Был нужен «всей Одессе»

Есть высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости остаются в сознании поколений наравне с великими шедеврами искусства. Так можно сказать о жизни Михаила Карповича Павловского — талантливого педагога, прекрасного оратора, незаурядного священнослужителя.

Он родился в 1810 году в Херсонской губернии в семье протоиерея. Закончил Киевскую духовную академию, где ему была присвоена степень магистра богословия. Ректор предлагал ему остаться в академии, но по просьбе выпускника отпустил в Одессу, сказав: «Здесь ты нужен академии, там — всей Одессе».

Отец Михаил преподавал Закон Божий во многих учебных заведениях нашего города. В декабре 1835 года он был рукоположен в дьяконы, затем — в священники. Совет Ришельевского лицея избрал М.К.Павловского профессором богословия, предоставив ему кафедру. Затем он стал настоятелем лицейской церкви, протоиереем. Когда в 1865 году Ришельевский лицей был преобразован в Новороссийский университет, Михаила Карповича назначили настоятелем университетской церкви и профессором богословия.

Лекции М.К.Павловского посещали не только студенты, но и преподаватели.

Предполагалось, что он излагает студентам догматическое и нравственное богословие, но, это было не так, — вспоминает профессор университета А.И.Маркевич. — Я не могу иначе назвать лекции Павловского, как беседами по важнейшим вопросам религиозно-нравственной жизни современной России и Западной Европы. Идя на лекцию профессора Павловского, слушатель не мог себе представить, о чем он услышит речь: может быть, о вновь вышедшем романе Тургенева или о только что учредившемся во Франции благотворительном обществе; одного он мог ожидать, что услышит живую и интересную лекцию.

Трудно, практически невозможно на расстоянии в столетье точно определить правильность или ошибочность взглядов своих предшественников. Но сегодня, когда Одесса, как и вся наша страна, переживает нелегкое, смутное время и всем нам нужно «снова и снова сильно думать», мне представляется необходимым время от времени обращаться к философскому наследию наших земляков, сограждан, ведь идеи, которые вкладывал, к примеру, М.К.Павловский в сердца и умы своих учеников, способны преодолевать временные барьеры.

Обращаясь к одесситам, Михаил Карпович говорил:

На суде Божием вообще от нас не потребуют никаких мудрствований. Нас не спросят: знаем ли мы всю заповедь Божию... Но из сего великого моря благодатных чувств, заняли ли вы несколько капель любви к Богу и ближнему.

Напитали ли мы хотя бы одного алчущего! Напоили ли мы хотя бы одного жаждущего! Странного ли приняли в свой дом! Нагого одели ли! Бедного посетили ли! Можем ли указать на суде хотя бы одну из тех несчастных жертв нищеты и скорби, кои в таком множестве просят у нас милостыни! Помиловали ли мы, в продолжении жизни нашей, хотя бы одного, умолявшего нас о милости!.. Или — обычный у людей для нищих ответ: Бог даст! был и нашим ответом! О, Христиане! Бог дает и даст нам всем; но горе, если мы ничего не подавали бедным!

Михаил Карпович направлял мысли своих учеников в прошлое, в котором он находил утешение настоящему и прекрасные, величественные мысли о будущем. Профессор Павловский высоко ценил науку. Он призывал студентов к глубокому постижению научных знаний, трудолюбию и терпению в поисках истины.

Жалки те созерцания, кои не возводят выше и выше, духа вашего, ничтожны те умствования, кои не приносят благих плодов — чистых помыслов и доброй жизни; это не более как древа, на которых листья зеленеют, а плодов нет, потому что корень испорчен. Еще в язычестве знали это, и потому не уважали самых выспренных знаний без доброй нравственности.

Где нет усердия к добру, считал Михаил Карпович, где нет расположения ни к чему святому, там тщетны самые сильные убеждения.

Как проповедник, протоиерей Павловский пользовался в Одессе большой популярностью; его тактичность делала его влиятельным членом одесского общества.

