БЕЗОБРАЗНИКИ
К событиям в РПЦЗ 1945-1955 гг.

Дом беззаконных собирая имения
беззакония, и с укоризною неправду
(Мих. 6:10).

Что творилось в РПЦЗ в первое послевоенное десятилетие — почти никому неизвестно. К тому же сама РПЦЗ всячески старается замолчать сей период, весьма покрытый густой дымовой завесой всяческих благочестивых сказок и басен. Однако, ныне нам довелось подробно ознакомиться с материалами тех лет касательно интересующей нас темы, и многие факты оказались вопиющими. А кое-какие установленные детали событий того времени вызвали особенное отвращение.

В РПЦЗ весьма популярна тема, что во время и после 2-й Мировой войны "вторая волна" эмиграции в основном окормлялась именно у "карловчан". Правда, при этом почему-то почти не упоминается, что сия "вторая волна" почти сплошь (в церковном смысле) состояла из сергиан, обновленцев и самосвятов. Всех их принимали без какого-либо изследования или т.п., а просто — "автоматом". Одинаково с мирянами в РПЦЗ были приняты и соответствующие "клирики" и "архиереи". К лету же 1945 в юрисдикции РПЦЗ официально прокламировались следующие архиереи: в Европе — митр.Карловацкий Анастасий (Грибановский), митр.Берлинский Серафим (Лядэ), еп.Потсдамский Филипп (фон Гарднер), еп.Венский Василий (Павловский); в Сев.Америке — митр.Северо-Американский Феофил (Пашковский), архиеп.Восточно-Американский Виталий (Максименко), архиеп.Западно-Американский Тихон (Троицкий), архиеп.Кливлэндский Леонтий (Туркевич), архиеп.Аляскинский Алексий (Пантелеев), архиеп.Канадский Иоасаф (Скородумов), еп.Детройтский Иероним (Чернов), еп.Виннипегский Арсений (Чаговец), еп.Бостонский Макарий (Ильинский), в Юж.Америке — архиеп.Бразильский Феодосий (Самойлович). Уже к тому времени в МП ушли архиеп.Богучарский Серафим (Соболев) и митр.Парижский Серафим (Лукьянов). На дальнем Востоке весь без исключения епископат, включая и еп.Иоанна (Максимовича), ушел в МП. В июле 1945 в епископа Бад-Кассингенского был поставлен архим.Александр (Ловчий), что несколько пополнило ряды иерархии в Европе из-за еп.Филиппа Потсдамского, по-видимому, ставшего разстригой. О сем еп.Григорий (Граббе) писал: "Митр. Анастасий, однако, иногда предпочитал снятие сана извержению во избежание судебного процесса. Так, вопреки моему совету, он с Гарднера провел снятие сана по прошению, чтобы не судить его, хотя налицо было преступление"[1]. В октябре 1945 скончался еп.Венский Василий, что уже серьезно ставило вопрос о самом существовании "зарубежного" епископата в Европе.

При окончании войны в Германии скопилось столько сергианских и иных "архиереев", бежавших из СССР, что их количество превышало епископат РПЦЗ раз в шесть. Большинство их в 1941-44 входило в состав т.н. Украинской и Белорусской Автономных Церквей, признававших духовную власть Московского "патриарха", а по своим хиротониям сии "епископы" происходили, с одной стороны, от польских новостильников, а с другой — от сергианских иерархов, в том числе поставленных в МП незадолго до начала войны и оказавшихся в оккупации. Из приехавших в Германию епископов-беженцев из "автономий" Украины и Белоруссии только митр.Пантелеймон (Рожновский) имел еще дореволюционное рукоположение (поставлен в 1913).* Итак, перечислим поименно всех 12 иерархов, принятых в РПЦЗ из Автономных Церквей 5 апреля 1946 на Архиерейском Соборе в Мюнхене: "митрополит" Минский Пантелеймон (Рожновский), "архиепископ" Гродненский Венедикт (Бобковский), "епископ" Могилевский Филофей (Нарко), "епископ" Витебский Афанасий (Мартос), "епископ" Смоленский Стефан (Севбо), "епископ" Брянский Павел (Мелентьев), "епископ" Гомельский Григорий (Борискевич), "епископ" Брестский Феодор (Рафальский), "архиепископ" Киевский Пантелеймон (Рудык), "епископ" Житомирский Леонтий (Филиппович), "епископ" Винницкий Евлогий (Марковский), "епископ" Екатеринославский Димитрий (Маган).

* Однако, в 1939 еп.Пантелеймон вошел в юрисдикцию МП и в 1941 получил от митр.Сергия (Страгородского) сан "архиепископа". — Прим.ред.

Интересно, что участвовавший на сем Соборе митр.Серафим (Лядэ), прежде бывший украинским автокефалистским обновленческим "епископом", сам в 1930 был принят в РПЦЗ в "сущем сане", что еще тогда у многих ревнителей православия вызывало серьезные нарекания. Однако, общеизвестно, что он, в отличие от "автономистов", был принят через покаяние[2]. В 1929, будучи высланным из СССР как немецко-подданный, и "очутившись за границей, еп.Серафим немедленно поехал в Сербию к своему Авве Блаженнейшему митр.Антонию, войдя к которому, он сказал: "я — монах Серафим..." По определению Архиерейского Синода он принес покаяние в принадлежности к неканонической группе и после покаяния был назначен на кафедру епископа Венского"[3]. Так, в 1929 вступив в контакт с РПЦЗ, еп.Серафим получил испытательный срок и около года пребывал, как простой монах. Затем публично сознался, что являлся агентом НКВД и после овдовения и принятия монашества имел сожительницу. Лишь только после рассмотрения его дела Арх.Синодом РПЦЗ, он был окончательно принят. "Он поселился в Бадене около Вены, держась в стороне от русских церковных дел. Когда митр.Антонию понадобилось посвятить для бессарабцев, непризнававших новый стиль, несколько священников, еп.Серафим вызвался поехать, несмотря на запрещение властей, в Румынию и устроил там старостильные приходы"[4]. Пожалуй, то был единственный случай хотя бы формального соблюдения церковных требований архиереями РПЦЗ в отношении приема в общение бывших еретиков. Занимательно, что на Соборе 1946 его, как обновленца, обличал "епископ" Житомирский Леонтий (Филиппович)[5]. В свою очередь, митр.Серафим протестовал против принятия "автономистов" в РПЦЗ, указывая на их полное нравственное разложение при их весьма большом количестве. После утверждения Синода в Мюнхене митр.Серафима из города выдворили и, как мы обнаружили, он возглавлял общину в Регенсбурге[6]. Однако, как потом показало посмертное вскрытие его архива, он дважды (через митр.Парижского Серафима Лукьянова) обращался к Московскому "патриарху" с прошением принять его в "сущем сане" в юрисдикцию МП, но первоначально ответ был отрицательным. И все же в июле-августе 1950 митр.Серафим был тайно принят в МП[7]. По-видимому, вскоре о сем событии стало кое-кому известно. Именно сим объясняется нападение на него каких-то странных "бандитов" 15 августа 1950. "Бандиты зажали ему рот тряпкой, скрутили назад руки, вырвали две пряди волос из бороды. Затем бандиты стали шарить по квартире, но шум разбудил жильцов"[8]. "Митрополит Серафим подвергся безобразному нападению бандитов, ворвавшихся в его квартиру ночью в масках и перчатках. Напав вчетвером на больного старца, они не успели осуществить своих преступных замыслов, так как были напуганы криком и шумом, поднятым хозяйкой. Русские церковные круги глубоко опечалены и взволнованы этим тягостным событием — тем более, что нападавшие, безследно исчезнув, не обнаружены, и далеко нет уверенности, что будут вскрыты преступные намерения нападавших..."[9] Далее события развивались так: "Граббе был первым из приехавших к телу митрополита, произвел тщательный обыск в бумагах задушенного архипастыря и унес с собой часть бумаг и панагии, несмотря на протест жившей в доме хозяйки. Следственные власти не нашли убийцу и дело прекратили"[10]. Сам прот.Г.Граббе уточняет, что он "естественно постарался изъять важнейшие бумаги из рук этой хозяйки, которую подозревали в сношении с большевиками. Подозрение это впоследствии оправдалось: г-жа Матерна устроила резиденцию для советского епископа Иринея Зуземиль"[11].* Стоит уточнить: 1950 год для беженцев в Германии, конечно, не 1946-й когда их выдавали в массовом порядке. Однако, очень серьезная угроза депортации в СССР сохранялась неизменной. Для всех беженцев, фактически не имевших никаких прав, только РПЦЗ являлась в то время неким гарантом дальнейшей жизни. Точнее, даже не вся РПЦЗ (ибо ее руководящий орган — Синод, сам был беженским), а ее Германская Епархия — по законам Германии являвшаяся "публично-правовой корпорацией" и таким образом имевшая серьезные юридические возможности в отстаивании хоть каких-нибудь прав своей паствы. Во главе Германской Епархии стоял митр.Серафим (Лядэ), посему его переход в МП (сначала тайный, а потом обязательно ставший бы явным) нес в себе смертельную угрозу для всех людей, связанных с эмиграцией. Такова правда, если убрать необоснованные воздыхания о судьбе Лядэ и т.п."[13]

