Слово к читателям

История мстит тому, кто ее забывает. Слишком долго мы делали вид, что верим всему тому, что нам преподносят, а того, чего не преподнесли как будто бы и не было.

Некрополь на долгие бесцветные годы был забыт официальной наукой и все-таки существовал, оставался одной из самых актуальных и острых тем нашего прошлого. Некрополь — это вовсе не рассказ о мёртвых, как может показаться вначале. Некрополь — это правда о живых наших предшественниках и точный диагноз состояния нашей памяти о них.

Сегоодня отечественное некрополеведение делает невозможное, пытаясь противопоставить бездумной шкурной стихии — особенно циничной в ритуальных вопросах — вдумчивый, человечный анализ и профессиональный, научный подход к исследуемой области. Особенно следует выделить достижения наших российских коллег, продолжающих славные, традиции петербургских и московских некрополеведов конца ХIХ-начала XX века. Украинскому некрополсведению гораздо труднее, оно пока лишь делает первые шаги, и традиции его не так продолжительны.

До сих пор исследование погребений в Украине имеет в основном узко-археологический характер, т.е. в поле зрения специалистов оказываются преимущественно анонимные и максимально удаленные от нас по времени мемориальные объекты. Исключения из данного правила есть, но при всем их научном значении они так исключениями и остаются.

Поворот украинской исторической науки к «биографическому» некрополеведению обозначился в последнее десятилетие. Безусловным лидером здесь является Институт украинской археографии и источниковедения имени М.Грушевского НАН Украины: именно здесь увидела свет издательская серия «Некрополи Украины». Открыла указанный цикл монография «Iсторiя Київського некрополя» Л.А.Проценко, теперь же читатели получают возможность ознакомиться с работой молодого исследователя И.В.Дивного в совершенно неизученной у нас области — военного некрополеведения. Готовятся к публикации новые рукописи, осваиваются новые темы, аппробируются новые темы, исследовательские методики. Украинское научное некрополеведение наконец выходит из полосы забвения и утверждается в качестве самостоятельного, полноправного исторического направления.

Время неумолимо, и все мы в его власти. Политические страсти, бурные эмоции, переживания рано или поздно уйдут, как уходит все преходящее. Останется вечность, испытывающая человека на подлинность, на совесть. Будем настоящими, совестливыми людьми, достойными и своих предков, и своих потомков. Обратимся лицом к некрополю — давнему долгу нашей исторической совести.

Людмила Проценко
(историк-некрополевед)

СодержаниеДалее