Свято-Успенский Одесский мужской монастырь

Страницы истории

Гавриил (Банулеско-Бодони)

Митрополит Киевский и Галицкий Гавриил (Банулеско-Бодони), Экзарх Молдовлахийский

История возникновения в первой четверти XIX века на юге России на берегу Черного моря в Одессе Свято-Успенского мужского монастыря, связана с именем выдающегося церковного деятеля конца XVIII и начала XIX веков митрополита Гавриила (Банулеско-Бодони), Экзарха Молдовлахийского (†1821 г.). Родился преосвященный Гавриил в 1746 году в Трансильвании и в крещении был наречен Григорием. Получив прекрасное образование в Будапеште и Греции, овладев в совершенстве греческим и французским языками, окончив богословский курс наук в Киевской духовной академии, Григорий избирает себе педагогическое поприще. В 1779 г. он по благословению Вселенского патриарха Софрония II принял в Константинопольском Свято-Успенском монастыре монашеский постриг с именем Гавриил. В 1782 году иеромонах Гавриил переехал в Россию по приглашению архиепископа Словенского Никифора (Феотоки), занял в Полтавской духовной семинарии должность ректора, возглавив к тому же преподавательские кафедры греческого языка и философии. В 1791 году в Яссах архимандрит Гавриил был рукоположен во епископа Бендерского и Аккерманского. Через год он был назначен митрополитом Молдо-Валахии. Вскоре, высочайшим именным Указом, митрополит был определен на первенствующую из южных кафедр России — Екатеринославскую. Архимандрит Ириней, ректор Кишиневской семинарии, в 20-х годах XIX века отмечает, что новый владыка очень много внимания уделял умственному и нравственному образованию семинаристов. Церковный историк архиепископ Гавриил (Розанов) пишет в своем «Сборнике», что митрополит прилагал большие труды к устройству церковной жизни в своей огромной епархии, приходы которой достигали земель Бессарабии и Причерноморья.

В конце XVIII в. по Указу российской императрицы Екатерины II территория будущей Одесщины вошла в состав Российской империи, в церковном отношении она была подчинена Екатеринославскому архипастырю, которым с 1793 по 1799 годы был митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони). Вскоре по указу Екатерины II основывается портовый город Одесса. Сюда прибывают регулярные части армейского гарнизона, разворачивается строительство военной и купеческой гавани, начинают развиваться промышленность и торговля. При основании Одессы, в 1794 г., митрополит Гавриил совершил молебствие и положил первый камень «новому граду» и первые камни для основания первых церквей в Одессе. В 1799 г. митрополит Гавриил был перемещен на Киевскую кафедру и вскоре назначен членом Святейшего Синода.

Становление и учреждение монастыря

В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого находились на берегу моря, в районе Большого Фонтана. Здесь была дача Теутула, окруженная фруктовыми садами, виноградниками и лугами. Поместье состояло из двух участков по 25 десятин (1 десятина равна 1,092 га). На первом участке располагался сад Александра Теутула, который разделялся на три части: на восточной стороне расстилались два больших виноградника, разделенные на шесть погонов широкими аллеями. По их сторонам возвышались стройные ряды разных деревьев, между которыми в виде изгороди насажены были густые кусты крыжовника и смородины. Другую половину сада на западной стороне занимали различные фруктовые деревья: яблони, груши, абрикосы, орехи и другие. Там же было немало и диких деревьев, составлявших также украшение сада. На северной стороне участка для хозяйственных целей было насажено несколько тысяч шелковичных деревьев. Этот сад, столь замечательный по своей обширности, богатству и разнообразию растений уже при жизни его основателя был любимым местом, где в воскресные и праздничные дни собирались жители Одессы для отдыха. В простонародьи он обыкновенно назывался Царским, и без сомнения по своему прекрасному виду и богатству заслуживал это название.

При саде господина Теутула находились хозяйственные заведения: шелковичный завод, располагавшийся на северной стороне участка и рыболовный завод, устроенный на берегу моря недалеко от маяка. Неподалеку от них находился хутор, который располагал 25 десятинами пахотных и сенокосных угодий. Митрополит Гавриил, посетив дачу Александра Теутула, выразил свое восхищение ее чудесным видом и расположением. С того времени Александр Теутул неоднократно заверял митрополита Гавриила о своем желании построить здесь церковь и маяк.

В 1814 году, когда Одесса в церковном отношении стала управляться святителями Кишиневскими. Александр Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передается русской православной церкви. Побуждением к столь щедрому пожертвованию послужило следующее событие. Однажды Александр Теутул в вечернее время на высоком берегу моря развел большие костры. Это окончилось весьма прискорбно. Небольшое греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни костров за маяк, имевшийся тогда только на оконечности карантинного мола, взяло неверный курс и разбилось. При этом погибло несколько человек. Александр Теутул, будучи истинным христианином, был очень опечален происшедшим несчастьем. Видя в этом связь со своим неисполненным доселе обетом, Теутул щедро одарил оставшихся в живых моряков и пожертвовал свое фонтанское поместье церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев. История сохранила для нас текст Дарственной грамоты:

Тысяча восемьсот четырнадцатого года, месяца Апреля 7 Дня.

