей совести"[25]. В отличие от лаврских монахов, валаамцы совсем другие люди, вот что, например, показывает о себе архим.Евгений[26]: "Из нашей семьи в монастырь пошли моя старшая сестра Феодосия, пошли еще 2 сестры младше меня: Антонина и Мария, а после пошла моя мать Анна. Все они были монахини в Новодевичьем монастыре в СПб, они уже теперь все умерли. В 1872 г. я стал послушником в Валаамском монастыре и в 1886 г. пострижен в монашество. Через 2 года меня рукоположили в иеродиакона, а в 1891 г. в иеромонаха. В 1898 г. посвящен в игуменство и по распоряжению Синода поехал настоятелем в Николо-Рыхлинский монастырь, где и прожил до 1922 г., в этом году был судим за сопротивление власти за изъятие церковных ценностей и отбывал наказание в течении полутора лет. В 1925 г. приехал в Ленинград и остановился по старой памяти в Валаамской часовне и занял должность временного настоятеля. После был назначен Настоятелем иг.Илья, а я, по старости лет и как инвалид, только остался жить и в очень редких случаях служу. В силу обстоятельств должен покоряться сов.власти, — конечно я против того, что разрушают иноческую жизнь, закрывают монастыри. Лично я подчиняюсь только духовной власти Тихоновской Церкви. Хочу указать, что и отец мой Емельян тоже был иноком и умер в Валаамском монастыре"[27]. Четвертая группа арестованных — уже сергиане — монахи Киевского подворья[28], а вот пятая группа — насельницы Воскресенского Новодевичьего монастыря — чисто иосифлянская. Сия последняя группа — разных возрастов и разного настроения. Послушница Ксения[29] отвечает: "Сама я не монахиня, а послушница и примыкаю к группе митр.Иосифа. Советскую власть я не признаю, потому что притесняет верующих, сажает в тюрьмы, ссылает и т.д. Раньше при царской власти ничего подобного не было. Жилось всем гораздо лучше Сейчас всем даже за деньги нельзя ничего купить, а тогда можно было много. Эту власть Бог послал людям за их грехи. Всё, что написано в Библии, сбывается. В одной книжке, которую нам удалось читать, говорится о том, что наступило ложное царство, на землю пришел антихрист, который будет прельщать людей ложными чудесами"[30]. Другая послушница — Анна на допросе заявит: «Я считаю, что самой справедливой властью является Царская Власть, проводившая все свои мероприятия с соизволения и согласия Православной Церкви, и сам Царь являлся Помазанником Божиим. Советскую власть я не признаю, т.к. она есть власть антихриста, власть самозванная и безбожная. Бог попустил эту власть в наказание за грехи людям, но придет время и Он сметет с лица земли всю эту нечисть, называвшую себя "властью". Сбылись слова, сказанные в Писании, где говорится: "Как скончается Царь Помазанник Божий, на землю придет антихрист и возрастет беззаконие"[31]. — Это мы видели на примере действий сов.власти и, пока она властвует, будут скорби и кровь проливаться на земле Русской. Крестьян грабят, разоряют, насильно выгоняют в безбожные колхозы, а несогласных — ссылают и разстреливают»[32] Так общее настроение сих насельниц можно выразить словами рясофорной монахини Александры[33]: "Факт своего ареста я разсматриваю, как искупление своих грехов пред Богом"[34]. В шестую группу входили исключительно сергиане (священники и міряне разных приходов), а в седьмую группу — монахини [35], арестованные в Вырице 17 марта 1932 — несомненные иосифлянки.

