Архитектор Гонсиоровский

Сокровища, собранные археологическим музеем, конечно же, нуждались в достойном хранилище. Его и создал в 1883 году архитектор Ф.В.Гонсиоровский. Дворец, построенный по его проекту, не затерялся даже в окружении прекрасных зданий, созданных лучшими зодчими Одессы в этом престижном районе города. Здание археологического музея входило во все списки памятников архитектуры Одессы и является одним из лучших произведений Гонсиоровского — талантливого, плодовитого и даже загадочного зодчего.

Археологический музейАрхеологический музей (2002)

Археологический музей

Да, да, загадочного. Как ни странно, но мы знаем очень мало об архитекторе, чье творчество так заметно отразилось на облике Одессы. Не сохранились его портреты, длительное время шли споры даже о его имени — Петр, Федор или Феликс. Остановились на последнем.

Из архивных материалов известно, что Феликс Викентьевич Гонсиоровский юношей начинал работать в Варшаве, где, в частности, строил отель «Английский» (1839). В конце 1848 года он приехал из Волыни в Одессу. Уже первые постройки его в нашем городе стали программными для развития местной архитектуры. Вместо шаблонных форм классицизма, вслед за Ф.К.Боффо и Ф.О.Моранди, зодчий предложил для традиционных объемно-планировочных решений построек «неоготическую», «неоренессансную» одежды, декорации в духе «неогрек». Первое из указанных направлений проникло в Россию и закрепилось в столице уже в 1830-х годах. Тогда умами поколения владели рыцарские романы Вальтера Скотта, «готика» внедрилась практически во все области искусства и, прежде всего, в архитектуру и прикладные ремесла (мебель, посуда и т.д.).

Шахский дворец в 2002 гДом БржозовскогоШахский дворец

Дом Бржозовского (Шахский дворец) на улице Надеждинской (Гоголя) в 2002 г. и на старинной открытке

Наилучшее представление о поисках архитектора в этой области дает сочетающий мощь и изящество дворец магната Бржозовского по улице Гоголя, 2. Его зубчатые башни хорошо выделяются на фоне молодой зелени бульвара. Монументальностью отличается и здание римско-католического собора по улице Екатерининской (ныне — К.Маркса, 33), построенного в содружестве с итальянским архитектором Ф.О.Моранди в 1851-1853 годах (см. здесь). В той манере были выполнены несохранившиеся дача Володновича (1849) и дворец И.Сабанского по улице Софиевской (1850) — стилистический пролог к дворцу Бржозовского.

Архитектора тогда привлекала не только «готика». Он прекрасно понимал, что здания различного назначения требуют и различной трактовки образа. Совсем иной характер носит утилитарная постройка — бывшие склады Ф.Мошевского по улице Суворова, 25 (проект составлен в 1849 году). Первый этаж этого здания разбит пластичными рустами, второй — выходит на фасад гладкой поверхностью, расчлененной оконными проемами. Приемы, близкие по духу к стилистике итальянского Возрождения, нашли широкое применение в его творчестве уже в 1860-1870-х годах.

Виадук через Карантинную балку

Мост через Карантинную балку

Исключительное значение для обогащения опыта зодчего сыграло строительство под его руководством виадука через Карантинную балку по нынешней улице Карла Либкнехта (Греческой). Перебросить подобный мост — самый протяженный в городе — через Польский и Левашевский спуски было задумано еще в 1840-х годах. Над проектами трудились опытные архитекторы — К.О.Даллаква и Д.В.Скудиери. А в 1852 году было начато строительство по разработкам столичного мастера К.Я.Маевского, но вскоре было остановлено из-за недостаточно убедительного инженерного расчета. Только в 1862-1863 годах, всего за год с небольшим, Ф.В.Гонсиоровский виртуозно решил эту сложную задачу. Общим мощным пролетным строением длиной 120 метров были соединены два моста. Увы, в целях «экономии» пространство между опалубкой из блоков камня-ракушечника, сводами было заполнено... утрамбованным строительным мусором. Этот дефект и стал основной причиной разрушения постройки, а в начале нынешнего века трамвай довершил начатое ливневыми водами дело — просто развалил мост, который после длительной консервации и попыток ремонта в 1982 году был разобран и заменен железобетонным, едва напоминающим старый.

О стилистических особенностях творчества Ф.В.Гонсиоровского и отдельных его постройках можно рассказать много интересного. Мы же можем констатировать, что к семидесятым годам он окончательно обратился к формам зрелого итальянского ренессанса и французского «Людовика XIV». В этом ключе сооружено мастером большинство зданий как общественного, так и жилого назначения.

Экономический университет

Одесский национальный экономический университет

Среди первых хочется выделить здания нынешнего главного корпуса Института народного хозяйства (бывшего Коммерческого училища) по улице Советской Армии, 8 (1877), композиция главного фасада которого заимствована у памятника архитектуры эпохи классицизма — Сабанских казарм, годом ранее реконструированных Ф.В.Гонсиоровским*; музея Общества истории и древностей на площади Коммуны (1883), интерьеры которого носят отпечаток стилистического направления «неогрек».

* 29 марта 1884 года при Одесском Коммерческом училище им. Императора Николая I была освящена и домовая церковь им.Александра Невского по проекту Александра Осиповича Бернардацци, который разместил храм в двух залах второго этажа — И.И.

Лучше всего удавались архитектору жилые здания — особняки и доходные дома. Впечатляли великолепием внутреннего убранства, изысканностью экстерьеров особняки Анатра по улице Пушкинской, 27 (1884); по улице Пушкинской, 3 (1875); дача Г.Маразли на Французском бульваре, 85. Разнообразием стилистической трактовки отличаются интерьеры бывшего особняка Новикова (Одесский краеведческий музей) по улице Халтурина (Гаванная), 4; вестибюль, парадная лестница и ряд других помещений решались в русле стилизации «неогрек»; библиотека и домовая церковь — в «неоготике»; гостиная — в «неоренессансе» (1876).

Автограф

Хорошими пропорциями, соразмерностью деталей отличаются бывшие доходные дома по Приморскому бульвару, 1 (1874); по улице Гоголя, 6 (1878) и Чижикова, 64 (1875); по улице Дерибасовской, 17 и 21 (1875), целый ряд других.

Участие зодчего в строительстве здания оперного театра повлияло на выбор стилистики в работах его последнего периода. Лейтмотивом стали пышные формы венского барокко, вторгшиеся в декор фасада и интерьеров домов по улице Гоголя, 19 (1880); Греческой, 2; Дерибасовской, 5 и Ленина, 5 (1890).

Последним крупным экспериментом стало для Ф.В.Гонсиоровского (умер в 1891 году) проектирование и строительство домов дешевых квартир по улице Свердлова (Канатная), 81 (1885-1890), предназначенных для малоимущих слоев населения. Это самое большое в Одессе тех лет здание заняло целый квартал. Небольшие, раскрытые к улицам Свердлова и Томаса, озелененные дворики придают его фасадам пластичность и насыщенность живым теплом.

Валентин Пилявский

Журнал «Дюк», 1991 г., № 2, Они строили Одессу, стр.10-11

Содержание