Я, нижеподписавшийся, молдавский нищий, рожденный от родителей, имеющих в Сергиевском цинуте в Молдавии поместье и отлучившийся в последствии времени, по обстоятельствам, войною сопровождаемый из отечества своего, прибегнув под покровительство Православной Российской Империи и нашед здесь спокойствие и благосостояние, положил было намерение я и жена моя, чтоб от избытков собственными трудами благоприобретеннаго имущества нашего, коим благоволил нас Бог, посвятить в ознаменование благодарных сердец наших к благости Всемогущаго Бога, некоторую часть какой-нибудь обители для благоугодных дел. Вследствие чего ныне, поелику сподобил нас Бог дождаться таковаго благословеннаго и вожделеннаго времени, в которое отечество мое, спасшись от ига агарянскаго, подвластным учинилось христианскому государству и там, где всегда владычествовал страх от набегов татарских, ныне водворяется спокойное христианское правление и архиерейская правящая кафедра, управляющая Православной христианской Церковью, для того я и жена моя посвящаем оной кафедре, т.е. Кишиневской митрополии, из правильнаго нашего имущества, собственными трудами нашими приобретеннаго, во-первых, одну ливаду с виноградом и фруктовыми деревьями разнаго рода, которая занимает 25-ть десятин пространства над морем в предместьи города Одессы в урочище, именуемом Великий Фонтан, вместе с обрывом, прилежащем к сей 25-ти десятинной ливаде, исполненным колерованными и другими деревьями, с рыболовными открытиями по обеим сторонам сей ливады и 25-ть десятин сенокосной и хлебопашной земли, равно и строения, сделанныя в ливаде, посвящаем в пользу митрополии Кишиневской, чтобы все сие было вечным имуществом оной, с таковым желанием, чтобы там выстроен был святой храм общим трудом и иждивением митрополии и моим, яко ктитор, и чтобы в том же месте выстроен был фонарь для освещения чрез целую ночь берегов моря во охранение проходящих мимо сего места мореплавателей от караблекрушения, и отныне впредь к ливаде сей и строению, находящемуся на ней, не должны иметь ни я, ни жена моя, ни дети мои никакой претензии никогда, если же когда-либо наследники или родственники мои вздумают чинить какую-нибудь претензию на сие имущество, то да не будут приняты их иски ни в каком месте и да подвергнутся Суду Божию исправители сия, в уверение чего и подписался я, жена моя и дети наши.

Подлинное подписали: дворянин Александр Иванович, сын Теутул и жена его Параскева Павлова, дочь Теутулова и дети их Константин, Елена, Василий, Афанасий, дочери Евфросиния, Евфимия и Екатерина — а вместо их, неграмотных, по их прошению руку приложил коллежский секретарь Александр Степанов, сын Самойлов.

11 мая 1814 года Высокопреосвященный митрополит Гавриил направил письмо градоначальнику Одессы губернатору Дюку Де-Ришелье — о создании монастыря.

В 1815 году с Высочайшего соизволения государя императора Александра Павловича имение господина Теутула было законным порядком передано для нужд кишиневского архиерейского дома. Здесь было устроено архиерейское подворье, называемое в документах «метохом» (в переводе с греческого — монастырское подворье), для временного пребывания митрополита Гавриила, так как Одесса в то время находилась в его духовном ведомстве.

Пожертвование дворянина Александра Теутула, стоившее немало средств, замечательно главным образом тем, что Александр Иванович был человек небогатый, имел семью из семи человек и по своей кончине не оставил своим близким родственникам практически никакого наследства, кроме скромного домика на Фонтанской слободе и небольшого участка земли. О побуждении господина Теутула передать почти все свое имущество церкви говорит сам митрополит Гавриил в своем окружном пастырском послании, приложенном к сборной книге, выданной 16 августа 1816 года для вписывания пожертвований от благотворителей. Приглашая свою паству к пожертвованиям на построение каменной Успенской церкви в фонтанском метохе, митрополит Гавриил подчеркивал:

Благонамеренный одесский гражданин из дворян Александр Теутул, движимый будучи усердием к Церкви Святой и любовью к ближнему, посвятил собственным трудом и иждивением его насажденный сад, состоящий в урочище Большого Фонтана, близ Одессы, над морем, со всеми принадлежащими ему строениями, заведениями и рыболовлей, Кишиневской митрополии с тем, чтобы в том саду выстроена была церковь и фонарь или морской маяк для предохранения мореплавателей от кораблекрушений.

Правда, упомянув о церкви, митрополит Гавриил, ничего не говорит о будущей обители. В то время рано еще было упоминать об этом, но о предназначении сада с церковью для создания будущего монастыря видно из следующего факта. Вдовый священник Иоанн Якубовский (в монашестве иеромонах Иоасаф) в прошении своем, поданном митрополиту Гавриилу в январе 1817 года, изъявив желание стать монахом, просил архиерея определить его в метох кишиневской митрополии, находившийся близ Одессы на Большом Фонтане и сопричислить его к числу имеющейся там братии. Тот же иеромонах в своем рапорте первому настоятелю обители архимандриту Феофилу (Финикову) от 24 октября 1821 года за № 26 писал, что молдавский дворянин Александр Иванович Теутул подарил Кишиневской митрополии сад для устроения здесь святой обители. Это свидетельство иеромонаха Иосафа вполне заслуживает доверия, так как он был дружен с Теутулом и более других знал о намерении своего друга сделать пожертвование для устроения монастыря.

