В среду Светлой седмицы

Сей нареченный и святый день, един суббот Царь и Господь:
праздников праздник и торжество из торжеств:
в оньже благословим Христа во веки.

Законодатель Ветхого Завета, учреждая для народа иудейского праздник Пасхи, неоднократно внушал иудеям особенную важность сего праздника, и предписал совершать его со всей торжественностью. «Законно, говорил он, вечно празднуйте его. Душа, нарушившая святость сего праздника, погубится от сонма сынов Израилевых» (Исх.12:14.19).

Законодатель Нового Завета, наш, братие, Законодатель, не смотря на то, что сам соделался для нас Пасхой, закланной на кресте, не повелел ученикам Своим начертать в священных книгах Евангелия закона о праздновании Пасхи. Один только из Апостолов Его заметил, что Христианам должно праздновать Пасху не в квасе злобы и лукавства, а в безквасии чистоты и истины (1 Кор.5:8).

Между тем Пасха иудейская, столько раз предписанная законом, ограждённая страхом казни смертной, не раз была совершаема незаконно, даже вовсе оставляема и пренебрегаема иудеями. Напротив Пасха Христианская всегда совершалась со всей торжественностью. Ещё христиане не имели храмов, ещё гонимые язычниками, сокрывали своё богослужение в вертепах и пропастях земных, но воспоминание воскресения Христова было уже виной торжества столь светлого и продолжительного, что один из древних защитников Христианства (Тертуллиан) вслух всех язычников говорит: «Ваши праздники, взятые все вместе, не могут сравниться продолжением своим с одной Пасхой христианской».

Отчего, братие, столь несходная судьба Пасхи иудейской и Христианской? — От того, без сомнения, что основанием первой было благо временное — освобождение Израильского народа от рабства Египетского, а основание последней есть благо вечное — освобождение всего рода человеческого от рабства греха и смерти. Помнить вечно благодеяние временное, давно прошедшее, трудно; не помнить благодеяния вечного, всегда ощущаемого, не возможно.

В самом деле, братие, для христианина совершенно не возможно не исполняться ныне радостию. Воскресение Господа нашего, без всякого закона, повеления и учреждения, само по себе есть торжество торжеств и праздников праздник. Раскроем сию утешительную истину.

Что служит основанием всех празднеств священных? — В одних выражается преимущественно твёрдость и чистота веры; в других особенно открывается благолепие любви и добродетели; в иных ощутительнейшим образом просиявает высота и святость упования христианского. — Но воскресение Иисуса Христа совмещает в себе все сии качества в самой высшей степени. Оно есть высочайшее торжество веры, ибо им утверждена, возвышена, обожена вера наша; — есть высочайшее торжество добродетели, и в нём самая чистейшая добродетель восторжествовала над величайшим искушением; — есть высочайшее торжество надежды, ибо служит вернейшим залогом обетований самых величественных. Сей нареченный и святый день, праздников праздник и торжество из торжеств!

1. Воскресение Иисуса Христа есть высочайшее торжество веры

Кто знал, братие, более всю сущность нашей веры, как не Апостол Павел, один из первейших проповедников веры? — Но помните ли, что он однажды написал Коринфским ученикам своим? Аще Христос не воста, — написал Он, — тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша (1 Кор.15:14). То есть, ежели Христос не воскрес, то все истины нашей веры теряют свою силу; Евангелие и проповедь не имеют более достоинства; — всё Христианство есть — праздное имя.

Мысль, разительная, но совершенно истинная, неоспоримая! Ибо на чём основана вся вера наша? Наздани бывше, — отвечал Св.Павел, — на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу (Еф.2:20). Воскресший Иисус есть краеугольный камень нашей веры; Он есть Посланник и Святитель нашего исповедания (Евр.3:1). Почему, братие, сей камень, пренебреженный зиждущими, соделался для нас во главу угла и дивен во очию нашею? (Мф.21:42) Почему, когда целый народ иудейский отверг и отвергает Господа Иисуса, мы признаём в Нём Христа — Божию силу и Божию премудрость? (1 Кор.1:24). — У нас есть на сие весьма много доказательств, но все они были бы недостаточны без воскресения Христова.

