В Неделю Фомину

Показал им руки и ноги и ребра Свои (Ин.20:20).

Возлюбленные мои слушатели! Ныне Христос Господь открыл нам все Свои сокровища, когда апостолам, а вместе с ними и всем нам показал руки, ноги и ребра Свои. Он показал руки, те руки, которые насквозь были пронзены гвоздями, в них-то и заключаются бесценные и бесчисленные сокровища. Если бы Господь и восхотел удержать что-либо из богатых Своих даров, чтобы не дать их нам, то через пронзенные насквозь язвы это пройдет на другую сторону и попадет в наши руки, и уже ничто от нас не удержит Господь в руках Своих как потому, что щедр и милостив, так и потому, что имеет пронзенные руки. Если не из ладони Его что возьмем, то с другой стороны достанем через язвы, как через оконца, и возьмем то, чего хотим.

Он показал ноги, которые также были уязвлены гвоздями, так что вся нога Его омочилась в Крови. Господь, повелевший нам идти по следам Его, обозначил эти Свои следы Своей Кровью, истекшей из Пречистых Его ног, дабы не заблудились мы со следов Его, но, идя по ним, дошли бы до тех вечных сокровищ, которых не видел глаз и не слышало ухо (1 Кор.2:9).

Господь показал и ребра Свои, те ребра, которые были пронзены до самого сердца длинным, острым и широким копьем, и язва в них образовалась такая большая, что можно было вложить в нее руку. Подай, — сказал Господь, — руку твою и вложи в ребра Мои (Ин.20:27). Сия язва открылась для нас, как дверь к неистощимому сокровищу.

Сам Господь назвал Себя дверью: Я есмь дверь; стучите, и отворят (Ин.10:9; Мф.7:7). Не нужно уже нам более стучать в те двери, ибо открыты они: некий воин толкнул копьем и открыл их: Один из воинов копьем пронзил Ему ребра (Ин.19:34). Поэтому всякий, хотящий через эти двери войти к сокровищам сердца Христова пусть войдет и выйдет, и пажить найдет (Ин.10:9).

Господь наш показал руки, ноги и ребра Свои для того именно, чтобы мы вместе со святым Фомой осязали Его язвы, и при этом не только осязали бы их, но и все, что хотим, взяли бы оттуда, как из открытой сокровищницы. Как же мы можем осязать и что брать, тому мы поучимся с Божией помощью в нынешней моей проповеди.

Показал им руки, и ноги, и ребра Свои. Хотя примером осязания язв Христовых мы и имеем святого Фому, однако же мы должны их осязать иным способом. Он осязал их вещественно, мы же, возлюбленные слушатели, должны осязать их не вещественно, но духовно.

Как осязал Фома? Вот мы слышим Господа, повелевающему ему: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои. Меньшие язвы Фома осязал перстом, а большую — целой рукой. Это осязание было на самом деле, вещественно. Мы же, видя Господа нашего Иисуса Христа уже прославленным на небесах, сидящим одесную Отца и сохраняющим в целости сии язвы, которые Он и во второе пришествие покажет всем, согласно написанному: Воззрят на Того, Которого пронзили (Ин.19:37), — эти язвы мы будем тоже осязать перстами и рукой, только не вещественной, плотской, а духовной. Мы имеем веру — это один перст. Имеем надежду — это другой перст. Мы имеем и любовь — это уже целая рука, ибо по апостолу: А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор.13:13).

Как целая рука больше каждого пальца, так и любовь больше веры и надежды, ибо вера и надежда пребывают только до тех пор, пока мы живем здесь, на земле, любовь же пребудет вовеки, и после нашего отшествия от земли. Когда достойные придут к Богу, то уже не нужно будет веры, ибо лицом к лицу увидят Того, в Которого они, живя на земле, веровали, не видя Его. Не нужно будет и надежды, ибо получат, и в своих руках будут иметь то, на что надеялись. Любовью же, никогда не прекращающейся (см. 1 Кор.13:8), будут они вовеки любить Господа Бога своего, лицезрением Которого они никогда не насытятся. Потому-то любовь и стоит выше всего. Итак, верой и надеждой будем осязать язвы Христовы, как перстами, а любовью, как всей рукой.

