В пятую Неделю Великого поста

Сказано в Москве в 1706 г.

Иисус сказал им: «Можете ли пить чашу, которую Я пью?» Они отвечали: «Можем» (Мк.10:38-39).

Возлюбленные слушатели! Два святых ученика и апостола Христа, Иаков и Иоанн Зеведеевы, ищут славы ближайших бояр Христа, Царя славы. Они хотят быть ближайшими боярами, ибо молят Его, говоря: Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей (Мк.10:37). Иисус же сказал им: Не знаете, чего просите, после чего и предложил вопрос: Можете ли пить чашу, которую Я пью?

Святые апостолы просят у Христа Господа престолов, владычеств, чести, славы, а Христос Господь не то дает им, чего они просят, но велит им пить чашу, которую Он Сам пьет, как бы говоря: если хотите престолов, владычеств, если хотите славы и чести в Моей вечной славе, то необходимо сначала испить Мою чашу, и потом уже получите просимое, пока же чаша Моя не будет вами испита, вы не получите просимого.

Эта же двоица святых апостолов, Иаков и Иоанн, дерзновенно, без сомнений и размышлений, тотчас оказались готовыми испить чашу Христову, говоря: Можем.

О, святые апостолы! Но знаете ли вы, что такое Его чаша? Чаша временной Его жизни — это чаша не сладости, но горечи, не меда, но полыни, не сахара, но уксуса и желчи, которая была в губке на трость надета и поднесена к устам Его. Чаша Его не чаша царского престола, но Креста, не славы, но бесчестия, не прохлады, но страдания.

Об этой чаше Господь вспоминает в самом начале нынешнего Евангелия, говоря: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его (Мк.10:33-34). Вот какова чаша Господня! Можете ли испить сию чашу Господню, о святые апостолы! Они же ответили: Можем.

Поистине эти святые апостолы достойны высоких престолов и владычеств, достойны великих почестей, славы и восхваления, ибо они не только не отказываются от чаши Господней, не убегают от нее и не удаляются, но даже с любовью и усердием обещают пить ее: Они отвечали: «Можем».

Здесь у меня есть слово к тем, которые удаляются от чаши Христовой, то есть от Божественного причащения Тела и Крови Христовой, и не хотят причащаться их часто. Но что я говорю: не хотят часто; они не хотят причащаться и редко: ни разу в год, в два, в три, как говорят мне об этом многие. Некоторые уже не причащаются десять лет, другие двадцать, а иные и всю жизнь свою не знают, что значит причаститься Божественных Таин, разве только, будучи младенцами, когда их крестили, причащались, но и этого они не помнят.

О какое нерадение о душе своей и не боголюбие! О холодные, как лед, сердца, нисколько не имеющие духовной теплоты!

Итак, я предложу вашей любви в нынешней беседе, как велико приобретение и польза для тех, которые часто причащаются Чаши Господней, то есть Божественных Таин, Тела и Крови Христовых, и как велика потеря и лишение тех, кто самовольно уклоняется от этого. Любовь же ваша пусть узнает прежде всего то, что Чаша Господня бывает двоякая. Первая — это Чаша самих страданий и смерти Господней, вторая же — чаша воспоминания о страданиях и смерти Господней.

Чаша страдания и смерти Господней совершилась на Голгофе, на Кресте, а Чаша воспоминания о смерти и страданиях Господних совершается на божественном Престоле во святой Чаше под видом хлеба и вина, являющихся истинным Телом и Кровью Христовой. Эта Чаша — воспоминание о смерти Господней, согласно словам апостола: Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете(1 Кор.11:26). И Сам Христос сказал: Сие творите в Мое воспоминание(Лк.22:19).

Апостолам было повелено испить обе эти чаши, то есть причащаться Тела и Крови Христовых и пострадать за Христа, и они испили их. Нас же Господь не принуждает пить чашу самих страданий и смерти Его (хотя это и необходимо для истинного христианина, если потребует время и случай), не принуждает, повторяю, чтобы мы распялись на вещественном кресте, чтобы мы были пронзены копьем и гвоздями, подобно Ему, Господу нашему, и Его святым апостолам, и чтобы мы предали себя смерти.

