Слово в день Пасхи

Произнесено в Одесском кафедральном соборе 27 марта 1855 года

Памятуете ли, возлюбленные, как мы сретали нынешний день в прошедшем году? Сретали и тогда с радостью; ибо, светлый праздник во славу Воскресшего Господа не мог не быть радостен для христианина: но это духовное веселие сильно было возмущено тогда и помрачалось от страха всеобщих смертных опасностей; потому что грозная туча, нашедшая на нас в самый великий пяток, продолжала еще висеть тогда над нами, и никто не мог думать, что она, вместе с постом, уже прошла совершенно и не возвратится более.

При воспоминании о всем этом, как не возблагодарить Господа, Который попустил прийти на нас в прошедшем году столь тяжкому искушению, но вместе с тем даровал нам и силы перенести его благодушно: наказуя, наказал нас, яко Отец, за грехи наши, смерти же не предаде нас (Пс.117:18).

Ныне другое! Над нами нет уже прежней грозы и страхов; посему нам можно бы вполне предаться радости и веселью о торжестве воскресшего Спасителя нашего. Но есть и ныне, как сами ведаете, причина, уменьшающая нашу радость и заставляющая растворять оную иногда слезами сокрушения. Ибо, тогда как бы радостно возглашаем здесь: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, — в это самое время тысячи братий наших полагают в нашей же стране души свои в жестоких битвах со врагами. Веруем и надеемся, что они, не воздыхая, а охотно приносят себя в жертву для блага Отечества: но нам можно ли, среди радости нашей, забыть их мученическое положение, их раны и кровь?

Посему радость о воскресении Господнем должна принять у нас ныне другой характер. Сообразно чрезвычайным и горестным обстоятельствам нашим, уже неприлично было бы сей радости сопровождаться у нас какими-либо чувственными увеселениями и рассеянием мирским, как это бывало прежде. Вместо сего, должна взять верх сила благочестия христианского, должно усугубиться посещению храмов Божиих, увеличиться молитвам, открыться усердию к вспоможению бедным и к прочим святым делам набожности христианской.

Помолимся Воскресшему, да дарует, подвизающимся за имя Его и за благо Отечества, братиям нашим духа веры, терпения и мужества; да благословляются подвиги их и да венчаются победой над врагами; да усладятся благодатью Его последние минуты тех, коим суждено пасть жертвой брани; да отпустятся им вольные и невольные грехопадения их, и да обрящут души их успокоение в Царствии Небесном.

Помолимся и о западных противниках наших, кои торжествуют ныне свою пасху в един день с нами, да, озаренные свыше, узрят и познают, за кого они постыдно ратуют, кому безрассудно приносят в жертву свою жизнь, и, познавши все сие, да престанут быть противу нас союзниками врагов Креста Христова!

Помолимся, наконец, за сих самых врагов, то есть, злосчастных поклонников лжепророка, да вникнут и уразумеют, что если временное спасение державы их зависит уже не от Магомета и Аль-Корана, а от силы и искусства народов христианских; то тем паче вечное спасение душ их не может быть обретено ими нигде более, как токмо под сению Креста Христова.

«Простим всем и вся воскресением», и всех обымем желанием им спасения и молитвой, да прославится таким образом в нас благодать воскресшего Господа, Который положил душу Свою для спасения всего рода человеческого, и воскрес для блага всех падших сынов Адама. Аминь.

Слово в понедельник Святой Пасхи

Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века.

Так говорим мы ежедневно в Символе веры. Всем и каждому даем знать, что мы не принадлежим к числу тех жалких людей, кои думают, что смертью все оканчивается для человека и сам человек.

Мы, напротив, веруем и исповедуем, что смертью прекращается только жизнь временная, земная, тленная; а жизнь вечная, безсмертная, безболезненная, совершенная, смертью только начинается. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века.

