Слово в Великую Пятницу

Опять Голгофа и крест! Опять гроб и плащаница! Итак, есть ещё Фарисеи и книжники, убиением невинных мнящиеся службу приносити Богу (Ин. 17:2), есть ещё иуды, лобызающие устами и предающие руками, есть ещё Пилаты и Ироды, ругающиеся истине, и омывающие руки в крови праведников! Но, братие, есть ли между нами ещё верные и мужественные Иоанны, для принятия Божественного усыновления со креста? Есть ли благоразумные сотники, достойные стоять на страже у гроба Сына Божия? Есть ли Иосифы и Никодимы, дерзающие внити к Пилату и просить тела Иисусова? Есть ли Саломии и Магдалины, для принятия первой вести о воскресении? Господь, по свидетельству Псалмопевца, приниченекогда с небесе на сыны человеческия видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога, и не узрел ни единаго: вси уклонишася, неключими быша; несть творяй благостыню, несть до единаго (Пс. 13:2,3). Теперь, братие, чтобы ближе видеть, Господь приникает, не с неба, не с престола славы, а со креста, из гроба; приникает видети уже не на сыны человеческие, а на сыны благодати Своея: аще есть разумеваяй силу смерти Его, сраспинаяйся Ему в духе. Что же, Господи, зришь Ты теперь между нами? Более ли, лучше ли прежнего? Видишь многократные поклонения, слышишь многочисленные величания: но и на Голгофе Ты видел покивания главою, и в претории Пилата Ты слышал: Радуйся царю Иудейский! Видишь на очах некоторых слёзы: слышишь из уст некоторых воздыхания: но и с Голгофы многие возвращались биюще в перси своя (Лк. 23:48); и, не смотря на сие, Твои перси оставались на кресте для уязвления их копием.

Нет, братие, не то потребно для Господа и Спасителя нашего; не для поклонения, величания, и даже самых усердных, не для вздохов и слёз, даже самых горьких, благоволит Он являться нам висящим на кресте и лежащим во гробе. У гроба сего должно быть бóльшему: здесь суд миру (Ин. 12:31), — суд нашим мыслям, нравам и деяниям. Здесь, в настоящее время, должен происходить расчёт Домовладыки с рабами, Спасителя с душами, искупленными Его кровию.

Приидите, — вещает Он нам чрез Пророка, — приидите и истяжимся! (Ис. 1:18). «Смотрите, что Я сделал для вас! У Меня была ваша глава, и она в терновом венце. У Меня были ваши руки и ноги, и они прободены. У Меня было ваше сердце, и оно отверсто для вас копием. У Меня была ваша плоть и кровь, и Я отдал её за всех, и доселе питаю ими вас в причащении. Един дух Мой Я предал со креста не вам, — ибо в сии минуты вы не умели бы сохранить его, — а Отцу. Но по вознесении Моём на небо Я ниспослал вам и Духа Св. от Отца. Вот что Я сделал для вас: Я весь ваш! Покажите, что вы сделали для Меня, или паче для себя; ибо всё Моё для вас: приидите и истяжимся!» Можем ли, братие, уклониться от сего призвания?

Итак, служитель алтаря, стань у гроба сего, и дай отчёт! Чтобы раздрать завесу церковную, закрывавшую от тебя Святое Святых, и соделать тебе свободным доступ к престолу благодати. Спаситель твой взошёл на крест. Как пользуешься ты драгоценным правом и как предстоишь у престола благодати? Низводишь ли благословение на себя и предстоящих? Возвещаешь ли им пути живота? Предходишь ли примером благой жизни? — Если ты право правишь слово истины и спасения; если для тебя нет бóльшей радости, как видеть или слышать, что духовные чада твои ходят во истине (3 Ин. 1:4) Христовой; если в случае нужды, ты, по примеру великого Пастыреначальника, готов душу свою положить за овцы своя, то благо тебе, ты иерей по чину Иисусову, приступай к сему гробу с дерзновением, лобызай сии язвы, и вдыхай из них новый дух мужества и любви на новые подвиги. По окончании чреды служения на земле, ты внидешь в нерукотворенную скинию на небеси, идеже Предтеча о нас вниде Иисус (Евр. 6:20). Но если руки твои подъемлются горé, а сердце постоянно вращается дóлу, если фимиам восходит к небу, а мысли всегда блуждают по земле, если, предстоя Трапезе Господней, и преломляя Хлеб жизни для других, ты сам гладен духом, и, вместо манны, ищешь мяс Египетских, то удались от сего гроба, здесь земля святая: твоё место не здесь, а во дворе Каиафы.

Властелин судьбы ближних, коему дано право вязать и решить, стань у гроба сего и дай отчёт! И ты не имеешь власти никоея же, аще не быти дано свыше (Ин. 19:11), и ты творишь суд Божий. Памятуешь ли сие, и со страхом ли Божиим держишь весы правды? Чтобы ты не страшился за истину потерять, в случае нужды, имя друга Кесарева, приязнь сильных земли, Голгофский Страдалец приобрёл для тебя имя друга Божия, чтобы ты всегда умел отличать невинность от преступления, слабость от злонамеренности, Он, в помощь мерцанию твоей совести, придал светильник слова Своего: пользуешься ли ты сим средством во благо ближних, и твёрдо ли идёшь путём закона и долга? Если ты не зришь на лица, побораешь по истине, как бы она ни была презрена другими, если твой лифостротонне омыт ни кровию, ни слезами неправедно осуждённых, то приступи к будущему Судии своему и Господу, лобызай язвы Его, и вдыхай из них новую силу к побеждению лжи и лукавства, к сражению с искушениями и соблазнами, к священнодействию правды. Там — на всемирном суде, и ты станешь одесную, приимешь милость и будешь увенчан венцем правды. Но если ты, имея власть отпустить невинного, и зная невинность его, тем не менее готов предать его в руки врагов, чтобы не оскорбить их гордости, если, вместо суда и защиты невинности, ты глумишься над её несчастиями, и заставляешь её влачиться из одного судилища в другое, если твоя правда состоит только в омовении рук пред народом, то удались от гроба сего: твоё место не здесь, а в претории Пилата!