* Кстати, сей И.Зуземиль, одновременно работавший на немецкую и советскую разведки во время войны, являлся секретарем митр.Серафима (Лядэ)[12] и после данных событии бежал с документами к большевикам. — прим. арх.Амвросия.

Определенную таинственность в истории принятия "архиереев" Украинской и Белорусской Автономий вызывает судьба митр.Пантелеймона (Рожновского), о коем мы упоминали выше. Рукоположен он был в июне 1913 в еп.Двинского, вик.Полоцкой епархии. В 1923 — он еп.Пинский и Новогрудский, однако "автокефалию" Польской Церкви — очень модернистской и экуменической — не признал, за что был заключен на 20 лет в Жировицкий монастырь. На его крайне отрицательном отношении к Польской "автокефалии" сумел сыграть Сергий (Страгородский), в нач.1941 попытавшийся на сем основании привлечь того к своей деятельности. С началом ІІ-й Мировой войны митр.Пантелеймон (Рожновский) вновь занял особую позицию по всем вопросам: он по-прежнему был против Польской "автокефалии", слышать не хотел о Белорусской "автономии" под юрисдикцией МП. Такая его позиция была неудобна для всех, отчего при немцах в Белорусской "автономии" более заправлял "еп".Филофей (Нарко), нежели митрополит — ее формальный Первоиерарх. Будучи русским патриотом, митр.Пантелеймон вошел в серьезные переговоры с эмигрантским "Русским Комитетом" в Варшаве (в частности, с С.Войцеховским). Одновременно он пошел на конфликт и с собственно сергианами, отказавшись не только признавать, но и сослужить с сергианским 'Экзархом" Прибалтики Сергием (Воскресенским)[14]. С отступающими немецкими частями митр.Пантелеймон среди беженцев оказался в Германии, где и скончался 30 дек. 1950. В изданиях РПЦЗ всегда указывалось, что он вошел в нее в 1946[15]. Но никаких серьезных подтверждений сего мы до сих пор не обнаружили. Более того, известно, что он всячески изолировался не только от РПЦЗ, но и от своих же "автономистов", скончавшись в беженском лагере Фельдмохинг[17]. Интересно, что погребали его только "епископы" Венедикт (Бобковский), Филофей (Нарко) и Александр (Ловчий)[18], хотя тогда в Германии имелись еще архиереи, принадлежавшие к РПЦЗ. Также занимательно, что в одной газетной заметке того времени митр.Пантелеймон (Рожновский) назван "возглавляющим Белорусскую Иерархию"[19].

Во время ІІ-й Мировой войны за границей (особенно в Германии) каких только не появляется "архиереев". Например, эвакуировавшись в сент.1944 из Риги, в юрисдикцию РПЦЗ переходит новостильник и модернист еп.Рижский Иоанн (Гарклавс) — возглавитель т.н. "Латвийской Церкви", кстати, никакого отношения не имевший к убиенному в 1934 архиеп.Рижскому Иоанну (Поммеру). О сем Иоанне (Гарклавсе) вообще нигде не упоминается, хотя неожиданно мы обнаружили интересные данные в официальном предисловии к 4-му изданию "Руководства для Православных Христиан". В частности там написано: "В маленьком пространстве необходимость сделала в качестве первого еп.Рижского — еп.Иоанна (Гарклавса), как беженца, находившегося в беженском лагере в Херсбруке. Он поручил одному члену "Братства свв.Петра и Павла", имевшего центр в Риге, техническую работу по выпуску маленького "Руководства" ("Handbuch...")... Эмигрируя в США, еп.Иоанн просил митр.Анастасия, имевшего резиденцию в Мюнхене, взять на себя руководство Братством. Митрополит сие перепоручил тогда еще архим.Аверкию (ныне архиепископ, ректор высшей богословской школы в Джорданвилле, США). Братство было заявлено как "Объединение" (Verein), причем, по совету одного хорошего, но не согласною с технической работой, юриста ошибочно обозначено "Объединение Церквей" (Kirchenverein) вместо "Церковного Объединения" (Kirchlicher Verein)"[20]. Примерно в 1947-48 он выехал в США, где тотчас перешел в юрисдикцию Северо-Американской Митрополии, получив Детройтскую кафедру и даже бросив на произвол судьбы свои же латышские приходы в Европе. Занимательно, что ИПХ в Латвии он старался принимать исключительно через покаяние[21]. Сие уже само по себе говорит о том, как он относился к Истинному Православию. Впрочем, один его клирик — иеромонах Георгий (Фрейманис) (†1986) — в 1945 в "Курляндском котле" был принят в Катакомбную Церковь через св.Мvропомазание[22]. Помимо Иоанна (Гарклавса) в Зап.Европе появляются два обновленческих "епископа": Игнатий (Жебровский) Калининский и Николай (Автономов) Иваново-Вознесенский. В общение с РПЦЗ они были беззаконно приняты в "сущем сане". Первый получил кафедру в Вене, второй в Мюнхене. И только благодаря оперативным действиям православной паствы, особенно мирян-эмигрантов "второй волны" из Сов.России, сии "епископы" довольно быстро и без лишнего шума были низвергнуты с занимаемых ими постов[23]. То, что сии оба являлись агентами МГБ настолько ни у кого не вызывало сомнений, что за ними была установлена слежка. Николай (Автономов) в общем-то был убран с Мюнхенской кафедры более даже потому, что там уже укрепился Синод РПЦЗ. Однако, своей вредной деятельности "еп".Николай не оставлял, о чем во многих газетах того времени печаталось, например, что он арестован 15.12.47 и пробыл под арестом по 10.03.48 по обвинению в шпионаже, фальсификации меток и штампов. Из-под ареста был выпущен под залог, а затем, за недоказанностью обвинений, оправдан 8-м судебным округом военного суда СЦІА[24]. Еще более безумная и отвратительная обстановка имела место в Вене — разделенной, подобно Берлину, пополам. Как известно, в октябре 1945 еп.Венский Василий (Павловский) скончался. На его месте возник обновленец Игнатий (Жебровский), коий продержался в сей должности весьма короткое время. Но сменила его на посту не менее занимательная личность — "епископ" Павел (Мелентьев), досидевший на кафедре до лета 1946, после чего его сменил бывш. "еп".Смоленский Стефан (Севбо)[25]. Два года "еп". Павел безобразничал, а в 1948, вместе с украинским автономистом "еп".Димитрием (Маганом), объявил свое отделение от РПЦЗ, т.к. та никому не подчинялась, и провозгласил свою "автокефалию"[26]. Впрочем, в 1948 он ушел в католичество[27], поселившись в Шавитоньском монастыре в Бельгии, где рассказывал басни о Катакомбной Церкви, причисляя себя к ней[28]! Правда же о нем такова: он всегда был сергианином, несколько лет в 1930-х находился в заключении, в 1942 митр.Пантелеймоном и еп.Стефаном рукоположен в "епископа" Брянского. Однако, там его приняли лишь не очень многочисленные обновленцы и сергиане, ИПХ же объявили ему войну, вплоть до угроз, отчего "еп".Павлу в Брянской обл. пришлось почти не бывать.