Сначала будем осязать Его раны на руках верой, как перстами. Она, как учит апостол, есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.11:1), то есть чего не видим мы телесными очами, в том несомненно убеждаемся верою и видим то как бы существующею вещью. Телесно мы не видим Христа Господа, но верой мы несомненно зрим Его повсюду: и со Отцом сидящего на небесах, и обитающего на земле в Своей Церкви святой, согласно словам Давида: Господь в храме святом Своем (Пс.10:3), и живущего среди Своих верных рабов: Бог вокруг народа Своего (Пс.124:2), и особо присутствующего в каждом из нас: Всегда я видел, — сказано, — Господа пред собою, ибо Он одесную меня (Пс.15:8). Итак, верою будем осязать язвы Господни.

Осязать же язвы Господни — это значит свой ум и сердце, оставив на то время все житейские попечения, нужно внедрить в язвы: Как очи рабов обращены на руки господ своих, как очи рабыни обращены на руку госпожи своей, так очи наши — ко Господу Богу нашему (Пс.122:2).

Внедриться в них умом и сердцем — это значит размышлять о них долгим и прилежным богомышлением, говоря в себе: это те руки, которые простерли руки сухих, просветили прикосновением очи слепых, отверзли слух глухим и даровали язык немым. Привели к Нему глухого, немого, и вложил Он перст Свой в уши его, говоря: «Еффафа», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто (Мк.7:34-35). Это те руки, от прикосновения которых бежит смерть и встают умершие: Он воззвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон». И вышел умерший.

Это те руки, которые держат всю тварь, управляют вселенной, низлагают гордых, возносят смиренных и которые благословляются всеми концами мира. Это те руки, которые прохладили огонь болезни у тещи Петра: Коснулся руки ее, и горячка оставила ее (Мф.8:15). Это те руки, которые, восхотев исцелить Адамовы руки, простертые к запретному древу, простерлись на Кресте, соделали спасение миру и вечную жизнь человеческому роду подписали Кровью, как киноварью, и гвоздями, как тростью. Это те руки, которые обнимают Отеческим объятием блудных сынов, обращающихся к Нему, принимают на Свои плечи заблудшую овцу и собирают все народы в единую Церковь: «На Кресте пречистыя Своя руце простер, собирая вся языки». И такие-то руки насквозь были пронзены столь ужасными гвоздями!

О премилостивые и прещедрые руки Господа нашего Иисуса Христа! О пресладкие язвы рук Его! Поклоняемся вам благодарственным поклонением, лобызаем вас сердечными устами и простираем к вам руки наши, дабы ущедрили нас.

Осязав руки Господни таким богомышлением, будем брать из них, кто что хочет и сколько хочет. Брать же будем верой: Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак.1:6), и пусть не думает такой человек, что он примет что-либо от Бога (Иак.1:7). Вера же определяет себе, что хочет, согласно словам святого Амвросия: «Вера имеет постольку, поскольку человек верует». Кто мало верует, тот мало и получает, а кто больше верует, тот и получает больше. Кто верует, что в нем совершится Промысл Божий, это будет, а кто не верует — не будет. Если кто, усердно и прилежно молясь, верует, что молитвы его слышит Бог, то действительно Он и слышит, а кто не верует, того не слышит. Если кто верует, что получит то, чего просит, то получит это, если же не верует — не получит. «Вера имеет столько, сколь человек верует».

Итак, избирай себе всякий, чего ты хочешь получить из рук Господних, ибо все благое, все дорогое, все самое желанное — все находится в Его руках. Хочет ли кто долго жить в настоящей жизни, вот долгоденствие — в правой руке Его (Притч.3:16). Хочешь ли быть богатым и славным, вот, в левой руке у Него богатство и слава (Притч.3:16). Хочешь ли великого могущества и великой власти, десница Господня явила силу, десница Господня вознесла тебя (Пс.117:15-16).