Чаяние великое и славное! Исповедание самое светлое и утешительное! — Что же они производят в нас? Свойство всякого ожидания таково, что оно сильно действует на ожидающего и заставляет его самого действовать. Посмотрите на земледельца: он ожидает всхода посеянных семян и будущей жатвы — и это ожидание занимает его всего; он ложится спать и встает с мыслью о том, что-то будет с его полем и нивой. Уже не раз он был на ней, и смотрел: начинает ли всходить зелень, и какова она? Об этом, о будущем урожае, рассуждал он при всяком случае целую зиму. К этому все готовит. Вот что производит чаяние в земледельце!

Посмотрите на человека, деющаго куплю: он отпустил товары в известное место, и ожидает — что будет на торжище; как занят он сим ожиданием! Всякая весть из того места его трогает; всякая перемена погоды на него действует: то печалит, то веселит, так что на лице его можно читать, что на дворе и что делается с природой. Так действует чаяние на купца!

Посмотрите на человека, преданного науке, который чает достижения ученой степени или отличия: чего не приносит он в жертву осуществлению сего чаяния? Жертвует нередко самой жизнью. А сколько ночей, проведенных без сна над книгами! Сколько трудов перенесено!

Вот чем сопровождается всякое чаяние в земных делах! Оно заставляет человека трудиться, не жалеть, так сказать, убивать себя.

Мы чаем жизни вечной: такое чаяние, пред коим все прочие земные чаяния весьма малы и, можно сказать, ничтожны. Судя по великости сего чаяния, какому бы великому долженствовало быть его действию! Не должно ли бы оно занять всю нашу душу, распространиться на всю нашу жизнь, проникнуть собой и оживить всю нашу деятельность? Так и было с теми, у коих упование жизни вечной было не на языке, а в сердце, у коих вся жизнь была распоряжена по сему упованию — была, так сказать, прямым и непрестанным отголоском его.

Что производит упование жизни вечной в нас? Что делаем для него мы? — И, во-первых, сообразна ли вся жизнь наша с сим ожиданием, как того требует великость и важность самого ожидания? То есть, живем ли мы так, как должно жить людям, ожидающим блаженного безсмертия и жизни в Боге? — Можем ли указать в жизни нашей и сказать: «Это предпринято мной именно потому, что я ожидаю жизни вечной; а это по тому самому оставлено мной?» — И много ли такого? Может ли каждый сказать: «Ради жизни вечной я примирился с таким-то и оставил вражду, ибо в жизни вечной одна любовь, а вражды нет?» Может ли кто сказать: «Ради жизни вечной, я отказался от такого великого, но неправедного прибытка, ибо в жизни вечной нетерпимо сие: она требует одной правды?» Может ли кто сказать: «Я, ради жизни вечной, терпеливо переношу лишение моих детей, смерть сродников: ибо что же, если они взяты скоро? Не туда ли они пошли, куда всем идти должно? И не лучше ли им там, у Господа, нежели здесь, с нами, среди моря соблазнов и искушений?» Много бы можно предложить подобных вопросов: но довольно и предложенных, дабы внимательный слушатель вопросил потом сам себя: «Действует ли на него, на его нрав и жизнь ожидание жизни вечной?»

Мы, вместо дальнейших вопросов, предложим одно замечание, и скажем, что из всех ожиданий и чаяний наших, чаяние жизни вечной остается праздным, почти без всякого действия. На словах говорят: «Чаю жизни вечной», а на деле действуют все так, как бы одна только жизнь временная, а вечной не было.

Кто теряет от сего — жизнь вечная или мы? Жизнь вечная не теряет ничего: она придет в свое время и посрамит собой худых ожидателей. Но с нашей стороны — потеря великая, невознаградимая. Ибо, если бы мы были проникнуты упованием жизни вечной, то, во-первых, были бы стократ лучше — и в мыслях, и в чувствах, и в нравах, и в поступках, а это самое уже было бы великой наградой. А кроме того, во-вторых, худое ожидание жизни вечной делает настоящую жизнь мрачной, тягостной, горькой. В жизни много неизбежных лишений, страданий, потерь. Живое ожидание жизни вечной могло бы все это облегчать и услаждать, а теперь этого нет. Особенно блаженное упование безсмертия могло бы услаждать наши горестные минуты жизни, например, во время болезни, перед смертью. А теперь как мы умираем? Смерть есть величайшее для нас бедствие.

