Слово, сказанное при посещении паствы

В Тотемской пригородной церкви Воскресения Господня, что на соляном заводе

Добро соль: аще же соль не слана будет, чим осолится? Ни во чтоже будет к тому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки. Имейте соль в себе...

Мк. 9:50; Мф. 5:13.

Как богата и неисчерпаема сокровищница слова Божия! И как легко христианским проповедникам делать своё дело! Стоит только обращаться к сей сокровищнице и взимать из неё, что нужно.

Сами согласитесь, братия, что промысел, коим постоянно занимаетесь вы здесь, не из самых обыкновенных занятий и промыслов. — Мне хотелось однако же преподать вам наставление, по роду самых занятий ваших. И вот, едва только я помыслил о сём, как представились мне вышесказанные слова Спасителя. Сами видите, как они близко идут к вашему состоянию, и что в них содержится богатый урок для вас. Углубимся же в сей Божественный источник назидания, для приобретения из него соли духовной.

Добро соль. Итак, само слово Божие похваляет предмет ваших занятий. Обстоятельство не маловажное для вас, кои проводите над солию, можно сказать, всю жизнь вашу.

Хотя никакой предмет труда не может унизить трудящегося, коль скоро он честен и полезен обществу, однако же лучше, без сомнения, для трудящегося, если самый предмет его всегдашних занятий чист и здоров, тем паче, если и поучителен для него. Предмет вашего труда таков именно, по свидетельству слова Божия: Добро соль! — Чем добро? — Тем, что это одна из самых чистых стихий земных. Тем, что соль предаёт в устах человека всему вкус и приятность. Тем, наконец, что соль есть употребительнейшее средство к сохранению слабых вещей от порчи и тления. Посему-то соль издревле служила у всех народов символом совершенств духовных, особенно мудрости, твёрдости и постоянства, верности и целомудрия. Посему-то, без сомнения, когда предписывалось чрез Моисея Израильскому народу приносить Господу разные жертвы; то вменено в обязанность, чтобы каждая из них была осолена солию (Лев. 2:13). Посему-то, наконец, Господь самих Апостолов своих сравнивал с солью: Вы есте соль земли (Мф. 5:13).

Как не добро после сего соль? И как не добро иметь её пред очами, дабы полюбить те прекрасные добродетели, кои она выражает собою! Вы слышали, какие это добродетели: чистота, постоянство и нетление. Старайтесь же иметь их, братия; будьте и в нравах и в жизни чисты, как соль, постоянны, как соль, благоприятны всем, как соль. Постыдно было бы целый век трудиться над солью, и между тем оставаться растленным в своих нравах, быть гнилым в речах и словах.

Как соль получает свои прекрасные качества? Посредством огня: без огня не было бы хорошей соли. Заметьте сие, и старайтесь благодушно переносить скорби и лишения, неизбежные в жизни каждого: это огонь, необходимый для нашего очищения. Кто пользуется сим огнём как должно, тот сам становится чистой солью на трапезу Господню.

Добро соль: аще соль обуяет, чим осолится? Ни во что будет к тому, точно да изсыпана будет соль и попираема человеки.

Не смотря на добротность состава своего, соль, при некоторых обстоятельствах, может терять свои прекрасные качества; становиться несоленою и недействительною. Нет ничего хуже такой обуявшей соли: она решительно неспособна ни к чему, даже вредит той земле, на которую её высыпят. Так бывает с солью, так бывает и с людьми. Если служители алтаря престанут учить здраво, священнодействовать со страхом Божиим, если не будут подавать примера благой жизни, то что они, как не соль обуявшая, и что остаётся сей соли, как быть высыпанною на всеобщее попрание? Если начальники и приставники работ и трудов не будут оказывать справедливости в требованиях и воздаяниях, не будут снисходить немощи и нуждам трудящихся, не будут служить им примером усердия к Церкви Божией, воздержания и кротости, то что они, как не соль обуявшая? И куда годна сия соль, как не на то, чтобы её высыпать вон и попирать ногами? И вы, отцы и матери, если младые дети наслушаются от вас слов срамных, насмотрятся дел неподобных, то что вы, как не соль обуявшая? Чем после сего осолиться юному поколению и избыть раннего растления нравов? И что ожидает некогда вас самих, когда вы явитесь пред Отца Небесного с детьми выращенными примером вашим? — Ни во что же будет, точию да изсыплется вон в попрание человеком.

