На Благовещение Пресвятой Богородицы и Святой Понедельник Воскресения Христова

Это поучение было произнесено в 1706 г., когда совпали оба праздника

«Христос воскресе из мертвых».
И Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин.1:14).

Возлюбленные слушатели! Сегодня мы празднуем вместе два пресветлых праздника: Воскресение Христово и Благовещение Пресвятой Богородицы, — два пресветлые праздника, согласные и различные: разные по названию и согласные силой, разные действием и согласные таинством, разные временем и согласные совершением нашего спасения. Различны они по церковному пению, но равны по радостотворности, ибо в обоих празднествах святая Церковь призывает своих чад к радости. В Благовещении она воспевает: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу», а в Воскресении говорит: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

Знаете ли вы, возлюбленные, как нынешнее двойное празднество можно назвать единым словом? Всякий пусть называет, как хочет, я же назову его поясом, которым ныне опоясывается невеста Христова, святая Церковь. Как пояс имеет два конца, далеко отстоящие один от другого, но если кто им опояшется, то оба конца сходятся в одном месте и связываются в один союз, так и в таинстве спасения нашего есть как бы два конца, — это два праздника: Благовещение и Воскресение.

В Благовещении спасение наше начинается, как об этом читается в тропаре: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление» (тропарь Благовещению), в Воскресении же спасение наше получает свой благополучный конец, как сказал Христос на Кресте: Совершилось! (Ин.19:30). Длинен этот пояс (разумею таинство нашего спасения), ибо от начала его до конца прошло тридцать четыре года. Когда невеста Христова, святая Церковь, искупленная Его Кровью, опоясалась тем поясом спасения, то оба конца, то есть оба праздника, Благовещение и Воскресение, начало нашего спасения и его завершение, сошлись в одно место, в один союз, ибо, пострадав, воскрес из мертвых Тот, Который прежде воплотился в утробе Пречистой Девы, воплотился же Он, чтобы воскреснуть из мертвых. И мы, празднуя оба эти события в одном союзе, воспеваем: «Христос воскресе», и прославляем Его воплощение: «Христос воскресе из мертвых» и Слово стало плотию.

Разногласие церковного пения обоих этих праздников приводят в согласие Марковы главы, положенные в церковном Уставе, мне же позвольте, любовь ваша, привести в согласие действия этих праздников и показать, как Благовещение Пресвятой Богородицы и Воскресение Христово в своих действиях имеют между собой большое согласие.

Не только в нынешний 1706 год, который имеет пасхальную букву «В», праздник Воскресения Христова соединился в светлый понедельник с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, но и во все годы Воскресение Христово празднуется не без Благовещения, ибо каждый год, когда мы празднуем Пасху Христову, то в самый первый, недельный день Пасхи мы слышим в Евангелии и Благовещение, проповедуемое следующими словами: И Слово стало плотию.

О чем же говорят нам эти слова? Не проповедуют ли они Благовещение, в которое по гласу архангельскому осенением Святого Духа Бог Слово воплотился в утробе Пречистой Девы Марии, и Слово стало плотию? Видите, что никогда Воскресение не живет без воплощения. Рассмотрим же теперь согласие в действиях обоих праздников и начнем с Благовещения, поскольку оно начало нашего спасения, и потом перейдем к Воскресению, поскольку оно есть совершенное окончание нашего спасения.

В Благовещении Пресвятой Богородицы воплощение Бога Слова совершилось благоволением Бога Отца, осенением и действием Святого Духа и соизволением Самого Слова. Воскресение же Христово из мертвых произошло благоволением и действием Бога Отца вместе со Святым Духом и соизволением Самого Христа. Когда святой Петр исцелил хромого при дверях церковных, то он сказал архиерею и князьям иудейским так: То да будет известно всем вам и всему народу израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав (Деян.4:10).

Словами: Которого Бог воскресил из мертвых, — апостол ясно показывает, что Христос воскрес благоволением Бога Отца при содействии Святого Духа, согласно следующему писанию Иезекииля: Вошел в Меня дух, и поставил Меня на ноги Мои (Иез.3:24), — и по соизволению Самого Христа, как имеющего на это власть, ибо Он Сам говорит: Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин.10:18). Как умирая на Кресте Он вручил дух Свой Отцу Своему, говоря: Отче! В руки Твои предаю дух Мой, — так и при восстании из гроба и воскресении из мертвых Он принял дух Свой тоже из рук Отчих.

В Благовещении Ангел Гавриил был служителем чуда: Послан был Ангел от Бога (Лк.1:26) сказать Богородице: Радуйся.

И Воскресение Христово было не без ангельской службы: Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень (Мф.28:2), и после того два Ангела были видимы во гробе. Ангела, пришедшего к Богородице и благовестившего Ей Христово Воскресение, Церковь извещает, воспевая так: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба».