Когда сад господина Теутула со всеми хозяйственными заведениями поступил в ведомство Кишиневской митрополии, то епархия приняла на свой счет и все расходы по содержанию этого участка. По распоряжению Владыки Гавриила для очистки и обработки сада осенью 1815 года из Сахарнянского монастыря (Бессарабия) были присланы монах Пафнутий и четыре послушника, а также был нанят садовник из местных жителей. Для их жительства были построены два рабочих дома — на северной и восточной сторонах сада. Главный надзор за всем участком и хозяйством в первое время осуществлял сам Александр Теутул, а с 1817 года распоряжением митрополита Гавриила надзирателем метоха фонтанского был назначен уже упомянутый выше вдовый священник Иоанн Якубовский. Он первый стал совершать богослужения в метохе не только для живущих здесь людей, но и для приходивших сюда жителей фонтанской слободы. Своим усердием в молитве и сбором пожертвований для строительства каменной церкви он оказал неоценимую услугу обители во время ее становления.

В июле 1816 года из Кишинева в Одессу прибыл владыка Гавриил и во время разговора с Теутулом убедился, что для строительства нужны не только деньги, но и опытные в этом деле люди. Поэтому митрополит пригласил почетных и влиятельных граждан Одессы и убедил их взять на себя попечение о фонтанском строении. Таких горожан нашлось около 40 человек. Из них архиерей выбрал 5 человек и учредил временный строительный комитет, назвав его собором попечителей метоха. Членами сего собора были: дворянин Александр Иванович Теутул, инженерный подполковник Пуга, соборный протоиерей Иоанн Воронич, городской голова купец Протасов и негоциант Иван Дестунис. Остальные считались почетными членами собора. С этими людьми митрополит Гавриил предварительно совещался о всех постройках в метохе, о необходимых для этого средствах. После обычных молитв при основании каменной церкви владыка поручил членам собора тщательно наблюдать за правильным ходом строительных работ, уполномочил их в деле устройства маяка переписываться с различными должностными лицами и заключать контракты с подрядчиками.

Чтобы расположить одесситов и прочих своих чад к пожертвованиям на обитель, митрополит Гавриил к сборной книге присоединил пастырское послание, в котором рассказал о благом побуждении господина Теутула. Кроме этого, владыка разрешил сбор пожертвований на фонтанский метох и по Бессарабии, а для вписания жертвователей в начале 1817 г. была выдана такая же книга бессарабскому священнику Симеону Бивулу.

В том же году, учитывая, что для постройки маяка потребуется большая сумма, митрополит Гавриил обратился к херсонскому военному губернатору — графу Александру Федоровичу Ланжерону с просьбой о заеме денег для сооружения этого объекта. Одесский строительный комитет по предложению графа Ланжерона, рассмотрев просьбу владыки, решил ее удовлетворить и поручил инженер-подполковнику фон Кругу составить план и смету на постройку маяка. Пользуясь своими полномочиями, попечители метоха, еще во время пребывания владыки Гавриила в Одессе, заключили контракт на постройку маяка с местным купцом Кириллом Стеблюкою. Некоторым членам собора попечителей, а также самому архиерею, показалось неправильным оставить проживавших в метохе людей без домовой церкви, поэтому решено было строить одновременно с маяком и храм.

В его построении большую помощь оказали жители ближайшей фонтанской слободы. Заготовив общими усилиями большое количество дикого камня на построение каменной церкви в своей слободе, они в 1816 году обратились к митрополиту с просьбой о разрешении сего строительства. Воспользовавшись этим случаем, владыка предложил просителям пожертвовать заготовленный ими материал для строительства молитвенного дома в метохе, где все требы для жителей слободы, кроме венчаний, будет исполнять священник Иоанн Якубовский. Для венчаний же нужно будет обращаться в городской собор. Жители фонтанской слободы охотно откликнулись на предложение своего архипастыря. Они не только пожертвовали весь заготовленный камень, но и в следующую осень своими силами доставили стройматериалы в метох.

Монастырский мая

Монастырский маяк

В начале весны 1817 года была начата и к концу лета закончена постройка каменного флигеля под черепичной крышей, в котором была устроена малая церковь в честь Успения Божией Матери с двумя келлиями при ней для священника и послушников. В декабре того же года она была освящена соборным протоиереем Иоанном Вороничем. Антиминс для служения божественной литургии привез из Кишинева священник Иоанн Якубовский. В самом начале иконостас был простейшим, а царские врата были взяты из предназначенной к слому ветхой Николаевской церкви г.Одессы. Позже на средства, пожертвованные чиновником А.Пономаревым, был поставлен другой иконостас, украшенный новыми образами. Облачения для ризницы и необходимую утварь пожертвовал одесский купец А.Колесниченко.

В 1820 году попечители метоха просили благословения архипастыря на построение каменной церкви в честь Успения Божией Матери. Митрополит поддержал эту просьбу. По желанию попечителей он велел выдать еще две книги для сбора пожертвований по Одесскому округу и столько же для Бессарабии. Однако собираемых средств оказалось недостаточно. В связи с этим, за год строительства — с 1820 по 1821 год — были возведены лишь стены до уровня окон первого этажа. Затем работы временно прекратились.

Митрополит Гавриил любил монашество и сам был ревностным и строгим монахом. Будучи Кишиневским архипастырем, очень много сил отдавал обустройству иночества в своих епархиях, поняв, что строительство храма на подворье за счет местных средств может растянуться на неопределенный срок, он обратился в 1821 году к министру духовных дел с просьбой о принятии всего имущества фонтанского метоха в полное распоряжение Святейшего Синода, ходатайствуя об обращении подворья в штатный монастырь

Видя, что в прилегающей к Черному морю части кишиневской епархии, от Буга до Дуная, в расстоянии 500 верст нет ни одного монастыря, владыка Гавриил находит весьма уместным открыть обитель вблизи многолюдной Одессы на месте подворья. Настоятели же этого монастыря могут быть и законоучителями Ришельевского лицея и по своему постоянному пребыванию в подворье «могут споспешествовать сооружению обители сея и потом содержать оную в надлежащем порядке». 30 марта 1821 года митрополит Гавриил отошел ко Господу.