Но все это — временные блага, лучше же искать вечных, чем временных благ; ибо о временных в одном месте говорится так: Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак.4:3). Здесь я напомню случай, бывший некогда со святым Петром. Святой Петр некогда захотел быть чудотворцем прежде времени, хотел ходить по водам в то время, когда еще вера у него была скудна. Он молил Господа: Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде (Мф.14:28). Внемлем, чего просит Петр. Он просит вещь неугодную, временную, могущую быть только до тех пор, пока он не дойдет до Иисуса. Но Господь согласно просьбе его повелевает ему и попускает сие: И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде (Мф.14:29).

Святой Петр! Не ищи меры выше себя: лучше с другими апостолами держаться лодки. Какая необходимость ходить по водам, если ты имеешь лодку и на ней можешь приблизиться к Иисусу. Если же ты дерзнул и утвердился своими ногами на воде, то не сомневайся и не бойся, но иди с верой, как и те, о которых говорит святой Павел: Верою перешли они Чермное море, как по суше (Евр.11:29). Усомнился святой Петр, оскудела его вера, стал он маловерным: увидев сильное волнение, он испугался и стал тонуть.

Видишь, Петр, что принесло тебе твое желание, твоя просьба о ненужной, кратковременной и малой вещи? Не желай быть лучше, выше и святее, чем другие, не гордись собою: вот эти люди сидят в ладье, а я хожу по водам. Что же делает Петр, когда случилось с ним то несчастье? Он взывает ко Христу: Закричал: «Господи! Спаси меня!» Хорошо ты делаешь, святой Петр, что в несчастье своем ищешь не иной какой помощи, но только Божией. Иисус же, тотчас протянув Свою руку, взял его и сказал: Маловерный! Зачем ты усомнился?

Посмотрим же теперь, что получил Петр из рук Иисуса?

Прежде он просил временного счастья, просил ходить по водам и получил это, но поскольку счастье это было временным, то скоро и ушло от него, оставив его тонуть. Нет временного счастья, в котором можно было бы не утонуть. После Петр исправился, будучи наказан бедой. Он попросил потом у Господа спасения, а спасение — вещь, крайне необходимая и вечная. Он возопил: Господи! Спаси меня, — и получил спасение, которого просил, то есть скорое избавление от потопления. Он спасен был рукой Иисусовой не только от потопления в воде, но и от потопления в неверии, и после этого он был уже самым твердым в вере. Вот что получил Петр из рук Господа.

Будем же и мы подражать святому Петру, но только не в первой просьбе, а во второй. Прежде всего осмотримся: где мы находимся и где мы ходим? Мы ходим или плаваем в лодке нашего тела, по морю мира сего, ибо мир сей — это поистине море. В чем же заключается наше плавание или хождение по этому бушующему морю? Поистине в потоплении, ибо какая бы волна какого-либо искушения не нашла на нас, мы тотчас погружаемся с вопиющим: Вошел во глубины морские, и буря потопила меня (Пс.68:3). В таких злых случаях греховного погружения мы будем притекать к язвенным рукам Христовым, говоря: Господи! Спаси нас, погибаем (Мф.8:25).

Как же мы будем притекать? А вот как. Когда случится с нами какая-либо греховная борьба, мы тотчас обратим наши телесные очи к иконе распятия Христова, а умные — к Самому Христу, сидящему на небесах, присутствующему в нас и сохраняющему в целости язвы Свои, и прежде всего сами в себе мы скажем так: вот Господь наш за этот грех, за это беззаконие, за эту дерзость был пригвожден ко Кресту, — как же я дерзну совершить это злое дело и вторично распять Сына Божия? Да не будет этого!

