Духовенство при выборах в Государственную Думу

От состава будущей Государственной Думы, от того, кто попадёт в неё и с какими намерениями явится в неё, будет зависеть и судьба нашей родины, судьба и тех классов и сословий с их русскими нуждами, от лица которых пойдут выборные в Думу Государеву. Теперь, когда у нас на Руси появилось столько разных союзов и партий, и каждая из них говорит о себе, как о представительнице всего народа, и действует от имени всего русского народа и по своему кричит о благе народа и России, весьма трудно разобраться, из какой же партии выбирать в Государственную Думу представителей. Есть теперь союзы земские и городские, есть союз какой-то крестьянский, оказавшийся фальшивым, ибо крестьян-то тут настоящих и не было (и потому главные члены были арестованы), есть союз учительский, ученический, адвокатский и прочие. Есть партии политические под названием: социал-революционеров, социал-демократов, конституционалистов и другие. Вот и узнай тут, которая из них подлинно правая, которая из них действительно хочет блага России и которой из них нужно больше доверять. Одно только нужно сказать, что из всех речей и рассуждений этих разных наречий, ясно видно, что они ищут не блага родины нашей, а своей пользы только, не так они понимают и ту милость, которую даровал нам Царь, позволив выбирать нам в Государственную Думу честных и хороших людей для обсуждения разных нужд и дел по благоустроении нашей родины и для совещаний при издании законов. Они хотят, чтобы собравшиеся в Думу Государеву люди сами стали уже управлять нашим Государством и заводить порядки, какие им хочется, хотят, чтобы выборные в эту Думу стали стеной между Царём и народом, хотят умалить Его Власть и заставить Его слушаться их во всём. А чего они ещё хотят для России, это опять видно из их речей: они хотят, чтобы те наши земли, которые завоеваны кровью наших предков: Польша, Кавказ, Финляндия, Сибирь отделились в самостоятельные государства. Кричат они и о том (на так называемом крестьянском съезде), чтобы помещичьи земли отнять даже и силой. Не могут, конечно, всего этого желать и искать люди мирные и честные, любящие свою родину и Государя, закон и справедливость. Желать разделения России могут только враги её и изменники, отнять у Государя власть, а у имеющих землю, их собственность, могут только люди своекорыстные, забывшие Бога и утерявшие совесть. Вот почему необходимо, опять повторяем, совершать выборы представителей в будущую Государственную Думу с крайней осторожностью и обдуманностью, памятуя, что от этого вполне зависит благо нашей родины. И думается, что в этом именно великом и важном деле, где нужна, прежде всего, совесть и честность, христианский долг бескорыстной любви ко всем и, особенно, к справедливости и законности, громадную услугу Государю нашему может оказать наше православное духовенство. В самом деле, кому же ближе и естественнее взять на себя заботу и своего рода руководство той громадной крестьянской массой, которая призвана тоже к выборам в Государственную Думу. И само положение духовного пастыря, его близость и связь его с простым народом и большая осведомлённость потому об его нуждах; самое доверие к пастырю народа, который видит пока ещё, слава Богу, в батюшке своего не только духовного отца, но и лучшего советчика по всем почти делам житейским, — всё это само собой налагает на пастыря прямо нравственный долг, без всякого искусственного навязывания себя в советчики, руководить народом в этом великом деле выборов в Думу. Наше православное духовенство при том же менее всего партийно в политическом отношении, как и подобает пастырю Христову, оно не политиканствует и не стремится к светской власти; об этом говорит вся история нашей церковной и гражданской жизни; а между тем своим нравственным влиянием, как носитель совести, законности и правды в духе Христова учения, наше духовенство имело громадное значение в Государственной жизни нашего отечества. И вот теперь, когда наше отечество переживает такой важный момент, и всё будущее нашего отечества определится правильным разрешением и использованием настоящего момента, православное духовенство своим нравственным влиянием и светом Христовой правды должно посодействовать правильному и благодетельному разрешению кризиса в нашей Государственной жизни, дабы общая болезнь приняла исход к выздоровлению, а не к смерти.

Это тем более, что само духовенство призывается Государём же к участию в выборах и его прямой долг не уклоняться от этого призыва, а всячески содействовать тому, чтобы попали туда добрые и честные люди. Нет сомнения, что среди 130 миллионного русского населения таких добрых людей найдётся немало, только следует поискать их хорошенько. Насколько важно участие духовенства в выборах и как оно много может сделать здесь, это легко понять, если вникнуть серьёзно и всмотреться в техническую сторону предстоящих выборов в Государственную Думу. Согласно Высочайше утверждённому положению о выборах в Государственную Думу, эти выборы должны производиться следующим образом. Предварительно в уездах и в городах должны быть составлены списки лиц, имеющих право участия в выборах на съездах уездных землевладельцев и городских избирателей (ст.30 Полож.).