В июне 1821 года преосвященный Димитрий по распоряжению Святейшего Синода прибыл в Одессу для погребения тела блаженнейшего патриарха Константинопольского Григория V, замученного турками. Он лично осматривал принадлежащий Кишиневскому архиерейскому дому метох, состоящий вблизи города Одессы в урочище Большого Фонтана. Он предложил бывшему в то время законоучителю Ришельевского лицея, преобразованного позднее в новороссийский Университет, архимандриту Феофилу (Финикову), принять на себя попечение о метохе.

Архимандрит Феофил действительно оправдал надежды своего архипастыря необыкновенной деятельностью, благоразумием и опытностью в управлении метохом и в производстве разных построек, а особенно в постройке Успенской церкви. Приняв в свое ведение метох, архимандрит Феофил (в июне 1821 года) обратился к преосвященному Димитрию с представлением, которым просил разрешения произвести в метохе необходимые издержки из доходов сего метоха.

В августе 1821 г. архимандрит Феофил поспешил представить на рассмотрение преосвященного Димитрия план, составленный архитектором Колесовым. Новый проект церкви со всеми прибавлениями одобрен был всеми бывшими тогда в Одессе архитекторами и, утвержденный архипастырем, передан архимандриту Феофилу к исполнению.

Архимандрит Феофил, вступив в управление подворьем-метохом, привел в ясность все дела его. Из дел монастырских видно, что архимандрит Феофил успел окончить церковь Успенскую вчерне каменным строением и покрыть кровельным железом.

В августе 1822 года с Высочайшего разрешения архимандрит Феофил отправился по делам своим в Петербург, возложив попечение о метохе на особый комитет, составленный им из 3-х человек: смотрителя иеромонаха Иоасафа, эконома и экклисиарха. Что касается дальнейших работ по строительству церкви, то они за недостатком наличных денег снова были приостановлены.

В это время в Одессе нашлись благотворительные граждане, которые помогли начальству метоха выйти из того затруднительного положения, в которое оно было поставлено долгами. По отзыву бывшего настоятеля архимандрита Порфирия одесский купец Владимир Мокиевич Харламов простер свое усердие к обители до того, что пожертвовал на отделку церкви до 4 000 рублей, и эта жертва от него была не последняя.

Монастырские ворота

Монастырские ворота

Весьма занимала преосвященного Димитрия забота о построении иконостаса в новой церкви, на который разом требовалась очень значительная сумма; и как таковой суммы не было в наличности, да и никак не предвиделось получить оной, то он решился просить помощи от правительства. В 1823 году по Высочайшему повелению он вызван был для присутствия в Святейшем Синоде, истребовав от кишиневской консистории подлинный документ и план на вновь приобретенную от города архимандритом Феофилом землю, преосвященный Димитрий снова возобновил переписку об обращении фонтанского метоха в монастырь. Отвечая на предписание Св.Синода, прежде посланное предшественнику его блаженной памяти митрополиту Гавриилу о доставлении сведений о количестве зданий и служб для помещения монастыря и о способах содержания его, без помощи от казны, он, между прочим, доложил Св.Синоду следующее.

Первое. На пожертвованной дворянином Александром Теутулом земле сделаны до сих пор, без пособия казны, следующие строения: несколько братских келлий, каменная трапеза, кухня и ограда. Каменная церковь строением совершенно окончена и покрыта железом, близ метоха есть ветряная мельница о двух поставах на особо испрошенной земле. К прежним 25 десятинам хлебопашной земли приобретены еще 33 десятины.

Второе. Предстоит украсить церковь иконостасом, приобрести утварь, построить колокольню и второй флигель для монашествующих, на все это и на содержание в настоящем порядке хлебопашества, рыбной ловли и для обрабатывания сада необходима помощь в размере 15 000 рублей. В заключение преосвященный Димитрий говорил, что гражданское начальство благоприятствует учреждению монастыря близ Одессы.

28 ноября 1823 года Синод начал ходатайство об обращении бывшего подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь и о назначении архимандрита, монашествующей братии и пастырских служителей.

Между тем как дело об обращении метоха в монастырь и отпуске единовременного денежного пособия на украшение церкви иконостасом и прочии нужды обители рассматривалось в Святейшем Синоде, получено было в Петербурге преосвященным Димитрием известие от смотрителя метоха иеромонаха Иоасафа, что в Одессе вызвался благотворитель, который выразил желание построить иконостас в Успенской церкви своим иждивением, или же пожертвовать на сей предмет 10 000 рублей. Это был унтер-офицер Николай Иванович Кириллов, служивший в конторе одесского банка. Он заключил с мастером по изготовлению иконостасов Юриным контракт на постройку иконостаса по чертежу, сделанному Юриным. Возвратившийся в то время из Санкт-Петербурга архимандрит Феофил копию с его контракта препроводил немедленно при своем донесении преосвященному архиепископу Димитрию в Петербург.

Архиепископ Димитрий сообщил о важном пожертвовании Кириллова министру духовных дел князю Голицыну и Святейшему Синоду. Святейший Синод Указом от 15 февраля 1824 года за № 512 повелел: за пожертвование в пользу святой церкви, сделанное Н.И.Кирилловым, объявить ему свое благословение и сверх того — о пожертвовании напечатать в Одесских академических Ведомостях.