Итак, если с точки зрения чисто информативной вобщем всё ясно, то интерес представляет, как конструировалось сие дело. Несомненно, что люди арестовывались по некоему плану. Уже будучи арестованными, среди них находились предатели, выдававшие всё, что известно, — кто из трусости, а кто — из принципиальных соображений. (Так, например, среди І-й группы выдавала монахиня Иоанна[36] — оказавшаяся тайной иоанниткой[37]; среди лаврских — бывшие обновленцы и аморальные типы[38]; среди Новодевичьего монастыря — послушница Вера[39], сама тайная сергианка[40].) Но между 4-мя различными иосифлянскими группами как бы не прослеживается видимая связь, единственно, что выявляемо — окормление монахинь быв.Спасо-Иоанновского и Новодевичьего монастырей в одном иосифлянском Михаило-Архангельском храме в Коломне, где настоятельствовал свящ.Филофей Поляков[41] — еще в 1930 выявленный, как агент ГПУ[42]. Если следовать за предположением, впервые высказанным А.Красновым-Левитиным, что советская власть в один день пыталась ликвидировать монашество в Ленинграде вообще[43], не взирая на принадлежность к тому или иному течению, то и сие будет правильно формально, лишь отчасти, ибо ликвидировано было полностью легальное иосифлянское монашество, а сергианское и обновленческое всё еще продолжало существовать. (Кстати, даже после 1932 всё еще продолжали существовать открытые иосифлянские храмы!) Утверждается, что вообще было арестовано 318 монашествующих, из них: 40 из АНЛ, 12 из Старо-Афонского подворья, 25 из Сергиевой пустыни, 5 из Киевского подворья, 10 валаамцев, 90 из Новодевичьего монастыря, 16 из Леушинского подворья, 12 из Феодоровского подворья, 8 из Киновии[44]. Однако, по другим данным, было арестовано более 500 монашествующих[45], причем в вышеприведенном списке нет дифференциации, а из 40 монахов АНЛ лишь половина признавала Сергия[46], в Новодевичьем — никто[47], в Леушинском подворье — никто[48], в Феодоровском подворье — половина[49]. История с монахинями, арестованными в Вырице, также достаточно таинственна, ибо они оказались приезжими из Москвы, дали настолько запутанные показания, что ими заинтересовались и, в частности, выяснили, что они имели весьма обширные связи, — например с Сибирью, откуда пришла копия дела разгромленной к/р организации церковников[50].

Наиболее яркими сергианами в деле являются 2 священника — Мироносицкий (умерший после ареста от сердечной недостаточности) и А.Медвецкий. Первый обвинялся, что является руководителем пресловутого "Братства защиты Александро-Невской Лавры", но второй был лояльным сергианином, более того, его неоднократно отправляли к насельницам Новодевичьего монастыря. Стоит отметить, что он, получив срок, явно стал активно сотрудничать с ГПУ — и в концлагере, и на свободе — а с 1943 даже сделал карьеру в Ленинградской Епархии[51]. Особенностями сего дела, как впрочем и других, является то, что арестованные сергиане и обновленцы дают самые погибельные показания на иосифлян и, судя по дальнейшей судьбе первых, начинают активное сотрудничество с ГПУ — в к/л, в ссылке, или на воле, если освобождаются. Но ключевые фигуры того или иного дела в ГПУ уже известны заранее: так, например, дело строится под особое совещание (и более тяжелое наказание) монахини Сергии, послушницы Варвары[52] — обеих из Спасо-Иоанновского монастыря, архим.Феодосия[53] и иеромонаха Симеона[54] — обоих из АНЛ. Общее обвинение — ст.58-10,11, т.е к/р агитация, организация, распространение к/р литературы. Вобщем вышеуказанное дело, хотя и является составной частью общеликвидационного дела в Ленинграде и обл., может показать нам весьма характерные особенности ЧКистской работы. Т.е., если объект работы превышал 50-60 человек, дело разбивалось на несколько дел, секретные агенты указывали ключевые фигуры среди к/р, при арестах выявлялись предатели, коих начинали усиленно разрабатывать, а в делах, полностью связанных с ИПЦ, немалое значение имели сергиане — и в качестве свидетелей, и в качестве обвиняемых, т.к. после (на зоне или в ссылке) начинали также активно работать против своих идеологических противников. Всего по делу проходит ок.60 человек (из них большинство — монашествующие): 13 насельниц быв.Спасо-Иоанновского монастыря (6-х не поймали), 14 монахов АНЛ (5-x не поймали), 10 валаамских монахов, 5 монахов из Киевского подворья, 12 насельниц Воскресенского Новодевичьего монастыря, 3 монахини из Вырицы, 2 сергианских священника, міряне. На следствии скончался 1 человек, 5 человек осуждены к к/л на 3 года, 6 человек освобождены с запретом проживать в Ленинградской обл. на 3 года, все остальные высланы в Казахстан и Ср.Азию на 3 года; 3 человека из ссылки бежали; некоторым разрешено отбывать ссылку вместе.

Примечания

  1. Так называется 12-я глава (посвященная известным событиям) в книге А.Э.Краснова-Левитина "Лихие годы". Париж.1977.
  2. Частное сообщение автору от N.N. 20.10.1994.
  3. Существовало ли в самом деле сие Братство, вопрос весьма дискуссионный. По некоторым частным сообщениям можно судить, что оно все же существовало — с 1923, но несомненно с 1927 было сергианским. (Указание на сие см.: Н.Китер. "Воспоминания" (рукопись)).
  4. О "патермуфиевцах" см.: А.Краснов-Левитин. Цит.соч., с.203; также о сем буквально говорится в обвинительном заключении Дела № П-75829, л.449.
