В Неделю седьмую по Пасхе,

то есть в Неделю святых 318 отцов, собравшихся в Никее против Ария

Поучение первое

Православные слушатели, верные чада Восточной Церкви! Брань есть житие человеческое на земли (Иов.7:1), — брань постоянная, не прерывающаяся до кончины мира, и, говоря по правде, весь этот мир не может называться миром, ибо в нем ратует не только тварь на тварь: словесная на бессловесную, бессловесная на бессловесную и бессловесная на словесную, но даже — о ужас! — и тварь на Творца и Создателя своего. Первый столь злобный ратник был во благом месте, проявился в стране небесной, — это сатана со всеми своими единомышленниками. Он, возгордившись умом о дарах, даром дарованных ему Творцом, пожелал быть, равным своему Творцу и Благодетелю и сказал в своем сердце: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему (Ис.14:13-14).

О проклятая гордость! Тварь дерзает равняться с Творцом, созданный дня служения замышляет повелевать Престолом Господства, сотворенный предстоять хочет сидеть на Престоле, на горах высоких. Но Господь, Который гордым противится (Иак.4:6), поставил для противоборства ему Архистратига Михаила, который смирил его гордость, когда низверг его со всем его проклятым воинством в юдоль плача, с высоты небесной — в преисподнюю, из места светлого — во тьму беспросветную. Он же, ожесточившись злобой и будучи не в состоянии бороться с Всесильным Богом, обратил свою ярость на Его святую Церковь и, начав с первого Адама и даже до Второго Адама, не переставал разорять, пленять и томить людей Божиих, и только уже Второй Адам, Господь с неба (1 Кор.15:47), укротил его силу, освободил плененных из темницы и самого его связал крепкими узами, как видел святой Иоанн Богослов в откровении: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы (Откр.20:1-3). Это толкуется Святыми Отцами в применении к Великого Совета Ангелу (Ис.9:6), ко Христу Господу, победившему дьявола.

Однако же жестокосердный демон, даже связанный, не прекращает своего злого предприятия, но посылает своих рабов и угодников, язычников и еретиков, чтобы они вели борьбу с Церковью. Божественный Павел, видя такое злое стремление его к брани, повелевает вооружаться: Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять (Еф.6:10-13).

Эти посланники, демонские ратоборцы, служители адские и враги Церкви Божией, сильно вооружившись против нее, испускают на высоту Божества из своих скверных сердец хульные слова подобно стрелам своими мерзкими устами, как бы напряженными луками. Сердце их устроилось, как полчища нечестивых, ратующих против Бога, изощрился язык их подобно змеиному, но осквернились их нравы, и лютое беззаконие их стало против Бога. Имеют они и стрелы вредоносные, направленные против истины слова, которые происходят из их умов и уязвляют души и совесть простых людей.

Таков, например, и начальник проклятых ересей, злочестивый богохульник, беззаконный Арий, который уже по одному имени означает брань. Этот дьявольский воин поднял великую брань против Церкви Божией и из своих скверных уст, как из лука, испустил богохульные стрелы на Главу ее, Христа Господа, называя Его тварью, а не Богом по существу.

О безумный ратник, на Солнце испускающий стрелы! О нахальный демонский воин, дерзнувший бороться с Богом! О великий филистимский Голиаф, отрыгнувший хулы на Небесного Давида!

Он не только испустил стрелу, полную змеиного яда, но, упестрив прикрасами Божественное Писание, он таким образом под видом Божественного Писания подавал яд душепагубной ереси, подобно тому как кто-либо в чаше сладкого вина подавал бы смертоносную отраву, ибо он приводит это настоящее слово Христа, Бога Слова: Иду к Отцу, ибо Отец Мой более Меня (Ин.14:28), — но выводит из них ту лживую хулу, что Христос не Бог, так как Бог не может иметь кого-либо большего Себя.