При таком обилии "архиереев" в Германии, интересно, как кому кто подчинялся, или как там была устроена церковная жизнь РПЦЗ. Как мы уже знаем, митр.Анастасий к апрелю 1946 приехал в Мюнхен и там же находился Синод и, собственно говоря, центр РПЦЗ. В одном городе трем митрополитам тесно: митр.Серафим (Лядэ), хотя и был главой Епархии, оказался в Регенсбурге, а митр.Пантелеймон (Рожновский), хотя и самоизолировался, но продолжал оставаться главою Белорусской Иерархии, проживая в лагере Фельдмохинг. В начале 1946 еп.Александр (Ловчий), имея центр в Бад-Кассингене, окормлял Баварию; "еп".Филофей (Нарко), имея центр в Висбадене, окормлял Гессен; "еп".Афанасий (Мартос), имея центр в Гамбурге, окормлял британскую зону оккупации; "еп".Венедикт (Бобковский) окормлял национальные Белорусские приходы; "еп".Евлогий (Марковский) — национальные украинские приходы; "еп".Иоанн (Гарклавс), имея центр в лагере Херсбрук, — национальные латышские. В лагере Шлясхайм, где проживало более 7000 беженцев, скопилось огромное количество "клириков" и имелось 3 "архиерея": "еп".Григорий (Борискевич), "еп".Димитрий (Маган) и "арxиеп".Пантелеймон (Рудык)[29]."Епископы" Леонтий (Филиппович) и Феодор (Рафальский) делали, что им вздумается. Также надо напомнить, что в Германии подолгу сидел и правил еп.Западно-Европейский Нафанаил (Львов), весьма прославившийся своими оргиями и безобразиями. Общее же состояние РПЦЗ в Германии в то время можно охарактеризовать кратко: беззаконие.

Что творилось в Зап.Европе, тоже мало поддается описанию. Например, известный почитатель Гитлера (а потом Сталина) митр.Серафим (Лукьянов) 1/14декабря 1949 был безболезненно принят в РПЦЗ обратно из МП (через "письменное покаяние"![30], но в 1954, поехав в Финляндию (свою ветхую епархию), он направил телеграмму советскому "патриарху" Алексию (Симанскому) с просьбой вновь принять его в МП, после чего уехал в СССР, где и скончался на пенсии в 1959[31].

Однако, обратим свой взор на восток и на юг. Что же имело место быть там? Увы, там все архиереи РПЦЗ отпали в МП. Советская агентура чувствовала себя настолько вольготно, что даже сейчас, читая старые сообщения, становится не по себе. "...Автор повествует о раскрытии в американской зоне Кореи шпионской организации и таинственной роли в этом деле одного православного священника. Оказывается, что главный штаб советского шпионажа находился в православном храме столицы Кореи — Сеуле. О.Поликарп, настоятель этого храма, был в постоянной и непосредственной связи с советскими агентами и корейскими коммунистами. Американская тайная полиция, наблюдавшая за подозрительной церковью, установила, что те и другие посещали храм по ночам, пряча там важные документы и пропагандистскую литературу. Архиеп.Виктор, находившийся в юрисдикции Свящ.Синода в Мюнхене и в 1945 перешедший под "высокую руку" МП, был выслан национальным Китаем из пределов страны за коммунистическую пропаганду. В настоящее время во главе русской православной церкви в Харбине стоит еп.Нестор, грудь которого покрьгга советскими орденами. Он разъезжает по городу в великолепном автомобиле, на котором развевается красный флаг. Все православные священники в Харбине, не признавшие МП, были не только лишены своих приходов, но и подверглись репрессиям"[32]. Кстати, в свое время, в 1945, когда советский "патриарх" Алексий (Симанский) принял все епархии РПЦЗ на Дальнем Востоке, а Сталин даже ответствовал телеграммой, сие было с особенным восторгом воспринято ныне всеми похваляемым Иоанном (Максимовичем), коий не только поминал советского "патриарха" за богослужениями как главу всей Русской Церкви, но даже служил благодарственные молебны о победе Красной Армии (как раз тогда, когда СМЕРШовцы рекою лили кровь русских людей в Европе, а Сталин наполнял свои застенки "изменниками Родины") и собирал пожертвования для СССР[33]. Интересно также, что в МП тогда же перешли такие знаменитости, как будущий Первоиерарх РПЦЗ архим.Филарет (Вознесенский) и будущий долголетний главный редактор идеологического рупора РПЦЗ, журнала "Православная Русь", свящ.Кирилл Зайцев (архим.Константин) и др. "...На Афонской горе Карманова встречали с необычайной помпой. Звонили колокола, во всех церквях служили молебны о здравии патр.Алексия и... Владимира Карманова — представителя Сталина... Особенно усердствовали монастыри: св.Пантелеймона, св.Андрея, св.прор.Илии и отчасти Троицкий. Настоятели этих монастырей давно находились в секретной таинственной связи с советскими агентами в Греции"[34]. Подобная безпринципность настолько никак необъяснима, что явно бросается в глаза не только просергианская и просоветская настроенность клира РПЦЗ. Дело гораздо хуже: в РПЦЗ явно еще до войны вовсю работали советские агенты, успешно выполнявшие свою миссию.

