О благоухании добродетелей

В понедельник за литургией, на второй день Пасхи 4.04.1922

Христос воскресе!

По Своём воскресении Христос явился некоторым жёнам-мироносицам и, обрадовав их, велел им: Идите, возвестите братии Моей (Мф. 28:10), и не просто идите и скажите ученикам, а тецыте, бегите, торопитесь обрадовать учеников такой светлой радостью. Эти слова относятся и к нам. И мы должны везде немолчно проповедовать о воскресении Христовом, немолчно и не только словами, но и делами, и самой своей жизнью. Если апостол запрещает учить женщинам, так это он говорит исключительно о проповеди с амвона, а всей остальной жизнью воплощайте в жизни заповеди распятого и воскресшего Христа.

Над вами будут смеяться, но ведь это ещё ничего не значит. Это только больше подтверждает, что эти люди завидуют вам, потому что делание добродетели для некоторых людей противно, но душой эти люди великолепно отличают добро от зла и завидуют добродетельной жизни. Ведь из-за того что некоторые люди не верят в Евангелие, оно не делается хуже, не пропадает совсем, а живёт вечно, до скончания века. И главное, добродетельную душу всегда заметят, потому что от неё идёт благоухание. Всё равно как попрыскать духами какую-нибудь вещь, и аромат духов будет далеко разноситься, хотя сама вещь не потеряет и свой запах от этого аромата.

Так и душа через делание заповедей Божиих принимает в себя Самого Господа и Бога и начинает благоухать, но это благоухание только заглушит, а не уничтожит её природных, только ей присущих качеств, например волю, особенности характера. Например, апостол Пётр — стремительный, пылкий, подвижный, ревностный, весь наполненный верой и исповеданием Христа как Бога; апостол Иоанн Богослов, наоборот, тихий, смиренный, очень любящий Христа, нежный, кроткий, а благоухали их души, как у того, так и у другого, одинаково (2 Кор. 2:14).

Так вот, всем надо проповедовать Христа везде, и жизнью, и делами, и словами. Спасаться и спастись каждый может и должен, и если мы не спасаемся, то по своей воле, по своему нежеланию; с Богом разлучить нашу душу никто не может: ни человек, ни ангел, ни бес; значит, спастись может всякий. Душа имеет все средства к спасению и если всё-таки гибнет, то исключительно из-за самой себя. Вот почему апостол Павел и сказал, что мы для некоторых воня благоухания, а для некоторых — смерть. Вот это благоухание получается от делания добродетели, и здесь нельзя судить о людях и о среде: у одного, кажется, все данные к тому, чтобы спастись (пример: монахи в монастыре), а он погибает, а у другого дома пьянство, брань, обстановка для спасения самая отчаянная, а он спасается. Как и почему получается, что душа слышит этот аромат духовный и идёт за Богом, никто объяснить не может, это знает один Бог. И я вам желаю, тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5:16).

Аминь.

О рабстве

Во вторник на Пасхальной седмице за литургией 5.04.1922

Христос воскресе!

Пророк Иоиль сказал (конечно, слова Господни): Излию Духа Святаго на всяку плоть... На всяку плоть означает здесь «не разбирая верных и неверных»: пусть это будет татарин или ещё кто-нибудь; если захочет, Господь даст и ему Духа Святого. И дальше: и на раба, и на рабыню. Вот о рабстве я и хочу поговорить с вами. Кто называется рабом? Человек, зависящий совершенно во всём от своего господина, — вещь, которую можно сломать, выкинуть. Вспомните наше крепостное право и рабов — первых христиан у римлян. При этом надо сказать, что и рабы имели различие по чести: если ты раб знатного господина, тебе цена выше, и наоборот, а в смысле терпимости по жизни, то, может быть, рабу у менее знатного господина как раз лучше и вольготнее.

Вот об этих рабах апостол Павел говорит, чтобы они ещё больше, ещё глубже уходили в своё рабство и не отчаивались, потому что Дух Святой может и на них излиться, если они не забудут Бога и не перестанут в тишине, в своём сердце творить Его благие заповеди.