  5. См. Личный Архив о Никифора (фон Рихтер-Меллин), папка 16, л.18-25.
  6. Монахиня СЕРГИЯ: В міру Васильева Татьяна Николаевна, род. 25.10.1886 в СПб в семье почетного гражданина. 8 классов гимназии. До революции работала конторщицей Русско-Азиатского Банка, позже в библиотеке Совнархоза и в Пединституте. По некоторым данным можно судить, что по выходу из к/л в 1934 она скрывалась в Воронежской обл. — См. Архив УКГБ по Лен. Дело № П-75829, л.3-12.
  7. Непонятно о ком именно идет речь: то ли о архимандрите АЛЕКСИЕ (Шипове), тайно рукоположенном в епископа в 1928, осужденном и сосланном в 1931 в Сев.Край, то ли о некоем другом архимандрите АЛЕКСИЕ.
  8. См. Архив УКГБ по Лен. Дело № П-75829. Т.1, л.6-8.
  9. Монахиня АНАТОЛИЯ: В міру Семенова Александра Ивановна, род. в 1887 в дер.Байки Ширского уезда Ярославской губ. в крестьянской семье. В 1914 поступила в Серафимо-Знаменский м-рь, в 1916 пострижена в рясофор, в 1926 — в мантию. В 1928 арестована Харьковским ГПУ как связная с сообщением о действиях иосифлян. Подлежала высылке, но не подчинилась. Ссылку отбывала в г.Бек-Буди. — См. Цит.Дело № П-75829. Т.1, л.38.
  10. Цит. Послание к Римляном 13:1-2.
  11. Архиепископ ДИМИТРИЙ: В міру Любимов Дмитрий Гаврилович, род. 15 сент. 1857 в Ораниенбауме СПб губ. в семье протоиерея. В 1878 окончил СПбДС и в 1882 — СПбДА со степенью кандидата богословия. В мае 1886 рукоположен в иерея, служил в Ораниенбауме С 12.09.1898 — служил в СПб. 14.05.1903 — протоиерей, настоятель Покровской церкви. В нач.1920-x — постриг в мантию с именем Димитрий в Свято-Даниловом мон-ре в Москве, возведен в сан архимандрита. В 1922 — арест. 1922-23 — в ссылке в Уральске. 1923-1925 — в Теджене в Ср.Азии. 1.03.1925 освобожден, вернулся в Ленинград. 26.12.1925 — хиротонисан в еп.Гдовского, вик. СПб епархии, митр.Сергием (Страгородским). 26.12.1927 — подписал акт отхода от митр.Сергия. После ареста митр.Иосифа (Петровых) фактически возглавил иосифлянское движение. В нач.января 1929 — архиепископ, в.у. Ленинградской епархией. 29.11.1929 — арест. 3.08.1930 приговорен к ВМН с заменой на 10 лет ИТЛ. 24.09 - 22.11.1930 — в заключении в СЛОН. С ноября 1930 по сент.1931 — в Бутырской тюрьме в Москве. Переведен в Ярославский политизолятор, где умер 17.05.1935.
  12. См. Цит.Дело № П-75829. Т.1, л.39-40.
  13. Монахиня ЕВФРОСИНИЯ: В міру Кругликова Мария Максимовна, род. в 1876 в селе Александровское Ковенской губ. в крестьянской семье, неграмотная. В 1903 поступила в Вагулский м-рь в Ярославской губ. В 1918, после ликвидации м-ря, переехала в Ленинград и поступила в Иоанновский м-рь. После ликвидации последнего в 1924 жила нелегально. — См. Цит. Депо № П-75829. Т.1, л.55.
  14. См. Цит.Дело № П-75829. Т.1, л.56.
  15. Монахиня ЕВТРОПИЯ: В міру Петрова Екатерина Петровна. род. в 1876 в дер.Поречье Гдовского р-на СПб губ. в крестьянской семье. В 1905 поступила в Спасо-Иоанновский м-рь, где прожила до его закрытия в 1924. — См. Цит.Дело № П-75829. Т.1, л.70.
  16. См. Цит.Дело № П-75829. Т.1, л.71-74.
  17. Монахиня САЛОМИЯ: В міру Загорельская Анна Тимофеевна, род. в 1881 в Могилеве в семье урядника. В 1906 поступила в м-рь в Ярославской губ. В 1911 переехала в Иоанновский м-рь. После 1928 неоднократно разбрасывала антисергианские листовки. — См. Цит.Дело № П-75829 Т.1, л.78.
  18. См. Цит.Дело № П-75829. Т.1, л.79.
  19. Сию фразу некоторые даже вписывали в графу "подданство" или "отношение к сов.власти".