И все-таки "пальму первенства" по безобразиям в РПЦЗ держал нами упоминавшийся выше "архиеп".Пантелеймон (Рудык). Если с его похождениями, о коих речь пойдет ниже, все предельно ясно, то биография его — в полной тьме. Так, утверждалось, что с РПЦЗ первыми вошли в контакт и даже были приняты"епископы" Венедикт (Бобковский)[35] и Григорий (Борискевич)[36], а также Леонтий (Филиппович)[37]. Однако известно, что уже 24.08.(6.09.)1945 на заседании Арх.Синода было решено "временно вобрать" в РПЦЗ весь "епископат" Украинской Автономии, а "архиеп".Пантелеймона (Рудыка) даже назначить членом Синода[38]. В 1947 Пантелеймону (Рудыку) дали в управление Аргентинскую Епархию[39]. И вот, что там происходило: "На празднике праздников, на Пасху 1950 люди приехали в церковь помолиться и вдруг увидели небывалое зрелище. Русская церковь, где управлял еп.Пантелеймон, была окружена нарядами полиции. На мостовой полицейские пикеты не дозволяли останавливаться, в церковном дворе полицейские офицеры и агенты. Зрелище ужасное! Многие прихожане плачут, как дети, от этого зрелища. Это действительно была трагедия нашей Церкви в Аргентине. Никакие Ярославские и Демьяны Бедные неспособны нанести такого сильного удара по Церкви, как нанес ее глава — еп.Пантелеймон. Оказалось, полиция пришла арестовывать епископа Православной Церкви, как аморального типа. Полиция установила, что сей епископ — мужеложник... Оба мальца подтвердили, что он платил им деньги. Правительство выслало этого дегенерата из Аргентины. Но, понятно, нанесенный удар по нашей Церкви никто не в силах скрыть и никогда не скроет. Тысячи людей, как русские, так и украинцы, испанцы, евреи и т.д., были свидетелями этого зрелища. Этот скандал не попал в печать только благодаря о.К.Изразцову, которого во всей Южной Америке уважали, как в сфере правительства, так и в общественности... Когда епископом Аргентины был назначен Пантелеймон, то митр.Анастасий был немедленно предупрежден о его поведении. О.К.Изразцов умолял владыку заменить еп.Пантелеймона другим, ибо, как сообщал он в своем письме, "шила в мешке не утаишь". На просьбу о.К.Изразцова митр.Анастасий остался глух и этим довел православную Церковь в Аргентине до небывалого скандала и позора. Ведь не секрет был, все знали, что в Европе Пантелеймона звали просто Параськой (точнее "Пантюшей-пидараской", — А.А.)"[40]. Пантелеймон (Рудык) был настолько отвратителен, что сумел найти из наивных людей лишь 31 своего почитателя, кои собрались и подписали петицию Президенту ген.Перону, прося последнего заново разобрать его дело и не высылать. Однако данные оказались настолько неопровержимыми, что сию петицию они так и не дерзнули отправить[41]. От греха подальше Пантелеймона вообще отправили управлять приходами РПЦЗ в Сев. Африке[42]. Но едва он туда прибыл, то не удержался и начал вновь безобразничать, причем "слава" его из Аргентины скоро последовала за ним. Даже греки юрисдикции Александрийской Патриархии отказывались с ним сослужить. "Конфликт, вызванный приездом архиеп.Пантелеймона в Сев.Африку, пока не разрешен", — констатировала тогдашняя газета, правда, пытаясь все дело объяснить не аморальностью Пантелеймона, а тем, что он прибыл к месту своего служения без предварительного соглашения с патриархом Александрии[43]. Каково же было всеобщее удивление в Аргентине, что "Пантелеймон не ушел в монастырь, не убежал в лес: на съезде епископов в США он представлял Канаду"[44]! Т.е. в Арх. Синоде поступили очень просто: они поменяли местами Пантелеймона и еп.Иоасафа (Скородумова). Теперь Пантелеймон значился архиепископом Западно-Канадским и Эдмонтонским. О сем свидетельствует рекламка того времени: "17 октября 1953 года, в 7 часов вечера всенощную и завтра 18 октября 1953 года в 10 часов утра Божественную Литургию совершит Высокопреосвященнейший архиепископ Западно-Канадский и Эдмонтонский Пантелеймон. Владыка Пантелеймон — уроженец Подкарпатской Руси, хорошо известен на Волыни по своей деятельности в Почаевской Лавре и миссионерской работе в Галиции, Киеве и Германии в лагерях Фюссен-Шляйсхайм. Приходской Совет (Беверли, Филадельфия)"[45]. Можно весело посмеяться, читая сию рекламку и зная про "деятельность" и "миссионерскую работу" сего дегенерата. На новом месте, в Канаде, он не только не унимался, но продолжал заниматься мужеложством, что уже никак невозможно было скрыть. Но Арх.Синод ничего не предпринимал до страшного скандала в 1957, когда Пантелеймона, чтобы не предавать дело гласности, не судили за преступления, а убрали на покой, причем он вскоре перешел в МП[46]. (На его место срочно хиротонисали еп.Савву (Сарашевича), а потом и вовсе закрыли епархию, присоединив ее к Монреальской). Когда Арх.Синоду стало известно об уходе Пантелеймона в МП, то было издано странное Определение 1959: "Исключить запрещенного в священнослужении архиеп.Пантелеймона из состава иерархии РПЦЗ, предлагая верным чадам Церкви совершенно воздерживаться от всякого общения с ним".

Ну, а кем же был сей Пантелеймон (Рудык) ранее описываемых событий? "Неграмотный галичанин, родившийся австрийским подданным, ставший советским подданным, Работал во Львове на две стороны: он на службе польской разведки против национального украинского движения, за что и был посвящен, по настоянию польских властей, во еп.Львовского, и в то же время обслуживал советского консула во Львове, которому давал разного рода секретные информации. Немедленно после советской оккупации Галиции в сентябре 1939 еп.Пантелеймон на всех парусах помчался в Москву, имея на руках свидетельство советского консула во Львове о своей давней преданности советской власти. В Москве он поклонился красному патриарху, отдал себя в полное его распоряжение и подписал акт лояльности по отношению к советской власти. Каким образом и для какой надобности этот красный архиепископ, получивший этот сан от красного патриарха за усердную службу на благо советской власти и его церкви, очутился в ведении Русского Заграничного Синода в Мюнхене, это тайна, которую знает он и тот, кто послал его в этот Синод"[47]. Очевидно, с самого начала он был у всех бельмом в глазу. «Вы пишете "Церковь, ныне распинаемая проклятыми безбожниками-большевиками". Однако, Зарубежная Церковь, к которой Вы имеете честь теперь принадлежать, — читаем в одной полемической статье, — приняла в состав своего клира лицо, хиротонисанное в Москве самим антихристом-чекистом у стен НКВД и теперь возглавляющее Соборную Церковь в Аргентине, т.е. архиеп.Пантелеймона. Да разве только один он? А бывшие большевики не состоят ли в числе активных работников Зарубежной Церкви (см. "НРС" 30.11.49)?»[48] Комментарии, думается, излишни.*

* Исходя из вышеприведенных данных об архиеп.Пантелеймоне, нетрудно заметить, что его точной копией позднее явился небезызвестный чекист и гомосексуалист Валентин (Русанцев), принятый в 1990 из МП в РПЦЗ и сделанный последней "епископом". Очевидно — сюжет разыгрывался по тому же сценарию и с той же целью: скомпрометировать РПЦЗ. Близорукие зарубежные архиереи, видать, так ничему и не научились, попавшись на ту же самую чекистскую удочку. Валентин даже убран был точно также, как и Пантелеймон — на "покой". Сегодня, после архиерейской хиротонии в РПЦЗ Александра (Миллеант), некогда в юношеском возрасте прислуживавшего в алтаре Пантелеймону (Рудыку) и также прославившегося содомскими делами (о чем свидетельствовала бывшая супруга о.Александра, сбежавшая от него, написав несколько обращений к общественности и жалобу на имя Арх.Синода РПЦЗ), можно даже говорить (прибавив сюда же и Ф.Журбенко) об успешном продвижении в РПЦЗ "голубого лобби". — Прим ред.

То, что РПЦЗ всегда практиковала сослужения с разными еретиками (новостильниками, экуменистами и т.п.), называвшими себя "православными", — ни для кого не секрет. Правда, почему-то принято указывать, что подобные действия были редкими (по "икономии"), а не постоянными. Попытаемся опровергнуть такое утверждение, основываясь на общедоступных материалах начала 1950-х. Как известно, в 1950 Арх.Синод РПЦЗ перебрался из Германии в США, где тотчас был созван Собор. На сие последовала смутная реакция Американской "Автокефалии" (тогда Митрополии), хотя и не сильно враждебная. Что из себя представляет сия "автокефалия", в РПЦЗ знали отлично. Однако, сразу же начались очень плотные контакты. В декабре 1950 митр.Анастасий посетил "автокефалистский" Покровский собор, где помпезно был встречен "духовенством", проследовал в раскрытые царские врата и приложился к св.престолу[49]. В январе 1951 "нам сообщают, что третьего дня на частной квартире состоялась новая встреча митр.Леонтия с митр.Анастасием. Во время встречи обсуждались вопросы, связанные с жизнью двух церковных юрисдикций в Соединенных Штатах"[50]. РПЦЗ явно не осознавала своего места в церковной жизни, вела себя скверно, подлизываясь к "автокефалистам". "Зарубежникам" было необходимо не только "признание" от "автокефалии" (таковое уже имелось), им хотелось соединиться не на очень понятных условиях. Так, 2 декабря 1951 "днем еп.Нафанаил посетил архиеп.Леонтия и вручил ему письмо за подписью митр.Анастасия с предложением устроить церковный мир. Свидание обоих владык длилось недолго. Архиеп.Леонтий письмо принял, но ответа на него еще не дал"[51]. Мир был установлен давно, особенно сие проявилось при поездке митр.Анастасия на западное побережье США весной 1951. "14 мая прибывший в Сан-Франциско митр.Анастасий в сопровождении своего келейника поехал в Св.-Троицкий кафедральный собор Северо-Американской митрополии, где был встречен еп.Иоанном (Шаховским) с духовенством при перезвоне соборных колоколов. Митр.Анастасий прошел в алтарь и приложился к святыням, а затем последовал в покой еп.Иоанна, где оба иерарха наедине более часа провели в беседе по церковным вопросам.