Есть другой сорт рабов — рабов дьявола, другими словами, рабов своих собственных страстей: захотелось это сделать — сделал, захотел другого, сейчас же исполнил, несмотря на то что это делать запрещает закон Христов. Часто можно наблюдать детей, избалованных родителями. К стыду матери или отца, ребёнок начинает плакать и требовать: «Я хочу того или другого», и родители бросаются скорее исполнять его желание, чтобы скорее прекратить этот срам. Это самое тяжёлое рабство.

Господь о другом рабстве говорит, о почётном рабстве, именно о рабе Самого Господа, работающего только Ему, Его волею, Его приказаниями руководясь в жизни, не требуя себе взамен никаких наград.

Наёмник или подёнщик — этот работает и требует платы, и если вы не заплатите ему, подаст на вас в суд, а раб ничего не требует и не ждёт, он работает, как раб. Тяжёлое это положение, но и блаженное. Правда, у раба нет сыновней любви, ему работать тяжело, но зато и воздаяние он большее приемлет. Господь ничего ему сначала не даёт, и блажен тот раб, который, несмотря ни на что, продолжает работать Богу. Вот тогда Господь изливает на такого раба во всей полноте Духа Святого. Вот такой раб наделяется различными дарами: чудотворения, пророчества и так далее. Вот старец Варнава, имя которого я ношу, основатель Иверского монастыря, получил дар пророческий, только не в том смысле, как мы понимаем, то есть дар предсказывания будущего, а <дар видения душ человеческих> и ещё дар утешения скорбящих. Придёте вы к такому духоносному старцу с печалью, горем, — достаточно одного его слова или движения (они иногда юродствуют) — у вас скорби как не бывало, потому что в этом слове или движении заключается огромная сила, сообщённая Святым Духом. Такой же старец был в Египетской пустыне, у того не было ни дара чудес, ни дара исцелений, а был дар утешения ближних. Вот отца Иоанна Кронштадтского называли отцом-молитвенником. Не надо было прибавлять имени, все знали, о ком идёт речь.

Дар пророчества и утешения имеете и вы все. Пусть ваше слово, как бы оно елейно ни было, не может утешить скорбящего, потому что не имеет силы, и сколько ласковых слов ни говорите, скорбь не уменьшится. Зато вы можете утешить собственное сердце: ваше сердце получит утешение здесь в церкви, хотя бы дома обстоятельство скорбное и не изменилось или даже сделалось ещё хуже. Например, Давид плакал целую седмицу, когда родился мальчик у Вирсавии, плод его греха, в ту седмицу мальчик умер, и ему боялись об этом сообщить, не желая увеличивать его горя, — а он, наоборот, когда об этом узнал, утешился, хотя обстоятельства и ухудшились за это время. Ещё пример: у вас дома случился пожар, всё сгорело, в скорби вы пришли в церковь и утешились, сердце успокоилось. Ведь дома в это время не произошло изменения — факт остался: вы безо всего, может нищая.

Недаром пророк Иоиль сказал знаменитые слова: Излию Духа на всяку плоть.

Аминь.

О благодати Св.Духа

В воскресенье, за всенощной в Благовещенском соборе при перенесении иконы Владимирской Божией Матери 10.04.1922

Христос воскресе!