Дабы скорее и яснее видеть сию истину, вообразим, братие, что мы принадлежим к числу тех людей, кои следовали за Господом от начала до конца Его земного служения, слышали все беседы Его, видели все дела, Им совершённые. Доколе Он отверзал очи слепых, воскрешал мёртвых, мы, конечно, спокойно следовали бы за Ним, — восклицали бы вместе с Апостолами: Ты еси Христос, Сын Бога живаго! (Ин.6:69). Но вот наступает ужасный час страданий: ученик предаёт Его; безумная синагога отвергает, яко льстеца; неразумный Пилат осуждает, яко возмутителя. Иисус — чаяние наше — возносится на крест вместе со злодеями; Сам Отец оставляет Его; Он умирает в муках, погребается; самый гроб Его запечатан печатью Каиафы. Что было бы тогда с нами, с нашей верою, если бы Он не воскрес? Се мы надеяхомся, яко сей есть хотяй избавити Израиля, но и над всеми сими Он остался во гробе (Лк.24:21): вот что сказал бы каждый из нас, и пошёл бы в дом свой ожидать другого Мессию.

В самом деле, братие, ни как нельзя думать, чтобы наша вера оказалась тогда твёрже веры Апостолов. Но, что случилось с ними по смерти Господа? Не все ли, они, поколебались было в своём веровании в Него?! Не все ли, как предрёк Он, рассеялись было, подобно овцам, не имущим пастыря?! (Мф.26:31) Как трудно было Самому Воскресшему уверить некоторых из учеников в том, что Он действительно воскрес! А без сей уверенности вышли ли бы они на всемирную проповедь, и отдали бы за истину её жизнь свою?! А без их проповеди обратился ли бы мир, погружённый во тьму язычества, к вере Христианской?! И что бы Апостолы начали проповедывать без воскресения своего Учителя?! Как бы они сказали: Веруяй в Сына Божия, имать живот вечный (Ин.3:36), когда Сам Сын Божий оставался бы мёртвым?! Как бы они сказали: Христос вчера и днесь той же и во веки (Евр.13:8), когда бы всякий знал, что Он прежде был жив, а потом умер и не воскрес?! Как бы назвали Его путём, истиной и животом, когда бы всем известно было, что Он обещался восстать из гроба, и не восстал?!

Таким образом без воскресения Иисуса Христа, гроб Его был бы вместе и гробом веры христианской: потому, что все, прежде веровавшие в Него, престали бы верить; потому что никто не принял бы на себя труда проповедывать веру в того, кто умер и не воскрес; потому, наконец, что проповедь сия сама по себе не стоила бы доверия.

Но теперь гроб Иисуса Христа есть святилище, в коем совершилось торжество веры христианской. Не напрасно Сам Иисус Христос, когда иудеи требовали от Него новых чудес в удостоверение, что Он есть единородный Сын Божий, отвечал, что другого знамения не дастся им, кроме знамения Ионы Пророка (Мф.12:39-40), то есть воскресения. Не напрасно, отходя на страдания Свои, Он изрёк, что наступает время, когда прославится Сын человеческий (Ин.13:31). В воскресении Своём Он подлинно прославился; — и прославился, по замечанию Апостола Павла (Рим.1:4), уже не яко Пророк, ниже яко Сын человеческий или Мессия, но яко Сын Божий, в Коем обитает вся полнота Божества (Кол. 2:9).

Кто не узнает Сына Божия в воскресшем Иисусе?! Фарисеи и книжники не будут более требовать знамения с неба: теперь пред ними отверзлось целое небо, да видят, что Сын человеческий паки восходит туда, откуда пришел (Ин.6:62; 8:14). И первосвященники не скажут: Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста (Мф. 27:42). Распятый и не сходя со креста, показал, что Он есть Царь земли и неба. Сам диавол не дерзнёт теперь говорить: Аще Сын еси Божий, верзися низу (Мф.4:6). Сын Божий верзнулся низу — на крест, и — чин природы изменился! Теперь явно для всех, что воскресший Иисус, яко Господь жизни и смерти, имеет область положить душу Свою, и опять приять ея (Ин.10:18). Он восхотел паки принять, и приял. Илия не пришёл спасти Его: Он спас Сам Себя. Отверзаются ли тебе страхом врата смертная, — вопрошал некогда Бог Иова, дабы доказать ему его ничтожество и Своё всемогущество, — вратницы же адовы видевше тя убояшеся ли? (Иов.3:17) «Отверзаются, — можем теперь отвечать мы, — отверзаются пред нашим Искупителем, Который пленил и разрушил ад».

