На Вход в Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Поучение первое

Сказано к простому народу в г.Ростове в 1702 году

Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! (Мф. 21:9)

Когда Господь наш Иисус Христос со славой входил в Иерусалим, то народ встречал Его с пальмовыми ветвями, а отроки взывали: Осанна! Станем же и мы, о возлюбленные, станем умом вашим при вратах Иерусалимских, станем на том месте, где совершился славный вход Господень в Иерусалим, посмотрим, как совершалось это событие, и хоть немного присмотримся к нему нашими духовными очами.

Шествие Христа, Спасителя нашего, началось от горы Елеонской, то есть Масличной, ибо греческое слово «елеон» на наш язык переводится «масло». Прозвана была так эта гора потому, что на ней росло много масличных деревьев. Подобно густой дубраве, та гора изобиловала масличным садом. Гора эта находится на восточной стороне Иерусалима, отстоя от древнего Иерусалима на пять стадий, а это является путем субботы, как пишется о том в Деяниях Апостольских: Тогда они, — сказано, — возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян.1:12). Путь же субботы равняется пяти стадиям, ибо иудеи столь почитали субботу, что не позволяли себе даже и путь далекий совершать в этот день, кроме пяти стадий, то есть одной версты. Это и называется путем субботы.

Невелико было расстояние от той горы до древнего Иерусалима, зато она была очень высокая: от самого верха ее до Иерусалима считалось шесть стадий, а от подножия — пять, ибо целую стадию нужно было восходить на ту гору. Елеон от Иерусалима отделялся долиной, называвшейся Иосафатовой, ибо Иосафат, царь иудейский, в древности создал себе в этой долине прежде смерти гроб, а над гробом пирамиду, или дивный столп; с того времени эта долина и была прозвана долиной Иосафатовой.

Долина эта была глубокая, и посреди нее протекал Кедронский поток. Эта же долина называлась еще и долиной плача, ибо в ней находились гробницы всего Иерусалима. Евреи погребали своих мертвецов не в городе, но выносили их за город для погребения в долине Иосафатовой и совершали там по обычаю свой плач над мертвыми, потому-то и названа была долина Иосафатова долиной плача. Священное Писание и Святые Отцы предсказывают, что в этой же долине совершится и Страшный Суд Христов. На восток от этой долины и находилась гора Елеонская.

Христос, Господь наш, очень любил эту гору, ибо она была безмолвна подобно пустыне. Он часто там в двух местах проводил ночи в молитве: иногда на самом верху горы, откуда потом и на небеса вознесся, иногда же в саду, который был на косогоре и склоне горы. Сад этот принадлежал Зеведею, находился он недалеко от Гефсимайского селения, где был и загородный дом Зеведея. Зеведей же был родственником по плоти Господу Христу, почему и Господь наш входил в сад родственника, как в собственный, совершая в нем всенощные молитвы к Богу, Отцу Своему.

Кроме того, Он часто посещал эту гору еще и потому, что праотец Давид, прообразуя Его неповинное страдание, плакал там, убегая от своего сына Авессалома, как пишется об этом в книгах Царств: Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали (2 Цар.15:30). От этой Елеонской, или Масличной горы началось шествие Христово в Иерусалим, Он шел через долину Иосафатову, прозванную долиной плача, и через Кедронский поток.

Мы же, смотря на все это умом нашим, рассудим духовно.

Человеку-христианину, желающему войти в Иерусалим небесный, необходимо начать шествие свое от Елеона, от плодовитости масличной. Вы знаете, что Давид говорит о себе так: Я как маслина плодовитая в доме Божием (Пс.51:10). Итак, пусть всякий будет подобен маслине плодовитой, принося Богу свои духовные плоды. Плод же духа, — говорит апостол, — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23). Пусть человек совершит что-либо доброе — пост, молитву, милостыню, пусть оставит долг ближнему, простит прегрешение опечалившему его, пусть отстанет от всех злых дел, покается и, уклонившись от зла, начнет делать благое. Все это духовный, приятный Богу плод, а сам человек является маслиной плодовитой в доме Божием.