ПЕРВОЕ СОВМЕСТНОЕ СЛУЖЕНИЕ ДУХОВЕНСТВА ОБЕИХ ЦЕРКОВНЫХ ЮРИСДИКЦИЙ В САН-ФРАНЦИСКО

16 мая Чудотворная икона Курской Божьей Матери, привезенная в Сан-Франциско, пожаловала в Св.-Троицкий кафедральный собор Северо-Американской митрополии, где была встречена еп.Иоанном Сан-Францисским с духовенством. Перед иконой еп.Иоанном со всем окружным духовенством был отслужен торжественный молебен. В сослужении еп.Иоанну с разрешения митр.Анастасия принял участие митрофорный протоиерей заграничной юрисдикций о.Василий Шапошников. За богослужениями поминались имена обоих митрополитов — Анастасия и Леонтия. В местных церковных кругах полагают, что этим актом совместного служения положено начало к более тесному сотрудничеству духовенства и прихожан обеих юрисдикций"[52].

Доходило до невероятного (но очевидного): "В четверг 29 мая, в день Вознесения Господня, в женском монастыре в Сан-Франциско митр.Анастасий наградил митрой прот.Григория Шутака. Это награждение состоялось по указу заграничного Архиерейского Синода. О.Григорий Шутак более 40 лет прослужил в Северо-Американской митрополии"[53]. Другие архиереи РПЦЗ ничуть не отставали от своего Первоиерарха. "В воскресенье 6/19 октября в Покровской церкви еп.Никон [Рклицкий] сослужил с настоятелем прот.Владимиром Глищеком и настоятелем местной автокефальной церкви Эндрю Геррик и диаконом Борисом Череповичем"[54]. Вообще можно говорить даже о взаимоинтеграции. Отношения были весьма дружественными. Например, "2 июля Высокопреосвященнейший Леонтий, митрополит всея Америки и Канады, в сопровождении о.Г.Беннигсен посетил первосвятителя Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия в его резиденции — в Синодальном подворье в Бурлингейме. Высокие иерархи несколько часов провели в дружеской беседе. Владыка Анастасий приветствовал своего высокого Гостя обедом"[55]. Первоиерарх РПЦЗ до того за день — 1 июля, сам посещал "митрополита" Леонтия, поздравляя его с днем Ангела, и пробыл у него около часа[56]. Кстати, и взаимные сослужения, и приветствия с раскольниками практиковались не только в Новом, но и в Старом Свете. Так, при хиротонии евлогианского "архимандрита" Мефодия (Кульмина) в "епископа Кампанского" им было "получено несколько десятков телеграмм и многочисленные приветствия, в том числе от вел.кн.Ксении Александровны, митр.Серафима, архиеп.Иоанна, еп.Никона, еп.Аверкия..."[57] Что и говорить, в свое время с главой евлогиан "митрополитом" Парижским Владимиром (Тихоницким) сослужил еп.Нафанаил (Львов)[58]. Литургические связи с разными еретиками, называвшими себя "православными", очень ясно видны во взаимоотношениях РПЦЗ и Антиохийской Патриархии — самой экуменической и модернистской, насколько можно себе представить. Например, с 1 по 8 июля 1953 в Сан-Пауло проходил І-й Съезд Бразильской Епархии РПЦЗ, на коем присутствовали, помимо архиеп.Бразильского Феодосия (Самойловича), еп.Аргентинский Иоасаф (Скородумов), еп.Монтевидеоский Виталий (Устинов) и всевозможное духовенство. "После закрытия Съезда все русское духовенство, участвовавшее в нем, было приглашено в Рождественскую Антиохийскую церковь, где сослужило с сирийским духовенством"[59]. Интерес представляет также понятие РПЦЗ о св.Мvре. Оказывается, РПЦЗ до самого бегства из Югославии при нашествии Красной Армии получала св.Мvро от Сербского Патриарха[60]. Сие понять и принять кое-как еще можно: тогда все-таки Сербская Церковь не была еретической, каковой сделалась позже, а Синод РПЦЗ находился на ее канонической территории. Но в 1950 на Арх.Соборе в США выяснилось, что запасы св.Мvра на исходе, требуется его сварить, о чем и было решено 25 ноября[61]. Однако, нам ничего неизвестно о том, чтобы РПЦЗ все же отважилась на самостоятельное мvроварение. Напротив, имеются данные, что с того времени РПЦЗ стада получать св.Мvро от Константинопольской Патриархии(!?)[62]. Оказывается, по учению РПЦЗ св.Мvро может быть сварено лишь главою Поместной Церкви![63] — пусть даже и еретической?..

Можно смело утверждать, что после войны 1939-45 РПЦЗ была переполнена всякой мразью. Не меньше там обитало просто советских агентов. "Архимандрит Мстислав (Волосевич), назначенный в сентябре 1952 Управлением Германской Епархии юрисдикции Архиерейского Синода Зарубежной Церкви настоятелем единственного храма зарубежной юрисдикции в Западном Берлине, переехал в советский сектор и проживает в архиерейском доме архиепископа Бориса в Карлхорсте. Архимандрит Мстислав немецкой уголовной полицией был уличен в преступлении против нравственности и арестован 10 сентября. Он был освобожден с условием немедленного отъезда в Западную Германию и дальнейшего пребывания исключительно в монастыре. Взяв с собой церковные ценности, сняв церковные суммы в банке и получив от "Church World Service" деньги на перелет в Мюнхен, архимандрит Мстислав уехал в Карлхорст, где его приняли и помогли в перевозке вещей. С 1 октября он проходит "покаяние", отрекаясь от Заграничной Церкви. С 26 октября он уже сослужил архиепископу Борису в качестве священника Московской Патриархии. Архимандрит Мстислав перешел в Карлхорст после годичной работы в среде русской эмиграции Западного Берлина. Последствия его перехода трудно предугадать. Комитет русских беженцев в Западном Берлине сразу после назначения архимандрита обратился в Епархиальное Управление с протестом против назначения этого недостойного священника, но безрезультатно"[64]. При этом, сей очередной дегенерат был кандидатом в архиереи: возможно, тогда РПЦЗ заимела бы второго Пантелеймона (Рудыка). В той же Западной Германии, в беженском лагере Шляйсхайм под Мюнхеном, где опять-таки "чудотворил" Пантелеймон (Рудык), сего "добра" имелось с избытком. В 1953 там командовал известнейший и наиподлейший сергианин "протопресвитер" Василий Виноградов. Он имел "боевую славу" агента ЧК чуть ли не с 1921! У людей, хоть чуть-чуть знакомых с церковными проблемами в СССР до войны, он вызывал не только отрицательные эмоции, но давно изобличался: "В следующем номере "Набата" будут опубликованы дальнейшие данные относительно шлясгеймского священника Василия Виноградова... Во всяком случае, кампания, начатая "Набатом" по очищению Зарубежной Православной Церкви от проникших в нее темных сил, будет продолжена и, с Божьей помощью, удовлетворительно завершена"[65]. Его писания, кои сейчас снова опубликованы[66], совершенно лживы: написанные для разных лиц, они к тому же и диаметрально противоположны. Немецкие власти к 1953 сей лагерь, как разсадник всякого безобразия, ликвидировали, а людей постарались разсредоточитъ. Лагерный храм в честь св.Михаила Архангела, где настоятельствовал вышеназванный В.Виноградов, перевели в Людвигсфельд-Мюнхен. Там тотчас начался сбор средств на возведение храма[67]. Как всегда, большинство денег было расхищено, и лишь в 1963 некое чудовищное сооружение было построено (см.фото). Так что, читатели, знайте, какие гадости творились вокруг храма по адресу: Achat tr.14, 8000 München 50!