В каком благолепии является теперь самый крест Христов, на котором вместе с Иисусом распята была, можно сказать, самая Вера! Кто не видит, что это знамение, проклятие для других, для Иисуса было жертвенником, на коем принесена всемирная жертва, — что Бог принял сию жертву в воню благоухания, — что Агнец закланный достоин прияти честь и славу (Апок.5:12).

После сего, что может поколебать веру нашу, когда сама смерть и ад не одолели её в лице Начальника и Совершителя веры? Я знаю, — восклицал некогда Апостол Павел: «Я знаю, в Кого верую (2 Тим.1:12), — знаю, что Спаситель мой есть Бог, Который силен сохранить залог спасения моего до Своего славного пришествия». Пусть теперь сыны погибельные восстают со своими сомнениями, возражениями и клеветами на Господа и на Христа Его, пусть поносят веру нашу: мы не будем спорить с ними, — скажем только: «Умрите и воскресните, как умер и воскрес Спаситель наш, — и мы поверим вам».

2. Воскресение Иисуса Христа есть высочайшее торжество добродетели

Добродетель, гонимая на земле, никогда, братие, не оставляла совершенно лица земли, являясь в избранных Божиих, кои сияли яко святила в мире (Фил.2:18). Но какая была участь добродетели? — Камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша, проидоша в милотех, лишени, скорбяще, озлоблени (Евр.11:37): вот история людей добродетельных, начертанная Самим Духом Святым! — Святые Божии человеки трудились в вертограде Господнем не из платы земных благословений: но правосудие небесного Домовладыки требует, чтобы не один конец был благому и злому, жрущему и не жрущему (Еккл.9:2). И сколько раз слышал глас жалобы и печали: Что, яко путь нечестивых спеется (Иер.12:1), праведники же пожинаются сами, яко класы?

Промысл оправдывал иногда видимо пути Свои; не раз пред лицем всего мира, вменяющагожитие праведных в посмех (Прем.5:3), добродетель торжествовала над пороком; не раз, повергаемы в горнило искушений праведники выходили из него, яко злато чисто, не только пред очами Божиими, но и пред очами врагов своих. Но торжество добродетели всегда оставалось не полно; на венце, коим украшались праведники, всегда приметны были терны: поелику и добродетель сынов человеческих всегда несовершенна, нечиста. Между тем для посрамления торжеств мира суетного, надлежало явить полное торжество добродетели. Для чего требовалась чистейшая добродетель, величайшее искушение и всесовершенная слава.

Таково воскресение Иисуса Христа! — Что была вся жизнь Его, как не единое непрерывное служение Богу и ближним?! Иудеи, почитая Его воскресшим Пророком, не напрасно недоумевали, какой Пророк воскрес в Иисусе. Ибо в Нём, можно сказать, воскресли все Пророки и все Праведники. В нём вера Авраама сочеталась с подвижнической жизнью Иеремии, ревность Илии облеклась кротостью Моисея, чистота Иосифа совокупилась с терпением Иова. Между тем, что было уделом сих добродетелей? — Какой праведник был посрамлен, презрен, умучен более Иисуса Христа?! На одной Голгофе в лице Его были поруганы все добродетели. Поругана святая преданность в волю Божию: Упова на Бога, да избавит ныне Его (Мф.27:42). Поругана любовь к ближним: Иныя спасе, себе ли не может спасти? (27:42). Поругано смирение: Аще Царь Израилев, да снидет ныне со креста. Поругана истинность: Помянухом яко льстец оный рече (27:63).

Но зрите торжество благочестия! Какая из добродетелей не увенчана ныне в лице Воскресшего? — Он смирил Себе, послушлив быв до смерти крестныя: и вот Бог превознес Его, и даровал Ему имя паче всякаго имени да о имени Иисуса всяко колено поклонитсл, небесных, земных и преисподних (Фил.2:8-10). Он, богат сый, обнищал для нас (2 Кор.8:9), не имел где главы подклонить (Мф.8:20): и вот предана Ему всякая власть на небеси, и на земли! (Мф.28:18). Он из любви к ближним отдал душу Свою: и вот души всех сынов человеческих предаются Ему во власть, яко Искупителю и Судии!