Здесь-то познается, как ожидаем мы вечной жизни и как любим ожидать. Показываем себя сами. Ибо если бы твердо чаяли, то как бы страшились того, чего чаем? Это — явное противоречие! Посмотрите на чающих воистину — для них Ангел смерти был любимейший вестчий возврата в Отечество!

Перестанем же, возлюбленные, лишать сами себя величайшего блага! Постараемся оживить в себе надежду безсмертия, а она, оживленная, оживит нас всецело и сделает мужественными среди самых тяжких искушений, веселыми на одре смерти. Аминь.

Слово в день Пасхи

Христос воскресе!

Богослужения Святой недели видимо отличаются от всех прочих в целом году богослужений. Отличие это начинается с первого дня, или точнее сказать, в его навечерие и продолжается до последнего дня недели. Поелику сии особенности пасхального богослужения учреждены богомудрыми мужами, выражают собой дух праздника, и содержат в себе истины для нас утешительные; то рассмотрение их может послужить для нас вместо поучения. Сделаем же это самое в настоящий день.

Я сказал, что отличие настоящего богослужения начинается еще в навечерие Пасхи, и начинается, можно сказать, самым неожиданным, и потому разительным образом. Среди литургии в Великую Субботу, которая, подобно великопостной литургии, соединяется с вечерней, священнослужители являются сообразно печали все в мрачных одеждах. Богослужение продолжается обыкновенным порядком до Евангелия. Но тут оно как бы прерывается на время, или останавливается. Вместо ожидаемого чтения Евангелия поется стих: «Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». В это время служащие изменяют свои одежды; отлагая мрачные, являются в светлых и праздничных. Это — первая заря праздника. Такая перемена облачения среди самого богослужения невольно останавливает внимание каждого зрящего. Что образует она собой? В прошедшем напоминает белые ризы, в коих явился у гроба Спасителя Ангел с вестью о воскресении, в настоящем — она внушает о той чистоте духа и сердца, каких требует святость праздника, в будущем — предуказует те белые ризы, в кои достойные из нас облекутся по своем воскресении, как это видено святым Иоанном в его дивном Апокалипсисе. Блажен, кому достанется сложить мрачные ризы плоти, среди служения Господу!

После литургии Великой Субботы опять неожиданная особенность и опять ради наступающего дня Пасхи. Является пять хлебов и совершается благословение их, что, как известно, перед другими великими праздниками бывает токмо на всенощных бдениях. Это для того, что непосредственно после литургии, служили вместо трапезы, к поддержанию немощи телесной, напоминая в то же время малостью снеди, что не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих.

Наступает полночь, и в то же время торжественный звук колокола возвещает наступление праздника. В полночь возвещает, ибо воскресение Господа произошло утру глубоку, когда все покоилось сном. В противоположность тому, верующие теперь не спят, как бы в видимое доказательство, что они готовы сретить Жениха, имеющего некогда прийти в полуночи.

Но что в храме? Там, кроме обыкновенного праздничного убранства и освещения, по всем главным местам церкви, особенно же перед царскими дверьми совершается курение фимиама. Это — знамение обилия благодатного, проторгшегося из гроба Христова во весь мир, это — знак того, что мысли и чувства всех должны, как фимиам, нестись теперь горè, к престолу Воскресшего и с собой вся совоскресившего.

Но время уже начаться богослужению. Оно начнется сейчас, но не в церкви, как обыкновенно бывает, а вне ее, перед вратами и притом заключенными. Священнослужители с крестом и иконами обойдут вокруг церкви, станут перед вратами, и возгласив несколько раз славу Воскресшего, войдут с торжеством в церковь. В сем хождении, «утру глубоку» вне храма, нетрудно узнать хождение святых жен-мироносиц и апостолов в вертоград Иосифов. — Служение начато вне церкви, потому что Господь пострадал и погребен вне града; начато пред запертыми вратами, потому что гроб Его был запечатан, и Он Сам, уже воскресши, явился апостолам, «дверем затворенным».