Храм св.Михаила
Храм св.Михаила-Архангела в Мюнхен-Людвигсфельд.
Фото из книги: Seide G. Die Russische Orthodoxe Kirche im Ausland. München. 1983, s.62.

В Северной Америке дела были чудовищные. Например, в 1950 в США появился некий "Всеамериканский Патриарх" Иосиф Климович. Все юрисдикции не только отказались его признавать, но и не подтверждали, что он рукоположен в них когда-либо или хотя бы состоял. Однако вскрылось следующее: «...Иосиф Климович. Все юрисдикции не только отказались его признать, но и не подтверждали, что он рукоположен в них когда-либо или хотя бы состоял. Однако вскрылось следующее: "...Иосиф Климович был в составе Заграничного Синода, о чем легко убедиться из брошюры архиеп.Виталия "Отчет о поездке в Америку 1934-35". В статье "Рост Соборной Епархии" на стр.16 в § 5 не без восторга Высокопреосвященнейший пишет: "Здесь близ Нью-Йорка в Спрингфильд, Массачусетс, прот.Иосиф Климович, во время американской церковной анархии изображавший из себя украинского епископа, возвращается с приходом в соборную юрисдикцию и осуждает свои прежние неканонические поступки (очень назидательный пример)». Далее, Преосвященный еп.Никон Флоридский в газете "Россия" от 20 октября с.г. пишет: «Иосиф Климович никогда не был возведен в сан архиерея Русской Православной Церкви". Так разрешите Вас спросить, Ваше Преосвященство, а как же он, еп.Климович, сослужил архиеп.Виталию во время хиротонии еп.Детройтского Иеронима? Синод, очевидно желая блеснуть перед народом количеством присутствующего духовенства (30 священников) на хиротонии, не без великой радости подчеркнул в газете и сослужение еп.Климовича (см "НРС" от 20 авг. 1935, стр.3). Если еп.Никон Флоридский на основании каноническом заявляет, что богослужения г.И.Климовича — суть безблагодатны и не имеют спасительного действия, то логически — это в той же мере распространяется и на хиротонию»[68]. В Южной же Америке и после отъезда Пантелеймона (Рудыка) творилось нечто невероятное. "Протоиерея Николая Черкашина обвиняли в том, о чем лучше не говорить (лишен сана решением Синода РПЦЗ). Затем нашли врача-священника о.Константина Красильникова — любит деньги, хочет перевести земли и храм на архиепископское управление Синодской Церкви. В Темперлее о.Колычев требует, чтобы церковь была записана на его сына"[69].

Уже тогда многие искатели правды задавались вопросом: "Кто виноват в разложении устоев Русской Церкви за рубежом? Мы далеки от мысли обвинять в этом исключительно Ее главу митр.Анастасия. Этот достойнейший иерарх заслуживает уважения, но, увы, он немощен и стар (недавно ему исполнилось 80 лет) и почти не вмешивается в дела управления. Почти все дела церковные, даже самые важные, решаются его окружением (граф Граббе)"[70]. Уже тогда многие любители неправдыРПЦЗ пытались все безобразия объяснить деятельностью секретаря Синода прот.Г.Граббе. Однако, — се был миф, даже сейчас весьма устойчивый. "Подобные мифы приобрели характер некоторой закономерности: повинно не главное действующее лицо, а либо обстановка, либо окружение. Так вот и в случае Митрополита Анастасия. Все, кто его знают лично, в один голос говорят о его редкой одухотворенности, а когда им приводят дела, говорящие, что в этом Синоде не все обстоит благополучно, то в тот же единый голос вам разъясняют: "Ах, тут Митрополит ни при чем, тут все делает граф Граббе, или если хотите знать точнее — графиня Граббе". Повторяю, — мы смертные грешные, ничего толком не знаем, ибо грязь всегда старательно прячется, но какая-то доля правды в этом весьма распространенном разъяснении на счет Граббе и грабини несомненно имеется. Но, конечно, какая-то только доля — и абсолютная непорочность Митрополита, не больше, не меньше, как очередной миф. Прежде всего, не так уж он дряхл, не до полной безразсудности; во-вторых, не вчерашнего дня он держит у себя эту пару Граббе. Многое может не знать вождь, секретарь — это ведь испорченные телефоны, но когда посланные митр.Анастасием в Южную Америку такие вот испорченные телефоны, как Георгий Романов, Михаил Дикий (впоследствии благоразумно отошедший), "архиепископ" Пантелеймон, а также такие пришей пристегаи, как Новосильцев и Буданов, ведавшие визами, посылали из Буэнос-Айреса фальшивые доклады о том, что основоположник Русской Православной Церкви в Южной Америке о.Константин Изразцов, лично исхлопотавший у президента Аргентины визы своим соотечественникам (по которым в числе первых приехали неблагодарные фальшивые телефоны, г-н Пришей и г-н Пристегаи), — мол, крут, несговорчив, скуп и прочее, то прежде, чем начинать отделение от Изразцова и создание собственных отдельных приходов в Аргентине, Митр.Анастасий должен был осознать и ощутить всю злокачественность этой борьбы, затеваемой, пусть, не им лично, а его секретарями... А вслед за этим митр.Анастасию следовало бы задуматься, а велики ли прегрешения о.Константина Изразцова, который свыше шестидесяти лет назад начал в Южной Америке Православную Молитву, т.е. так давно, когда быть может и сам Митрополит бегал еще в семинарию, но где-то в Европе, а не по аргентинскому Чако того времени. Нет, господа, будь митр.Анастасий столь одухотворенным человеком, он никогда бы не пошел на то, что сделал в Аргентине с Православной Церковью и, переменив решение обосноваться там, перевез свой Синод в Северную Америку и увеличил и тут раздробление церковное еще больше.* Или вот еще. Митр.Анастасию докладывали, что "архиепископа" Пантелеймона из Аргентины выселила полиция. Как ему не врали по поводу причин этого выселения, его секретарь и секретарша, а факт был серьезный. Такие выселения по мелочам не производят, в наше время это делается прежде всего по политическим соображениям, или если по личным, то уж принявшим общественный характер, что и было в действительности. Повторяю, как бы ни изворачивались в Синоде защитники своего выдвиженца-дегенерата, а Митрополит должен был серьезно разрешить этот вопрос, так легкомысленно именем архиепископа не играют. Этого Пантелеймона следовало лишить сана и заточить в монастырь на покаяние (оттуда он, конечно, убежал бы, скажем, к униатам, и слава Богу), однако, сей иерарх продолжает свою деятельность, как ни в чем не бывало. Итак, миф о безпомощности митр.Анастасия перед его всесильным секретариатом, миф несостоятельный"[71].

* Стоит заметить, что насмотревшись диких безобразий в РПЦЗ, вроде Пантелеймона (Рудыка), многие прихожане отошли в Американскую Митрополию ибо уже не видели большой разницы (и справедливо!) между ней, РПЦЗ и Московской Патриархией. — Прим.ред.