Кроме того, если будет приближаться к нам грехопадение, то, поскорее возведя наш ум ко Кресту и посмотрев на Его простертые израненные руки, простертые как бы уже над нами, подумаем: зачем Господь наш простер руки? А для того простер, чтобы меня спасти от греховного потопления. Вот Он говорит таинственным воззванием к сердцу: «Стой, человек не решайся на беззаконие, отстань от греха. Разве ты не видишь язв Моих, которыми Я, будучи Богом, страдал за тебя? Неужели ты хочешь и еще уязвлять Меня? Неужели стараешься еще Меня мучить? Довольно с тебя прежних твоих грехов. Стой, не дерзай более».

Внедрив так ум наш в язвы Христовы, поистине скоро получим из них избавление от греховной погибели, согласно словам кого-то из боговдохновенных: «Не легко тот падает, у кого никогда не выходят из ума язвы Господни». Когда же к этому мы присоединим еще и молитву с твердой верой, то познаем, какое сокровище, какие дары из рук Господних текут в наши руки.

Но время уже от рук Господних перейти к ногам Господним, также пронзенным гвоздями насквозь. Чем же мы их будем осязать? Будем их осязать как бы другим перстом, другой добродетелью — надеждой. Надежда — это якорь христиан, плавающих по морю мира сего в корабле тела, и этот-то якорь мы спустим глубоко до язв Христовых на ногах, как бы в глубокое море милосердия.

Но прежде всего рассмотрим, для чего были так уязвлены ноги Господни? Я думал, что мир этот не хотел пустить от себя Христа и приковал было ноги Его гвоздями к крестному древу, чтобы не ушел от него, но я слышал иное в день Страстной пятницы. Я слышал, что синагога еврейская кричала на Христа, как некогда Семей на Давида: «Уходи, уходи, убийца и беззаконник, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам, уходи!» — и вывели Его вон для распятия (ср. Мф.11:9; Лк.7:34).

Не хотел окаянный свет видеть Христа, ходящего по свету, по миру, ибо Он ходил по всем городам и селениям, проповедуя Евангелие царствия (Мф.9:35). За это и пригвоздил Его к одному месту. Но невозможно удержать Неудержимого и на одном месте укрепить Вездесущего. Какая же настоящая причина пригвождения ног Христовых? Поистине та, что ноги Адама пошли на совет нечестивый, на совет змииный, на совет Евин, чтобы преступить заповедь Божию и отпасть от Бога. Потому-то Господь наш, Второй Адам, претерпел ногами Своими столь лютое уязвление. Что же вы еще думаете, о грешники (из них же я первый)? Не мы ли виновны в уязвлении ног Христовых, не мы ли, ходящие всегда путем беззакония и неправды, спешащие на зло, как на пир, путей же Господних не знающие и пренебрегающие ими? Пусть рассмотрит и рассудит сам о себе каждый из нас.

О Пречистые ноги Господни! Поклоняемся вам, лобызаем вас и ваши язвы от гвоздей, лобызаем же сердцем и устами, благодаря это вольное за нас страдание. Что же мы возьмем себе из этого отверстого сокровища, от ножных язв Христовых? Возьмем то, что взяла грешница, припавшая к ногам Христовых и омывшая Его ноги слезами, а волосами головы своей отершая их. Что же она получила? Отпущение грехов: Прощаются грехи ее многие (Лк.7:47). Кроме того, эта жена получила от ног Христовых не только прощение грехов, но и святость девствующих невест Христовых, как говорит об этом святой Златоуст: «Прежде жена была блудницей, а ныне она девица, сестра Христова, невеста Слова».

Слышите, люди! Кто когда видел или слышал, чтобы блудница снова стала девой? Вот она: это жена-грешница, плакавшая у ног Христовых. Она сподобилась чести быть девой, сестрой Христа и невестой Слова.

Мы же, грешные, о как много имеем грехов! Будем же подражать грешнице: припадем к ногам Христовым и омоем их слезами. Придите, поклонимся и припадем Ему, и восплачем пред Господом, сотворившим нас (Пс.94:6), а мыслями покаяния, исходящими из сокрушенного сердца, отрем, как власами, и тогда мы получим прощение многих наших грехов и святость праведничества. Чем же примем это? Покаянием с надеждою, ибо надежда не постыжает (Рим.5:5). Мы имеем много примеров, как великие грешники, получив прощение за покаяние, достигли великой святости.