И это ещё только видимые для нас следы торжества невидимого. Если бы мы, по обещанию Спасителя, узрели небо отверстым (Ин.1:51), какое бы торжество добродетелей открылось в лице Его пред очами нашими! Так увидели бы мы Сына человеческого за приятие смерти венчаннаго славою и честию (Евр.2:9), сидящего одесную силы Божией (Лк.22:69); увидели бы сонмы Ангелов, не восходящих уже и нисходящих на Сына человеческаго (Ин.1:51), а закрывающих лица свои от неприступной славы Его лица.

Какое же сердце, любящее добродетель, может не радоваться при таковом торжестве Сына человеческого?! Это торжество истинно всемирное, в коем может участвовать самый язычник. Пусть он не верит в Божество Иисуса Христа: довольно, если он верит в Бога и добродетель, дабы радоваться о том, что святейший из сынов человеческих, столь величественно награждён ныне самим Небом. Правосудный Бог показал в воскресении Иисуса Христа, как Он прославляет любящих Его, показал пред всем родом человеческим, что Он никогда не забывает труда любве, подъятого во Имя Его (Евр.6:10), и что все торжества мира суть ничто пред торжеством Праведника.

Итак, Христианин, теперь смело проходи путь искушения и не уклоняйся Голгофы: она есть лествица к небесной славе. Если Промысл ещё на земле не увенчивает твоего терпения так, как увенчиваются ныне страдания воскресшего Иисуса: то потому, что ты предназначен для неба, где сокрыты все награды. И Его торжество только началось видимо на земле — в утешение всех страдальцев, — а продолжается всецело на небе.

3. Воскресение Иисуса Христа есть высочайшее торжество упования

Для угнетённого всякого рода бедствиями, смертного рода человеческого ничего не может быть нужнее, как прозрение оком упования в ту сторону, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания! — И действительно, мысли и желания человеческие во все времена и у всех народов устремлялись за пределы сей жизни.

Но кто мог рассеять мрак гроба? Ниспровергнуть сию преграду? — Являлись мудрецы: но приходя от земли (Ин. 3:31) о земле и говорили, хвалились, что свели Философию с неба, а на небо не возвели ни одного человека. Приходили Пророки, наставляли, обличали, утешали; но потом сами умирали, не прияв обетования (Евр. 11:39), и над их гробами лились слёзы, слышались вздохи. Только Энох и Илия воспарили над бездною тления; но воспарили подобно уединённым орлам, коих след не зрим оком человеческим. Над всем прочим родом человеческим царствовала смерть с такой свирепостью, что во время Иисуса Христа не только многие из мудрецов языческих, даже великая часть народа Божия отвергла всякую надежду на бессмертие, глаголя не быти воскресению (Мф.22:23).

Надлежало восстановить падшую надежду, и явить пред лицем всего мира, что тело только человека возвращается в землю, а дух возвращаетсл к Богу, иже даде его (Еккл.12:7). И вот в воскресении Спасителя совершается торжество надежды.

Торжество чудное. Всемогущество Божие могло бы в слух всех людей возвестить обетование живота вечнаго, как возвещён некогда закон в слух всех Израильтян: оно могло бы сотворить Ангелами своими ветры и слугами своими огнь палящь (Пс.103:4), да вразумят смертных, что после отечества земного, временного, их ожидает отечество небесное, вечное. — Но что делает премудрость Божия? — Гроб и смерть были виной страха и отчаяния человеческого. Она гроб обращает в источник надежды; смерть принуждает быть проповедницей бессмертия. Ибо, для другого служит гроб Иисуса Христа, который один только в воскресение мертвых не отдаст Мертвеца своего, как, не в доказательство того, что и все гробы некогда опустеют и отдадут мертвецов своих?! — К чему послужила смерть Иисуса Христа, как не к уверению, что смерть есть только страж, который хранит то, что ему предано, хранит дотоле, доколе угодно Господу жизни, и что во власти сего стража находится только бренный состав наш, а не дух, совершенно не знающий гроба и смерти?!