Кроме этого необходимо, чтобы сия плодовитая маслина, то есть христианин, приносящий Богу свои добрые дела, как плоды, находился на высокой горе богомыслия, часто своим умом в смиренной молитве возносился от земного к небесному, искал небесного, а земное презирал, во время молитвы отлагал всякое земное попечение. Нужно еще, чтобы и свой путь спасения он начинал от сада, чтобы имел чистую совесть, огражденную со всех сторон страхом Господним и украшенную, как садовыми цветами, добрыми помыслами.

Начав отсюда, нужно идти через долину, которая была общей гробницей для Иерусалима, где должен быть и Страшный Суд Христов, то есть нужно идти через долину смирения и памяти о смерти и о грозном испытании на Суде. Нужно идти через долину плача и сетования о содеянных нами грехах и слезами, как потоком Кедронским, омывать свои ланиты. Так мы приблизимся к горнему Иерусалиму. Но посмотрим опять на Господа нашего.

Идет Господь наш, воссев на ослицу и молодого осла. Сначала сел на ослицу, а потом, пройдя немного пути, — на молодого осла. В этом заключается следующая тайна. Ослица, умеющая носить ярмо, означала народ иудейский, впряженный в ярмо закона, данного на Синае, а молодой осел, еще не приученный к ярму, означает безъяремных язычников, не имевших ярма закона Божия. Пересев же с ослицы на осла, Господь показал, что иудеи вскоре будут отторгнуты от Него, как неверующие и ожесточенные, что будет создана Церковь из язычников и Он прославится язычниками.

Это теперь и видно ясно. Ибо отнято от иудеев спасение Божие, дано нам, язычникам, и теперь нами прославляется Христос Спаситель, Истинный Бог наш.

Нельзя не удивляться такому смирению нашего Владыки, которое Он проявил в столь славном входе, ибо встретило Его и следовало за Ним бесчисленное множество народа. За Христом тогда шли не только двенадцать больших апостолов, не только семьдесят меньших, о которых в Евангелии вспоминается так: Избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим (Лк.10:1), но еще и другой народ, во множестве пришедший в Вифанию, как об этом пишется в Евангелии: Многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только ради Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых (Ин.12:9).

Все это множество народа шло с учениками Христовыми, одни впереди, другие же позади Его, а встречных и счесть не было возможности. Ведь в то время со всех стран не только иудеи, но и очень многие язычники собрались в Иерусалим на праздник, и все число народа доходило тогда тысяч до ста, взятых тридцать раз, ибо церковные начальники Иерусалима каждый год сосчитывали весь народ, собиравшийся в Иерусалим на праздник. Ни в один другой какой-либо год, ни прежде и ни после, не было такого стечения народа, как только в тот один год, когда нужно было пострадать Христу. Со всей вселенной тогда собралось в Иерусалим тридцать сотен тысяч. Это произошло по Божию смотрению, чтобы весь мир мог видеть бесчестное и неповинное страдание Сына Божия.

Весь этот народ вышел навстречу Христу с пальмовыми ветвями, как пишется об этом в Евангелии: Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна!» (Ин.12:12-13). Тогда же чудесно отверзлись и уста детей, сосущих груди матерей своих, согласно написанному: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Мф.21:16), и восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» Говорят, что тех младенцев и отроков было тридцать тысяч.

Вот в какой славе и почитании грядет Господь наш, вот какое множество народа предшествовало Ему, следовало за Ним, встречало Его и восклицало: Осанна! Царь Израилев. Как Он идет? По-царски ли? На золотой ли царской колеснице с пышными царскими конями? Нет, но на молодом осле, как пророк и предсказал о Нем: Ликуй от радости, дочь Сиона: вот Царь твой идет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах.9:9), — поучая всех смирению и кротости, не только простолюдинов, но и взошедших на высокие царские ступени, чтобы они, хотя бы и весь мир приобрели, всякую честь и славу, однако же не забывали кротости и смиренномудрия. Не хвалитесь, — сказано, — и не говорите высокомерного в гордыне, и да не выйдет высокомерное из уст ваших.