С радостью произношу: «Христос воскресе!» Все религии имеют свои молитвенные дома, изображения, священные одежды, своих служителей и много еще чего, что я сейчас не буду перечислять, но того, что имеет православная христианская Церковь, ни в одной религии нет — это благодать Святого Духа. Там люди и веруют, и стараются жить по своим писаниям, написанным их пророками и уважаемыми людьми, а всё-таки мира в душе, покоя они не знают, и многие из них до конца жизни ищут Истину. Этот покой, этот мир даёт только наша Православная Церковь, как вы многие испытали на себе, как вот и вчера. Что же ещё загнало стольких людей в холод, грязь за десятки вёрст на встречу Владычицы, как не та же благодать? Иногда люди от горестей и грызущей сердце тоски ищут утешения в театре. Он-де тоже поучает жизни, и они идут туда искать отгадку своих душевных переживаний и, конечно, не находят. Но достаточно только отбросить гордость, признать своё полное ничтожество, с раскаянным сердцем придти к Богу — и мир найден. Только в делании заповедей Господних весь смысл жизни. Достаточно прибежать, искренне раскрыть своё сердце перед Владычицей, и Она Своей силой облегчит вашу тоску, снимет камень с вашего сердца. А у каждого из нас есть свои камни, сомнения, скорби. И благодать эта получена, потому что Христос воскрес. Правда, некоторые довольны своим положением, особенно в молодые годы. Вот и сейчас весна, луна, соловьи поют, они гуляют, развлекаются. А я скажу по Экклезиасту: гуляйте до поры по путям сердца, но не забывайте, что вы предстанете на Страшный Суд, и не забывайте, что мудрейший Соломон в конце своей жизни сказал: Всё суета сует.

Аминь.

О любви

В воскресенье за литургией 17.04.1922

Христос воскресе!

Эта неделя — Неделя жён-мироносиц. Смотрите, как Церковь почитает их, отделила из года на празднование их целую неделю, а ведь недель не так много в году, всего 52 недели. За что же чтит их Церковь? За их любовь к Богу, простую, чистую, без рассуждения. Апостолы и те иногда сомневались или старались вступить в спор или пререкания с Христом. Жёны-мироносицы раз уверовали, полюбили, и — навсегда. Любовь и смерть — одно и то же. Любовь, как и смерть, непреложна. Вот о любви мне и хочется поговорить. Смерть ничем нельзя отвратить, как и любовь. Что хотите с человеком делайте: ругайте, мучайте, а любовь всё-таки не уничтожите никакими силами, как и смерть. Смерть непобедима, как и любовь. Что бы вы ни делали, смерть отнимает у вас самого близкого человека: мать, сестру, мужа, дочь. Так и любовь, если человек возлюбит Бога всем сердцем своим и всеми мыслями, нет уже у него места для любви плотской. Вот в это время и приложимы слова Христа (когда сердце пылает любовью): Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену и чад, и братию и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (Лк. 13:26). Здесь уже не помогут ни просьбы родителей, ни уговоры, ни угрозы. Человек бежит от людей, потому что люди мешают ему пребывать в Боге. Этому человеку не страшны ни ад, ни рай, ему всё равно, только бы Бог не уходил от него, не лишил его Своей любви. Это не значит, что и вы не должны слушаться хотя бы ваших родителей, а должны идти им наперекор, насильно бежать в церковь и тому подобное. Ведь есть заповедь, тоже Божия: Чти отца твоего и матерь твою... Почему же это как бы противоречит одно другому? Это не противоречие, а просто любовь бывает разная. Господь разрешает преслушаться в одной заповеди ради соблюдения другой — наивысшей. Следовательно, кто почувствует в душе такую сильнейшую любовь, когда к миру его уже ничто не манит, такому человеку можно ослушаться родителей, так как он уже и душу свою действительно ненавидит, потому что грех, вложенный в неё, отдаляет его от Бога. Блажен тот человек, который разожжёт в своей душе такой пламень любви! Отсюда нам пример, как и мы должны заботиться приобрести любовь, потому что простота веры и любовь к Богу побеждают всё.

Аминь.

О святых

В воскресенье всех святых за поздней литургией 29.05.1922

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Эта неделя — неделя всех святых. В эту неделю Церковь славит всех святых, от века благоугодивших Богу, конечно, так, как она это может сделать здесь на земле. А вот после Страшного Суда Христова они получат вечную неизглаголанную славу на небе от Самого Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Все получат по-разному, каждый в свою меру усердия и любви к Богу. Как апостол говорит, что всякий получит за содеянное добро и за зло — не душой сделанное зло, а телом, потому что побуждения души познаются делами тела. И ещё апостол говорит: Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам, звезда бо от звезды разнствует во славе (1 Кор. 15:41). Так же и в воскресении мертвых. Один свет даёт солнце, совсем другой луна, одна звезда светит ярко, а другая совсем слабо, едва заметно, кийждо во своем чину, каждая устроена по-своему.