Вид монастыря

Вид монастыря

Ободренный благосклонным вниманием архиепископа Димитрия и благословением Св.Синода, Н.И.Кириллов с особенною ревностию приступил к устройству иконостаса для церкви Успенской, лично наблюдая за ходом работ, желая закончить иконостас к будущему празднику Успения Божией Матери в 1825 году.

Преосвященный Филарет (Дроздов), архиепископ Московский и Коломенский благословил новую обитель напрестольным сребропозлащенным крестом, в котором вложено 45 частиц святых мощей.

Новому монастырю в урочище Большого Фонтана недоставало гостиницы, в которой могли бы находить приют и упокоение приходящие в монастырь странники и богомольцы, но и на сей раз, конечно не без соизволения Божия, между гражданами Одессы нашелся благотворитель — купец 1-й гильдии Иван Ильич Ростовцев, который сам вызвался построить гостиницу.

Кроме гостиницы тот же благотворитель обители И.И.Ростовцев на северной стороне монастыря насадил особый виноградник и вырыл колодец, а на восточной стороне устроил под горой водяной сток с желобом для водопоя.

К утешению строителя метоха архимандрита Феофила (Финикова) и братии в нем жившей, получен был указ Кишиневской дикастерии от 17 августа 1824 года за № 3075 о назначении архимандрита Феофила настоятелем вновь учрежденного второклассного Успенского монастыря с приложением копий Высочайше утвержденного доклада Св.Синода об обращении бывшего архиерейского подворья на Большом Фонтане во второклассный штатный монастырь. Этот день — 1 июля 1824 года — является днем учреждения монастыря.

По штатному положению, Высочайше утвержденному, о содержании Одесского второклассного Успенского монастыря, состоящего в предместье Одессы на Большом Фонтане, положено было следующее число монастырской братии: 1) кроме архимандрита и казначея, шесть иеромонахов, четыре иеродиакона, два пономаря, один просфорник, один ключник, он же хлебодар, и один чашник; 2) служителей, кроме подъячего для архимандрита и для прочих в монастыре потребных служб, назначено было шестнадцать, а на содержание монастыря определено 2 585 р. 21 коп. ежегодно.

Последующая история

Свято-Успенский соборСвято-Успенский собор (быв.собор в честь иконы Живоносный источник)

Благоустройство Свято-Успенского монастыря в основном осуществлялось при настоятельстве архимандрита Палладия. В 1825 году завершилось строительство, благоукрашение и произошло освящение Свято-Успенского собора.

В январе 1825 года одесский купец Владимир Мокиевич Харламов с супругой своей Дарьей пожертвовали на монастырь 100 000 рублей, на что последовало от Святейшего Синода изъявление в их адрес признательности. На эти средства трудами купчихи Дарьи под попечительством ее супруга был построен храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Освящение этого храма было совершено преосвященным Димитрием, архиепископом Кишиневским и Хотинским 7 июня 1834 года. Строители пожертвовали в новопостроенный храм и церковную утварь. Произошло это при настоятеле монастыря архимандрите Порфирии (Успенском).

Купец 2-й гильдии Владимир Мокиевич Харламов был именитым гражданином града Одессы и замечательным человеком своего времени. 2 ноября Высокопреосвященным Гавриилом, архиепископом Херсонским и Таврическим были отслужены Божественная литургия и чин отпевания усопшего купца 2-й гильдии Владимира Мокиевича Харламова. По ходатайству супруги Дарьи усопший был погребен под алтарем устроенного им храма Живоносного Источника в Свято-Успенском монастыре, в котором были погребены как родственники этой благочестивой четы, так и многие именитые люди города.

После 1834 года, как утверждают некоторые исследователи, монастырская братия построила на свои средства небольшую, третью, церковь во имя святителя и чудотворца Николая. В книге «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям» А.А.Павловский сообщает: «А потом (после 1834 года) устроена и третья церковь на средства братии монастыря во имя святителя Николая». Приблизительно в 1920 году с восточной стороны к Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей.

В 1837 году для самостоятельных губерний, Херсонской и Таврической, была образована новая епархия: Херсонская и Таврическая с местожительством правящего архипастыря в Одессе. Таким образом, в 1837 году Одесса становится кафедральным городом.

Первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде в Одессу поселился на первое время в Свято-Успенском монастыре.

К середине XIX столетия монастырь выглядел следующим образом. Он заключал в своих стенах две довольно обширные каменные церкви и одну небольшую деревянную, каменный двухэтажный настоятельский дом под железной крышей, два одноэтажных, каменных дома, где помещалась старшая братия, два одноэтажных каменных дома под черепичной крышей, в одном из которых помещалась братская трапеза с кухней, а в другом — настоятельская кухня с двумя кладовыми, малый каменный флигель с двумя братскими келлиями и просфорней, при нем два деревянных сарая, ледник и цистерна, а за каменной оградой на северной стороне монастырь имел двухэтажную гостиницу (теперь в этом здании располагается Одесская духовная семинария). При гостинице располагался каменный флигель, а напротив гостиницы — новый одноэтажный дом, с разными службами при нем: кухней, кладовой и конюшней.