Имейте соль в себе. Заповедь крайне примечательная для всякого, тем паче для вас, кои трудитесь постоянно над солью. Слышите ли? Мало иметь соль вне себя, под своими стопами, и в своих руках; надобно, по слову Господа, иметь соль в самих себе. Что эта за соль внутренняя? — В теле человеческом, как в малом мире, находятся все стихии; есть и соль, как необходимая часть целого. Но сия соль не зависит от нас; нельзя по произволу ни иметь, ни не иметь её; хотя недостаток естественной соляности в теле всегда сопровождается его расстройством и болезнями. Бывает и в душе человеческой природная соль. Это самое выражаем мы, когда говорим: такой-то человек с солию, в его словах много соли, то есть, он остр и умён; его слова замысловаты и приятны. Но и такой соли, с одной стороны, нельзя иметь, кто не получил её от природы; а с другой — сия соль, как показывает опыт, не только не спасает от тления, а нередко сама производит тление духовное, обнаруживаясь в вольномыслии и шутках зловредных, в кощунстве, пересудах и злоречии.

Какую же соль заповедуется нам иметь в самих себе? — Соль благодати, — ответствует Ап.Павел. Слово ваше, — говорит он, — да будет солию благодати растворено (Кол. 4:6). Если слово должно быть растворено солию благодати, то и мысль; если ум, то и душа. Благодать, и только она одна, своим действием, своим огнём всеочищающим, образует в нас соль духовную, исправляет и соделывает благопотребною и соль естественную. У человека, облагодатствованного Духом Святым, всё бывает растворено солию благодати: мысль и чувство, слово и взгляд, самый телесный состав, проникнутый сею солию, забывает своё тление, как показывает пример нетленных телес Св.Угодников Божиих.

Но нам ли, подумает кто-либо из вас, иметь в себе такую чудную соль и такую великую благодать? В нашем ли состоянии думать о таком совершенстве? А почему бы не только не думать о нём, но и не иметь его? Разве мы крестились все не Духом Святым? Разве у Него не достанет зиждительного огня для образования во всех нас соли благодатной!?

Прп.Феодосий Тотемский

Прп.Феодосий Тотемский

Кто теперь преподобный Феодосий Тотемский? — Друг Божий, собеседник и сожитель Ангелов, украшение Церкви Православной и светило страны нашей. Но и он жил некогда на сем же месте, трудился над тем же делом, коим занимаетесь вы; подобно вам копал землю, рубил дрова, сидел у огня день и ночь. Не помешали же ему все сии, так называемые, чёрные труды убелиться душею своею, паче снега; не воспрепятствовали же ему сии грубые и плотские занятия — утончить свой дух, сделаться сосудом благодати, духовною солию земли Тотемской. Как он мог совместить такой род жизни с такими совершенствами духовными? Тем, что, среди всех занятий, ограждал себя смирением и страхом Божиим, тем, что на всё вокруг себя смотрел чистыми очами Веры, и из всего умел извлекать назидание и пользу духовную. Чувственная соль, которую обрабатывал он, непрестанно напоминала ему слова Писания, понуждала стараться о снискании тех благих качеств, кои выражает собой соль. Сидя у огня, на коем варилась соль, Феодосий всегда переносился мыслию к огню адскому, и размышлял сам с собою так: «Если огонь, который разведен моими слабыми руками, так нестерпим и ужасен, то каков должен быть огонь, возженный десницею Всемогущего для грешников? Если в этом нашем огне нельзя и полминуты пробыть без жестокого мучения, то каково должно быть мучение тех, кои ввержены будут в огонь вечный? Так размышлял сам с собою Преподобный, и, страхом вечных мук, спасал себя от всякого поползновения на грех.

Что мешает, братия мои, и вам всем иметь подобные мысли, и, просиживая целые дни и ночи над огнём, вместо того, чтоб скучать от бездействия, воспоминать об огне вечном, и, воспоминая, рассматривать себя и свою жизнь: нет ли в ней такого, что неминуемо подлежит горению в нём? Св.Угодник Божий для того, конечно, и был на вашем месте, дабы вам оставить пример. Подражайте ему, и тогда огонь, почти неугасаемо горящий у вас, будет производить сугубое действие: образуя соль в руках ваших, он будет содействовать к образованию духовной соли внутри вас.

Аминь.
Содержание
Hosted by uCoz