Исторические данные, касающиеся порта и карантина

Статья эта по своему характеру не вполне подходит к нашему сборнику — помещаем ее, однако, так как она представляет новые интересные подробности об одной той части города, которая имеет большое значение в его истории. — Прим. ред.

Считаю не безынтересным представить в хронологическом порядке перечень правительственных распоряжений, из которых видно, как по завоеванию крепости Хаджибея (ныне Одесса), залив одесский был избран для устройства в нем порта и как это распоряжение приводилось в исполнение сначала вице-адмиралом де-Рибасом и инженером де-Воланом, а затем последовательно и остальными исполнителями.

Для постройки гавани в Одессе на первый раз было ассигновано 26.000 рублей ассигнациями и повелено составить штаты для таможни и карантина; затем, 30 мая 1794 г., граф Зубов предписал екатеринославскому губернатору отвести под строения и городской выгон Хаджибея 29.500 десят. удобной и 1.200 неудобной земли и предоставить вице-адмиралу де-Рибасу раздачу мест.

При первоначальном расходовании этих 26.000 рублей, оставшихся от найма вольных матросов для военной флотилии, было приступлено к построению большого мола, малого жете, эллингов и верфей для починки судов и 2-х пристаней. В 1800 году, 1 марта, городу отданы все приуготовленные в прежние годы на отделку гавани казенные материалы.

Вид порта 1869 г.

Вид порта с открытки 1869 г.

Вид порта 1912 г.

Вид порта с открытки 1912 г.

Вид порта 1869 г.

Вид порта с открытки 1869 г.

В Высочайшем указе от 24 января 1802 года в 3-м пункте сказано: «Дабы новостроющаяся в Одессе с хорошим успехом гавань и впредь могла содержана быть в чистоте и исправности, с потребными каждогодными починками, без крайнего для города отягощения, позволяем на сей предмет отделять ежегодно десятую часть из таможенных того города сборов, в пополнении сумм из городских доходов, на сей конец определенных. Назначенная сумма должна начало поступления своего иметь в общие городские доходы с сего 1802 года».

В том же 1802 году на новостроющиеся гавани было выдано в заем одесскому магистрату 250.000 рублей, с рассрочкою уплаты на 14 лет. Высочайшим указом 26 июня 1803 года повелено: Вместо десятой части таможенных сборов, отделить городу Одессе пятую часть оных на продолжение постройки мола.

Высочайшими рескриптами на имя герцога Ришелье:

  1. От 19 февраля 1804 года в 3-м пункте сказано: «Присвоенные городу доходы, как-то: всякий откуп и пятая часть таможенных сборов имеют особенное свое назначение и ни на что другое не должны быть употребляемы, как на исправление малого мола, на заведение и содержание госпиталей, фонтанов, водопроводов и т.п. общественных устроений». В 4-м пункте: «Под главным вашим начальством все сие устроение, так и постройка карантина, принадлежат к действию и обязанности комитета, особенно для сего установленного и отчеты в суммах им употребленных, должны поступать прямо в государственное казначейство». В 5-м пункте: «В комитете сем, под председательством вашим, имеют быть членами: одесский комендант, надзирающий за производством работ, инженер полковник Ферстер, карантинный и таможенный инспекторы, городской голова, 2 члена от купечества, имеющего в Одессе торговые заведения по назначению вашему и казначей из городского общества по вашему же избранию».
  2. От 7 июля 1803 года, повелено отпустить из казны 160.000 рублей для построения карантина.
  3. От 10 марта 1808 г. представлено городу позаимствовать 175.400 рублей на отстроение карантина, с тем, чтобы сумма эта была возвращена из городских доходов в течение десяти лет.

Высочайшим манифестом от 16-го апреля 1817 года дарованы г.Одессе права и свобода торговли, присвоенные порто-франко, на 30 лет. Высочайшим указом правительствующему сенату от 9 июля 1822 года определено во 2-м пункте: «Для склада товаров, за кои хозяева не заплатят еще в пользу г.Одессы пошлины, выстроить в Одессе, под горою, на месте, занимаемом ныне четырьмя домиками, оставшимися от прежнего карантина, — способный, прочный и благонадежный магазин; вместо сих домиков, для жительства таможенного досмотрщика, прибрежной стражи и казачьей команды, выстроить особую казарму; сверх того, в самой таможне построить магазин и караульню для таможенных сторожей. Местному начальству поставить в непременную обязанность, чтобы как устроение черты порто-франко, так и помянутые постройки совершены были в течение нынешнего года; об отпуске потребных сумм дано нами от сего числа указ министру финансов». В 3-м пункте: «Со всех иностранных товаров, в Одессу привозимых и пошлиной по тарифу обложенных, хотя бы они были к потреблению в Одессе или к вывозу в другие места Империи, вместо отмененной консомационной пошлины в пользу города одну пятую часть пошлины, установленной новым тарифом, а с запрещенных сим тарифом к привозу в прочие места Империи товаров взимать одну пятую часть полной пошлины, определенной тарифом 1819 года. Сбор сей предоставить собственно на городские расходы, возложив на попечение города содержать вновь предполагаемого к постройке магазина, рва, вала, рогаток, домов для застав и объездчиков, по черте порто-франко, во всегдашней готовности».