РПЦЗ никогда не отличалась последовательностью во благом. Чреда безобразий пронзает насквозь всю ее историю. Даже когда в РПЦЗ появлялись честные и искренне верующие люди, правильно оценивавшие состояние вокруг, то все равно РПЦЗ находилась как раз в прямом противоречии с догматическими и каноническими основами Истинного Православия. Защитников чистоты Истинного Православия, находившихся в РПЦЗ, резонно спрашивали: «Если Вы отрицаете благодатность всех таинств нынешней советской церкви, считая ее "сборищем сатанинским" или "церковью лукавнующих", то следовательно Вы отрицаете и таинство священства, совершенное в этой церкви? Это логично. Но если это так, то почему же в Синодальной Церкви находятся архиереи, получившие епископский сан от первого "красного патриарха" — Сергия и от нынешнего Алексия? Не находите ли Вы в этом известное противоречие с Вашими официально высказываемыми взглядами на советскую церковь, рассчитанными на широкую публику?»[72] Иногда подобные вопросы приобретали более конкретную форму: "Синод как будто не признает московского красного патриарха и деяний его, и в то же самое время в состав Арх.Синода были приняты и по сей день состоят при нем ставленники советского московского патриарха, хиротонисанные в Москве в 1940-41 гг. — архиеп.Венедикт Бобковский, архиеп.Пантелеймон Рудык и еще один епископ, фамилии которого не могу припомнить. Синод, во главе со своим Председателем — митр.Анастасием, тем же московским патриархом в 1946 г. был подвергнут разным карам и прещениям, но Синод деяния московского патриарха считает незаконными. Тогда спрашивается: как же Синод мог принять в свой состав упомянутых московских ставленников, если деяния московского патриарха недействительны?... Следовательно, пусть... не наговаривают, не клевещут на Северо-Американскую Митрополию; последняя не имеет ни одного епископа московского советского поставления, а Синод да; и они орудуют, состоя в ведении Синода и по сей день"[73].

17 сентября 1952 собравшиеся в Зап.Европе архиеп.Иоанн (Максимович), архиеп.Александр (Ловчий), еп.Нафанаил (Львов), еп.Леонтий (Бартошевич) составили достаточно забавное "Обращение". Кое-какие части из него (с нашими заметками) мы приведем ниже. Данное "Обращение" занимательно в первую очередь тем, что содержит в себе как неслыханные идеи, так и вполне отчетливые самообличения: "Одно зло порождает другое, и возникшие разногласия привели к раздорам, к неповиновению церковным властям и непочитанию самих законов, правил и уставов церковных (сама же РПЦЗ — в беззаконии, что же требовать от других? — А. А.). Даже отстаивая правду и будучи правы по-существу, мы, ревнуя не по разуму, своими попытками защитить добро часто еще более увеличиваем зло (неслыханное учение! — А.А.). Все сие привело и приводит к упадку среди нас веры и благочестия, к потере ощущения правды и к безразличию к ней (к сему РПЦЗ привели беззакония и ереси, царящие в ней, — А.А.). Призванные стать проповедниками истинной веры среди других народов, мы вместо того своими действиями отвращаем от нее (совершенно точно, — А.А.)... Разъединенные же мы не только не сможем возвысить свой голос, где нужно, но и являем прискорбное зрелище, становясь посмешищем для других народов (совершенно верно, — А.А.) ...От нас сего ждут те, кто еще не потерял веру в возрождение Отечества и в его светлое будущее (знаем мы сие "светлое будущее"! — А.А.). Оставим взаимные осуждения и искания неправд у других, и приложим все усилия для возстановления церковного мира и Единой части Русской Православной Церкви (т.е. МП? и важна ли Истина? — АА.)"[74].

Общее же "церковное" состояние и, главное, самосознание русских эмигрантов хорошо иллюстрируют две рекламки того времени:

  1. "В воскресенье 17 мая в 3.30 дня в WARREN HARDING HIGH SCHOOL, Central Ave., Bridgeport, Conn. состоится Годичный концерт в пользу Св.-Духовской Русской Православной Церкви. В программе: церковный хор и балалаечный оркестр(выделено мною, — А.А.) под управлением Л.Т.Бакута, мужской хор из Террвилл, Конн. под управлением М.Марковича, группа танцоров "Полянка" в 10 чел. Вход 1 доллар.[75]
  2. "Церковный комитет Св.-Троицкого храма в Бронзвике (400 Glenmore Ave., Brooklyn, N.Y.) доводит до сведения своих прихожан, друзей и всех людей, что в воскресенье 9 сентября, после окончания Божественной Литургии, примерно в 1 час дня, приход устраивает большое дневное гулянье (пикник) в церковных ограде и зале. Для гостей будет приготовлен недорогой буфет (закуска, обед), предложены веселые танцы под оркестр г-на Антоновича, различные забавы, интересная лотерея, в которой примут участие юноши и девушки Клуба молодежи, а местными любителями драматического искусства будет сыгран водевиль «Свитанья на вечерцах»..."[76]

Представляется, что кое-кто, читая сию статью, будет доказывать интересующимся новейшей церковной историей, что все вышеизложенное — подтасовка и клевета на РПЦЗ, что "нельзя трогать Церковь" и т.д. Однако, все, о чем сказано, являет обратное: РПЦЗ давно утратила, если имела изначально, благодать Св.Духа, превратившись в неприличное полусергианское сообщество. Всем таковым "апологетам" РПЦЗ ответствуем опять-таки словами 45-летней давности: «Им говоришь, что, будучи нерелигиозными, вы не смогли, не можете, и никогда не сможете Церковь сделать достойной своего величайшего призвания, а они: "не тронь Церкви"; им говоришь и про церковных "пришей пристегаевых", либо ловких болтунов из разночинцев, либо тупых молчальников, но влиятельных от знати или кошелька, которые сию несовершенную Церковь позорят окончательно, а они одно и то же: "не тронь Церкви", т.е. точно, как известное животное, уперлись лбом в нерушимую преграду...»[77]