Поучая смирению, Господь наш, сидящий на ослице, ясно порицает славу и гордыню мира сего и показывает непостоянство гордого мирского превозношения, как бы говоря: «О люди! Как трость ветром колеблема, та и вы колеблетесь непостоянством. Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете Мне почести, а через несколько дней, о как вы обесчестите Меня! Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать для Креста Мне. Ныне вы Мне подстилаете ветки под ноги, а через несколько дней вы возложите на Мой хребет палки, розги и бичи, бия, уязвляя и причиняя Мне многие раны. Ныне вы взываете: Осанна, а через несколько дней вы будете кричать: Распни, распни! Ныне вы со славой встречаете Меня, а через немного дней вы с ругательствами будете вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!»

Мы же да научимся здесь от Господа нашего как смирению и кротости, так и тому, чтобы не желать и не искать временных почестей, санов и славы. Если же кому и без искания Бог дает это, то чтобы не превозноситься ими, не надеяться на них, но скорее ждать скорой перемены и после счастья бояться несчастья. Всякая гора и холм да понизятся, — говорит Предтеча Христов (Лк.3:5), то есть всякая гордая высота должна будет упасть.

Я же, грешный, смотря прилежно духовными очами на Господа моего и на осла, на котором сидит Господь, помышляю так: если Господь в Своем славном шествии в Иерусалим хотел нам показать пример смирения, то Он, пожалуй, лучше бы показал это, если бы шел пешком или же ехал на простой телеге. Почему же Он изволил шествовать не иначе, как только сидя на осле? Здесь мне приходит на ум вышесказанное толкование, а именно то, что ослица означала иудеев, а молодой осел — язычников. Иудеи в то время чем были? Они были люди грешные, злые, совещавшиеся об убиении Христа, как говорит о них Давид: Зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное? Предстали цари земные, и князья собрались вместе против Господа и против Помазанника (Христа) Его (Пс.2:1-2). А язычники, что такое они были тогда? Они тем более были грешниками, ибо совершенно не знали Истинного Бога.

Поэтому, если Господь наш Иисус Христос сел на ослицу и на молодого осла, то это был образ грешника, ибо ослица означала грешных иудеев, и молодой осел — безбожных и беззаконных язычников. И действительно, осел — вполне приличный образ для грешников, ибо грешник подобен ослу всеми своими нравами. Осел ленив, ленив и грешник. Осла едва заставишь стать в ярмо многими ударами, а развращенного грешника даже и многими наказаниями невозможно бывает обратить к исправлению. Как осел, хотя и с побоями, не идет скоро, но едва волочится в пути, а уж бегать быстро и совсем не может, так и грешник не спешит ко спасению, хотя иногда и бывает поражаем различными попущениями от Бога.

Поскольку же Господь наш в Своем торжестве, празднуемом ныне, сел на образ грешника, сел на осла, то ясно, что Тот, Кто на небесах почивает на Херувимах, Тот на земле хочет почивать на грешниках, ибо ради них Он и с небес сошел. Я пришел, — говорит Он, — призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13). Потому-то истинный покой Его в том и заключается, чтобы оседлать грешника, как осла, то есть наложить на него закон страха Божия, чтобы сесть на него, то есть покорить его Своей воле Господней, и чтобы поехать на нем, как хочет и куда хочет, то есть наставить его на путь заповедей, ведущий к небесам. Покой Господень в том, чтобы грешников соделывать праведными, прощая им грехи.