Вид порта 1912 г.

Вид порта с открытки 1912 г.

Вид порта 1869 г.

Вид порта с открытки 1869 г.

Вид порта 1912 г.

Вид порта с открытки 1912 г.

Для строения и переделок Одесского карантина в 1822-м году было отпущено 100,000 рублей из процентного сбора, собиравшегося в таможнях на устройство карантинов, и в добавок к этим 100,000 рублям позаимствовать из доходов гор.Одессы еще 59,124. руб. 95 коп., с тем, чтобы в будущем году возвратить сумму сию из строительного комитета.

Работы по постройке карантина были окончены к концу 1824 г., а в январе 1825 г. Новороссийский губернатор и полномоченный Бессарабской областью предписал снарядить комиссию для освидетельствования всех построек, оказавшихся непрочными, затем было отпущено для окончательного устройства и приведения карантина в надлежащий вид еще 200,000 руб. из пятой части пошлины, поступавшей в пользу города; на счет этой суммы произведены были в 1827 году разные исправления и постройки бакалейного отделения, парлатории и друг. В 1829 году генерал-губернатор, граф Воронцов, повергал на Высочайшее благоусмотрение проект на устроение в Одессе чумного квартала и вокруг него стены. Деньги на означенное строение предполагалось отнести на следующие источники: 150,000 руб. из государственного казначейства, отпущенные в 1827 году, и остальные из остатков городских доходов 1830 года. Означенное предположение получило Высочайшее утверждение; чумной квартал был построен в 1835 году за 109,650 руб. и оградная стена за 75,930 руб.

В 1844 году был составлен проект на устройство в Одессе каменной стены и караульни при этой стене для отделения карантина от города (ныне снятой) и тогда же удостоен Высочайшего утверждения. В марте 1847 г. работы были начаты и окончены в декабре 1848 г. за 15,076 руб. (в том числе 523 р. 50 к. на установление часов в башне) из суммы, внесенной в роспись городских доходов 1844 года. Пред окончанием в 1849 году тридцатилетнего срока Одесского порто-франко Высочайшими указами, от 6 июня 1849 г. и 9 июня 1854 года, права Одесского порто-франко повелено продолжить до 15 августа 1857 года, с отчислением по прежнему одной пятой части тарифных пошлин.

С уничтожением в Одессе порто-франко предоставлено главному местному начальству войти в ближайшее соображение, сколько нужно отпустить из казны ежегодного пособия на покрытие всех расходов города, по отчислению от оных тех статей, которые относятся собственно до государственного казначейства или земских сборов, и которые, по значительности доходов Одессы или таможенных сборов, обращены были на городские доходы. Одесса получила таможенных доходов с 1822 года по 15-е августа 1857 г. 15,450,000 рублей или ежегодно около 450,000 руб. В 1858 году Высочайше повелено: «Впредь до снятия с г.Одессы не относящихся к ее обязанностям расходов и до определения ей достоянного ежегодного пособия от казны, отпустить из таможенных сборов 186,630 руб., как единовременное пособие для облегчения городу перехода к установленному в новом виде городскому хозяйству».

В 1859 году определено «снять с обязанности г.Одессы с 1 января 1859 г. и отнести на счет казны ремонт карантинных зданий, содержание молов и пристаней, очистку Одесского порта, освещение фонарей в карантине и содержание управления Практического порта».

О построении набережной под бульваром известно, что набережная эта, на протяжении 415 сажен, была засыпана: при военном моле шириной на 45 с., а со стороны таможенного пакгауза при Платоновском моле на 55 саж. Тут же можно указать на позднейшее уширение в море, как этой, так и внутри карантина бакалейной набережной. Известно также, что в 1844 году, набережная внутри Практической гавани, длиной в 193 сажени и шириною в 42 1/2, образовалась устройством водопроводной канавы на морской глубине, что парлатория в карантине была построена на берегу моря и шлюпки подходили к парлатории для переговоров, не высаживая людей (парлатория находилась между домом карантинного управления и воротами, ведущими в портовую территорию). Набережная или засыпанное место у парлатории засыпано также на счет казны, т.е. из сумм, отпускавшихся из таможенных сборов.

Из генерального межевого специального плана г.Одессы усматривается, что портовая местность, заключающаяся в набережных и молах, существует на насыпной земле, а не на земле, первоначально отведенной правительством для города. Таким образом, и поныне предпринимаются правительством меры для устроения Одесского порта, выдвигая портовую местность постепенно в море. В 1865 году была образована комиссия для разработки вопроса о разграничена портовой территории.

Не касаясь в настоящем отрывке этой стороны дела, считаю не безынтересным закончит изложенную здесь краткую историю возникновения одесского порта упоминовением о сооруженных в нем некоторых домов и строений, поныне еще существующих.