Послушаем, что говорит святой Златоуст: «Если ты не праведен, подумай о мытаре. Если нечист, вспомни грешницу, плакавшую у ног Христовых. Если ты разбойник, посмотри на разбойника, висевшего на кресте с Иисусом Христом. Если ты беззаконник, вспомни хулителя, посмотри на Павла, сначала бывшего гонителем, а потом благовестником. Не хочу я, чтобы ты сказал мне: я хулитель, я гонитель, я нечист; ведь ты имеешь примеры покаяния всех грешников, как в новой благодати, так и в ветхом завете. К какому же берегу ты хочешь притечь: к новому или ветхому? В ветхом — Давид, в новом — Павел. Чем же является грех перед Божиим милосердием? Это как бы сеть паутины, которая разрывается от сильного ветра».

Итак, будем и мы твердо надеяться, что получим прощение у израненных ног Христовых, только вначале нам нужно явить плоды достойные покаяния.

Теперь, пожалуй, время уже дерзнуть приникнуть и к ребрам Христовым, и к глубокой язве Христовой, отверстой в них копьем: Один из воинов копьем пронзил Ему ребра (Ин.19:34). Чем будем осязать мы эту Пречистую язву Христову? Поистине подобает осязать ее целой рукой, как говорил и Господь Фоме: Подай руку твою и вложи в ребра Мои. Раньше я сказал вам, что под духовной рукой разумеется любовь Божия, ибо как рука держит то, что взяла, так и любовь все содержащего Бога сильна держать у себя все. Бог есть Любовь, — говорит св.Иоанн Богослов, — и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин.4:16).

Осязать же язву ребер Христовых мы должны целой рукой, то есть цельной любовью мы должны прилепиться к сердцу Христову, не частью только какой-то любви к Богу, не разделяя любви нашей на любовь Божию и любовь мира, на любовь к Создателю и на любовь к созданию, но всецело нашей сердечной любовью мы должны любить Бога, всем сердцем, и всею душою, и всем разумением, и всею крепостию (Мк.12:30). Предостережением и поучением о заповеди любви Божией является то, чтобы в сердце, которое есть источник и начало любви ко всему, чтобы в нем создание не было равным Создателю, чтобы твари оно не любило так же, как и Самого Творца.

Не будет неуместным опять вспомнить здесь святого Петра. Почему святой Петр отвергся Христа во время Его вольного и спасительного страдания? Не знаю, — сказал он, — человека (Мф.26:74). Они видят причину этого в том, что он вступил в беседу с женским полом: рабыня спрашивала его, а он ей отвечал. Не на всякий вопрос, в особенности женский, нужно отвечать, и Петр так хорошо запомнил этот злой случай, что после даже и со святой женой, с Магдалиной, благовествующей о Воскресении Христовом, не хотел беседовать, но убежал от нее: Петр, встав, побежал (Лк.24:12).

Другие же причиной Петрова отвержения считают то, что он подружился с воинами и с Каиафовыми слугами, злыми, развращенными и бесчеловечными. И в этом заключается истина, ибо кого не развратит злое содружество со злыми? Со строптивым, — сказано, — развратишься (Пс.17:27). Я же, ведя мою речь к своей цели, найду особую причину Петрова отвержения и пойду за ней даже на Фаворскую гору.

Святой Петр во время Преображения Господня, увидев славу Господню, сказал: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Святой Лука прибавляет о Петре и еще: Не зная, что говорил (Лк.9:39). Почему не зная? Потому что, будучи рыбаком, он захотел быть плотником. Твое дело, Петр, сети плести, а не кущи строить. Тимофей, архиепископ Антиохийский, говорит так: «Что тебе, Петр, пришло на ум? Ты хочешь делать то, чему совсем не учился. Ты учился сети плести, а ныне ты хочешь строить кущи». Потому-то и было приписано ему неведение: не зная.