«Одесский вестник» писал по поводу публикаций проповедей Павловского:

Спешим сообщить о выходе в свет этой замечательной книги, давно нетерпеливо ожиданной многочисленными почитателями красноречивого ее автора. В каждом слове, в каждой речи его, коих собрание доныне вышло в свет... везде вы встретите мысль, над которой не может не остановиться благочестивое внимание слушателя или читателя, и эта мысль обличена всегда живым, часто увлекательным словом, которое невольно заставит каждого вникнуть в нее, войти в самого себя и не пройти мимо увещания даровитого проповедника...

А как можно не прислушаться к таким простым и мудрым словам этого удивительного человека:

Если мы находим, что не такие теперь времена, не такие теперь вопросы и потребности жизни, чтобы можно было оставаться без забот напряженных, без деятельности усиленной, что расширенная в своих требованиях жизнь по неволе требует сил и забот расширенных, то опять спрашивайте себя: когда же это были такие времена, которые само собой предоставляли человеку все нужное ему! Когда это было, что труд и заботы были устранены от человека! Время наше усложняет требования и задачи жизни...

Всем предъявляются требования широкие. От священника его паства, от ученого его наука, от писателя общество, от учителя его ученики, от судьи его подсудимые, от начальника его подчиненные, от воина его искусство, от художника его художество, — все — до самого простого земледелания требует от деятелей своих улучшений, усовершенствований, поэтому усиленного труда и забот.

М.К.Павловский был одним из основателей Одесского женского благотворительного общества.

Во время голода 1833 года в городе осталось много сирот. Графиня Е.К.Воронцова (генерал-губернатор Новороссийского края М.С.Воронцов поручал М.К.Павловскому религиозное воспитание своего сына Семена Михайловича, впоследствии — светлейшего князя, одесского городского головы, генерал-адъютанта и корпусного командира) приняла на себя заботу о детях-сиротах и предоставила им небольшой домик, который позже превратился в Михайлово-Семеновский сиротский дом. М.К.Павловский занимал там должность члена-руководителя по учебно-нравственной части. На этом поприще он вкладывал благие мысли в сердца одесситов, чтоб они жертвовали на сиротское заведение. Когда детскому приюту стала грозить опасность остаться без средств, он отстаивал его права, содействовал переустройству в епархиальное училище, довел это переустройство до конца, жертвовал его трудами даже тогда, когда уже отказался от многих своих обязанностей. При его участии в Одессе были созданы и другие благотворительные учреждения.

Протоиерей М.К.Павловский представлял собой историческую личность, по дарованиям, образованию, общественному положению и многим личным качествам он стоял впереди своих собратьев и отмечен был такими высокими наградами — митра, орден Анны I степени и Владимира II степени, — каких удостаивались только представители придворного белого духовенства.

Окончив службу в университете, отец Михаил принял звание кафедрального протоиерея. Однако через полгода, с ухудшением здоровья подал прошение об увольнении и пожелал в качестве заштатного протоиерея быть причисленным к Александро-Невской церкви Новороссийского университета.

26 декабря 1885 г. исполнилось 50 лет со дня служения Михаила Карповича Павловского в священническом сане, что вызвало овации в его честь со стороны многочисленных учеников, местного духовенства, общественных деятелей и университета, совет которого 20 декабря единогласно избрал профессора почетным членом Новороссийского университета. Полному описанию этого торжества была посвящена особо изданная брошюра «Пятидесятилетие священства протоиерея Михаила Карповича Павловского».

За несколько лет до смерти М.К.Павловский полностью потерял зрение. Последние годы ему пришлось провести в темноте, на попечении дочери. Умер он 16 марта 1898 года, погребен на старом одесском кладбище. При Новороссийском университете дочь Михаила Карповича учредила стипендию его имени...

Он был выдающимся человеком своего времени. Проповедуя, обращался к сердцу конкретного человека. Учил ценить людей, понимать их, прощать, терпимо относиться друг к другу. Мы, как бы с дистанции времени, видим ныне людей давно ушедших, но столь схожих с нами в своих порывах, страстях, суждениях, муках, радостях... От них веет поразительной духовностью. Она для нас — жизнь.

Наталья Бевзюк
Кандидат исторических наук

«Вечерняя Одесса» - Страницы истории города

Содержание