Наперсник мудрости, ты, который всю жизнь проводишь в искании истины, в познании тайн природы, стань у гроба сего и дай отчёт! Чтобы тебе не блуждать напрасно по лабиринту человеческих заблуждений, и не исчезать в суетных помышлениях о начале и конце вещей и человека, — для сего Сам единородный Сын Божий, сый в лоне Отче (Ин. 1:18), прииде в мир и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его, Иисусе Христе (Ин. 8:20). В пользу ли тебе сие снисхождение и руководство? После стольких трудов и усилий, познал ли ты, что есть истина? Уверился ли, что её нет ни на земли, ни на небе, как токмо в Том, Кто есть истина, и источник всякой истины по самому существу своему, в единородном Сыне и Слове Божием? Уверившись в сём, памятуешь ли, что есть Истина во Иисусе (Еф. 4:21), что она состоит не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2:4), не в высокоумных мечтаниях, а в том, чтобы отложить ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных, и облещися в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины? (Еф. 4:22,24). Если, ты, право правишь слово истины, не сокрывая её в неправде (Рим. 1:18) ни своего, ни общественного мнения, если на служение истине взираешь, как на служение Самому Богу, если слава Божия и благо ближних, а не самолюбие и корысть, движут и руководят тебя в твоих изысканиях, то приступай с дерзновением к сему гробу величайшего Свидетеля и Творца истины, лобызай язвы, понесенные за истину, и почерпай мужество на новые подвиги для истины. Любя её здесь, ты приимешь за неё и от неё всё на небе, будешь представлен туда, где одна истина, один свет, одна радость. Но если святая истина в занятиях твоих служит токмо средствами к достижению других, земных целей, если ты с равным усердием готов защищать ложь, для тебя выгодную, если плодом твоих изысканий были одни сомнения, превращение умов, возмущение совестей, если ты готов издеваться над истиною, потому что она, как Иисус пред Иродом, кажется тебе странной, то удались от сего гроба, святое убийство (1 Кор. 1:23) креста не по тебе: твоё место не здесь, а во дворе Ирода!

Нужно ли называть всех по имени? Каждый, кто носит имя Христианина, стань у гроба сего, и дай отчёт! Ты крестился в смерть Христову; ты облёкся в белую одежду заслуг Христовых, ты приял обручение Святого Духа, сочетался навеки Христу, отрекшись мира, диавола и всего служения его. Как исполняешь всё сие? Где невинность и дух? Где вера и верность? Яви теперь, у гроба сего, что ты: ученик или предатель, друг или наветник? Если ты всю жизнь проводишь так, как бы не вступал ни в какое обстоятельство со своим Спасителем, если действуешь во всех случаях как бы для тебя не было ни суда, ни вечности, то за чем являешься теперь здесь? Для чего возмущаешь смертный покой Божественного Страдальца? Кое причастие сему кресту и твоему велиару? Кое общение сему гробу и твоей мамоне? — У тебя есть другие божества: иди, поклоняйся им; у тебя есть другие язвы: иди, и лобызай их.

Так, братие, у гроба Христова место токмо невинности, или покаянию. Души верные Господу, Иосифы, Никодимы, Саломии, Магдалины — явитесь! Вот ваше место, вот ваш час! Божественному Страдальцу нужна плащаница: облеките Его вашими святыми помыслами! — Ему нужна смирна: представьте ваши молитвы! Ангелы Божии, явитесь, и смените нас недостойных стрещи великую стражбу!

Но, братие, земные Ангелы, подобно небесным, всегда на Божественной страже; они всегда носят на себе язвы своего Господа (Гал. 6:17). Самый живот их всегда сокровен со Христом в Боге (Кол. 3:3). Что речем о самих себе? Как согласим нашу нечистоту с неприступностью сего священного места? Дерзнём ли приблизиться к гробу Жизнодавца? — Но лобызание нечистыми устами не будет ли новой язвой для пречистого Тела? Дерзнём ли, гонимые неправдами нашими, оставить лежащего во гробе Господа? Но к кому идём? (Ин. 6:68). Несть иного имени под небесем, о немже подобает спастися (Деян. 4:12), кроме имени Его всеосвящающего. Что же сотворим, братия? — Сотворим то, что сделал Пётр, отвергшийся Господа. Изшедши из сего храма, удалившись от сего гроба, в каком-либо святом уединении, омоем горькими слезами прежние неправды наши, и дадим обет не отвергаться впредь Господа, и Святого закона Его. После такого покаяния, Господь не отвергнет и нас, и, если не предаст нам, как покаявшемуся Апостолу, ключей, то не заключит, по крайней мере, от нас дверей Царствия.

Аминь.
На Страсти ГосподниСодержаниеВеликая Суббота
Hosted by uCoz