Примечания

  1. Григорий (граф Граббе), еп. Письма. М.1998, с.17.
  2. Справка о принятии в общение еп.Серафима (Лядэ). // "Церковная жизнь". 1937. № 12.
  3. Митрополит Берлинский и Германский Серафим (Лядэ). // "Русская мысль" от 18.10.1950.
  4. Ковалевский П. Трагическая смерть митр.Серафима (Лядэ). // "Русская мысль" от 4.10.1950.
  5. Антоний (Чернов), монах. Проникновение обновленчества в РПЦЗ. Машинопись. 1980, с.2.
  6. См.: "Русская мысль" от 5.10.1950.
  7. Антоний (Чернов), монах. Указ.соч., с.3; В.К.; Русская Зарубежная Церковь на стезях отступничества. СПб. 1999, с.21.
  8. Нападение на митр.Серафима. // "Русская мысль" от 15.08.1950.
  9. Покушение на митр.Серафима. // "Русская мысль" от 2.09.1950.
  10. Чухнов Н. Династия Граббе. // "Знамя России". Нью-Йорк. 1973. № 344, с.1. Однако, Чухнов ошибается, видимо подзабыв обстоятельства дела. Митр.Серафим (Лядэ) не был при нападении задушен до смерти, хотя сие в первую очередь привело его к кончине. Помимо сего, он был болен туберкулезом (см. "Русскую мысль" от 20.09.1950). Смешивание факта нападения и смерти более характерно для советской прессы.
  11. Граббе Г., прот. Доклад Арх.Синоду РПЦЗ от 8(21).07.1973, § 12.
  12. Официальные данные см.: Епископы и епархии РПЦ. М. 1997, c.154.
  13. Правда и ложь.// "Вестник Германской епархии РПЦЗ". Мюнхен. 1990. № 6, с.19-25.
  14. German Intellegence Report. // "Religion in Communist Lands". V.5. Keston. 1977. № 2, р.113.
  15. G.Seide. Verantwortung in der Diaspora. München.1989, s.160. Однако в официальном списке архиереев РПЦЗ на с.337-347 цит.соч. его нет.
  16. Возможно, одной из причин было признание РПЦЗ польской "автокефалии". См.: Феофан (Быстров), архиеп. Незакономерные действия митр.Антония. Послание от 16(29).11.1932, п.1: "Патриарх Тихон и Заграничные Соборы не признавали и не признают автокефалии Польской Православной Церкви. Митр.Антоний признал ее".
  17. "Русская мысль" от 21.02.1951.
  18. "Русская мысль" от 2.03.1951.
  19. Кончина. // "За правду" от 24.02.1951.
  20. Handbuch für Orthodoxe Christen. München. 1975. Vorwort zur 4 Auplage, Seite ІV.
  21. "С 1928 г., находясь в ориентации м-та Иосифа, через покаяние был присоединен в г.Риге еп-пом Иоанном. На сей акт имеется справка из канцелярии митрополита от 1.07.1943 г." — Из "Автобиографии" в личном деле диакона Михаила Николаевича Яковлева (†1.06.1980).
  22. О.Георгия (Фрейманиса) я знал лично.
  23. Антоний (Чернов), монах. Указ.соч., с.2.
  24. "За правду" от 28.05.1949 и 12.06.1949.
  25. G.Seide. Ibidem, s.134.
  26. G.Seide. Ibidem, s.160.
  27. L.Tretjakewisch. Bishop Michel d'Herbighy SJ and Russia. Würzburg. 1990, р.189.
  28. Ковалевский П. Катакомбная Церковь. // "Русская мысль" от 12.10.1951.
  29. См.: G.Seide. Ibidem, s.171.
  30. См. там же. Фотокопия Указа. §1, s.150.
  31. Там же, s.151.
  32. Церковные иуды. // "Слово". № 26 от 25.12.1949. Одним из репрессированных был миссионер Харбинской епархии Александр Шабельник, в ИПЦ ставший священником. См.: "Православная Русь". 1997. № 4.
  33. Поздняев Д., свящ. Принятие юрисдикции Московского Патриархата и церковный раскол в Шанхае. // "Альфа и Омега". 1997. № 2(13), с.166.
  34. Церковные иуды. // "Слово". № 26 от 25.12.1949.
  35. В 1942 еп.Венедикт, состоя в Белорусской Автономной Церкви, одновременно от РПЦЗ получил права Экзарха Восточной Пруссии и за богослужениями поминал только митр.Серафима (Лядэ). — См.: "Церковная жизнь". 1942. № 8. Белград, с.11-12; "Церковное обозрение". 1942. № 11-12. Белград, с.11-12.
  36. Верл М. Добрый пастырь. // "Православная Русь". 1997. № 24, с.6-10.
  37. Псарев А. Архиеп.Чилийский Леонтий (Филиппович). // "Православная жизнь". 1996. № 3-5. Многое в биографии Филипповича вызывает недоумение: например, говорится, что он принят в Варшаве 4(17).05.1944, а уже 25.07.(7.08.)1944 Указом назначен викарием Германской епархии! Зная обоюдную ненависть Лядэ и Филипповича, можно предположить, что в данном случае либо даты поставлены задним числом, либо в дело напрямую вмешались немцы, т.к. митр.Серафим (Лядэ) возглавлял Православную Церковь по всей Зап.Европе, Польше и в самой Германии, — т.е. "Русско-Православная Епархия в Германии" была одним из официальных государственных религиозных учреждений Рейха. Посему быть в него принятым, тем более на должность викария, для еп.Леонтия нам представляется очень сомнительным.
  38. G.Seide. Ibidem, s.157.
  39. G.Seide. Ibidem, s.171.
  40. Чоловский Н. Ответ гл.редактору газеты "За правду". // "Сеятель". Буэнос-Айрес. 1953. № 64.
  41. Баранов Г. Кто такой Ставровский? // "Сеятель". 1954. № 66, с.17.
  42. G.Seide. Ibidem, s.269.
  43. "Русская мысль" от 5.09.1951. Тогда же с Рудыком служил вместе Митрофан Зноско-Боровский, позже весьма защищавший сего дегенерата перед митр.Анастасием: "Все, что о нем сообщили Вашему Высокопреосвященству, что услыхал я из уст Ваших, все это вздор и клевета. За владыкой Пантелеймоном большие заслуги в борьбе за Православие в Польше, он был гоним Римской Курией и гражданскими властями за жертвенную и успешную борьбу с унией. Знаю его как достойного архимандрита Почаевской Лавры. На всем своем пастырском иноческом пути Архиепископ Пантелеймон ничем себя не запятнал. А то, что сообщил о нем Вашему Высокопреосвященству у кормила церковного Управления стоящий Протоиерей (имеется ввиду Г.Граббе, — А.А.), это, полагаю, дело его личной церковной политики. Он спешит сразить достойного и сильного, ему неугодного архиерея". — Еп.Митрофан. Хроника одной жизни. М. 1995, с.280.
  44. Чоловский Н. Ответ гл.редактору газеты "За правду".// "Сеятель". 1953. № 65, с.16.
  45. "Новое русское слово" (далее "НРС") от 17.10.1953.
  46. G.Seide. Ibidem, s.124.
  47. Терентьев Б. Я обвиняю. // "Сеятель". 1954. № 68, с.11.
  48. Активно верующий. Ответ В.Л.Юръеву-Пековец. // "НРС" от 9.03.1952.
  49. Митр.Анастасий посетил Св.-Покровский собор. // "НРС" от 12.12.1950.
  50. Встреча митрополитов. // "НРС" от 13.11.1951.
  51. Еп Нафанаил и архиеп.Леонтий. // "НРС" от 3.12.1951.
  52. Новости из Сан-Франциско. // "НРС" от 24.05.1951.
  53. Награждение митрой. // "НРС" от 2.06.1951.
  54. Храмовый праздник в Чикаго. // "Россия" от 28.10.1952.
  55. Посещение митр.Леонтием митр.Анастасия. // "Россия" от 3.07.1953.
  56. Поздравление митр.Анастасием митр.Леонтия. // "Россия" от 8.07.1953.
  57. Хиротония во епископа архим.Мефодия. // "Русская мысль" от 24.06.1953.
  58. "Большим и единственным в истории эмиграции событием в эту эпоху было сослужение на одном из этих съездов в Верьере двух епископов — вл.Владимира (Константинопольской юрисдикции) и вл.Нафанаила (РПЦЗ), устроенное по почину руководителей Организации (24 мая 1947)". — Национальная Организация Витязей. Париж. 1960, с.21. Фото сего события см. в альбоме: Витязи 1934-84. Париж. 1985, с.18.
  59. "Россия" от 14.07.1953.
  60. G.Seide. Ibidem, s.163.
  61. Церковные торжества в Джорданвилле.// "Русская мысль" от 6.12.1950; "НРС" от 30.11.1950.
  62. См.: В.К. Краткий очерк экклезиологических и юрисдикционных споров в Греческой Старостильной Церкви...СПб. 1998, с. 13, 38.
  63. G.Seide. Ibidem, s.163.
  64. Похождения архим.Мстислава. // "Русская мысль" от 6.11.1953; Пастырь добрый. // "Новое Слово". № 189 от 5.11.1953.
  65. По поводу "Опасных настроений". // "Набат". Мюнхен. 1952. № 36.
  66. Виноградов В., прот. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни патр.Тихона; Письма к еп.Иоанну (кн.Шаховскому). // "Церковно-исторический Вестник" М. 1998. № 1, с.8-43.
  67. "Россия" от 1.07.1953.
  68. Православный "О новом «патриархе» г.И.Климовиче". // "НРС" от 29.10.1950.
  69. Поселок Кильнес. // "Новое Слово" от 28.01.1954.
  70. Чоловский Н. Ответ гл.редактору газеты "За правду". // "Сеятель". 1953. № 64.
  71. А.Б.В. Церковь и совесть. Ч.2. // "Сеятель". 1954. № 67, с.13.
  72. Открытое письмо в редакцию "Православного Слова". // "Новое Слово" от 22.11.1952.
  73. О церковных разногласиях. Листовка. Буэнос-Айрес. 1952, с.3.
  74. К проблеме возсоединения Русской Церкви. // "Русская мысль" от 19.11.1952.
  75. Из Скрантон, ПА. // "НРС" от 14.10.1953.
  76. Вниманию прихожан и молящихся Св.-Троицкого храма в Бронзвике // "НРС" от 23.08.1953.
  77. А.Б.В. Церковь и совесть. Ч.2. // "Сеятель". 1954. № 67, с.12.
6/19августа 1998 г.
Преображение Господне
Москва
АМВРОСИЙ Архиепископ Готфский ИПХ
Вестник “Русское Православие”, № 2(16), 1999, с.16-31.
Содержание
Hosted by uCoz