Но поспешим за священнослужителем в церковь. Что это? Все поют, поют, и ничего не прочтут! Куда девались чтения? Где шестопсалмие, Псалтирь? Ничего этого не будет в продолжение семи дней. Одно пение. Почему? Потому что это торжество торжеств, «а благодушествует ли кто, да поет», — говорит апостол. Поелику же в воскресении источник благодати неиссякаемый, то и пение непрерывное, непрерывное и самое торжественное. Если когда Церковь земная приближается к Небесной Торжествующей, то в эти дни.

Под конец утрени происходит единственное в целом году взаимное лобзание, или так называемое христосование. Обряд трогательный и по самому внешнему виду его; но как бы он был еще трогательнее, если бы мы исполняли его в том самом духе, в каком он введен в Церковь. «Простим вся воскресением», — поется во время сего обряда; почему если когда, то в это время надобно подойти не к друзьям и приятелям, а к врагу и недоброжелателю, если есть таковый, сказать ему: «Христос воскресе», облобызать от души и прекратить навсегда вражду. Такое христосование будет только от Христа и для Христа. Ему возрадуются и люди, и Ангелы, и Сам воскресший Господь.

Среди литургии главная особенность — чтение Евангелия. Его читает не один диакон, а и все священнослужители, и таким образом повторяют несколько раз. Зачем? Затем, что повторяемое содержит великие тайны. Это как будто несколько евангелистов объясняют одно и то же, в знак взаимного согласия. Кроме сего, там, где можно, это Евангелие читается не на одном, а на разных языках, в память того, что апостолы, воодушевленные Воскресением Господа, прияв дар языков, возвестили Божество Воскресшего всему миру, и в предвестие, что Евангелие Царствия должно проповедаться всему миру.

После литургии является пред вратами царскими хлеб с изображением воскресения, называемый артосом. Его освящают, блюдут в Церкви целую седмицу, а потом раздают в субботу после литургии. Хлеб сей служит и в воспоминание Пасхи ветхозаветной, которая праздновалась в память исхода из Египта и составляла трапезу, на коей предлагали священный хлеб, и в воспоминание Пасхи христианской, или Воскресения Господня, ибо Господь, явившись по Воскресении в Эммаусе, познан в преломлении хлеба, а пред апостолами ел рыбу печену и от пчел сот, дабы уверить их в действительности своего явления.

Вечерня Пасхи также имеет отличие то, что на ней читается Евангелие, чего не бывает на обыкновенной вечерне. Евангелие это о явлении Господа апостолам, при коем не было Фомы, что и послужило для последнего поводом к неверию. Читается оно на этой вечерне потому, что самое явление Господа было в этот вечер.

Кроме сих отличий, всю неделю царские двери остаются отверстыми и во время служения, и вне его, так что предстоящие в церкви могут видеть все, что совершается в алтаре и на престоле. Сим выражается, что смертью Господа разорвана завеса, сокрывавшая святое святых, куда единожды в лето входил един архиерей; что Крестом Господа отверст вход в рай и на небеса, и что Воскресением Господа раскрыты тайны будущего века.

Наконец, во всю неделю воспрещаются земные поклоны. В другое время Церковь заповедует их, особенно во время поста, а теперь запрещает. Это для того, чтобы изобразить радость и торжество о Воскресении, и чтобы предызобразить будущее наше состояние на небе, где все знаки печали и сокрушений исчезнут навсегда.

Вот сколько особенностей настоящего праздника! Возблагодарим богомудрых учредителей и будем внимательнее к учрежденному; довольно уяснить раз, чтобы потом, смотря на происходящее, получить от него назидание. Аминь.