  20. Игумен ГЕДЕОН: В міру Авивов Григорий. род. в 1873. В 1893 поступил послушником в Оптину пустынь Калужской губ. С 1898 по просьбе иером.Амвросия переведен в строящееся Лютиково подворье в СПб. В 1901 перешел в АНЛ. В 1910 пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона. В 1917 посвящен в иеромонаха. С 1931 игумен. — См. Цит.Дело № П-75829. Т.1, л.153.
  21. См. Цит.Дело № П-75829. Т.1, л.158.
  22. Иеродиакон ПАРФЕНИЙ: В міру Прядко Парфений(?) Иванович, род. 20.11.1867 в Юхне Киевской губ. С 1901 — на Валааме. — См. Цит.Дело № П-75829. Т.1, л.201.
  23. См. Цит.Дело. Т.1, л.204. Весьма интересна. в связи с общей системой сего дела, эпопея с переходом границы в Финляндию. То, что такой проект существовал у многих иосифлянских монахов — известно. Удивительно, сий пункт не внесен в обвинение, однако не вызывает сомнений, что он был знаком ГПУ. О.Сампсон (Сиверс) разсказывал: "Не было надежных людей протоптать мне дорожку через границу. Через Финляндию я боялся бежать, потому что финны нас хватали и сажали в тюрьму, как шпионов от советской власти и много наших погибло совершенно зря. Они пожизненно сажали в тюрьму. Финны ужасные" (19 пленка -9-; -153-).
  24. Монах ИЛИАН: В міру Науменко Исидор Дмитриевич, род. 13.05.1869 в Козоровичах Киевской губ. В 1898 поступил послушником на Валаам. В 1913 переведен в Москву в Валаамское подворье. В 1926 выехал в Финляндию, но в 1927 из-за смуты в м-ре вернулся. — См. Цит.Дело... Т.1, л.255.
  25. См. Цит.Дело. Т.1, л.258.
  26. Архимандрит ЕВГЕНИЙ: В міру Матфеев Евгений(?) Емельянович, род. в 1852 в СПб. По старости освобожден. — См. Цит.Дело... Т.1, л.239.
  27. См. Цит.Дело... Т.1, л.242.
  28. Киевское подворье в 1927-29 было иосифлянским, но после арестов перешло к м.Сергию. Непосредственным управляющим на время закрытия являлся сергианский "еп". Николай (Муравьев) (†30.04.1961 Углич). — См.: М.Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. Эрланген 1989. Т.5, с.135. По данному делу проходит как свидетель.
  29. Послушница КСЕНИЯ: В міру Гаврилова Ксения Гавриловна, род. 15 01.1885 в дер.Поваренкино Псковской губ. в крестьянской семье. В 1916 поступила в Новодевичий м-рь. — См. Цит.Дело... Т.2, л.309.
  30. См. Цит.Дело... Т.2, л.312.
  31. Аллюзия на Послание Фессалоникийцам 2:6 Несомненно, что влияние оказало толкование сего текста св.прав. Иоанном Кронштадтским. — См. В Неделю Крестопоклонную 5.03.1906, Цит. по: Жизнь, подвиги, чудеса и пророчества св.прав.о.нашего Иоанна Кронштадтского чуд. Джорданвилль. 1976. с.31-32.
  32. Послушница АННА: В міру Гончарова Анна Платоновна, род. 9.09.1881 в стан.Даховской Кубанской обл. в казачьей семье. В 1901-14 в Марие-Магдалинском м-ре на Кубани. С 1917 изгнана. По некоторым данным можно судить, что после отбытия ссылки, она известна под именем схимонахини Агнии. — См. Цит.Дело... Т.2, л.316-319.
  33. Монахиня АЛЕКСАНДРА: В міру Балясникова Александра(?) Платоновна, род. 22.04.1895 в Югостицах СПб губ. С 1914 послушница в Старо-Ладожском подворье в СПб. С 1919 — в Новодевичьем м-ре. В 1921 пострижена в рясофор. — См. Цит.Дело... Т.2, л.292.
  34. См. Цит.Дело... Т.2, л.295.
  35. Они: игуменья НИКОДИМА (Долгополова Екатерина Карповна), монахиня СЕРАФИМА (Пичкина Александра Васильевна) и скрывшаяся монахиня УРИИЛА (Рубашка Елена). Все они пострижены в Москве по благословению архиеп.Феодора (Поздеевского), что подчеркивает даже не интеграционные процессы между "даниловцами" и "иосифлянами", не взаимные связи, а скорее параллельную систему, обязательно вытекавшую из принципа децентрализации. — См. Цит.Дело... Т.2, л.382.