Господь знает немощь нашу, знает, что мы слабы и немощны, что не можем мы понести такой тяготы. Если мы не в состоянии вынести и малой какой-либо обиды от друга или одного какого-либо хульного слова (а все это было бы угодно Христу, когда бы мы так претерпели), то как бы мы могли терпеть в том случае, если бы наше тело было распинаемо на вещественном кресте, было пригвождаемо и раздробляемо на части? Ведь даже многие святые, не будучи в состоянии понести всего этого, скрывались в пустынях, горах и пропастях земных, как, например, Григорий, чудотворец Неокесарийский, и прочие. Итак, не принуждает нас Господь к такой нестерпимой чаше, но только желает, чтобы мы пили Чашу воспоминаний о Его страданиях и смерти, то есть, чтобы мы часто причащались Божественных Таин Тела и Крови Христовых. А в чем тяжесть этого, в чем горесть, в чем неудобство?

Теперь посмотрим, как велико приобретение и польза от причащения Чаши Господней и, наоборот, как велика потеря от непричащения? Сам Господь Своими Пречистыми устами так говорит во святом Евангелии: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин.6:54), — вот в чем приобретение. Наоборот: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53), — вот в чем лишение. Теперь всякий пусть смотрит и рассудит, что лучше: приобрести ли причащением Чаши Господней жизнь вечную, или же непричащением Чаши Господней потерять жизнь вечную?

Чаша Господня — это жизнь, и жизнь вечная, ибо вкушающий ее, по слову Господню, будет жить вовек (Ин.6:51). Без чаши же Господней последует вечная смерть, ибо уста Господни говорят: Не будете иметь в себе жизни.

Чаша Господня — это царство небесное, согласно слову Господа: Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, царство, да ядите и пиете за трапезою Моею(Лк.22:29-30), — а того, кто не имеет Чаши Господней, постигнет геенна, поглощающая изгнанных из царства.

Чаша Господня — это сообщество с Ангелами. Ведь если древняя манна была названа ангельским хлебом (хлеб ангельский ел человек: Пс.77:25) не потому, конечно, что она была вкушаема Ангелами, ибо они, как бесплотные, не нуждаются в пище, но потому, что была приготовлена и свыше ниспослана по повелению Божию служением Ангелов, то тем более Тот, Который говорит о Себе: Я есмь Хлеб, сшедший с небес (Ин.6:41). И эту манну, растворенную в Чаше Господней, подобает назвать ангельской пищей не потому, что Ангелы ее вкушают и пьют, но потому, что они ее всегда благоговейно окружают, честно почитают и поклоняются ей. Поэтому и причащающийся ее общается со святыми Ангелами и делается для них милым и любезным.

Итак, Чаша Господня — сообщество с Ангелами, а без Чаши Господней с кем будет сообщество, кроме бесов? Кого чуждаются Ангелы, того похищают бесы. Что, если бы спросить кого-либо так: чего ты больше хочешь — иметь ли жизнь вечную, или смерть вечную? Получить ли царство небесное, или геенну? Быть ли в обществе Ангелов, или же бесов? Не знаю, найдется ли такой, который сказал бы: мне лучше смерть, нежели жизнь, лучше геенна, чем царство, лучше бесы, чем Ангелы. Не всякий ли скажет так: лучше мне жизнь, чем смерть, лучше царство, чем геенна, лучше Ангелы, чем бесы, ибо всякий человек естественно и разумно больше желает лучшего, чем худшего.

Если же, о человек, ты желаешь лучшего, то почему пренебрегаешь Чашей Господней?

Если ты боишься вечной смерти, то почему отвращаешься от вечной жизни, находящейся в Чаше Господней?

Если геенны трепещешь, то почему не ухватишься за царство, находящееся в Чаше Господней?

Если избегаешь бесов, почему не приближаешься к Ангелам, благоговейно окружающим Чашу Господню?

В Чаше Господней и жизнь, и царство, и дружба с Ангелами.

О как велико приобретение Причащения от нее! Там же, где не вкушается Чаша Господня, там нет жизни, но смерть, нет царства, но геенна, и там далеко отстоят Ангелы, а бесы близко. О как велико лишение оттого, что не причащаются Чаши Господней!