На подлинной рукописи, в конце этого слова, покойным святителем написано собственноручно: «мар. 28 1844». Впрочем год означен здесь очень неясно. Кто видал почерк преосвященного Иннокентия, тот знает, как трудно разбирать его... Это и следующие за ним собственноручно написанные поучения, найденные в бумагах покойного святителя, печатаются здесь особо и в первый раз.

Слово в день Пасхи

Настоящий праздник, очевидно, есть самый радостный. Что делает его таким? Радость о Воскресении Спасителя нашего? Да, по этой причине ближе всего надлежало бы нам радоваться в настоящий день. Ибо, не для нас ли и страдал Господь наш! Как же нам не радоваться, когда сии страдания кончились, и кончились с таким торжеством, каково воскресение из мертвых! Но мне кажется, эта причина если и радует нас, то не столько, как другая, именно та, что Воскресение Господа служит залогом нашего воскресения, что в примере Его, восстающего из гроба, мы видим, как можем восстать из гробов наших и мы сами. Хотя сия последняя радость явно не так чиста, как первая, ибо отзывается своею выгодой, но она не противна Воскресшему Господу, ни цели Воскресения Его. Ибо Он как страдал для нас, так и воскрес для нас же. Посему, вместо того, чтобы осуждать и умалять ее, мы хотим способствовать ей и, если можно, увеличить и распространить ее.

Не правда ли, что если бы эту радость распространить из одного дня или недели на всю жизнь, то жизнь наша через сие получила бы совсем другой вид, мы сделались бы бодрее в духе, мужественнее переносили бы искушения, и особенно благодушнее были бы среди болезней и не с таким унынием сходили во гроб? Что же мешает нам сделать это? Невозможно? Но пример людей, кои радовались радости Воскресения Христова всю жизнь свою, показывает, что это совершенно возможно. Посмотрите, например, на святого Иова: он на гноище, покрытый ранами, благословляет имя Господне. Откуда это благодушие в такой беде и искушении, где мы не знали бы что делать, или начали бы проклинать день своего рождения? От радости о воскресении. Вем, — говорит Иов, — яко присносущен есть, иже имать искупити мя и воскресити кожу мою, терпящую сия. Взгляните еще на святого Павла. Радуюся, — говорит он, — во страданиях моих (Кол.1:24). Что делало для него сладкими эти страдания, кои, заметим мимоходом, так иногда были велики, что он не чаял уже жить? — Надежда воскресения. Вем, — говорит он, — емуже веровах, и известихся, яко силен есть предание мое сохранити в день он (2 Тим.1:12).

Хотите ли еще видеть радость и веселие среди самых лютых мучений, среди пылающих костров, в челюстях львов и тигров, под секирой палача? Вспомните мучеников, не одного, не двух, а целых тем.

Что соделывало для них смерть нестрашной, самые муки удоботерпимыми? Радость о воскресении. «Вы отнимаете, — говорили они мучителям, — у нас тело бренное, которое и без того соделается семенем (это слово в подлинной рукописи написано неразборчиво. — Ред.) могилы, а нас ожидает тело нетленное; вы лишаете нас мира, а мы идем к нашему Христу и Спасителю. Подобно Ему страждем, подобно Ему и прославимся. Он не остался во гробе, не оставит и нас, кои идем на смерть за имя Его».

После сего нечего сомневаться в том, что радость воскресения можно распространить на всю жизнь; остается только поискать способа, как сделать это.

Конечно, не одними словами, как бы они ни были красноречивы; конечно, не одними праздничными одеждами; конечно, не одним присутствием в храме, хотя бы и частым; конечно, не одной исповедью пред праздником и говением, хотя бы и усердным. Кто хочет радоваться радостью воскресения всю жизнь, а не один день или неделю, тому надобно и позаботиться о сем не день или неделю, а более.

Что же именно нужно для сего здесь? — Требуется то же, что нужно и для того, чтобы быть истинным христианином. Что нужно для сего? Нужно отложить дела темные, нужно облещись во оружие света (Рим.13:12).