  36. Монахиня ИОАННА: В міру Кундрюцкая Татьяна Митрофановна, род. в 1883 в СПб. С 1907 в Спасо-Иоанновском м-ре. — См. Цит.Дело... Т.1, л.20. О ней упоминается у Иоанна (Снычева). Церк.расколы 20-30-x гг. ХХ столетия. Сортавала .1993, с.199.
  37. Цит.Дело... Т.1, л.24.
  38. О аморальности в АНЛ см о.Сампсона (Сиверса); мнение А.Краснова-Левитина нам не представляется правильным. — См : Цит.соч., с.194.
  39. Послушница ВЕРА: В міру Шехобаева Вера Дмитриевна, род. 20.08.1898 в СПб в семье купца 2-й гильдии. В 1904 отдана на воспитание в м-рь. В 1917 ушла в Новодевичий м-рь, была личным секретарем у игуменьи. По некоторым данным после освобождения прислуживала в сергианском храме. — См. Цит.Дело... Т.2, л.347.
  40. Цит.Дело... Т.2, л.350.
  41. О священнике Филофее ПОЛЯКОВЕ см. мягкое мнение А.Краснова-Левитина. — Цит.соч., с.107.
  42. См. Личный Архив о.Никифора, папка 13. л.109-121.
  43. А.Левитин-Краснов. Цит.соч., с.222.
  44. Там же.
  45. Л.А.Н., п.13, л.203.
  46. Л А Н., п.10, л.250-278; в контексте сего см. официальное мнение МП см. у Иоанна (Снычева). Цит.соч.
  47. Л.А.Н., п.10. л.300-316; официальное мнение МП см. у Иоанна (Снычева) в цит.соч. (Ситуация с 1928 в Новодевичьем мон-ре сложилась невероятная: все насельницы были иосифлянками, все храмы монастыря принадлежали сергианам, а большинство помещений занимало сергианское Епархиальное управление — до 1937).
  48. Л.А.Н., п.10, л.321-329; официальное мнение МП см. у Иоанна (Снычева). Цит.соч.
  49. Л.А.Н., п.10, л.279-299.
  50. Цит.Дело. Т.2, л.383-401.
  51. Священник Александр МЕДВЕЦКИЙ. — См. о нем: А.Левитин-Краснов. Цит.соч., с.208-210.
  52. Рясофорная монахиня ВАРВАРА: В міру Врасская-Котляревская Варвара Степановна, род. 26.11.1885 в Киеве в семье служащего судебного учреждения. Дворянка Образование — высшее, окончила высшие женские курсы. В 1907-11 артистка МХАТ, в 1911-24 — Александринского театра. В 1924-27 работала в библиотеке Академии Наук. С 1927 поступила послушницей в монастырь. В 1930 пострижена в рясофор. — См. Архив УКГБ по Лен. Дело № П-75829, л.13-19.
  53. Архимандрит ФЕОДОСИЙ: В міру Масалитинов Федос(?) Федорович, род. 27.06.1871 в дер.Неведомый Колодец Крюковской вол. Грайвороновского уезда Курской губ. Все данные см.: Цит.Дело... Т.1, л.92-96. Наказание отбывал в Дмитлаге. Умер ок.1935.
  54. Иеромонах СИМЕОН: В міру граф фон Сиверс Эдуард Эсперович (Сергей Яковлевич), род. 10.06.1898 в СПб в дворянской семье. Англиканин по вероисповеданию до 1918, когда принял Православие. Окончил гимназию, реформатское Училище; учился в Военно-Медицинской Академии и Военно-фельдшерской школе. В 1921 поступил в АНЛ, в 1923 рукоположен в иеродиакона, в 1927 тайно в иеромонаха. В 1932 осужден на 3 г. СЛОН, в 1935 — на 8 лет к/л. В 1948 признал МП. В 1958 осужден МП к поднадзорному проживанию в Псково-Печерском м-ре. В 1963 оправдан по суду; вышел за штат и поселился в Подмосковье. В 1966 принял схиму с именем Сампсон. Скончался 13.08.1979 в Москве. — См. Цит.Дело..., Т.1, л.137-144; Т.2, л. 435, 526, 462, 473, 546, 567, 569-573; также изданные его "Письма и беседы" (все с купюрами); Жизнеописание (несколько разных изданий) вовсе неточно.

17 (30) апреля 1995 г.

Обрет. мощей преп. Александра Свирского

МОСКВА

+ АМВРОСИЙ Епископ Готфский И.П.Х.
Вестник “Русское Православие”, № 4(21), 2000, с.23-31.
Содержание
Hosted by uCoz