А в первый век христианства апостол всех христиан называл святыми — целуйте друг друга лобзанием святым. Так у них горели сердца любовью к Богу. Потом слабости начали расти, росли с каждым веком, и святых становилось всё меньше и меньше. Теперь я часто слышу, что мы, дескать, не святые, чтобы так жить (духовно). Словно святые — это люди, рождённые святыми и для особой жизни, в особых условиях, а мы, дескать, мирские, самые обыкновенные люди, такие у нас и дела, и занятия. Совершенно напрасны эти слова. Святыми мы, может быть, и не можем сделаться, но со святыми упокоиться можем и должны к сему стремиться, потому что к этому нас призывает Сам Бог, сказавший нам в Ветхом Завете: Будьте святы, якоже Аз свят, а в Новом Завете Христос закрепил это словами: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:48). Так что нельзя отговариваться двадцатым веком; слова Христа непреложны и останутся теми же и в тридцать втором веке, как были в первом, шестом, одиннадцатом. А вы думаете, что в первые века христианства этих слов не говорили апостолам. То же самое апостолам часто говорили: «Вам хорошо спасаться, потому что вы видели Христа и жили при Нём, а попробуйте уверовать, когда уже нет Его». И так до скончания века будет это говориться людьми, старающимися оправдать свою нерадивую жизнь.

Чтоб возлечь в Царствии Небесном вместе со святыми, один путь на земле — путь исполнения заповедей Божиих; исполнение их очистит наши сердца, а чистии сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). Раскройте св. Евангелие и живите по нему. Конечно, телесными глазами мы не можем увидеть Бога, но есть особые очи, умно-сердечные, которые, по очищении от скверн плотских, видят Бога во всей Его Славе, и это видение так сладостно, что словами и высказать нельзя. А то ведь есть люди, которых Сам Бог призывает, а они ничего не видят. Всё у них «случай» да «так просто». В видении являются святые им, а они объясняют: «Показалось, галлюцинация». А есть люди, которые в каждом поступке и явлении видят Промысл Божий, которые говорят: «Без Бога ни до порога». Попросим и мы всех святых помолиться о нас и своей помощью поддержать нас в борьбе со страстями, чтобы сподобиться получить обители вместе с ними.

Аминь.

Об апостолах Петре и Павле

Проповедь в день святых апостолов Петра и Павла за ранней литургией 29.06.1922

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Первоверховные апостолы Пётр и Павел! Мало того, что они были самые близкие, любимые ученики Христа, мало того, что они имели благодать всецелую от Господа, имели такие духовные дары, которых никто не получал. Апостол Павел был, например, восхищен до третьего неба, говорил с Самим Богом и получил такую сладость и благодать, которую невозможно описать словами. Что же будем ещё говорить, когда апостолу Петру Господь вручил ключи от Царствия Небесного? И вот, несмотря на все эти дары, выше которых ничего нельзя получить, по человеческому существу и они имели скорби и искали утешения. Терпели утеснения и изнутри и извне, терпели побои, узы, изгнания, терпели и от иудеев, с одной стороны, за последование и исповедание Христа, и от язычников за поругание их бесов-богов, с другой стороны — потерпели ещё скорби и душой, и вот иногда достаточно было какой-нибудь мелочи, чтобы рассеять эту скорбь. В первом Послании к Коринфянам, в 7-й главе, апостол Павел пишет, что ему в скорби утешением было увидеть лицо своего любимого ученика Тита. Со смирением принимали они скорби, со смирением принимали и утешения, как от руки Самого Бога, по благому Его Промыслу. А то я знаю примеры из жизни, когда люди говорят, что это спасение только наполовину, уж если спасаться, так спасаться вовсю, носят вериги, постятся до изнеможения. А выходит, лучше идти средним путём. Да и святые отцы также учат идти, не уклоняясь <от среднего пути> ни на йоту. На это есть хороший пример. В Зосимову пустынь пришёл однажды один из таких спасающихся, зимой ходящий босым, и осудил затворника о.Алексия и о.игумена Германа, что они не спасаются, живя в уюте, тепле, сладко кушая; вот если бы они попробовали, как он, жить, то не выдержали бы. Тогда отец игумен Герман, захотев испытать его смирение, велел ему за послушание идти на кухню, помогать стряпать, носить помои, подавать братии; так он не согласился и ушёл. Оказалось, его спасение легче, потому что такой путь ведёт к гордости, то есть к полному падению, а «царский» <средний> путь смиряет и приучает снисходить к слабостям других при охаивании себя во всех грехах. Это для нас большое утешение и надежда на милость Божию и в наших скорбях и падениях. Да помогут нам своими молитвами святые апостолы Пётр и Павел пред Всевышним.