Но Святые Отцы сломили сию душепагубную стрелу, когда те слова Христовы премудро разъяснили так: истину сказал Христос, Истинный Бог наш, что Отец больше Его по человечеству; однако же Отец не больше Его по Божеству, ибо по Божеству Он всецело равен Отцу. Они отсекли и невещественное древко его стрелы, когда отвергли то, что Он тварь, и утвердили, что Он есть «Бог Истинный от Бога Истиннаго, рожденный, не сотворенный».

Святой Иоанн Златоуст, ясно видя лукавые коварства злохитрого Ария, убеждает верующих быть доблестными, а еретика уподобляет в кознях дьяволу, говоря так: «Открой, Арий, гроб гортани твоей (Пс.5:10), исполненный мертвыми словами, ибо ты не имеешь животворного слова, но творишь его своими измышлениями». Он в ответ тотчас отвечает из Писания, но ты, слушатель, как верующий, не бойся, когда видишь его говорящим из Писания, ибо и дьявол, когда приступил ко Христу, искушая Его, тоже беседовал с Ним, говоря из Писания: Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф.4:6). Прочие же последующие слова он умолчал, ибо знал, что они говорят против него. Какие же это слова? На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и змея (Пс.90:13).

Внимай усердно, возлюбленный! Из такой же уловки, как и у дьявола, произошло и то, что говорят и его слуги, которые называют Сына Божия тварью. Дьявол позаимствовал слова из Писания, чтобы открыть уста свои для богохульной речи. Подобно этому говорит и Арий. Ты найдешь, что и он говорит на основании Божественного Писания, на нем он основывает начало, прочее же умалчивает, чтобы не быть изобличенным. Господь говорит в Евангелии: Сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин.6:38). «Видишь ли, — говорит Арий, что Он служитель Отца? Видишь, что Он подчинен Отцу? Он Сам исповедует это, говоря: Сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца».

О Арий! Зачем же ты умалчиваешь? Говори и последующее! Не подражай дьяволу, учителю своему, чтобы сие служило делу твоему! Если же ты будешь молчать, то я возопию с Евангелием: я не намерен красть с тобой Божественных речей и слов Господних, ибо я боюсь суда Того, Который говорит: Если видел вора, то шел с ним, и с прелюбодеем участвовал в его делах (Пс.49:18). Ты говоришь: Сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца, — говори же и последующее: Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:40). Эти слова яснее солнца показывают Божество Христово, ибо в кого можно веровать, кроме Бога, и кто может своей силой воскрешать мертвых, кроме Бога? Итак, напрасно, злочестивый Арий, ты не покоряешь выи твоей пред игом службы Христовой, но, бесчинно блудя, пашешь борозду, противную благочестию. Нечестивый Арий, употребляя коварства подобно этому и на других местах Божественного Писания, уязвил бесчисленные души, отсек их от единения с телом Церкви Христовой и мирскими мудрованиями, как сетями, сделал успешный улов для демона.

Сожалея об этом, благочестивый Царь Константин уподобился праотцу Аврааму, собравшему некогда 318 своих домочадцев, и поразившему с их помощью Содом и Гоморру и отнявшему похищенное, ибо и он, собрав в городе Никее 318 домочадцев, Святых Отцов Церкви, их прославленным учением и словами Божиими, как острым мечом, усек Ария и его злочестивых воинов и освободил из плена простые и невинные души.

Эту победу мать наша Церковь ныне торжественно и вспоминает. Она ублажает благочестивого Царя, а Святых Отцов, подвизавшихся на той брани, она как победителей над врагом торжественно украшает венцами восхваления. Ублажает она и великого среди святителей отца нашего Петра, бодрого пастыря стада Александрийской Церкви, который прежде всех положил начало борьбе против хищного волка Ария, ибо, когда последний еще только начал превращаться из овцы в волка, он отечески увещевал его и употреблял учительское наставление, чтобы тот перестал зубами ужасных хулений терзать Единородного Сына Божия. Когда же тот не повиновался ему, он отсек его мечом духовной власти от тела Церкви Божией, как сгнивший член, отрезал его от лозы, как иссохшую ветвь, изгнал его, как покрытого коростой козла из общества овец Христовых, извергнул его из полка нового Израиля, как поврежденного смертельной проказой, чтобы не причинил вреда прочим. Сделал же он это по увещанию святого Павла, говорящего так: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит.3:10-11).