Святой Амвросий, рассуждая о словах из книги Бытия: Почил Бог в день седьмой (Быт.2:2), говорит так: «Бог сотворил небо, но дальше я не читаю, чтобы Он почил на сотворении неба; сотворил землю, но и здесь не почил; сотворил солнце, луну и звезды, но и здесь не читаю, чтобы Он почил; когда же Он сотворил человека, тогда только и почил, имея, кому отпускать грехи». Вникнем в последние слова этого учителя: «Тогда почил, имея, кому отпускать грехи». Бог хочет быть носимым на грешнике и почивать на нем, как на осле.

Когда же Бог начинает почивать на грешнике? В то время, когда грешник начнет обращаться к Богу с истинным покаянием, тогда он делается милым и любезным для Бога, как и тот блудный сын, который некогда сказал: Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его (Лк.15:18-20). Если осел ты нравом, о, грешный человек, подчинись Богу, склони шею в ярмо Его и тотчас из осла ты станешь для Него херувимским престолом. Для того Он ныне и сел на ослицу, образ еврейского народа, и на молодого осла, предзнаменование языческих народов, чтобы некоторых из иудейского рода, и весьма многих из языческого сделать Херувимами и Серафимами, которыми и будет воспет. Чем же назвать вас, святые? Херувимами? Ибо на вас почил Христос. Серафимами? Ибо непрестанно прославляете Его. В том и заключается ныне истинное Христово торжество, что ослов Он превращает в Херувимов, то есть грешников Он соделывает херувимоподобными, святыми.

Началом нынешнего Христова торжества было то, что Он воскресил четверодневного Лазаря. Вот что пишется об этом в Евангелии: Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо (Ин.12:17-18).

Итак, люди, прославляя Христову победу над телесной смертью в воскрешении Лазаря, устраивают Ему торжество, ибо слышали, что Он сотворил это чудо, а Сам Господь начинает торжествовать победу над душевной смертью людей, поражая грех и дьявола, склоняющего человека на грех.

Великое поистине и превеликое чудо в том, что Господь Христос воскресил четверодневного мертвеца, уже начавшего гнить, но еще большим чудом Христовым является то, что великого грешника, умершего душой и уже гниющего долгое время в злом обычае, как во гробе, Он воскрешает от смерти и приводит его к вечной жизни на небесах. Воскресить мертвое тело — это свойство Божиего всемогущества, воскресить же душу, то есть восставить к покаянию грешника от смертных грехов и привести его к праведности, это есть свойство не только всемогущества Божия, но и премногого милосердия и превеликой мудрости. Однако же ни мудрость Божия, ни милосердие Божие, ни всемогущество Божие не смогут воскресить душу грешника, если только сам грешник не захочет того.

Не напрасно Бог в одном месте говорит грешнику так: «Тебя без тебя Я смог создать, но спасти тебя без тебя не могу. Не спрашивал Я ни у кого, как создать тебя: захотел и создал тебя. Как же спасти тебя, Я спрашиваю у тебя самого, как спрашивал и у расслабленного».

«Хочешь ли быть здоровым? Хочешь ли спастись? Если ты сам хочешь, то премудрость Моя наставит тебя, милосердие Мое помилует тебя, а всемогущество Мое поможет тебе и спасет тебя. Если же ты сам не хочешь спасения, если ты сам убегаешь от вечной жизни, если ты погибель свою любишь больше спасения, то ни мудрость Моя, ни милосердие Мое, ни всемогущество Мое не помогут тебе. Может ли теплый воск прилепиться ко льду? Никак не может! Так и милосердие Мое, мудрость Моя и всемогущество Мое не могут пристать к тебе, если сердце твое холодно, как лед, и нисколько не имеет теплоты спасительного желания. Когда же ты только захочешь спастись, тогда Я с радостью помогу тебе. Тогда возрадуются и восторжествуют о тебе Мои Ангелы: Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк.15:10)».

Итак, теперь ясно видно, насколько большее торжество и чудо Христово — воскресить душу грешника, умершую грехами, чем чудо воскресить четверодневного мертвеца.