В Благовещении Пресвятая Дева изъявила Ангелу Свою целомудренную невинность, непричастность мужу и неповинность в плотском супружестве, говоря: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк.1:34). Подобно этому и в Господнем страдании прежде Воскресения Пилат свидетельствовал неповинность Иисусову, говоря: Я не нахожу в Нем вины (Ин.19:6).

В Благовещении было соизволение Пречистой Девы воле Господней, ибо Она отвечала Ангелу: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк.1:38). Подобно этому и в принятии чаши страданий, которые окончились Воскресением, было соизволение Христово, ибо Он говорил Отцу: Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя (Мф.26:42).

В Благовещении Бог Слово, Слово Отчее Единородное, облекся в плоть человеческую, как проповедуется об этом в Евангелии: И Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин.1:14). В Воскресении же плоть облеклась в Божество, «Господь воцарися, в лепоту облечеся», в «лепоту» Божества, ибо Христос пострадал как Человек, а воскрес со славой как Бог, о чем свидетельствует возлюбленный ученик Его, евангелист Иоанн: Видели славу Его, славу, как Единородного от Отца, полную благодати и истины (Ин.1:14).

В Благовещении сначала Христос был познан одной только Матерью, в утробе Которой Он воплотился, познан был прежде, чем познала Его пророчица Елизавета, Иоанн во чреве носимый, Иосиф сомневающийся и прочие. Подобно этому и в Воскресении прежде всех Пречистая Дева познала Христа, восставшего из гроба, ибо Он прежде всего после Своего Воскресения явился Преблагословенной Своей Матери, согласно свидетельству святого Амвросия, которое подтверждает и Церковь в старых Триодях, в Великую Субботу в канон на Повечерии.

За Благовещением Пресвятой Богородицы последовало поношение и бесславие, ибо Иосиф, имея внутри бурю неверных помышлений и подозрений, поносил Ее, говоря: «Мария, что это такое, что вижу в Тебе? Вместо чести стыд, вместо веселия печаль, вместо хваления укоризну Ты мне принесла». Воскресению же Христову предшествовало поношение и бесславие, когда Господь был на Кресте к злодеям причтен и распят посреди двух разбойников (Мк.15:28; Лк.22:37).

Оба эти праздника не без мученика. Как Христос на Кресте был мучеником, так и для Пречистой и целомудренной Девы Марии поистине было мучением терпеть неповинно поношение от Иосифа и от других подозрений в беззаконии, как будто Она познала мужа. Но у обоих поношение превратилось в славу, ибо и Христос после страданий вошел в славу Свою, и Пречистая Богоматерь после Своего поношения прославилась честнее Херувимов и славнее Серафимов.

В Благовещении Христос обручил Себе человеческое естество, в Воскресении же Он прославил его, облекши тленное в нетленное и смертное облекши в бессмертное.

В Благовещении Пречистая Дева раздавила главу змиеву, поправ яд первородного греха, в Воскресении же Сын Ее, Господь наш, сокрушил ад, поразил дьявола и разорил царство его.

В Благовещении умертвилась смерть греховная, в Воскресении же попрана и телесная смерть: Господь наш воскрес, «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

В Благовещении был предназначен вертеп, в котором должен был родиться Христос, и Того же Христа, Который должен был воскреснуть из мертвых, приняла пещера и гроб: вертеп был при рождении, вертеп и при воскресении.

В Благовещении было сохранено целым девство Пречистой Богоматери, целыми же сохранились при Воскресении Христовом и гробовые печати. Господь вышел из запечатанного гроба так же, как и родился от Богородицы, «чистоте запечатленны и девству храниму».

В воплощении Христос был как агнец непорочный, упасшийся в чреве Мариином (см. акафист Пресвятой Богородице), в Воскресении же Сей Агнец возрос во льва: Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и, торжествуя, говорит ко всем Своим: Мужайтесь, Я победил (Откр.5:5; Ин.16:33).

После Благовещения Пречистая Дева пошла в нагорную страну (Лк.1:39), по Воскресении же Христос пошел в Галилею на гору, куда повелел прийти и Своим ученикам: Скажите ученикам и Петру, что Он предваряет вас в Галилее (Мк.16:7).

После Благовещения Пречистая Дева, исполнившись великой радости, воспела: Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк.1:46-47), по Воскресении же Сына Своего и Бога — о кто может передать! — какой Она исполнилась радости, когда увидела живым Того, о смерти Которого Она неутешно рыдала. Сорадуясь с Ней, и святая Церковь воспоминает Ее радость, воспевая: «Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего».

Вот вы видите, слушатели мои, что Благовещение Пречистой Девы Богородицы и Воскресение Христово имеют в своих действиях очень много согласия, и потому прилично, что праздник Благовещения ныне случился в праздник Воскресения Христова.