В ком совершилось или, по крайней мере, совершается это духовное воскресение, как это было в святых Божиих человеках, тот уже не может не чувствовать своего воскресения, а искренно чувствуя его, не может не радоваться непрестанно.

С тем, сретится ли в жизни счастье, — он не ослепится, не увлечется им, ибо внутри его стократ более и лучше, нежели что он видит вокруг себя. Его сердце не прилеплено к тленным благам, ибо он предвкушает уже блага высшие. Встретит ли его несчастье, — он не падет духом, ибо внутри его Тот, кто крепче всего мира. Велика вещь, скажет он, перетерпеть земное уничижение, бедность, когда меня ожидает вечная радость и слава. Посетит ли его болезнь, — он не содрогнется, ибо это попутный ветер в Отечество. Встретит ли самая смерть, — он не будет убегать ее, ибо это дверь в дом радости.

(Не закончено)

Слово в день Святой Пасхи

Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех (Пс.81:8).

В то время, когда мы торжествуем и славим Воскресшего Господа нашего, Церковь оглашает слух наш ожиданием еще нового некоего воскресения. Воскресни Боже! И не довольствуясь ожиданием, обращает его в желание и молитву, ускоряющую ожидаемое. Воскресни Боже! Ужели Воскресение Иисуса Христа неполное, так что в придаток к нему надобно ожидать нового воскресения? Нет, Иисус воскрес совершенно из гроба, так что смерть Им ктому не обладает. Иисус воскрес вполне для оправдания и засвидетельствования пред всем миром Своего Божественного достоинства. Он воскрес вполне для доставления нам оправдания, воскрес вполне, дабы быть главой Своей Церкви, вождем верующих.

Но есть одна сторона, коею Воскресший Господь еще не явил Себя перед миром, коею Он есть доселе, якоже умерый и во гробе лежащий. Эта сторона непрославленная, неявленная, не приведенная в действие — есть суд. Кому подобает он, как не Ему? И Отец весь суд даде Сынови. Но Сын не пользуется данным. Памятуя, что Он пришел не судить мирови, а спасти мир. Сын являет Себя во всех прочих качествах, но не судии. При жизни Он говорил: Человече, кто Мя постави судию... над вами? (Лк.12:14) И по воскресении Он никакого не изрекал суда. Кто более подлежал ему, как не Иуда, Пилат, первосвященники? Но мы, среди всех явлений, не слышали ни единого слова в осуждение.

(Не закончено)

Слово на вечерне в первый день Пасхи

Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры (Ин.20:25).

И между апостолами неверие! — И когда же? В самый первый день воскресения! При самом первом явлении Воскресшего! Так надобно быть всегда на страже духовной! Так не спасает от опасности неверия никакой сан, никакое место, никакой день! Как солнце может затмиться во всякий час дня, среди самого полдня, так и вера может угаснуть среди самого ясного дня боговедения и богооткровения.

Поелику же, что происходило с апостолами, в том выражается общая доля человечества, то мы должны со вниманием вникнуть в печальное приключение, постигшее одного из близких учеников Господа. Для того оно, без сомнения, и допущено, для того и возглашается среди настоящего богослужения, что в нем содержится урок спасительный. Извлечем его по возможности из события.

Что было виной неверия в Фоме? Вещь самая обыкновенная и простая — отсутствие: Не бе ту с ними. Не знаем, что удержало святого Фому быть там, где все были; только очевидно, что если бы он был теперь вместе с своими соучениками, то наравне с ними увидел бы Учителя, и, следовательно, не впал бы в искушение сомнения.