Господь наш Иисус Христос воскресил Лазаря от смерти телесной, но Лазарь снова умер, хотя и через много лет. Когда же Он воскресил душу грешной женщины, плакавшей у Его ног, то эта душа пребыла уже бессмертной. Та, которая, подобно скотам, служила бессловесным похотям, сделалась сообщницей Ангелов. Быть может, и ныне сидящий на осле и грядущий Господь торжествует об этом? Будем твердо помнить, что Он радуется и торжествует не столько о воскресении Лазаря из мертвых, сколько о том, что предвидел спасение многих грешников, которых Он Своею благодатью воскресит от смерти душевной.

Здесь было бы потребно еще рассмотреть таинственный смысл постилаемых по пути и держимых в руках риз и ветвей, как финиковых, так и масличных, и различных веток, подобных нашим вербам, но я не хочу вас, слушателей моих, отягощать долгой беседой. Это я оставлю на будущее время, если Бог позволит и живы будем. Теперь же я кончу, поклоняясь Господу моему и взывая Ему: Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! Аминь.

На Вход в Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Поучение второе

Не бойся, дщерь Сионова! Вот Царь твой грядет, сидя на молодом осле (Ин.12:15).

Возлюбленные братья мои, православные слушатели!

В этом веке есть две дщери: одна — дщерь Сионская, о которой вспоминает святой Иоанн Богослов, говоря: Не бойся, дщерь Сионова! Вот Царь твой грядет; вторая же — дщерь Вавилонская, о которой вспоминает царствующий пророк Давид, говоря: Дочь Вавилона окаянная, блажен тот, кто сделает тебе воздаяние за то, что ты сделала нам. Блажен тот, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень (Пс.136:8-9). Слова: Вот Царь твой грядет, — означают следующее: Царь — это Христос Бог, Избавитель наш, ибо так называет Его святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе, говоря: Царь царей и Господь господствующих (Откр.17:14).

Ныне, православные слушатели, я обещаю показать вашей любви в этом словесном учении, каковы те две дщери: Сионская и Вавилонская. Потом я объясню, почему повелено дщери Сионской не бояться, когда к ней придет Христос Бог, Царь славы. Его, Христа Спасителя моего, я прошу о помощи, а вашу любовь о внимании.

Во-первых, дщерью Сионской называлась еврейская синагога, ибо иудеи жили на горе Сионской, которую взял Царь Давид и устроил там крепость, то есть сильный царствующий город. В книгах Царств написано так: Давид взял крепость Сион, а в другом месте сказано: И поселился Давид в крепости (2 Цар.5:7-9). Когда пришел Христос Спаситель наш к столице иудейской, в тот час и было сказано иудейской синагоге: Не бойся, дщерь Сионова! Вот Царь твой грядет.

Потом называется дщерью Сионской святая Православная Церковь, ибо христиане, верующие в Истинного Бога нашего Христа, будут жить на небе. Псаломник так говорит о Христе, Сыне Божием: Жезл силы пошлет Тебе Господь от Сиона, и господствуй среди врагов Твоих (Пс.109:2). Поэтому, когда Христос восходит в святую Церковь христианскую, в тот час и говорится ей: Не бойся, дщерь Сионова! Вот Царь твой грядет.

Далее, дщерью Сионской называется и всякая душа, содержащая православную христианскую веру, ибо Святой Дух в Песни Песней говорит всем верующим людям так: Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, то есть Бога нашего во плоти человеческой, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его (Песн.3:11), т.е. в день воплощения Его, в который Христос, Сын Божий, принял на Себя человеческую плоть и соединился с ней. Поэтому, если какой человек в святейшей Тайне Евхаристии принимает в себя Тело Христа Бога нашего и Его Пречистую Кровь под видом хлеба и вина, то в тот час и говорится его душе: Не бойся, дщерь Сионова! Вот Царь твой грядет.

