В день Благовещения Пресвятой Богородицы

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление
Тропарь Праздника

Так многократно, вчера и ныне, воспевала Св.Церковь. Не знаю, обратил ли кто из вас особенное внимание на сии слова, а мне кажутся они стоящими всего внимания для всех нас, и не на один только нынешний день, а на всю жизнь. Днесь спасения нашего главизна, — восклицаем мы, следственно спасения и твоего и моего, слушатель, следовательно мы с тобой спасены, примирены с Богом и совестью, очищены, оправданы и освящены, следовательно и для нас соблюдается венец правды, егоже уготова Бог всем любящим Его! (2 Тим. 4:8) Видите, о чём идёт дело? — Не о малом чём-либо, а о всём.

После того как не спросить: точно ли так в самом деле? — Ах, спасение явлено для всех, но Сам Спаситель ещё заметил, что не много спасающихся. Оно на самом деле может принадлежать всем, но мы с тобой, слушатель, можем не участвовать в оном. Когда для всех других начало спасения, для нас может быть начало, или даже конец осуждения. Надобно потому самому, весьма надобно узнать, чьего спасения ныне начало и принадлежим ли мы к числу спасённых?

Спасение, братия, не есть что-либо состоящее в одних словах и понятиях, или каких-либо частных действиях и вещах, о коих довольно только знать, или на кои достаточно только согласиться. Нет, спасение, как показывает само название его, состоит в освобождении от бедствий и зол. Мы говорим: «больной спасён», когда опасность смерти прошла, и силы его начали поправляться. Говорим: «взятый в плен спасён», когда он получил свободу, и возвращён из рук неприятельских. Говорим: «путник спасён», когда разбойники, на него напавшие, прогнаны, и он в мире продолжает своё путешествие. Если спросить у каждого из таковых людей: спасён ли ты? Каждый не медля ответит, что он спасён, укажет, когда, как и от чего спасён. Таково, говорю, бывает спасение и от временных бедствий, — видимо, ощутительно, незабвенно!

Тем паче таково должно быть спасение от бедствий вечных, — тех бедствий, от коих никто не может спасти нас, кроме Самого Бога, и для уничтожения коих снисшел ныне на землю Сам Сын Божий. Получивший такое спасение, непременно должен знать, что получил. Даже начавший получать, не может не знать, что он начал получать. Спасённый таким образом должен чувствовать в себе великую и важную перемену на лучшее, должен чувствовать, если не полное освобождение, то более и более возрастающее облегчение от всех бедствий и зол, кои угнетают всех неспасённых.

Если вы, братия, вникали в своё состояние, то вам должно быть известно, какие это бедствия. — Это во-первых помрачение нашего ума, который по падении лишившись озарения свыше, попал в такую тьму, что яже на земле обретает с трудом, а что на небе, или за гробом, того сам по себе, как должно, познать никак не может (Прем. 9:16). В такой тьме живут язычники, кои потому покланяются камню и древам, живут и те из христиан, кои, отвергнув свет Слова Божия, предаются водительству своего бедного рассудка. Второе бедствие наше есть развращение нашей воли, по падении естественно наклонной ко злу. Отторгшись от воли Божией, она носится ныне по безднам творения, не зная где остановиться; хотела бы все подчинить себе, и взамен того сама подчиняется всему, идёт вопреки порядка природы, и потому действует на погибель себе и другим. Под тяжестью сего бедствия стенают все грешники, представляющие из себя жалких рабов страстей и чувств. Третье всеобщее бедствие человечества есть испорченность нашего сердца и чувства, которое, уклонившись от источника всех благ, Бога, и прилепившись к тленным богам, чувственным, вместе с ними кружится и крушится, прельщается и никогда не насыщается, томится скукой среди самых наслаждений. Это бедствие особенно видно на счастливцах мира, кои, стоя среди океана удовольствий земных, непрестанно жаждут лучшего. Последнее бедствие, от коего страдают все, есть крайняя бренность естества нашего и его зависимость от внешней природы. Рождаясь в болезнях, влача жизнь среди недугов и лишений, мы потом обращаемся в землю, подобно последнему насекомому.