Спрошу я еще. Кто хочет получить оставление своих грехов? Кто хочет, чтобы все злое, соделанное от юности, все его дела, слова и помышления были прощены, оставлены и преданы вечному забвению? Я думаю, что всякий желает такого блага. Поэтому я и говорю: если ты, человек, хочешь оставления грехов, то почему убегаешь от причащения Чаши Господней. Разве не слышишь, как Сам Господь говорит: Приимите, ядите... во оставление грехов, и: Пейте... во оставление грехов (Мф.26:26-28)?

Знаю, кто-либо так скажет: «Я недостоин, я грешен, поэтому и не дерзаю приступить ко причащению Божественных Таин». Ты хорошо говоришь, называя себя грешником, недостойным и не имеющим дерзновения, ибо кто может быть в совершенстве достоин? Никто из связавших себя плотскими похотями и сластями не достоин приходить и приближаться к Тебе, Царь славы, как говорит об этом святая молитва на Литургии. Но ты скверно делаешь, удаляясь и избегая Причащения, ибо во псалмах пишется так: Удаляющиеся от Тебя погибнут (Пс.72:27).

Это наше недостоинство бывает двоякого рода: недостоинство истинно кающихся и недостоинство тех, которые или неискренно каются, или вовсе не каются, или даже и совсем не хотят каяться.

Недостоинство истинно кающихся удостаивается Божественного Причащения во оставление грехов, ибо они просят, как недужные, врачевства согласно слову Христову: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф.9:12). Недостоинство кающихся ложно или же вовсе не кающихся не удостаивается Божественного Причащения, ибо написано: Не давайте святыни псам (Мф.7:6).

Кто же это кающийся истинно и кто кающийся ложно? Кающийся ложно есть тот, кто неискренно исповедует свои грехи перед Богом своему духовному отцу, но скрывает их, если же и искренно исповедует, то не сожалеет о соделанном зле. Впрочем, такой иногда отчасти и жалеет, однако же он не имеет в своем сердце твердого намерения и не полагает в уме твердого обещания не возвращаться к прежним грехам, но по-прежнему имеет надежду и желание делать то же. Такой недостоин Божественного Причащения. Пусть он не дерзнет, ибо если он дерзнет приступить ко Причащению, будет пить и есть во осуждение, и как в Иуду войдет в него после Хлеба сатана.

Кающийся же истинно есть тот, который, исповедуя свои грехи и жалея о них, полагает, надеясь на помощь Божию, твердое намерение никогда не возвращаться к своим прежним делам и всячески беречься от них. Такой сподобляется как Божественного Причащения, так и милосердия Божия, хотя бы он был и весьма недостойным. Примером такого сподобления при несовершенном достоинстве может быть преподобная Мария Египетская. О ней пишется, что она настолько была недостойна Божией милости из-за своей грешной жизни, что даже церковь не желала ее впустить внутрь себя, о чем она после сама рассказывала преподобному Зосиме на исповеди, говоря: «Когда моя грешная нога коснулась церковного порога, то церковь, принимавшая всех, не приняла меня, окаянной, но появилось как бы воинство для того, чтобы заградить вход, и возбранила мне войти какая-то сила Божия».

Когда же эта грешница положила в своем сердце истинное покаяние, намерение и твердое обещание никогда не возвращаться ко греху, то тотчас не только церковь ее впустила внутрь себя, но в тот же день она сподобилась причащения Божественных Таин, Тела и Крови Христовых, в церкви св.Иоанна Предтечи, что при Иордане, как об этом пространно пишется в ее житии.

Посмотрим теперь: она еще ни удовлетворения не принесла за свои грехи, не коснулась скорбного пустынного жития и постнических подвигов; едва один день прошел после ее скверной жизни, но уже от нее, истинно кающейся, не отнимается Чаша Господня.