Место, ныне занятое зданием одесской таможни, до учреждения в Одессе новой черты порто-франко, составляло принадлежность чиновника 8 класса Пишона, которому оно, по просьбе его, было отведено существовавшим в Одессе строительным комитетом, под устройство сушильного заведения. Когда же в 1825 году определено было, при учреждении в Одессе новой черты порто-франко, перенести портовую таможню на берег моря и устроить там для нея помещение, то для этого потребовался от города отвод места, и вследствие этого, распоряжением новорос. и бессараб. генерал-губернатора, от чиновника Пишона куплено его место с постройками за 80.000 руб. ассигнациями, на счет городских сумм, взамен чего город получил за прежние постройки таможни, купленный в 1817 году у князя Мещерского за 50.000 руб. (ныне на этом месте находится дом князя Петра Гагарина, по Ланжероновскому спуску), на счет сумм департамента внешней торговли, и затем, купленное место у Пишона с строениями, передано Думой в распоряжение таможни в 1827 г. и на месте этом построен в течении 1831-34 гг. каменный 3-х этажный дом, занимаемый ныне таможней. Дом этот с железной решеткой и каменной оградой обошелся в 86.810 р. 30 к. ассигнациями, из общих государственных доходов на счет главного казначейства. Каменный 2-х этажный пакгауз, называемый главным, с 8 погребами и 2-мя при нем караулками, построен в 1823-м году комитетом, учрежденным в Одессе для устройства порто-франко и сдан таможне в том же году. В 1844 году был составлен проект на постройку в Одессе каменной стены и караульни (башни) при этой стене, для отделения карантина от города. По составлении стены в 15.324 руб. 44 коп. за счет городских доходов 1844 года, в марте 1847 года, работы принял на себя подрядчик за 13.710 р.; затем составлена была еще дополнительная смета в 1.242 р. 55 к. и особая смета в 523 руб. 50 коп. на установление часов в башне. Стена эта имела направление от обрыва у дома г.Севастопуло и шла по прямой линии к часовой башне. Громадные ворота, служившие въездом в карантинную территорию, грозили падением и вследствие этого, распоряжением бывшего генерал-губернатора в Одессе графа Коцебу, были разобраны, а затем стена мало по мало исчезла и только у дома г.Севастопуло виднеются еще ее остатки.

Дом, бывший под названием Кордегардии, а затем казачьи казармы № 8, между зданием таможни и въездом в карантин, входил в карантинную территорию и остался, по возведении стены, отделяющей карантин от города, вне его черты. Дом этот, или гауптвахта, именовавшаяся также казармой № 8, был куплен в 1814 году от таможенного ведомства за 1,200 рублей из городских сумм; затем в 1825 году казарма была перестроена; половина здания занята была 50 казаками, а другая половина — воинскими чинами Егерского полка. Казарма эта была занята воинскими чинами до 1853 г., а после этого чинами карантинной стражи; затем, в 1857 году, предложено было карантинному правлению освободить совершенно это здание и предоставить таковое Р.о.п.и т. для помещения матросов. В 1862 г. дума просила разрешения об отдаче строения гауптвахты в оброчное содержание. Отобранное от Р.о.п.и т. здание, которое находилось когда-то в крайнем расстройстве, было капитально исправлено обществом.

Затем здание это было отдано в оброчное содержание купцу Вальтуху за 800 р. 50 к. сроком на 5 лет, с тем, однако, чтобы в нем не было публичных заведений, как например, трактиров и пр.

В 1882 году дом этот был арендован Серебрянниковой и к этому дому сделана безобразная пристройка, захватывающая часть места, где прежде находилась стена, отделяющая карантин от города, и в нем помещается трактир.

Другой дом 2-х-этажный с двором и пристройками, занятый чинами жандармского управления. В 1834 г. иностранец Калфогло заключил с карантинным правлением формальное условие на постройку кофейни. В условии этом сказано: «Я, Калфогло, обязываюсь на собственный мой счет построить кофейный дом соответственно утвержденному плану и указанному месту; там же должен добывать камень без платежа в казну денег, образовав там площадку, не касаясь, однако же, утеса горы, тут же стоящей. Постройка означенного дома должна быть по плану окончена к 1 сентября 1834 г. Домом этим имею право пользоваться не более 8 лет, а по окончании срока помянутый дом поступит в казну». Постройка была окончена 31-го декабря того же года. В сентябре 1842 года, по истечении 8-ми-летняго срока, Калфогло ходатайствовал о продлении срока пользования домом еще на 7 лет, на что и дано ему соответственное разрешение. Наконец, в 1850 году дом этот от жены умершего Калфогло, Ефимии, был передан городу.

О границах Карантина я не буду говорить, в виду того, что граница эта определена существующей стеной (пассажирский квартал с строениями и садом, всего 7200 кв.с.), построенной в 1835 году за 75.930 р. и второй стеной, построенной, для отделения карантина от города в 1847 году, и затем, тем пространством от пороховой башни (в парке Александровском, которая служила для хранения пороха, снимаемого с судов) до дачи Ланжерон и с другой стороны, от главной стены Карантина до морского берега (около 16.000 кв.с.). Каменная башня для хранения пороха, снимаемого с судов, построена в 1807 году и стоит вместе со стеной вокруг товарного квартала и 3 башнями по углам 46.000 р.

Сообщил В.Л.Ганзен

Содержание