Но вот уже скоро совсем станет ясна причина его отвержения. Он не знал или не соблюдал правила о любви Божией: создание он почтил наравне с Создателем, Моисея и Илию он сравнил с Христом Спасителем. Потому в наказание за этот его грех Господь и попустил на него падение, отвержение от Христа: Не знаю этого Человека, — сказал Петр (Мф.26:72), — чтобы при этом грехе он оплакал и прежний, совершенный на Фаворе. Это мудрствование не мое, но великого учителя Церкви, святого Иоанна Златоуста, говорящего так: «Не на горе ли Преображения ты согрешил, Петр, предо Мною, когда захотел создать три кущи и Меня поместил в одном чине с другими?» Этим он как бы сказал: «Помнишь ли, Петр, когда мы были на Фаворе и ты увидел славу Мою, что ты тогда делал? Меня, Бога, ты уравнял с людьми, с Моисеем и Илиею, Меня, Творца, сравнил с тварью. Неужели у тебя люди почитаются так же, как и Бог, создание, как и Создатель? Итак, ты впадешь в грех троекратного отвержения за неуместное созидание трех кущей и не иным чем заплатишь за это, как только троекратным после горького плача восклицанием любви: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин.21:15)».

Вот несомненная причина Петрова отвержения и того греха, который свершился во дворе Каиафы, когда он троекратно сказал: Не знаю этого Человека. Заключается она, как видим, в том, что на Фаворе он не соблюл чина и правила о любви Божией: Творца почтил наравне с тварью.

Итак, кто хочет истинно любить Бога, тот должен соблюдать границы и правильный чин любви, дабы в его сердце создание не равнялось Создателю.

Как же теперь не устыдиться нам грешным, если мы в сердцах наших не только сравниваем Бога с созданием, или с грехом, но даже на высшем месте ставим создание, а не Создателя, предпочитая грех Богу? Мы любим нашу страсть, наши злые привычки, любим их несравненно более чем Бога, ибо, оставив Бога, мы уклоняемся к нашим грехам. Всю нашу жизнь мы служим греху, а о Боге едва и вспоминаем когда-нибудь.

О если бы мы Бога любили так, как любим грехи! Но несчастлив в нас Господь Бог наш и не имеет в нас того счастья, какой имеет грех наш, страсть наша, наша злая похоть.

О окаянство наше! Если святому Петру не легко прошло то, что на Фаворе он почтил Бога наравне со святыми, причем совершил тот грех по неведению, то что же будет с нами, окаянными и грешными, когда мы не по неведению, но сознательно и добровольно предпочитаем наши грехи Богу?

Но обратимся теперь снова лицом своим к язве Христовой. Что же? Хотим ли мы, как подобает, осязать язву Христову в Его Пречистых ребрах и пресладком сердце? Будем же осязать ее целой рукой, то есть всецело любовью прилепимся к ней умом нашим, всегда смотря на нее и вкушая текущую оттуда сладость.

Много можно было бы сказать о любви Божественной, истиной и совершенной, но для повествования об этом не хватает мне времени» а кроме того, могут изнемочь и слушатели мои, слушая меня, да и я, немощный, проповедуя. Поэтому сокращу свою беседу, напомнив только о том, что мы хотели получить из отверстого драгоценнейшего сокровища, из язвы в ребрах и сердце Христовом. Если мы совершенно возлюбим Бога, то и от Него примем совершенную любовь, покрывающую наши грехи, ибо Он говорит: Любящих Меня Я люблю, и ищущие Меня найдут Меня (Притч.8:17). И еще: Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14:21). А что может быть дороже этого дара, этого сокровища?

Итак, вот мы, возлюбленные, научились немного, по силе нашей, как нужно осязать язвы Христовы и что можно получить из них, как из открытой сокровищницы. Будем же помнить это учение и отныне начнем, осяжем, возьмем, кто что хочет, и вместе со святым Фомой воскликнем: Господь мой и Бог мой! (Ин.20:28). Аминь.

НазадСодержаниеДалее
Hosted by uCoz