Обстоятельство, стоющее особенного примечания, ибо и теперь оно бывает источником неверия. Ибо с чего начинается оно и отчего происходит? С того, что уклоняются от общества верующих, перестают участвовать в таинствах Церкви и освящаться ими, оставляют богослужение, выпускают из рук Евангелие. Отколовшись таким образом от скалы несокрушимой, удивительно ли, что носятся по зыбям, по ветрам и бурям или упадают в бездну? Выпав из корабля, трудно бороться с волнами, как бы кто ни был искусен. Между тем как, кто держится в Церкви, продолжает даже вопреки страстей своих освящаться ее таинствами, то не тем, так другим образом, не в то, так в другое время, он спасется от сомнения: дух веры, господствующий в Церкви, проникнет и его, закваска любви и преданности проникнет и его. После сего нельзя дать лучшего совета, как ни под каким предлогом не удаляться общества верующих, не оставлять Таинств и обрядов Церкви: это спасет от многого, между прочим и от сомнения.

Но посмотрим, что получил от своего сомнения апостол? Увы, он попал в произвольный ад. Да, в ад; я думаю, что он сам не называл иначе своего положения, когда описывал его другим. Когда все другие ученики не помнили себя от радости, Фома скорбел, терзался. По любви к Учителю (ибо она в нем была во всей силе), он крайне желал Его воскресения, готов был отдать за это жизнь, а сомнение проникало это желание самым ужасным образом; из этой борьбы составлялся внутренний крест, на котором Фома остался бы, может быть, навсегда, если бы Учитель не поспешил снять его.

Что, думаете вы, и ныне приносит неверие той душе, которую заражает? Ничего, кроме мрака, глада, скуки, печали, смущения и отчаяния.

(Не закончено)

Слово на вечерне в первый день Пасхи

Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры (Ин.20:25).

Какой неумеренный, дерзновенный язык! Какое упорное неверие! И кто говорит таким образом? Един из дванадесяти апостолов. Когда говорит? В самый день Воскресения Христова, тотчас после явления Его десяти прочим апостолам. Как бы не поверить своим собратиям, кои не имели никакой причины выдавать пред ним за истину, чего не видали? Как бы не прочесть на самых лицах их, прежде омраченных печалью, а теперь блистающих радостью, что с ними последовало что-либо необыкновенное, и что они действительно видели Воскресшего Господа и Учителя своего? — Но Фома не верит! Не может указать ни на одну из причин своего сомнения, но не верит. Чувствует, без сомнения, что оскорбляет своим недоверием мирное братство свое, но не верит. И не веруя, мог бы выразить свое сомнение как-нибудь скромнее, но Фома выражается теперь так, как в другое время не позволил бы себе и думать. Аще не вложу руку мою в ребра Его, не иму веры.

Такова падшая природа наша! Отрицание, сомнение сделались ее как бы природной стихиею, от которой не спасает самое звание апостола. Такова природа неверия: оно не знает другого языка, кроме самого дерзновенного!

Поелику мы еще возвратимся к неверию Фомы в будущий день воскресный, когда оно разрешится в веру самую живую и возвышенную; то теперь рассмотрим только две вещи: что послужило поводом к его неверию, и что было его последствием.

Как святой Фома впал в неверие? Причина тому была самая простая и обыкновенная. Его не было с апостолами в ту пору, когда последовало первое явление им Господа. Фома же, — говорит святой Иоанн в своем Евангелии, — един от обоюнадесяти, не бе ту с ними, егда прииде Иисус. Вникнем пристальнее в эти слова. Зачем здесь указание на то, что Фома был един от обоюнадесяти? Это и без того известно нам из истории воскресения Лазаря, в коей Фома представляется говорящим и действующим. Очевидно, что евангелист как бы хотел выразить прикровенно сими словами ту мысль, что Фоме надлежало бы находиться в это время посреди своих собратьев по апостольству, в такое решительное время, когда они, по всей вероятности, ожидали явления воскресшего Учителя, и однако же, он не находился, не бе ту с ними, егда прииде Иисус.

Что было причиной отсутствия Фомы от круга апостолов в это бремя — не знаем. Но, без всякого предосуждения, можем предполагать, что в сем случае участвовала какая-либо непредусмотрительность, из которой премудрость Божия извлекла величайшее благо для дела веры, но которая, состоя в каком-либо неправильном употреблении своего времени в апостоле, навлекла на него спасительное наказание лишения веры в воскресение своего Учителя.