Торжество трогательное. Если бы Бог для освобождения нас от страха смерти повелел умереть и воскреснуть какому-либо великому праведнику; то мы и тогда не имели бы причины страшиться мрака смертного: ибо невозможно, чтобы правосудный Бог поверг праведника смерти, если бы она была зло действительное. Но теперь Сам Сын Божий благоволил вкусить за нас смерть самую мучительную. После Его вкушения может ли быть чрез меру горька для нас чаша смерти?! И могла ли любовь Отца небесного трогательнее утешить нашу надежду?!

Торжество самое верное. Решительно должно сказать, что все доказательства бессмертия, употребляемые разумом, не имеют столько силы, сколько заключает оной одно воскресение Иисуса Христа. Верить сему воскресению и сомневаться в нашем воскресении, есть совершенное противоречие. Аще Христос воста, — писал некогда Апостол Павел к Коринфянам, — како глаголют нецыи, яко воскресения мертвых несть?! Аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста (1 Кор.15:12-13). В самом деле, Христос есть глава верующих: когда воскресла глава, то как могут остаться мёртвыми прочие члены?! Христос есть Царь; над кем же Он будет царствовать, если подданные останутся в гробах?!

Торжество полное. Надежда на бессмертие духа человеческого, хотя слабая, и прежде была в роде человеческом. Воскресение Иисуса Христа, утверждая сию надежду, расширило её область, показав, что не только дух человеческий не умирает, но и тело соделается некогда бессмертным, — что наступит день, когда и сие тленное облечется нетлением и сие мертвенное пожерто будет животом (1 Кор.15:53; 2 Кор.5:4).

Торжество наконец величественное. Что величественнее прославленного человечества Иисуса Христа?! Но, по уверению Апостола, настанет время, когда Он преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его (Фил.3:21). О, братие, какое хладное сердце не возрадуется при сём, и не проникнется огнём любви к Воскресшему?! Много было обещано, когда Он сказал, что в воскресении верующие в Него будут, яко Ангели Божии на небеси (Мф.22:30). Ибо человеку ли быть Ангелом?! Но вот, по воскресении Своём, Господь ещё щедродательнее: Он Сам не хочет иметь ничего, кроме Божества, чего бы не разделил с нами. Его пречистое тело страданиями заслужило славу. Мы не страдали, а между тем Он даст нам ту же славу. Наше тело будет подобно Его телу: не будет иметь только язв, кои остались на пречистой плоти Его; одно это преимущество остаётся за Ним.

Да будет же благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по мнозей своей милости порождей нас во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых (1 Пет.1:3). Господь, Сам Господь сотворил день сей: да возрадуемся, и возвеселимся в онь! Воистину он есть праздников праздник, и торжество торжеств: торжество Веры, Добродетели и Упования. Все убо да торжествуем пред лицем воскресшего Господа!

Но, братие, торжествуя, мы должны, по слову Апостола, памятовать, что Пасха наша, за нас закланная, есть Сам Христос; а посему должны и праздновать не в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины (1 Кор.5:7-8).

О Пасхе Ветхозаветной сказано было в Законе, что необрезанный не должен вкушать её (Исх. 12:48). И истинной Пасхи Христианской не вкусит тот, кто не обрезан сердцем, предан порокам. Напрасно таковый будет повторять: Христос воскресе! «Так, — скажет ему Господь, — Я воскрес, но не в тебе. В твоём сердце Я мёртв и доселе. Камень ожесточения твоего подавляет Меня. Стражи — злые навыки и страсти, окружают и блюдут Меня». Напрасно таковый будет давать и принимать лобзания любви и мира: Воскресший Спаситель и ему скажет: Лобзанием ли предаеши Сына человеческаго? (Лк.22:48) О, братие, не изменим нашими грехами и пороками воскресшему Спасителю: Он и без того очень много страдал за нас! Если бы Он явился теперь, и вопросил каждого из нас, как Петра: Любиши ли Мя? — без сомнения, каждый отвечал бы: Ей Господи, люблю Тя! (Ин. 21:16). Но аще любите Мя, — сказал Он ученикам Своим, отходя на страдания, — заповеди Моя соблюдите. Соблюдаяй заповеди Моя, той есть любяй Мя (Ин.14:15.21). Аминь.

Во вторникСодержаниеВ четверг
Hosted by uCoz