Наконец, дщерью Сионской называется еще и Пречистая Дева Богородица, ибо как на горе Сионской обитал Господь, согласно словам Псаломника: Гора Сион сия, на которой Ты вселился (Пс.73:2), и в утробе Пречистой Богородицы пребыл Христос Бог наш девять месяцев, когда сошел в Ее Пречистую утробу. Потому-то, когда Он сошел к Ней в утробу Ее, тогда и сказано было ей: Радуйся, дщерь Сионова! Вот Царь твой грядет.

Вот я уже сказал вам, православные слушатели, о дщери Сионской, теперь мне подобает сказать и о дщери Вавилонской.

Во-первых, дщерью Вавилонской называется великий город земли Халдейской — Вавилон. В этом городе был царь Навуходоносор, который за свою гордость был превращен Богом в вола и который ел в пустыне траву в продолжение семи лет. В том же Вавилоне Бог наказал царя Валтасара отнятием царства за пьянство и за бесчестие, причиненное церковным сосудам, из которых он в поругание Бога нашего ел и пил вино со своими приближенными. Когда он пировал, в тот час в палате его появилась человеческая рука, пишущая на стене следующее: Мене, текел, упарсин (Дан.5:25), то есть отнимет Бог царство твое. Вавилоняне эти часто разоряли Иерусалим, опустошали огнем и мечом всю израильскую землю и уводили израильтян в плен в Вавилон. Потому-то и говорит о Вавилоне с гневом Царь Давид следующее: Дочь Вавилона окаянная, блажен тот, кто сделает тебе воздаяние за все, что ты сделала нам. Блажен тот, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень.

Во-вторых, дщерью Вавилонской называется и век этот, ибо как в Вавилоне жили дикие звери и гиппокентавры, или сирины, так и в этом веке есть злые люди, неправедные и грешники, которые за свои злые дела называются дикими зверями. Сам Бог идолопоклонников и грешников, которые желали придти к познанию истинного Бога, называл зверями, говоря: Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду (Ис.43:2).

В Вавилоне терпели всякие притеснения и муки, так и в этом веке христиане претерпевают от неверующих еретиков гонение и мучение. О таком терпении Христос сказал Своим ученикам так: Восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется (Ин.16:20). Поэтому если и мы в этом веке претерпим какое-либо гонение за правду и подъемлем напасти, то и мы должны отвечать этому веку и говорить ему: Дочь Вавилона окаянная, блажен тот, кто сделает тебе воздаяние за все, что ты сделала нам. Блажен тот, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень.

Кроме того, я хотел бы показать вам, православные слушатели, еще и другие замечательные доводы, по которым не повелено дщери Сионской бояться, когда к ней приходит Христос, Царь славы, если бы только вы пожелали это уразуметь и узнать.

Бог Вышний часто являлся людям. Однако же если Он и являлся кому, то никто не был без страха. Ною, например, Бог показался в страшном столпе с великими водами и дождем, которые произвели великий потоп и потопили всех живущих на земле: людей, зверей, скотов, птиц и гадов. Об этом мы читаем в книге Бытия следующее: Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт.7:11-12). В другом же месте сказано так: И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни (Быт.7:21-22).

Боялся и Моисей, когда Бог показался Ему на горе Синайской в молнии, громе и страшном трубном звуке, в великом огне и дыме. Об этом мы читаем в книгах Исхода Моисеева следующее: При наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою Синайскою, и трубный звук весьма сильный. В другом же месте говорится следующее: Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и вострепетал весь народ, бывший в стане (Исх.19:16-18).

Боялся и пророк Илия, когда Бог показался ему в огне и великом вихре. Ангел Господень так сказал ему: Выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь (3 Цар.19:11-12).

Боялся еще и пророк Иезекииль, когда Бог показался ему на колеснице, в которую были впряжены четыре Херувима, и каждый Херувим имел четыре лица: первое лицо человеческое, второе — тельца, третье — льва и четвертое — орла. Так говорит пророк Иезекииль: У каждого четыре лица (Иез.10:14).