Участвовать в выборах, кроме крестьян, горожан и жителей местечек, могут: 1) лица, владеющие земельными участками в количестве определённом для каждого уезда (ст.12 Полож.); 2) лица, владеющие в уезде на праве собственности или пожизненного владения иным, кроме земли, недвижимым, не составляющим торгово-промышленного заведения, имуществом, стоимостью не ниже 15000 р.; 3) уполномоченные от лиц, владеющих в уезде землёй в размере не менее 10-й доли количества десятин, определённого для каждого уезда, или иным недвижимым имуществом, стоимостью не менее 15000 р. и 4) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковной землёй (12 ст.).

Таким образом, в эти списки д.б. внесены все священнослужители, владеющие в уезде церковной землёй (ст.12 Пол.) от 10 до 30 десятин.

Согласно ст.17 Правил, в выборные списки вносится один настоятель от каждой церкви, имеющей земельные участки. В эти же списки д.б. внесены и все те лица из духовенства, которые владеют и другим, кроме земли, недвижимым имуществом, соответствующим избирательному цензу.

После составления и опубликования избирательных списков начнутся выборы — сначала в уездах. Все лица, имеющие право выбора, разделены на три группы: 1) уполномоченные от волостей, т.е. от крестьянских обществ; 2) от землевладельцев — крупных и мелких и 3) от горожан и жителей местечек.

Каждая из этих групп отдельно и самостоятельно должна сначала выбрать из среды своей известное количество выборщиков: определённое число д. выбрать крестьяне из всех волостей; землевладельцы и горожане с жителями местечек, каждая из своей группы. Священники-настоятели церквей отнесены к группе мелких землевладельцев и должны участвовать в избрании выборщиков вместе с этой группой. Они должны явиться в заранее указанный срок на предварительный съезд землевладельцев (13 ст. полож.) для выбора уполномоченных, как владеющие 10-й частью избирательного ценза (ст.12). Съезд этот д.б. общим для всего уезда или м.б. образовано несколько отдельных съездов, согласно расписанию, установленному губернатором (ст.14 полож.). На этом предварительном съезде сосчитано будет количество земли, числящейся за всеми, явившимися на съезд, и итогом оценочной стоимости их недвижимого имущества и будет определено число уполномоченных от явившихся на съезд землевладельцев, полагая по одному уполномоченному на полный избирательный ценз, установленный для участия в съезде уездных землевладельцев. Поясним примером цифровых данных, взятых хотя случайно: если, напр., в каком-либо из уездов Тамб.губ., положим, при 180 церквах священнослужители владеют приблизительно 4 тыс. десят. земли; если предположим размер избирательного ценза 200, то, разделив 4000 на 200, получим 20 уполномоченных, а если при этом некоторые священники вместе обладают недвижимым имуществом на 15 т.руб., то общее число уполномоченных от духовенства ещё увеличится.

Этот предварительный съезд должен иметь весьма важное значение для выборов и на него должны явиться непременно все настоятели церквей и заявить о желании принять участие в выборах.

Не явившиеся лица и не заявившие о желании участвовать в выборах повредят выборщикам своей группы тем, что земля и имущество, которые в их владении, не будут считаться и таким образом число уполномоченных от духовенства сократится на столько человек, сколько цензов будет заключаться в количестве десятин и другом имуществе, находящихся во владении не явившихся.

По избрании уполномоченных от мелких землевладельцев по уездам, эти выбранные уполномоченные должны соединиться с крупными землевладельцами в уезде и избирать из среды своей указанное особым расписанием количество выборщиков, определённое в каждом уезде. Этими выбранными лицами в уездах от групп уездных землевладельцев могут быть — священники.

Все эти выборные от групп землевладельцев должны будут в назначенный день явиться на съезд в губернский город и, соединившись с выбранными от крестьян, горожан и местечек, должны будут избрать намеченное число кандидатов в Государственную Думу, у нас, кажется, 12 человек от целой губернии на все уезды.

Порядок избрания в г. городе в избирательном собрании должен быть таков: прежде всего выбранные от волостей изберут из своей среды, т.е. от крестьянского сословия одного члена Государственной Думы (41 ст. Полож.). Потом избирательное собрание в общем своём составе из числа всех, имеющих право участия в нём, изберёт из своей среды остальное положенное число членов в Государственную Думу; у нас в Тамбове, кажется, всего 12, значит 1 от крестьян обязательно, а 11 на кого падёт выбор; могут, конечно, в это число попасть тоже и крестьяне, и священники.