Площадь юго-восточного берега, на которой располагался монастырь, постепенно расширялась от юго-востока к северо-западу, образовывала собой тупой треугольник, вершину которого занимал высокий монастырский маяк. К северу от монастыря тянулась большая Фонтанская слобода, отделявшаяся от него глубокой лощиной, через которую был перекинут каменный мост. К западу вдоль южного берега до самого водопровода, построенного Ковалевским, простирались дачи или загородные дома землевладельцев: высокая каланча водопровода, издалека видимая по пути от города в монастырь, составляла как бы порубежный столб, за которым начиналось открытое поле, или в просторечии степь, и тянулось до немецкой колонии Люстдорфа.

Во время заразных болезней, охватывавших значительную часть населения Одессы в XIX столетии, священномонахи монастыря самоотверженно совершали в карантинах богослужения, несли подвиг служения ближнему своему, подвергая опасности свои жизни. В Крымскую войну 1853-1856 годов, особенно при морских блокадах и обстреле города Одессы, братия Свято-Успенского монастыря подъяла на себя молитвенный подвиг, моля Царя небесных сил Господа Бога, Заступницу рода христианского и покровительницу монашествующих Пресвятую Богородицу об отражении «нашествия иноплеменников», о даровании мира, о сохранении веры православной и спасении душ. Некоторые иеромонахи обители были награждены после войны наперсными крестами, как означается в документах: «В память Отечественной войны 1853-1856 годов».

Вид на монастырь

Вид на монастырь

Среди одесских архипастырей особенно выделялся своей жизнью архиепископ Иннокентий (Борисов, 1800-1857гг.). Это был выдающийся иерарх русской православной церкви XIX в., богослов, гимнограф, строитель монастырей и скитов по всему югу России и в Крыму. Исключительное значение святителя Иннокентия для Одессы проявилось в Крымскую войну. В дни особой опасности для города в первую (весной 1854 года) и вторую (осенью 1855 года) морские блокады святитель Иннокентий служил молебны, совершал акафистное пение перед чудотворным Касперовским образом Божией Матери, сам горячо молился, воодушевлял и укреплял народ проповедями, проявлял высокое мужество и пламенную веру в Бога. В народе сохранилась о святителе Иннокентии благодарная память. В 1997 году архиепископ Иннокентий был канонизирован Московской Патриархией в лике святителей. В этом же году произошло обретение его святых мощей, которые находятся в настоящее время в Спасо-Преораженском кафедральном соборе г.Одессы.

В 1860 году при архиепископе Димитрие (Муретове) была образована Таврическая епархия с архиерейской кафедрой в Симферополе. Архиепископ Димитрий остался на Херсонской кафедре. С этого времени архиерей Херсонской епархии стал именоваться Херсонским и Одесским.

В 1837 году монастырю принадлежало 158 десятин 1610 саженей (173,03 га) земли. В 1910 году количество монастырских земель составляло уже 356 десятин (389 га). В настоящее время (2004 год) монастырю принадлежит 6,4 га земли.

По состоянию на 10 июля 1857 года, при настоятельстве архимандрита Серафима, число братии составляло 16 человек: один архимандрит, четыре иеромонаха, два иеродиакона, три диакона, один монах и пять послушников. В 1880 году, в бытность настоятелем монастыря архимандрита Герасима, число братии составляло уже 36 человек.

К концу XIX столетия Одесса становится довольно крупным городом России. Здесь пролегал путь паломников на православный Восток: во Святой град Иерусалим и на Святую гору Афон. Одесса являлась связующим звеном между Святой Землей, православным Востоком и православной Россией. Одессу называли «вратами Иерусалима». Здесь располагались подворья афонских монастырей: Пантелеимоновское, Андреевское, Ильинское. По этому обстоятельству Свято-Успенский монастырь имел довольно большое значение не только для православных паломников, но и для жизни города и всего юга России. Жизнь монастыря оказывала благодатное воздействие на духовное и культурно-историческое развитие южнорусского края и Причерноморья.

Настоятели монастыря до 1922 года

Духовный облик и личные качества настоятеля обители имеют важное значение. Каждый настоятель в свое время положил труды свои в благоустроение Свято-Успенской обители и сохранение ее монашеских традиций.

После первых настоятелей — строителей обители архимандритов Феофила и Палладия настоятелем был архимандрит Порфирий (Успенский, †1885 г.). В свое время по окончании курса академии в 1829 г. со степенью старшего кандидата, с правом получения степени магистра после годичного испытания и учительской должности иеромонах Порфирий был пределен во 2-й кадетский корпус законоучителем, где преподавал два года. В сентябре 1831 г. он был переведен законоучителем в Одесский Ришельевский лицей. «Одесса, — писал епископ Порфирий городскому голове греку Маразли в 1883 г. — мой любимый город. В нем я 43 года тому назад учительствовал в лицее и семинарии, нередко проповедовал Слово Божие, был духовником и даже первый принимал в семинарию юных болгар». «Этот город, — замечает епископ Порфирий, — есть как бы солнце, около которого суждено мне вращаться».

В 1833 г. отец Порфирий был награжден за усердные труды на ниве духовного просвещения золотым наперсным крестом, а через год назначен настоятелем Одесского второклассного Успенского монастыря и возведен в сан архимандрита. В 1838 г. архимандрит Порфирий стал первым ректором учрежденной в Одессе Херсонской духовной семинарии, в которой преподавал богословие, церковную историю и каноническое право.

В 1865 г. в жизни отца Порфирия происходит важное событие: 14 февраля совершилась его хиротония во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, настоятеля Златоверхо-Михайловского монастыря. Согласно определению Святейшего Синода, в 1877 г. епископ Порфирий был назначен членом московской Синодальной конторы сверх штата, и его управлению был вверен ставропигиальный Новоспасский монастырь. 19 апреля 1885 г., на 81-м году жизни епископ Порфирий Успенский отошел в вечность.