Итак, будем праздновать, исполнившись сугубой духовной радости, пусть величит душа наша Господа, и да возрадуется дух наш о Боге, Спасителе нашем, воскресшем на третий день от гроба. Еще же пусть превозносит душа наша Госпожу Пречистую Деву Марию, через Которую мы получили спасение, ибо «спасе Богородицею мир Христос Бог наш» (См. Догматик, гл.4).

Христу, Спасителю нашему и Господу, воплотившемуся в Пречистой Девической утробе и нетленно родившемуся от Нее, и пострадавшему ради нашего спасения, и воскресшему из гроба, да будет Ему с Всепетою Его Богоматерью от нас, рабов Его, честь, слава, благодарение и поклонение ныне и всегда, и в бесконечные веки!

Но еще не конец моей беседе, я еще скажу кое-что для пользы простых людей. То, что я уже сказал, это сказано для книжных, но не хочу и некнижных отпустить без пользы.

Знаете ли вы, любовь ваша, чему нас научают эти два праздника: начавшееся вчера Воскресение Христово и празднуемое ныне Благовещение Пресвятой Богородицы?

Они научают нас воскреснуть от мертвой жизни к добродетельной, соединиться с Богом в союзе таком же крепком и неразлучном, как соединился и Бог Слово с плотью человеческого естества в утробе Пречистой Девы.

Воскресение Христово поучает нас воскреснуть от смерти душевной к добродетельной жизни, согласно слову апостольскому: Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим.6:4).

Знаете ли вы, что такое душевная смерть? Душевая смерть — это тяжкий, смертный грех, за который человек будет вечно мучиться в аду. Почему же тяжкий грех является смертью для души? А потому, что он отнимает у души Бога, Которым только она и может жить, ибо как жизнью тела является душа, так и жизнью души является Бог, и как тело без души мертво, так и душа без Бога тоже мертва. И хотя грешный человек ходит, будучи живым по телу, но душа его, не имеющая Бога, своей жизни, мертва. Потому-то святой Каллист, Патриарх Цареградский, и говорит: «Многие в живом теле имеют мертвую душу, погребенную как бы во гробе. Гробом является тело, а мертвецом — душа. Гроб ходит, а душа в нем бездыханна, то есть безбожна, как не имеющая в себе Бога. Таким образом, живое тело носит в себе мертвую душу».

Если кто не верит сказанному мной, тот пусть послушает слова Самого Господа. Он явился некогда Своему возлюбленному ученику Иоанну и сказал ему: Ангелу Сардийской Церкви напиши: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв (Откр.3:1).

Внемлем словам Господним: человека достойного, святого, с чином Ангела, Ангела Сардийской Церкви, Он называет живым, но считает его мертвым. Носишь имя, будто жив, но ты мертв. Именем жив, а делами мертв. Именем свят, а делами мертв. Именем Ангел, а делами подобен не Ангелу, но супостату. Он жив телом, но мертв душой. Почему же? Причину этого объясняет Сам же Господь, говоря: Ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим (Откр.3:2).

О какого страха и ужаса исполнена сия вещь! Тот земной Ангел имел некоторые добрые дела, имел по видимости и житие святое, считался и назывался людьми Ангелом, и даже Сам Господь не отнимает у него ангельских титулов и называет его Ангелом. Но поскольку он был не совершенно добродетелен, не совершенно свят, не совершенно Ангел во плоти, а только по имени и мнению Ангел, свят и добродетелен, по делам же совсем иное, потому-то и считает его Бог мертвым.

Что же можем думать о себе мы, грешные, не имеющие ни одного доброго дела, но валяющиеся в непрестанных грехах, как свиньи в болоте? Какими мы явимся перед Богом, как не мертвыми? Не скажет ли и нам Господь те слова: Носишь имя, будто жив, но ты мертв?

О грешник нераскаянный! Ты только телом жив, душа же твоя мертва. А почему? Потому, что отнят от души твоей Бог из-за твоих мерзких и греховных дел. А каким образом тяжкий, смертный и великий грех отнимает от души Бога, Которым подобает ей жить, и делает душу мертвой, это ясно видно на примере блудного сына, о котором рассказывается в евангельской притче. Когда тот возвратился к отцу, то отец сказал о нем: Этот сын мой был мертв и ожил (Лк.15:24).

У некоторого человека было два сына, — говорится в Евангелии (Лк.15:11). Подобно тому и Бог, ставший Человеком по Своему человеколюбию, тоже имеет два разумных создания, Ангела и человека, как двух сыновей. Ангел — это старший Его сын, созданный прежде человека и поставленный выше человека и по месту, и по благодати. Человек же является младшим сыном и сотворен был после, однако если он умален чем от Ангела, то умален малым: Малым чем Ты умалил его пред Ангелами (Пс.8:6).