Для успеха всяких выборов требуется, прежде всего, тесная сплочённость и солидарность избирательных групп. Ввиду этого о.о. благочинным необходимо по уездам устроить частные предварительные совещания, (разреш. Прав. 18 сент. Ст.24-26), на которых должны быть заранее намечены уполномоченные лица от духовенства на съезд землевладельцев, которые и должны быть избраны затем на съезде единогласно всей группой духовенства. На предварительных же совещаниях духовенству необходимо ознакомиться и с кандидатами в Государственную Думу, намеченными в уезде, с их программой и предопределить заранее наиболее желательных кандидатов, чтобы разрозненностью своей не дать возможности иметь перевес партии, нежелательной для духовенства. В виду общности интересов крестьянского сословия и духовенства, живущего одной жизнью с паствой, переживающего в сёлах те же невзгоды, что и крестьяне, желательно, чтобы обе эти группы слились воедино и единодушно наметили будущих кандидатов в Государственную Думу и отстаивали бы их на губернских выборах. В этом единении духовенства и крестьянства будет заключаться и их сила на предстоящих выборах. Крестьянская группа может быть подавлена городскими и местечковыми выборщиками, преследующими свои цели другие, нежели крестьяне; но если крестьянская группа соединиться с группой духовенства, то она будет сильна.

Если духовенство дружно сплотится на выборах, на предварительном съезде мелких землевладельцев, то можно надеяться, что оно выберет в группу уполномоченных лиц с ним солидарных; тоже может быть и на общем съезде уполномоченных от духовенства, мелких и крупных землевладельцев, при избрании выборных на губернский съезд. Если в группе выборных уездных землевладельцев будет порядочное число священников, то на губернском съезде при выборе уже в самую Думу, соединившись с крестьянской группой, у которой интересы общи с духовенством, духовенство может получить сильное влияние на результаты окончательных выборов кандидатов в Государственную Думу.

Таким образом, прямой долг духовенства отнестись со всем тщанием и вниманием к выборам членов Государственной Думы. При единодушии, солидарности и умелом пользовании обстоятельством выборов оно может оказать громадное влияние на характер и направление самих выборов и содействовать тому, чтобы в Думу попали действительно достойные люди. Самая техника выборов даёт для этого полную возможность.

Но ведь конечно и духовенство вправе спросить нас всё-таки о руководящих началах и о той чисто политической программе, которой оно должно руководиться в том чисто гражданском политическом деле, к которому призывается манифестом 6 Августа. Правда, конечно, что нужно определённо знать, зачем выбирать в Думу, с чем посылать туда выборных и о чём ратовать там, чтобы сообразно с этим выбирать и подходящих людей. Но нам думается, что в то же самое время и в этом великом и трудном чисто гражданском деле пастырь Христов должен оставаться, прежде всего, пастырем, носителем и представителем правды Христовой и совести, а не узким партийным политиканом и интриганом. И эта пастырская его совесть, если он её вопросит искренно и нелицеприятно, ответит ему на его недоумения и укажет то правое дело, ради которого он должен сам ратовать в Думе и стараться, чтобы и другие были с ним единомысленны. Пастырская совесть подскажет ему, что он сам и его пасомые — все граждане, присягали Самодержавному Царю на верность Ему. А так как Самодержавной власти русского монарха в настоящее время грозит великая опасность и враги её хотят ограничить её посредством Думы, превратив Думу в конституционный парламент, решениям которого Государь должен подчиняться, то пастыри и сами и через тех, кого выберут в Думу, должны отстаивать Самодержавную власть, но не в прежней её форме бюрократического абсолютизма, созданного Петром, а в исконной и самобытной русской форме с правом совета и мнения за выборными от народа. Пастыри и сами и другим выборным должны внушать мысль, что Дума не должна явиться сколком с иноземных парламентов, но должна приближаться к тем земским соборам, которые были в допетровской Руси. От Самодержавной власти Царя должно зависеть указание тех функций, в пределах которых Дума должна иметь решающее значение, а в остальном она должна удерживать совещательный характер.

Вот первое из политической программы, что, думается, должна совесть пастыря подсказать ему при выборах в Думу; людей, иначе думающих или желающих явиться в Думу с прямым намерением расшатать Самодержавный строй русской государственной жизни, пастыри не должны выбирать по совести.

Что ещё, прежде всего, подскажет пастырю при выборах в Думу его христианская совесть и о чём она заставит его позаботиться, так это конечно о самой великой святыни и его души и души всего русского народа, разумеем Православную веру, благо Церкви нашей во всех её сторонах жизни. И сами пастыри должны знать и выбранным в Думу должны внушать, что Православной Церкви необходимо обеспечить подобающее ей по закону первенствующее место в Государстве, необходимо обеспечить ей то внутреннее благоустройство, при котором она могла бы действительно получить духовное руководство в жизни нашего Государства, между прочим, позаботиться о 1) правильной организации церковно-приходской жизни, 2) о миссионерстве в самой России и 3) об обеспечении пастырей, о просвещении народа в духе Христовой истины через школы церковно-приходские и проч. Всё это должно составить заботу будущих членов Думы, и пастыри д. содействовать выбору в Думу тех, кто сознаёт великую важность этого именно вопроса.