Боялся и пророк Даниил, когда Бог показался ему в тысячах тысяч воинств небесных. Об этом сам пророк Даниил говорит так: Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан.7:10).

Будут бояться в последний день и грешные люди, когда Христос, Спаситель наш, придет судить живых и мертвых, ибо в тот час Он пошлет их в ад вечно мучиться; там за разные согрешения им будут и разные муки. Будут они там терпеть и огонь неугасающий, ибо Христос, Спаситель наш, сказал: Огонь их не угасает (Мк.9:44). В этом огне будут гореть нечистые люди, блудники, прелюбодеи и гневливые за то, что они распалялись то гневом, то похотью. Будет же там и зима лютая, и грешники, терпя стужу, будут скрежетать своими зубами. Об этом сказал Христос, Спаситель наш, так: Там будет плач и скрежет зубов (Лк.13:28).

Такую лютую зиму будут терпеть те люди, которые немилостивы к убогим, не принимают в свои дома странников, лежащих без крова на гноище и терпящих снег и лютый мороз; таковые и сами будут иметь товарищество с дьяволом и ангелами его, ибо им Христос Бог сказал: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его (Мф.25:41).

Такое товарищество с дьяволом будут иметь и горделивые люди, которые ныне презирают убогих, гнушаются ими и минуют их своими очами. Будет же там непрестанное движение червей, которые будут не переставая терзать и есть грешных людей, и никогда они не умрут, ибо сказано: Червь их не умирает (Мк.9:44). Эти черви будут терзать и есть тех людей, которые здесь отнимают что-либо лихоимством у других. Будет там еще от серного огня и смрад нестерпимый, ибо написано: Огонь и сера, и дух бурный — их доля из чаши (Пс.10:6). Этот смрад будут терпеть те люди, которые заботятся о том, чтобы сделать себе удовольствие всякими благовонными духами и с усиленным прилежанием ищут для себя всякие благоуханные зелья.

Будет же там тоска великая и такая ужасная, что если бы возможно было умереть, то рады были бы принять смерть в качестве сладости, но никогда не умрут там, ибо написано: Люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них (Откр.9:6). Будут терпеть такую тоску те люди, которые ныне непрестанно пребывают в веселье, пьянстве и в великой роскоши, с музыкой и танцами, а о Боге не помышляют никогда. Кроме этого, там будет и тьма внешняя, ибо написано: Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (Мф.22:13). Вверженные в эту тьму будут сидеть в ней вечно, видеть лица Божия они никогда не будут. Такую тьму наследуют те, которые не допускают к себе убогих.

Будет там голод, ибо Сам Христос сказал: Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете (Лк.6:25), — и голод этот будут терпеть те люди, которые в этом веке не питают бедных и убогих. Будет там еще и жажда, ибо Сам Христос сказал: ибо возжаждете. Жажду эту будут терпеть те люди, которые здесь не желают напоить жаждущих странников и убогих.

Будет там и теснота великая, ибо ад будет полон грешных людей: одни вверху, другие в середине, а иные на самом дне ада. Как кто насыпает полный мешок монет и завязывает, или как кто-либо накладывает полную бочку рыбы и закупоривает ее, так и Бог наполнит весь ад грешными людьми и запрет его, чтобы грешники не могли выйти оттуда. На Страшном Суде, когда Христос Бог наш скажет грешникам: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, — в тот час расступится под грешниками земля, как расступилась некогда под Кореем, Дафаном и Авироном, и тогда все грешники упадут в ад. После этого земля снова сомкнётся на прежнем месте, а грешники останутся под землей в аду как бы запертыми в тесном и железном сосуде и не выйдут оттуда вовеки, как говорит и Сам Господь: Пойдут сии в муку вечную (Мф.25:46).

В эту адскую тесноту будут ввергнуты те, которые здесь отнимают у других что-либо насилием, например, вотчины, палаты или дома, и притесняют бедных и сирот; и кто каким образом согрешил, таким и пострадает. Точно так сказал и Соломон: Чем кто согрешает, тем и наказывается (Прем.11:17).