Аминь.

О любви к ближнему

За поздней литургией в воскресенье 3.07.1922

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Вы обратили внимание на «Апостол», читаемый сегодня, в котором апостол Павел учит христиан, как себя вести в повседневной, будничной жизни? Здесь он не объясняет богословие или заповеди Христа, он здесь берёт основную заповедь — любовь к ближнему и учит, как её надо применять в жизни, на деле. Христос эту заповедь дал и сказал, что исполнением этой заповеди, воплощением её в жизни будут познаваться Его ученики, то есть общество, собравшееся ради любви к Христу, должно иметь теснейшую любовь и между собою. По этой любви их сразу определяют, кто они, чьи ученики и ради Кого собрались вместе. (О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою — Ин. 13:35). Вот апостол и учит, чтобы обращались друг с другом любовно, нежно. Ласково надо обращаться, например, когда подаёте милостыню, это надо тонко и ласково делать. Вот мы так и этого сделать не умеем: если и подадим кому что-нибудь, так сделаем это грубо, подчёркнуто, чтобы нищий чувствовал, что мы его облагодетельствовали. У каждого, конечно, это чувство любви выявляется по-разному, смотря по воспитанию, темпераменту, характеру. Но в душе оно в каждом есть и получается при крещении вместе с другими добродетелями и благодатными дарами Духа Святого, когда душа у человека бывает кристально чистой, светлее солнечных лучей. Потом пороки и страсти кладут на душу свой чёрный отпечаток, и вот, смотря по жизни и по поведению, у каждого человека эта добродетель выявляется по-своему.

Хороший пример на этот случай можно привести из недавнего прошлого. Один человек был сначала богат, но потом опустился, стал пить, богатство утекло, и вот он начал ходить по друзьям пить и есть, а они, понимая, что каждый из них может попасть в такое же положение, поили и кормили его до одного случая, когда один из присутствующих грубо закричал при его появлении в комнате: «Опять есть и пить пришёл к нам, на тебе пятиалтынный, ступай, купи себе поесть». С пронзенным сердцем ушёл этот человек, зажав в руке 15 копеек столь дорогой милостыни.

И ещё один случай. Знаменитый ксёндз, известный учёный, вошёл в один дом, хорошо, чисто одетый, и при входе в квартиру ему на грудь бросилась собака, вся запачканная грязью, и он её приласкал, а не оттолкнул. Присутствующие удивились такому, по их мнению, необыкновенному поступку, а ксёндз спокойно ответил, что он боялся оскорбить эту собачью нежность.

Вот и нам надо вдуматься в наше отношение к людям, следить за собой больше и за исполнением первой и основной заповеди Христа о любви.

Аминь.

«Не унывайте!»