После архимандрита Порфирия (Успенского) из Рязанского Спасского монастыря был переведен и назначен настоятелем Свято-Успенского монастыря архимандрит Афанасий (Дроздов). Через два года он был хиротонисан во епископа Винницкого.

С 1842 по 1845 г. монастырем управлял архимандрит Никодим. Следующие три года настоятельствовал архимандрит Израиль. Когда он получил новое назначение, настоятельский жезл был вручен архимандриту Парфению.

С 1853 г. по 1860 г. настоятельствовал архимандрит Серафим.

С 1861 г. Свято-Успенским монастырем стал управлять архимандрит Феофилакт (Праведников), который в 1868 году был рукоположен в сан епископа и получил назначение в Чернигов.

Монастырский мая

Монастырская чудотворная икона «Млекопитательница»

Архиепископ Херсонский и Одесский Платон (Городецкий, 1877-1882 гг.) исходатайствовал разрешение на открытие в епархии второго викариатства с целью дать епархиальному архиерею возможность успешно бороться с сектантами, с усиливавшейся в епархии штундовской пропагандой.

Первое викариатство открыл святитель Иннокентий в 1853 г. Викарному епископу повелено было именоваться Одесским. 26 января 1880 г. был открыт второй викариат. Епископы второго викариатства именовались елисаветградскими. Место пребывания им было отведено в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре на Большом Фонтане. На них возлагалась обязанность настоятельствовать в обители и ведать делами Одесского духовного училища.

Первым епископом Елисаветградским стал преосвященный Неофит (Неводчиков), кандидат богословия, автор многочисленных статей в православной периодике. Он много лет трудился в Одесской духовной семинарии в должности инспектора и издавал «Одесский воскресный листок».

Через три с половиной года его сменил епископ Мемнон (Вишневский). Скромный владыка заслужил уважение своей любовью к частым церковным службам. Когда в 1891 г. стал вопрос о назначении епископом Елисаветградским преосвященного Акакия (Заклинского), владыка Мемнон был оставлен при епархии), но его при этом перевели в Херсон первым викарием с титулом епископа Новомиргородского.

Его преемник епископ Акакий (Заклинский) до прибытия в Одессу проходил послушание епископа Балтского, викария Подольской епархии. Он известен своими литературными трудами, регулярно печатавшимися в херсонских, воронежских и томских «Епархиальных ведомостях». Через три года он был назначен на самостоятельную Олонецкую кафедру.

Следующий настоятель — епископ Иоанн (Кратиров) пробыв год в обители, 23 августа 1895 г., уезжает из Одессы в столицу на должность епископа Нарвского, ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Несмотря на краткость своего начальствования в обители, его очень полюбили люди. Он отличался добротой характера и благодушием.

На открывшуюся вакансию епископа Елисаветградского Высочайшим повелением от 25 августа 1895 г. был определен старший член Петербургского духовного цензурного комитета архимандрит Тихон (Морошкин), который в течение восьми лет управлял монастырем. За сердечное отношение к братии и прихожанам, прямоту характера и радушное гостеприимство он стяжал всеобщее уважение. 27 марта 1903 г. владыка Тихон отошел ко Господу, оплакиваемый братией. Погребен он был в своей родной обители.

В этом же году скончался в Свято-Успенском монастыре бывший настоятель епископ Мемнон. Погребение совершил архиепископ Херсонский и Одесский Иустин (Охотин) вместе со вторым викарием преосвященным Хрисанфом (Щетковским). Присутствовало много священников из черного и белого духовенства, провожая в последний путь своего наставника, двадцать лет жизни отдавшего служению Богу в Одесской епархии. К сожалению, епископ Хрисанф не долго исполнял послушание в Свято-Успенском монастыре. С первых же дней было заметно, что он тяжело болен. Сказались тяжелые миссионерские труды в Корее, которые сильно отразились на его здоровье. С наступлением осени, 22 октября 1906 г. он преставился ко Господу и также похоронен в обители.

Затем, до 1914 года в монастыре настоятельствовал епископ Анатолий (Каменский), который одновременно был ректором Одесской духовной семинарии и видным членом Свято-Андреевского братства, известного своей миссионерской направленностью.

После назначения епископа Анатолия на самостоятельную Томскую кафедру, настоятелем монастыря был будущий священномученик Истинно-Правосланой Церкви епископ Прокопий (Титов).

Закрытие монастыря в 1922 году

Буря, воздвигнутая октябрьским переворотом 1917 года, порвалась в веками сложившуюся жизнь монастырей. До 1922 года лампада монашеской жизни в Свято-Успенской Одесской обители еще светилась.

Документы того времени крайне скудны. Некоторые из них, найденные в Одесском областном государственном архиве, рассказывают о тяжелых испытаниях, выпавших на долю обители.

Протокол заседания Калининского исполкома Б. Фонтанской волости от 7 марта 1922 г.

Повестка дня: текущие дела.

Пункт 7: об имуществе Успенского монастыря. Жилотделу произвести опись и опечатание всей мебели и помещений монастыря.

Пункт 8: о церковных ценностях. В понедельник, 13 марта, созвать общее собрание священников, монахов и монашек на 12 ч. по официальному времени по вопросу об участии церкви в деле помощи голодающим.

Отдел управления Одесского исполкома.

