Протоиерей Александр Кравченко

Устроитель Епархиального дома

В 1913 году 3 февраля скончался архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Ковальницкий).

В Одессе архиепископ Димитрий пробыл почти восемь лет и, несмотря на свой почтенный возраст и физическое недомогание, развил такую энергичную деятельность, что изумлял всех его знавших и общавшихся.

В Одессе архиепископ Димитрий, как ни в одном городе, сблизился с духовенством и светскими кругами, всем цветом тогдашнего просвещенного одесского общества.

По случаю 50-летнего юбилея церковно-общественной и ученой деятельности Димитрия, исполнившегося 1 октября 1909 года, Одесская городская Дума приветствовала «глубокочтимого и горячолюбимого архипастыря в день полувекового его многополезного служения, беззаветно посвященного охранению веры и укреплению начал православия среди обширной паствы в разноплеменной и разноверующей южной стороне». В ответ на приветствие Думы архиепископ отвечал городскому голове:

В горячей любви, какую засвидетельствовало мне представительство Одессы, я вижу естественный отклик на мою искреннюю любовь к нашему славному городу, на мою безраздельную заботу о духовном благе Одессы и всей, врученной мне Богом, южной паствы. Ваши пожелания дают мне крепкую поддержку ввиду многих затруднений, которые приходится преодолевать. Моя жизнь отдана Одессе. Я думаю одно с городской Думой: да цветет наша Одесса, да укрепится в ней оживляющий ее дух православия.

Одесский период архиепископа Димитрия проникнут широкой просветительской деятельностью. Это и определенно пастырская и церковно-общественная деятельность. Письменно воззвания и обращения Владыки к пастве замечательны. Особенно интересны в них так называемые «предложения», где архиепископ хотел бы вызвать чувство инициативы, причастности всех его пасомых к добрым начинаниям. Когда Димитрий окончательно вник в религиозно-нравственное состояние Херсоно-Одесской паствы, познакомился с местными деятелями, он твердо решил открыть в Одессе единый общеепархиальный центр. По мысли Владыки в нем должны были сосредоточиться все епархиальные благотворительно-просветительные учреждения. Епархиальный дом должен был иметь храм с конференц-залом для публичных лекций и докладов, епархиальную библиотеку, читальню, училищный совет с книжным складом, образцовую церковно-приходскую школу, Св.Андреевское братство с его миссионерскими задачами, редакцию епархиальных ведомостей, кассу взаимопомощи для духовенства, склады свечного завода, благотворительное общество дам духовного ведомства и гостиницу для приезжего духовенства.

Духовная семинария

Одесская духовная семинария

Для скорейшего открытия Епархиального дома были использованы старые здания Одесской духовной семинарии. После строительства новых зданий старые здания не использовались, продолжая оставаться в ведении Святейшего Синода. Одесское духовенство выкупило их, и после капитального ремонта 8 апреля 1909 года сам инициатор — архиепископ Димитрий возглавил освящение водруженного святого креста на главном куполе храма в Епархиальном доме.

Особым «предложением» архиепископ Димитрий назначил и день освящения капитально отреставрированного Дома. В «предложении» Димитрий, как обычно, изложил историю замысла: «Епархиальный съезд 22 января 1908 года, — писал Владыка, — решивший приятие от Святейшего Синода старого здания Одесской духовной семинарии (угол Александровского проспекта и улицы Жуковского <по-советски> или Почтовой — И.И.) в собственность епархии для устройства в нем Епархиального дома, постановил: на будущее время день 22 января считать епархиальным праздником, совершать в этот день торжественное праздничное богослужение и молебен». Освящение храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского при Епархиальном доме и самого дома состоялось 22 января 1910 года.

Епархиальный дом

Улица Почтовая на пересечении с Преображенской (слева виднеются купола Епархиального дома, а справа колокольня Покровской церкви)

Много сделал архиепископ Димитрий и для действующего при Одесской семинарии Свято-Андреевского братства. Носившая частный характер, эта замечательная просветительная и миссионерская организация была преобразована в общеепархиальную христианско-просветительную и благотворительную. Братство в своей теперешней деятельности должно было учитывать религиозную и нравственную жизнь православных в Херсоно-Одесской епархии, сблизиться с нею, приобрести большую основательность в своем положении и стать жизненным и плодотворным. Андреевское братство также должно было иметь свой центр в Епархиальном доме. Новый устав братства был выработан и утвержден Синодом в октябре 1909 года. Кроме того, по благословению архипастыря и при самом живом его участии в учебный курс семинарии был введен новый предмет: «дикция, декламация и ораторское искусство (духовное и светское)».

Вернемся к трудам Владыки по благоустройству Херсонской епархии. Архиепископ Димитрий вошел бы в историю Одессы, если бы совершил только одно свое деяние — устройство Епархиального дома. Это начинание было достойно подражанию. О нем много писалось не только в духовной, но и в «скупой на благожелательное внимание к духовному миру светской печати». Все свои личные средства, громадную для того времени сумму — 100000 рублей — Владыка пожертвовал на устройство Епархиального дома.