Та же пастырская совесть подскажет каждому пастырю искать в члены Думы таких людей, для которых родина была бы не пустым звуком, а дорогой матерью, которую нужно охранить от всяких посягательств на её целость, единство и самобытность. Кто думает, что Россию следует расчленить на отдельные автономные части и окраинам: Польше, Финляндии, Кавказу должно дать полную политическую автономию, тот не любит Родины, и от таких людей, попавших в Думу, будет мало пользы для Родины. Не только в центре России, но и на окраинах права русского народа не должны умаляться по сравнению с инородцами. Ему д.б. предоставлено свободное развитие русской культурной миссии во всём пространстве Российской Империи. При этом конечно и местные национальные особенности отдельных групп населения могут свободно развиваться, если только они не клонятся к нарушению основного политического строя Государства.

Вообще, нам думается, что пастыри при выборах в Думу должны приложить всё старание к тому, чтобы русские люди, оставив всякую рознь и вражду личную, и племенную, сословную и религиозную принесли с собой в Государственную Думу искреннее намерение возвеличить Россию и обновить её на началах исконной жизни русского народа — православия, самодержавия и народности. Дальнейшее же дело Думы и те вопросы, которые, прежде всего, должны стать на очередь в работах этой Думы ясны сами собой и вытекают из главных принципиальных положений. Не увлекаясь борьбой за свои политические права и полномочия, члены будущей Думы должны приложить все силы свои к тому, чтобы водворить в стране законность, правду и порядок, без которых нельзя никому в государстве жить мирно и честно, работать на общее благо. Твёрдые начала законности во внутреннем управлении страной сами собой должны устранить возможность превышения власти, равно как и бездействия.

И, прежде всего, д.б. поднят вопрос о строгом контроле над расходованием Государственных средств. Ведь государственные средства питают собой и разные стороны сложного механизма всей Государственной жизни и обусловливают собой их благосостояние и к этому именно предназначаются. Ведь тут-то, прежде всего, и д.б. строгая законность и порядок, чтобы средства, назначенные на благоустроение Государственной жизни, не расхищались в личную пользу, и их употребление было более продуктивно и осязательно сказывалось в жизни благими результатами. Больше всего Государственных денег получается в виде налога с крестьянского населения и нужно поэтому, чтобы крестьянское население, как основной элемент в Государстве, от благосостояния которого зависит сила государства, на себе же самом и в своей жизни чувствовало разумное и полезное употребление этих Государственных средств.

Весьма важным вопросом для Думы д.б. вопрос о подъёме экономического благосостояния крестьян. Для этого необходимо: 1) распространение среди крестьянского населения знаний по сельскому хозяйству и орудий для улучшенных способов обработки земли; 2) обеспечение их землёй путём ли покупки или переселения на свободные земли; 3) организация деятельности существующих земств в форме, более соответствующей удовлетворению нужд деревни или лучше организация новых земств, чисто крестьянских; 4) вопрос о народном образовании, которое д.б., безусловно, всеобщим и поставлено на строго религиозно-нравственную почву, без всякого пренебрежения прикладными знаниями. Этот вопрос о просвещении должен занять весьма важное место среди тех дел, которыми будет заниматься Государственная Дума, ибо в просвещении народа громадная сила, а у нас оно крайне плохо и реформа школ всех типов и разрядов необходима. На просвещение должно быть отпускаемо возможно большее количество Государственных средств, как и на организацию могущественной военной силы — морской и сухопутной. Последний вопрос, о военном могуществе России, так поколебленном в последней войне, должен получить в Думе правильное и обстоятельное разрешение.

Во всех этих указанных вопросах, а равно и прочих, весьма конечно разнообразных, Дума не должна приказывать народу или высшей Самодержавной Власти, а только обсуждать, что полезно и нужно для всего Государства. По нашему мнению, это должно быть основной точкой зрения при выборах в Думу и на её функции.

Р.С.

Примечание редакции: К сожалению, данная статья не изменила разрушительного хода революции. Избирательный закон, под который эта статья писалась был проглочен Манифестом 17 октября, и Самодержавие, таким образом, пало. И как Николай II не хотел сохранить лицо и доказать своим подданным, что ничего страшного не произошло, время показало, что это было началом конца: Россия отворачивалась от Господа, и Он начал оставлять её на своё произволение.

Содержание
Hosted by uCoz