В воскресенье за поздней литургией 14.08.1922

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Во вчерашнем Евангелии от Матфея, в 28 главе, евангелист рассказывает о воскресении Христа и о явлении Его ученикам: и даже когда увидели Его Самого, и то некоторые не поверили, ови же усумнешася, усомнились, что перед ними воскресший Христос. Какова у них была вера и кто по каким причинам усомнился, это мне не важно, а важен факт, что некоторые ученики усомнились, а потом, удостоверенные подлинностью явления Христа, отказались от своего заблуждения и стали апостолами и благовестниками Христовыми, страдали за Него.

Так вот, какой бы вы грех ни совершили, как бы ни пали, никогда не надо впадать в отчаяние; сейчас же надо каяться, просить прощения у Бога и твёрдо после этого надеяться на милосердие Божие. Мне вспоминается случай или рассказ, хорошо характеризующий такое положение грешника. Один человек тяжко согрешил и очень скорбел об этом. И вот он видит сон, как в Царствие Небесное входят праведники. Сначала туда пошли апостолы, и он почувствовал, что с ними ему никак не войти, по своему недостоинству. Потом пошли мученики, и с ними он не мог войти, потому что только грешил, а не страдал за Христа. Так и с остальными праведниками он не мог войти. И вдруг видит идут в Царствие Небесное грешники: разбойник, Мария Магдалина и другие — вот тут он почувствовал, что с ними войдёт и он.

И нам нужно, чтобы не прокралось к нам отчаяние, вспомнить, как Христос посылал учеников на проповедь, завещая всех крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. Не забывайте и вы этого, держитесь Евангелия, стремитесь жить, как оно нас учит, не унывайте, и милость Господня будет с вами до скончания века.

Аминь.

Об обрядах

В воскресенье за вечерней (параклисис Божией Матери) 3.09.1922

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Ни разу ещё я не говорил с вами об обрядах, нужны ли они и почему появились. Обряд — особый религиозный чин, ритуал, и теперь особенно много восстают против обрядности и кричат об упрощении, о приведении богослужения к первохристианским временам. Нельзя нам без обрядов; если бы у нас горел дух такой же пламенной любовью к Христу, как в первые века христианства, другой бы был разговор. Но дух-то у нас изменился до такой степени, что для некоторых первые века христианства кажутся чудовищными и совершенно непонятными по тому героическому умиранию и перенесению физических и душевных страданий. Конечно, первым христианам некогда было заводить такие храмы, как у нас, образа и утварь, когда каждую минуту они могли быть открыты и все преданы смерти. Они просто приносили мощи святых, покрывали их чем-нибудь и служили над ними. В то время, действительно, женатые были как неженатые и так далее (1 Кор. 7:29), забывали всё буквально: жён, детей, родителей, перед глазами <имели только> смерть и <будущий> ответ перед Богом. Когда им было выносить иконы? И без икон у них сердце и душа горели любовью к Богу. Обряды, во-первых, появились потому, что крепость любви к Богу <ослабела> и горение духа угасло, а во-вторых, потому, что дух человеческий так создан, что он не может удовлетворяться всё время одним и тем же, но стремится к самосовершенствованию, к открытию чего-то нового.

Возьмем первое положение. Древние христиане горели духом, бежали сами на смерть, скрывались по подземельям для совершения богослужения по ночам, и так до III века. В III веке гонения на христиан прекратились, и Православная Церковь сделалась господствующей. Гонения прекратились, опасность прошла, и людям стало скучно молиться в тех подземных церквах, да и нужда <в том> отпала. Появились первые священные изображения Христа, написанные на стенах, для того чтобы Его портретом усилить свои чувства. В это время у язычников было сильно развито хорошее пение, а у первых христиан все пели в унисон, как теперь поют наши старообрядцы. Такое пение показалось скучным. Наши святители, такие как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и другие, сделали уступки, разрешили вводить многоголосное пение, для того чтобы слабые не отпали от Христа. Потом у язычников устраивались церемонии с изображениями <богов>. Иоанн Златоуст, в противовес им, начал устраивать крестные хода, опять-таки уступая времени. Так постепенно, под давлением времени и при постепенном угасании нашего духа, обрядовая сторона увеличилась и вылилась в настоящую форму, и нам уже без этого чина никак обойтись невозможно.