Епархиальный дом

Димитриевский Херсоно-Одесский Епархиальный дом

Скромное епархиальное учреждение было преобразовано в крупнейший просветительный центр, объединявший в дружной работе все местные одесские силы. Епархиальный съезд духовенства Херсоно-Одесской епархии в заседании 22 января 1908 года заслушал указ Св.Синода, которым архиепископу Димитрию было сообщено, что Синод находит возможным уступить Херсоно-Одесской епархии старые здания Одесской духовной семинарии для устройства в них Епархиального дома за 300000 рублей с рассрочкой уплаты этой суммы из 4% на 30 лет.

Епархиальный съезд духовенства и постановил после этого «приобрести весьма дорогие по воспоминаниям для всего епархиального духовенства старые здания семинарии и особенно церковь, в которой получили воспитание многие поколения духовенства, в собственность Херсонской епархии для устройства в них Епархиального дома».

Мысль о необходимости устройства такого рода «епархиальных домов» была обоснована в обстоятельном докладе, представленном в Святейший Синод Высокопреосвященным Димитрием, когда он был еще на Казанской кафедре.

Одесса, при ее пестром составе жителей разных национальностей, различных вер и при «крайне беспокойном настроении населения», несомненно, нуждалась в таком церковно-просвятительном учреждении более чем какой-либо другой город. Главным в этом церковно-просветительном делании являлся храм. Церковной уставной службой направлялась и была проникнута вся деятельность дома. К храму примыкало крестильное помещение — баптистерий, зал для богословских и общедоступных бесед. При Доме — епархиальная библиотека и читальный зал, церковно-приходская школа, редакция епархиальных ведомостей. епархиальная типография, гостиница для духовенства, столовая для бедных, приют, приемный покой для больных.

Детище архиепископа Димитрия — классический комплекс Епархиального дома, дало «плод мног» за те немногие года, что были отведены ему до 1917 года.

По материалам одесской прессы

Раньше над этим зданием были купола — здесь располагалась херсонская духовная семинария

В начале XIX в. весь квартал Почтовой улицы от Александровского проспекта до Преображенской принадлежал купцу Ф.Л.Лучичу, который был знакомым Александра Пушкина и даже как-то передавал ему деньги.

А с 1 октября 1838 г. здесь разместилась Херсонская духовная семинария (увы, тогда Одесский уезд был всего лишь частью Херсонской губернии). Первым ректором был назначен профессор-законоучитель Ришельевского лицея архимандрит Порфирий (Успенский).

Семинария была настоящим оплотом просвещения. Например, из объявления конца ХIХ в.: «12 июня 1892 г. оканчиваются экзамены в семинарии, в этот день будут проходить экзамены по истории и обличению раскола, по древнееврейскому, французскому и немецкому языкам».

В духовной семинарии преподавал дядя Валентина Катаева — Николай Васильевич. Писатель вспоминал: «Он был статский советник... У него было несколько орденов, которые он любил надевать». Да, преподавателей в те времена больше жаловали, чем сейчас.

Время шло, семинарию переселили в отдельно построенное здание на Канатной улице, а на старом месте остался архиерейский дом с храмом Святого Дмитрия.

А после прихода в город большевиков, здесь в феврале 1920 г. устроили спортзал, а потом Гигиенический музей. В июле 1923 г. открылся Центральный клуб имени Воровского. Газета того времени пишет: «Там, где попы ковали долгие годы цепи религиозных предрассудков, теперь создается пролетарское искусство».

А сейчас по факту в этом здании располагается Дворец культуры строителей имени Леси Украинки (которая, кстати, жила на этой улице в доме № 27), а на самом деле помещения сдаются кому угодно — и мебельным салонам, и банку, и морским компаниям.

Епархиальный дом в 2003 г.
Дворец культуры

Современный вид Димитриевского Епархиального дома (2003 г.)

Архиепископ Димитрий, несмотря на свой внешне «мощный вид», на самом деле имел слабое здоровье. Дух его побеждал немощи плоти.

Еще в Киеве Димитрий страдал астмой и ишиасом, поражая всех своим терпением. Близкие Владыке люди свидетельствовали: «поразительно было видеть, как он, не имея сил по болезни ни ходить, ни сидеть, ни даже спокойно лежать, продолжал работать, согнувшись на диване и выбрав наиболее удобное наложение для страдающего тела».

В последние годы одесской жизни Преосвященный Димитрий часто вспоминал Киевскую академию и жаловался, что он забыт прежними сослуживцами этого рассадника духовного просвещения. С Киевской академии во время его ректорства «в значительной степени свалился прежний бурсацкий налет». Димитрий встряхнул академию сильно, от верху до низу. От этого встряхивания много пыли и сухих листьев свалилось с академического дерева... «Только любящее сердце могло так заботиться о родной своей академии, хотя эта любовь и не выражалась в сентиментальных порывах и как бы растворялась в гипертрофически развитом рассудочном мышлении и заботливости об общественном быте». Понятна становится и «забывчивость» прежних сослуживцев по академии. Мало оставалось к 1913 году ее ветеранов, а те, кто остался, жили «воспоминаниями о прошлом и надеждами на загробную будущность, а не живыми интересами современной жизни». В Одессе блестящий профессор, служивший академической кафедре более тридцати лет, каким был Ковальницкий, стал выдающимся церковным администратором. Здесь развернулись богатые сокровища его духа. В вопросах ответственных, имеющих первостепенную важность для социальных нужд Одессы и края, часто местная администрация обращалась к архипастырю. Его слово было наиболее авторитетным. Он ничего не делал непродуманно. Архиепископ любил повторять, что в кабинете над чисто научными вопросами легче работать, чем в области конкретной действительности, т.к. теоретические погрешности не так ощутимы, как просчеты, допущенные в жизни.