Теперь, православные слушатели, я объясню вам, почему дщери Сионской не повелено бояться, когда к ней приходит Христос, Царь славы.

Первая причина, по которой сказано: Не бойся, дщерь Сионова! Вот Царь твой грядет, — заключается в том, что Владыка и Господь Бог, Царь всех, идет к нам не со страшным потопом и не с великими водами и многими дождями, но идет к нам с милосердными слезами, ибо троекратно Он излил за грех слезы из очей Своих. В первый раз Христос плакал над умершим Лазарем, в другой раз Он плакал над Иерусалимом за то, что должен пострадать в нем, и, наконец, Он плакал еще в тот час, когда был пригвожден ко Кресту.

Вторая причина, по которой было сказано: Не бойся, дщерь Сионова! Вот Царь твой грядет, — заключается в том, что Христос, Царь и Бог наш, идет к нам не с огнем, дымом, страшным громом и трубным гласом, как на горе Синайской, но пришел к нам с воспеванием детей: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Третья причина, по которой было сказано: Не бойся, дщерь Сионова! Вот Царь твой грядет, — заключается в том, что Христос, Царь и Бог наш, идет к нам ныне не в вихре и не с ветром великим, как при Илии, но с цветущими и благоухающими финиковыми ветвями.

Четвертая причина, по которой сказано: Не бойся, дщерь Сионова! Вот Царь твой грядет, — заключается в том, что ныне Он идет не с тысячью тысяч, не с двенадцатью легионами небесных Ангелов, но идет только с двенадцатью Своими ученикам, кроткими и смиренными.

Пятая причина, по которой сказано: Не бойся, дщерь Сионова! Вот Царь твой грядет, — в том, что Царь наш и Бог грядет к нам не в колеснице, которую везут четвероликие Херувимы, как это видел Иезекииль, но идет к нам на смирной ослице.

Шестая и последняя причина, по которой сказано: Не бойся, дщерь Сионова! Вот Царь твой грядет, — заключается в том, что Царь, Господь и Бог наш идет к нам не для того, чтобы судить живых и мертвых, но для того, чтобы Его судили люди. Идет не для того, чтобы грешных людей ввергнуть в ад на вечные муки и казнить их вечной смертью, но для того, чтобы Самому подъять муку и за грехи наши принять на Кресте позорную смерть. Христос не пришел в Иерусалим со славой для того, чтобы иудеи не приняли Его за Царя, ибо после они сами сказали: Нет у нас царя, кроме кесаря (Ин.19:15).

Мы же, братия, постараемся принять к себе Христа, Царя и Бога нашего. Ведь Он уже стучит в двери сердца нашего и будит нас покаяться в своих грехах. Покайтесь, — сказано, — ибо приблизилось царство небесное (Мф.4:17). Кто не исповедует своих грехов, у того заперты двери сердца, Христос не войдет к нему и не будет с ним жить. Тот же, который исповедует свои грехи, какими он прогневал Творца своего, и при этом решит впредь никогда того не делать, такой отверзает двери своему Спасителю Христу, — Спаситель войдет в его сердце и будет жить в нем, ибо Сам Христос сказал: Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3:20). Поэтому если и мы, братья мои, исповедуем свои согрешения, которыми прогневали Создателя своего, и принесем удовлетворение за них, тогда и мы отворим двери сердца нашего, тогда и к нам Он войдет жить, как Царь в прекрасные палаты.

Когда Христос вошел в дом Закхея, то Он отпустил ему все согрешения его, говоря: Ныне пришло спасение дому сему (Лк.19:9). Подобно этому, если и мы очистим наш душевный дом покаянием и молитвами, то и к нам в дом души нашей придет Христос Бог наш и так же скажет: Ныне пришло спасение дому сему, — тогда и нам Он все наши согрешения простит Своею благодатью и человеколюбием. Аминь.

ВернутьсяСодержаниеДалее
Hosted by uCoz