Помощь голодающим выражалась в конфискации всего церковного имущества. Вот еще один документ:

Губисполком.
Одесская губернская комиссия по изъятию церковных ценностей. Дело описи церковного имущества.
Список серебряной церковной утвари, риз на иконах, крестов и др. предметов, находящихся в описи Одесского Успенского монастыря, что на Большом Фонтане.

Это очень ценный документ. Он донес до нас сведения о церковной ризнице монастыря, которая была очень богата, изобиловала дорогой утварью и предметами старины, как, например, Евангелие с серебряным окладом 1829 г., Евангелие кованное, оплечья на икону Божией Матери с венчиком, оклады с эмалью и камнями и проч.

Он же рассказывает, сколько было в каждом храме монастыря образов в драгоценных ризах, вследствие чего мы можем теперь узнать, какие в обители находились особочтимые иконы. Это икона Спасителя в серебряном окладе с короной и венцом, икона Успения Божией Матери, большая икона семи священномучеников Херсонесских в дорогом окладе, икона Божией Матери Скоропослушницы, находившиеся в Свято-Успенском соборе. В храме Живоносного Источника были две почитаемые иконы: Божией Матери «Живоносный Источник» и «Похвала Богоматери». В Свято-Николаевской церкви — образ Касперовской Богоматери и святителя Николая.

Более того, в этом документе имеется подробное описание уничтоженной Свято-Успенской церкви, что чрезвычайно увеличивает его ценность. Ведь только по нему можно воскресить, хотя бы мысленно, ее интерьер.

Главный храм каменный, одноглавый, однопрестольный. В передней части украшен священными изображениями. Имеет три входа: с западной, северной и южной стороны. К западному входу пристроена паперть, фронтон которой поддерживается четырьмя колоннами. При северном и южном входах устроены каменные помосты.

Внутри храм окрашен краской с различными по местам живописными изображениями и рисунками. Храм освещается 34 окнами. В притворе над западными дверьми — хоры. Далее — направо и налево — место для монашествующей братии. В средней части храма у передних столбов, служащих опорою купола, два клироса для правого и левого хора. Перед иконостасом на солее — две предалтарные иконы с балдахинами. На горнем месте — большая запрестольная икона Вознесения на небо Божией Матери, сопровождаемой херувимами. Над царскими вратами внутри алтаря помещена икона св.Николая на доске в ризе. Иконостас деревянный, двухъярусный, окрашен в голубой цвет. Царские врата резные, позолоченные, с образами св.еванелистов в окладах серебряных вызолоченных; над вратами в кругу резного сияния помещено изображение Святого Духа в виде голубя. При царских вратах небольшие иконы Спасителя и Божией Матери в сребропозлащенных ризах с венками. На северных и южных дверях изображены по золотому полю Архистратиги Михаил и Гавриил в резных позлащенных рамах. Местные иконы в сребровызолоченных ризах с венцами, украшенными разноцветными каменьями.

Среди среднего большого карниза (на иконостасе) помещается икона Божией Матери — точный список с древнего Киево-Печерского чудотворного образа. Сия икона вставлена в чеканное сребропозлащенное сияние с изображением наверху Бога Отца, а по сторонам — двух ангелов. С задней стороны икона прикрыта серебряной доской, где вырезана греческая и русская надпись, удостоверяющая, что икона освящена в Иерусалиме. Сверху к царским вратам икона спускается на атласном полотенце с оттиснутой золотом молитвой Божией Матери.

После конфискации церковного имущества храмы опустели. Исчезла красота иконостасов, киотов, лампад, всюду царили разорение и опустошение. 26 мая 1922 г. монахи направляют письмо:

В отдел по отделению церкви от государства.

Ввиду крайней необходимости в причащении старых калек, не могущих сходить в сельскую церковь, Правление монастыря покорнейше просит разрешить в одной из монастырских церквей служить литургию и для сего выдать нам хотя бы металлический прибор: чашу, дискос, копья и лжицу.

От Правления монастыря казначей иер.Феодосий.

После закрытия Свято-Успенского монастыря богоборцами в 1922 году мятежный ветер гражданской войны и смутного времени рассеял насельников монастыря по всему лицу страждущей русской Земли.

Свято-Успенский собор после 1936 года был разрушен, поэтому при возрождении обители храм «Живоносного Источника» был освящен в честь преславного Успения Матери Божией. Колокольня над этим храмом в годы лихолетья была разрушена.

В 1953 году на месте разрушенного Свято-Успенского собора была сооружена водосвятная часовня с монастырским источником, где с крестным ходом совершается освящение воды в праздник Крещения Господня и в другие нарочитые праздники и дни.

Но со времени начала раскола на официальную и Истинно-Православную Церковь история монастыря как и всего остального ждёт своего добросовестного исследователя... Здесь не было какого-нибудь значительного движения церковной оппозиции, но имеются большие расхождения в изложении истории т.н. «возрождения монастыря». Патриархийные летописцы до сих пор утверждают, что это возрождение началось после освобождения Одессы в 1944 г., а независимые историки свидетельствуют, что монастырь открылся ещё при румынах...

Литература

  1. Авксентий Стадницкий. Гавриил Банулеско-Бодони, Экзарх Молдовлахийский и Митрополит Кишинёвский. 1894 г.
  2. Храмы и монастыри Одессы и Одесской Области. Одесса. 2001 г.
  3. Храмы и монастыри Одессы и Одесской Области. Одесса. 2013 г.
  4. Молитвенные лампады. История одесских монастырей. Одесса. 1996 г.

См. также видеоролик о монастыре (из автобиографических заметок)

Содержание