Этому святому иерарху, как горячему поборнику, явился в видении Христос Господь славы в образе отрока, одетого в разодранную пополам ризу. Когда же святой Петр спросил: «Кто Тебе, Спаситель мой, разодрал ризу?» — то Он ответил: «Арий». Этот волк разодрал ризу Агнца Божия, когда отрицал Его Божество, разодрал, когда Творца всей твари он называл тварью, разодрал Его ризу, когда разрушил единство веры и любви в людях верующих, приобретенных Кровью Христовой, разодрал Его ризу, когда Господа всех, Единосущного Отцу Сына, называл рабом и служителем. За то и награду по делам получил за такое раздирание ризы, ибо разодрал ему Господь чрево, как второму Иуде, когда все внутренности его выпали. Разодрал Господь вместе с этим и душу его, проклятую от скверного тела в научение прочим, чтобы не осмеливались на подобное.

Об этом богомерзком хулителе блаженный Иероним повествует так: «Арий был одной искрой, но он едва не сжег всю вселенную». О проклятая искра, частица вечного огня! О препакостная искра, сжегшая бесчисленные храмы Духа Святого! О смрадная и мрачная искра, упавшая от огня геенского! Святые Отцы едва смогли угасить ее чистым источником слова Божия, как водой жизни, которой да наполните и все вы чаши сердец ваших.

Вот я предложу вам несколько свидетельств из Божественного Писания относительно истинности Божества Христова. Прежде всего, святой Иоанн в главе 12 пишет о Нем, что Христос — Бог Израилев, и Его славу видел Исайя (Ин.12:41), и еще он говорит: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1:14). Святой Павел в Послании к евреям говорит, что Христос Господь наш есть Бог Израилев, ибо основал землю, и небеса — дело рук Его (Евр.1:10). Он же говорит, Христос Господь есть Бог, Которого иудеи в пустыне искушали. Сам Господь, Предвечная Истина, говорит о Себе так: Отец во Мне, и Я в Нем; и еще: Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин.10:38; 8:58).

Все эти свидетельства, находящиеся в Священном Писании, ясно нам доказывают, что Христос Господь — Истинный Бог наш. Всеми ими Святые Отцы, как водой жизни, не только угасили злую искру, но и, как мечом острым, посекли словом Божиим Ариево хуление; самого его со всеми единомышленниками предали проклятию, а нам оставили святой Символ, как истинное правило христианской веры, в котором мы исповедуем так: «Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя...» и прочее до: «Имже вся быша».

Держа это правило, как светлую свечу во тьме мира сего, мы пойдем по пути заповедей Господних, чтобы можно было достигнуть места светлого и мирного. Мы явно будем исповедовать Иисуса Христа Истинным Богом и вместе с тем совершенным Человеком, а Он нас исповедует истинными Своими рабами и исповедниками, ибо говорит: Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими (Лк.12:8).

Постараемся же прославлять Его пресладкое имя «Иисус», которому поклоняется всякое колено небесных, и земных и преисподних (Флп.2:10); тогда и Он прославит нас славой небесной, ибо говорит: Прославляющего Меня прославлю (1 Цар.2:30). Будем воспевать Ему вместе с пророком, как Истинному Богу: Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя имя святое Его. Благослови, душа моя, Господа (Пс.102:1-2), и еще: Благословлю Господа на всякое время, всегда хвала Его на устах моих (Пс.33:1). Он же благословит нас во временной этой жизни ниспосланием Своей благодати, и за хвалу наших уст все члены тела нашего и души наши наполнит славой вечной жизни в царствии Своем небесном, где в неприступной славе Он царствует с безначальным Своим Отцом, с Присносущным и Животворящим Духом в бесконечные веки веков. Аминь.

На ВознесениеСодержаниеПоучение второе
Hosted by uCoz