(Не закончено)

Слово в день Святой Пасхи

Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его! (Пс.67:2)

Да воскреснет Бог! Но разве Он не воскрес? — И расточатся врази Его! Но разве они не расточились? Где Иуда? На древе погибельном. Где синедрион с Ананом (так у Флавия постоянно называется первосвященник Анна. — Ред.) и Каиафою? В прахе. Где Пилат с коварным омовением рук? В Лионе, заточенный, кончает жизнь самоубийством. Где самый Иерусалим с храмом негостеприимным? В нем не осталось камня на камне.

Какого же ожидать воскресения? — Того, которое не убивает, а воскрешает. Какого расточения врагов? Того, которое, расточая, собирает воедино к расточившему.

(Без продолжения)

Слово в понедельник Святой Пасхи

Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия... (Пс.67:3)

Прислушивались ли вы к смыслу и силе слов сих, кои не раз произносятся ныне в каждом богослужении? Я, признаюсь, не могу иначе произносить их, как со страхом. Ибо вообразите, что это желание о погибели грешников от лица Божия сбылось: думаете ли, что много осталось бы тогда из нас не погибшими? — Но, с другой стороны, можно ли и не сбыться тому, что возвещается от имени Божия? Рано или поздно, но грешники должны погибнуть; и если эта погибель отлагается, то не для чего другого, как для того, чтобы число имеющих погибнуть как можно уменьшилось.

Понятно после сего, что должно делать нам грешникам, дабы избежать погибели: спешить выйти как можно скорее из состояния греховного. Пусть погибает грех, погубивший нас, а мы спасемся. Так и поступили множайшие из грешников: уразумев ядовитость греха, они исцелились от него через покаяние и теперь блаженствуют в царствии Божием. Так, братие мои, должно поступить и нам, если не желаем собственной погибели. Аминь.

Слово в понедельник Святой Пасхи

Яко исчезает дым да исчезнут, яко тает воск. от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия... (Пс.67:3)

Прислушиваетесь ли вы, братие мои, к сим грозным словам, кои так часто произносятся среди нынешних богослужений, и размышляли ли о важности их? Что касается до меня, то я никогда не могу произносить их без некоторого внутреннего трепета. Ибо думаю: что, если сбудутся они во всей силе? Много ли останутся в живых из нас, кои или произносим, или слышим их?

Теперь слова сии похожи на гром отдаленной тучи, и не поражают никого, но почему? Потому что между нами, грешниками, и карающей правдой Божией стоит великий Посредник и всемогущий Ходатай; когда правда и закон говорят: Да погибнут грешницы от лица Божия, милосердие и любовь Спасителя вещают: «Нет, да не погибнут, но да обратятся и спасутся». Посему-то, мы, несмотря на множество грехов наших, продолжаем стоять безвредно перед лицом Божиим. Но эта пря о нас правосудия с милосердием не продолжится вечно, настанет время, когда Посредник и Ходатай сойдет, так сказать, с своего места, мы прямо станем одни перед лицом Божиим, и тогда что с нами, если пребудем во грехах наших? Тайновидец Иоанн провидел в будущем отчаянное состояние грешников, и вот как изображает его: И в тыя дни взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть (Откр.9:6). И глаголаша горам и камению: падите на ны и покрыйте ны от лица Седящего на престоле, от гнева Агнча. Яко прииде день великий гнева Его: и кто может стати? (Откр.6:16-17)

И приметьте, братие мои, от чего будут погибать грешники: от гнева Агнча. Не льва, не тигра или другого какого-либо ужасного и лютого зверя, но Агнца. То есть, сам прежде бывший Ходатай и Спаситель соделается для грешников обвинителем, судиею и карателем.

(Не закончено)
Отдание ПасхиСодержание
Hosted by uCoz