Подобное тому находим и в Прологе, в 26 день декабря. Две женщины были оклеветаны перед епископом в прелюбодеянии. Епископ, желая узнать, правда ли это, помолился Богу, чтобы ему это было открыто, и повелел всем людям быть готовыми к причащению Божественных Таин, Тела и Крови Христовых. Когда он служил Литургию и начал причащать людей Тайнам, он видел, что лица одних подходящих были черными, как бы закопченными, а других — белыми и светлыми: у грешных были черные лица, а у праведных белые. Приступили же ко Причащению и те две женщины, имея белые и светлые лица, и как только причастились, тотчас просветились подобно солнцу. Когда епископ дивился этому, явился ему Ангел и сказал: «То правда, что ты слышал о прелюбодеянии этих женщин, но они покаялись истинным, честным покаянием и исповеданием и дали обет никогда не впадать в такое согрешение, поэтому Бог простил их грехи и сподобил их той благодати, которую ты видел сам».

Теперь рассудим. Те грешные прелюбодейные женщины были недостойны Божественного Причащения. Когда же они истинно покаялись и положили в своем сердце твердое намерение не возвращаться к греху, то сподобились и Причащения, и прощения, а также и Божией благодати, осиявшей их.

Итак, никто не удаляйся от Чаши Господней и только истинно покайся, и положи в сердце своем обещание не возвращаться, как пес, на свою блевотину. Имея такое покаяние, ты хотя и не совершил удовлетворения за свои грехи, хотя и не являешься достойными так, как подобает быть достойным, однако же, уповая на милосердие Божие, непреодолимое и всеми человеческими грехами, дерзай приступить ко Причащению. Дерзай со страхом, а бойся с надеждой, и причащайся, не сомневаясь в человеколюбии Божием, и получишь оставление твоих грехов.

Если ты мне не веришь, что истинно кающемуся святое Причащение служит ко оставлению грехов, то поверь неложным устам Самого Христа, Спасителя нашего, говорящего: Примите, ядите... во оставление грехов. Пейте... во оставление грехов.Если ты веруешь в Бога, то должен поверить и словам Божиим, а если ты не веришь словам Божиим, то, значит, ты и в Бога не веруешь. Бог говорит: «Причастись Моей Чаши», а ты сомневаешься. Бог говорит: «Ты получишь оставление грехов», а ты не веришь и говоришь: «Боюсь». Не бойся! Приступи без сомнений, с верой!

Хорошо ты делаешь, что боишься, но плохо поступаешь, убегая. Бог не враг для тебя, но Врач: Он исцелить хочет, а не погубить. Бог не супостат для тебя, но Отец: Он хочет не умертвить тебя, но оживить. Бог не зверь для тебя и губитель, но Благодетель милосердный, желающий спасения твоего, а не погибели. Почему же ты убегаешь от Его Божественной Чаши? Лучше тебе принять духовное врачевство и исцелиться, нежели, убежав от врачевства, впасть в большие греховные болезни и погибнуть. Лучше тебе, отбросив страх, прибегнуть к Отцу и насытиться Его бессмертной Пищи, нежели из страха уйти на чужую сторону и там питаться свинской пищей отчуждения, то есть греховными страстями. Лучше тебе притечь к своему милосердному Благодетелю, нежели держаться врага и служить губителю своему, ибо пока ты пребываешь в грехах без покаяния, до тех пор ты служишь дьяволу и являешься его рабом и пленником.

Чтобы не показалось кому-либо, что мы удалились от предположенного предмета нашей беседы, мы теперь снова обратимся к слову о пользе Причащения и к рассуждению о невыгоде непричащения.

Причащающийся часто Чаши Господней изменяется во Христа, — вот поистине пребогатое приобретение и польза. Тот же, кто не причащается Чаши Господней, но имеет общение с Чашей бесовской, тот превращается в беса, — вот в чем лишение и погибель вечная.

Как же соединяется со Христом причащающийся Чаши Господней? Это видно из слов Самого Христа, Господа нашего, говорящего так: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:56).

Блаженный Феофилакт, толкуя это место, говорит: «Здесь мы научаемся величию тайны Причащения. Ядущий Плоть и пьющий Кровь Господню пребывает в Самом Господе, и Бог в нем. Дивно и выше всяких слов сие соединение, которым Бог в нас и мы в Боге пребываем». И еще тот же блж.Феофилакт говорит от лица Христова: «Ядущий Меня, соединившись, живет со Мной и преображается в Меня, могущего живить его».

Внемлем же мы этому слову Христову в Феофилактовом толковании: «Преображается в Меня». Кто, говорю я, причащается Чаши Господней, причащается Тела и Крови Христовой, тот преображается во Христа. Согласно с этим говорит и святой Кирилл Иерусалимский: «Мы в святом Причащении соделываемся христоносцами и даже соплотными и сокровными Христу».