Как ни слабо это описание бедствий наших, но и по нему весьма удобно можно узнать каждому, в каком он состоянии, — в числе спасающихся, или погибающих. И во-первых, смотри, спасён ли твой ум? — Имеешь ли ты явное познание о Боге и Спасителе, о благодати Св.Духа, без коей невозможно спасение, о своих обязанностях и своём предназначении, о средствах достигнуть жизни вечной и избавиться соблазнов мира? — Спасена ли твоя воля? Освобождена ли от наклонности ко злу, преобладания над ней чувств и страстей? Заключена ли в Законе Господнем, как в естественном для неё хранилище? Облечена ли той силой, чтоб в случае нужды могла стать за чистоту совести против всего обольщающего и ужасного? — Спасено ли твоё сердце? Знает ли радость о Духе Святе, освободилось ли от того крушения, коим страдают самые великие счастливцы мира? Есть ли в нём предчувствие того, чего око не видало, ухо не слыхало, и что на сердце плотскому человеку не приходило и придти не может? — Спасено ли всё существо твоё? Подавлено ли в нём семя тли естественной? Насаждено ли семя жизни благодатной? Заметно ли ослабление и совлечение человека ветхого, возрождение, укрепление и преобладание человека нового?

Кто ощущает в себе отсутствие сих зол, угнетающих всё человечество, тот один по справедливости может сказать, что он спасен. А таковой, без сомнения, знает и то, что сего спасения начало ныне. Ибо, если бы не явился ныне Свет мира, целитель душ и сердец, податель мира и жизни, то мы все оставались бы в прежнем мраке, с прежними грехами и немощью к добру, с прежним расстройством духа и ненасытимостью сердца, с прежней бренностью и тлением.

Итак, ещё раз, братия, вопрошу вас, спасены ли вы? Признак и доказательство спасения одно: свобода от зол и бедствий. Итак, чувствуете ли эту драгоценную свободу? Если не чувствуете, то спасение не ваше, Христос ещё не ваш, вы ещё — не Христиане! Ибо, что же это за спасение, когда вы окружены теми же бедствиями, также слепы в делах веры, также связаны грехами, также злобны, немирны, унылы, бренны, тленны? Что это за начало спасения, когда в вас нет не только конца, даже продолжения! А если так, то что значит, братия, ваше Христианство? Из чего состоит оно? Разве нашли вы другого Христа, который не спасает верующих в Него?

Тяжело, братия, слышать подобные вопросы в такой радостный день. Но, что же делать нам? Разве говорить, что вы спасены, когда мы видим, что вы погибаете? Разве петь и услаждать слух ваш, когда вы спите над бездной? Нет, мы должны вопиять к вам, греметь всем, чем можем, чтобы пробудить вас, заставить удалиться от бездны, и начать дело своего спасения. Мало сего: мы молим и непрестанно должны молить Господа, чтобы Он Сам гремел над нами всемощным гласом Своим, и пробуждал нас, чтобы не щадил, если то нужно, ни гнева Своего, ни стрел. — Ибо лучше, стократ лучше, чтобы каждый из нас пострадал, если то нужно, здесь временно, нежели отшедши неисправленным туда, где надо мучиться вечно. И если когда нам, братия, нужно говорить с вами таким языком, то в нынешний день, ибо день сей есть самый способный к тому, чтобы начать, кто не начинал, дело своего спасения. Не напрасно Церковь возглашает: Днесь спасения нашего главизна! Решись отныне оставить грех, освободиться от уз господствующей в тебе страсти, начать жить для Бога, веровать всем сердцем в Искупителя, ходить и действовать, как учит Евангелие и Церковь, — и нынешний день соделается для тебя истинным началом твоего спасения. Всякий раз, когда он будет возвращаться, ты будешь от полноты сердца восклицать: днесь, истинно днесь спасения моего главизна! После сего и для меня и для тебя будет сей день днем Благовещения: для меня потому, что я возвестил, а для тебя потому, что ты принял благую весть о спасении. — О, куда не пронесётся весть сия! Ей будут радоваться Ангелы, о ней возрадуется Сам Отец небесный!

Аминь.
Содержание
Hosted by uCoz