Рассмотрим этот вопрос с другой стороны, со стороны неуживчивости нашего духа и стремления его вперёд. Первые христиане были очень просты сердцем и всему верили без сомнения, не задаваясь богословскими вопросами и рассуждениями. У них было даже неправильное понятие о некоторых евангельских событиях, из-за их простоты. Так, например, они думали, что на Страшный Суд воскреснут только святые, и не думали о всеобщем воскресении; последующие христиане начали уже думать, разбираться кое в чём, богословствовать, начали появляться сомнения. Тогда для поддержки духа нужны были напоминания, известная обстановка, которая бы собирала воедино рассеянный дух; опять, значит, нам нужна известная обстановка, место, крестное знамение и так далее. Часто баптисты и евангельские христиане обрушиваются на наши церкви за иконы и крестные знамения. Нельзя без этого. Конечно, можно молиться и в пустом сарае, но вы на себе испытайте разницу, как вы молитесь в храме и как в пустом сарае. Тут и мысли всякие появятся, и даже мысль, нужно ли тут молиться. Молиться везде нужно и всегда, нельзя молиться только в греховном состоянии, а так везде молиться можно и должно. Этими доводами духа евангельских христиан не убедишь, им надо обязательно привести тексты, и притом только на русском языке, но для нас, верующих, нечего доказывать необходимость церкви нашей со всеми её иконами и святыней. Так держитесь крепко всего, что получили постепенно от наших святых предков, не разрушайте ничего, и благодать Божия будет с вами.

Аминь.

Разговор с владыкой о св.Евангелии, положенном в этот день на изобразительных

Отрывок из беседы в день святых семи дев 18.04.1925

Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем...
(Мк. 8:38)

Эти слова мог сказать, действительно, только великий Пророк, истинный Иисус Христос, потому что Он был единственный Учитель смирения. Все остальные основатели религий не только сказать, но и подумать этого не могли по своей гордости, потому что они и представить не могли — что Будда, что Аллах, — чтобы их учения могли стыдиться или бы оно было кем-нибудь осмеяно, и их последователи также никогда не стыдятся своей религии из-за гордости и потому, что у них в этом нет искушения от демона; татарин без стеснения молится на пароходе или в поезде, а еврей завывает на всю улицу, потому что они в это время всех презирают. Потому-то Аллах и сказал, так, на случай только, что если кто не пожелает принять Ислам, то <нужно> распространять его огнём и мечом. Также и евреи ненавидят гоев. И один Христос учил любви, миру, долготерпению, смирению и кротости.

Беспримерна ревность Петра. По воскресении Христовом ловили апостолы рыбу, и Пётр, как только услышал глас Христов, уже никак не мог усидеть в лодке, препоясался и пустился вплавь; поплыл не голый, как был перед всеми, а препоясался одеждой. И несмотря на такую ревность Петра, Господь попустил и ему вкусить искушения, чтобы не возгордился он своей ревностью и большой любовью к Господу. И вот в самую трудную, самую скорбную минуту, когда Господь был в уничижении, когда все могли подходить и бить Его, чинить Ему всякое оскорбление и поношение, даже Пётр и тот отрёкся от Него, хотя за несколько часов перед тем клялся Господу пострадать за Него даже до смерти и не хотел верить Господу, когда Тот ему предсказал: не успеет петел дважды возгласить, как ты успеешь трижды отречься от Меня.

Тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню (Пс. 16:10). Что такое тук свой затвориша? Тук — это жир, а вообще страсти, тот же блуд; значит, затворил в себе все страсти и живёт по ним.

Почему за литургией между «блаженных» поются тропари из канона святых? Потому что заповеди Господни нам предлагаются везде, а в тропарях напоминают, как их проводили в жизнь святые, как исполняли их. (...)

Март 1922Содержание
Hosted by uCoz