Киевская пресса писала о Владыке, как о человеке дела и долга:

Спокойно работаешь под руководством таких деятелей. Чувствуешь, что есть всегда сила, направляющая тебя и охраняющая. Чувствуешь себя так, как бывает в бурю и непогоду, когда укрываешься под могучим деревом-великаном. Ветер рвет и мечет, ветви раскачиваются во все стороны, листья срываются, а нам под могучим деревом спокойно.

Как вспоминали близкие Владыки, он ожидал смерти 2 января 1913 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, которого всю жизнь благоговейно почитал, как своего небесного покровителя. Утром 2 января архиепископ исповедывался и причащался Святых Тайн. Но Господь продлил жизнь архипастыря на месяц. В день праздника Сретения Господня Владыка Димитрий почувствовал приближение часа разлучения души с телом. Из Кафедрального собора привезли в архиерейский дом чудотворный Касперовский образ, отслужили молебен. Владыка исповедался и причастился. Очевидец так описывает последние часы жизни архиепископа Димитрия:

Облегченный от предсмертных страданий принятием Св.Тайн, архиепископ впал в забытье. Через два часа открыл глаза и отчетливо сказал: «Тяжело, но да будет воля Божия». Начали читать отходную. Во время чтения заметили движение руки, ищущей чего-то на груди. Преосвященный Иоанн взял крест — благословение матери архиепископа и вложил в правую руку. Умирающий сделал усилие приложить крест к лицу. После этого приложили к устам умирающего другую его святыню — крест со святыми мощами. Архиепископ облобызал и эту святыню. Дыхание Владыки становилось все слабее и в 3 часа 40 минут прекратилось.

По уставном приготовлении, одеянии и облачении в архиерейские одежды тело почившего архипастыря положили в металлический гроб. 3-го февраля почти непрерывно совершались панихиды. В 4 час вечера 5 февраля тело почившего перенесли из Крестовой церкви архиерейского дома в Кафедральный Преображенский собор, после чего, как и во всех одесских храмах, было совершено заупокойное всенощное бдение (парастас). После заупокойной литургии 6 февраля тело почившего архипастыря погребли в соборе, в правом приделе во имя святителя Николая на месте, примыкавшем к киоту чудотворного образа Касперовской Божией Матери. Погребение почившего совершал, но поручению Св.Синода, архиепископ Полтавский Назарий (Покровский), ученик Димитрия по Киевской академии, в сослужении трех епископов, всего одесского духовенства и массы верующих одесситов.

Прибавления к Церковным Ведомостям» сообщали в 1913 году: «С теплотой и сердечностью отнеслось православное население далекой нашей южной окраины — города Одессы — к памяти почившего своего архипастыря, скончавшегося в ночь на 3 февраля. Глубоко тронутый Мудрой заботливостью своего духовного вождя о вверенной ему пастве и щедрой его благотворительностью, православный народ разноплеменной и разноверной нашей Одессы, лишившись своего архипастыря, не переставал в течение сорока дней по его кончине возносить о нем теплые молитвы... и непрерывной волной посещая его могилу в Кафедральном соборе.

Далее те же «Прибавления» пишут, что в 40-й день по кончине архиепископа Димитрия — 14 марта — Одесса почтила его память особенно торжественным собранием «в основанном и учрежденном трудами и материальными средствами почившего» Херсоно-Одесском Епархиальном доме.

Из программы «ученого чествования» почившего архиепископа видна широта деятельности Димитрия, архиерея и гражданина.

Всех желающих присутствовать на собрании не смог вместить Херсоно-Одесский Епархиальный дом, несмотря на то, что его помещения были рассчитаны на несколько тысяч человек. В программе приняли участие лучшие «ораторские и певческие силы духовного мира Одессы». Их дала преимущественно Одесская духовная семинария.

После лихолетья, в которое не стало Преображенского Кафедрального собора, прах архиепископа Димитрия был дважды перезахороняем, и в настоящее время, наряду с другими выдающимися одесскими архипастырями, покоится на кладбище Свято-Успенского Одесского мужского монастыря, что на Большом Фонтане.

Прииди, желающий ему поклониться и виждь.

Епархиальный дом в 2003 г.

Могила Архиеп.Димитрия

Захоронение одесских архиепископов на кладбище Свято-Успенского мужского монастыря

Четвёртая могила - Архиепископа Димитрия (Ковальницкого)

Одесский Вестник № 64 (618) 30 апреля 1994 г. с.5 (с дополнениями)

Содержание