Младший сын, пока жил при отце и был не блудным, но отчим сыном, он был достойным наследником, но когда он пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно (Лк.15:13), тогда был назван блудным сыном, а вместе с тем и мертвым. Подобно тому и человек, пока держится Бога, Творца и Подателя жизни, Которым «живет и движется, и существует» (см. Деян.17:28), до тех пор он не является перед Богом мертвой душой, до тех пор в его душе живет Бог, до тех пор душу его оживляет Божья благодать. Но как только человек отторгнется от Бога и от добродетельной жизни, подобающей истинному христианину, как только уклонится к скверным беззакониям, то тотчас отъемлется Бог от его души, отходит от него со Своей животворной благодатью, отходит, как пчела, прогоняемая дымом, прогоняемый смрадом греховным, и становится та душа мертвой. О таком человеке можно сказать, что он мертв: Носишь имя, будто жив, но ты мертв.

Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне (Ин.15:4).

Не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел (Евр.6:1).

И Иуда был чудотворец, пока не впал в грех сребролюбия. Преподобный Иаков Пустынник был чудотворцем, пока не впал в плотский грех с девицей, которую освободил от беснования. Иерей Сарпикий был мучеником, а как только ожесточился злобой и не простил брата, то тотчас был отвергнут от Христа. Подобно этому и душа жива и действенна, пока не отторгнется за грехи от Бога, когда же за грехопадение отторгнется от Бога, тотчас становится мертвой и недейственной. Такому мертвецу, то есть душе, умерщвленной грехами, не подобает ли воскреснуть? Подобает, и даже не однажды, но часто. Воскресение мертвых тел будет только один раз, которого мы ожидаем в последний день, согласно Символу: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века»; воскресение же души повторяется часто.

Что же является воскресением души? Святое покаяние, ибо как грех — это смерть для души, так покаяние — воскресение для души. Ведь и о блудном сыне, когда он с покаянием обратился к отцу, сказано: Этот был мертв и ожил (Лк.15:24). Пока он был вдали от отца, в греховной стране, он был мертвым, а когда возвратился, покаявшись, тотчас воскрес душой: Был мертв и ожил. Мы сказали, что сие воскресение часто повторяется с душой, ибо, когда человек согрешает, он умирает душой, а когда кается — воскресает, согласно слову Отцов: «Сколько раз падешь, столько и восстань, и спасешься».

Итак, настоящий праздник Воскресения Христова учит нас воскреснуть от душевной смерти, то есть покаяться в грехах. Учит не просто воскреснуть, но воскреснуть по примеру Христа, как учит апостол: Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим.6:9).

Подобно этому и мы в обновлении жизни должны ходить. Как Христос по Воскресении Своем уже не умирает, так и мы не будем возвращаться после нашего покаяния к прежним смертным грехам, ибо какая польза, омывшись от болота, снова лезть в него? Какая польза, выйдя из бездны, снова повергать себя в нее? Какая польза, исцелившись от язв, снова и еще ужаснее уязвлять себя? Какая польза, воскреснув покаянием от душевной смерти, снова умерщвлять свою душу грехами. Истинное воскресение души в том, чтобы воскреснув однажды со Христом, больше не возвращаться к смерти и уже никогда не умирать.

Другой же настоящий праздник — Благовещение, в котором Бог Слово крепко и неразлучно соединился с плотью, учит нас соединиться с Богом, ибо недостаточно только воскреснуть от душевной смерти, но необходимо еще и крепко соединиться с Богом. Если мы не соединимся с Ним, то снова впадем в смерть и снова умрем грехами, но тот, кто крепко соединился с Богом, тот пребудет бессмертным, непреткновенным и не возвращающимся к прежним злым делам.

Как же нужно соединиться с Богом? Так, как и Бог в Своем воплощении соединился с плотью человеческой. Бог так соединился с человеческой плотью, что уже никогда не оставит ее, но будет пребывать и царствовать с ней на небесах в бесконечные веки. Подобно этому и человек, воскресший от грехов, должен соединиться с Богом, Творцом и Искупителем своим, чтобы уже никогда не удаляться от Него не только делом, но и мыслью, и чтобы никогда уже не оставлять Его, ибо в псалмах говорится: Удаляющиеся от Тебя погибнут (Пс.72:27).

Но не хочу я более в настоящие радостные праздники обременять любовь вашу долгим слушанием слова, ибо я знаю, что каждого влечет мысль или в дом к кушанью, или в гости к пированию. Итак, поздравляю вас с этим сугубым празднеством, Воскресением и Благовещением, а в оба эти праздника желаю вам как душевной пользы, так и телесного здравия, и говорю: Аминь.

Тем же оружиемСодержаниеПеред молебном 27 мая
Hosted by uCoz