Святой же Кирилл Александрийский приводит такой пример: «Как воск, растопленный и влитый в другой растопленный воск, смешивается в один воск и по всем свойствам является одним и тем же воском, так и тот, кто принимает в себя Тело и Кровь Христову, соединяется с Ним, так что и Христос в нем пребывает, и он во Христе».

Слышишь ли, человек, свидетельства таких великих учителей и даже неложные слова Самого Господа? Разве теперь не имеешь веры и не познаешь богатого приобретения от Причащения Чаши Господней? Если им всем не веришь, то кому же ты поверишь?

Послушай же и еще одну дивную вещь. У людей, испытывающих Божественное Писание, есть такой вопрос: почему Иуда, предавая иудеям Господа нашего, дал им знак, говоря: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его (Мф.26:48)? Разве те не знали Христа, Которого так часто слышали учащим и так часто видели чудодействующим? Был ли в Иерусалиме такой, кто не знал Его хорошо? Ведь даже малые дети знали Его, ибо когда Он входил в Иерусалим, они вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! Какая же нужда была в этом Иудином знаке? Дал им знак, сказав: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его» (Мф.26:48).

Святитель Иоанн Златоуст в своем толковании выводит объяснение этой тайны: когда на последней Вечере святые апостолы причастились из рук Спасителя Тела и Крови Христовой, то все просветились своими лицами, у всех лицо стало подобно лицу Христа, и на какого бы апостола ни посмотрел Иуда, он видел, что лицо его по красоте и благодати подобно лицу Христову. Вот как говорит о них святой Златоуст: «Ученики имели по Причащении христоносные лица». Иуда тогда и подумал, какой знак нужно будет дать каиафовым слугам, по которому бы они узнали Христа. Ибо если бы они не узнали Его, то была бы опасность, что вместо Него они возьмут другого. Поэтому-то, когда архиерей послал отряд воинов, Иуда им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

Соединив вместе и прежде сказанное Феофилактово слово: «Ядущий Христа преображается в Христа» и это Златоустово: «По Причащении имели христоносные лица», — мы легко можем понять, как изменяется во Христа причащающийся Чаши Господней, ибо какова пища, таково и питаемое. Пища — Христос, потому и ядущего Он преображает в Себя. Кто ест Плоть Христову и пьет Кровь Его, тот во Христе пребывает, и Христос в нем.

О как велико приобретение от Причащения Чаши Господней, как велико богатство и польза в том, чтобы иметь Христа в себе, быть одно со Христом и соединиться с Ним! Что может быть больше этого? Что дороже и что достойнее?

Наоборот, кто не причащается Чаши Господней, но пьет чашу бесовскую, тот не только лишается Христа, но и превращается в беса. Знаете ли вы, что такое бесовская чаша?

Посмотрим в Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Он видел некую жену, ездящую на красном звере, облаченную в порфиру и украшенную драгоценными приборами, имеющую в руке своей золотую чашу, полную мерзостей и скверн своего любодеяния. Вот чаша бесовская, вот питье дьявольское: это есть мерзость скверны и любодеяния, кто живет скверно, кто любодействует и прелюбодействует, кто валяется в нечистотах плотских мерзостей, кто в настоящей окаянной жизни наслаждается страстями и сластями греховными, тот пьет чашу бесовскую, противную чаше Господней, о которой вспоминает и святой апостол Павел, говоря: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской(1 Кор.10:21).

То, как превращается в беса пьющий бесовскую чашу, видно из жития святого Нифонта, память которого празднуется 23 дня декабря. Он, в свои юные годы до покаяния живя скверно и в грехах, пил бесовскую чашу мерзких скверн любодеяния. И вот однажды пришел он к известному ему некоему богоугодному мужу, по имени Никодим. Никодим, посмотрев на лицо Нифонта, удивился и ужаснулся, однако же молчал. Тогда Нифонт сказал ему: «Почему ты смотришь на меня, как на незнакомого?» Никодим же ответил: «Поверь мне, брат мой, что никогда я не видел тебя таким, как ныне, ибо лицо твое страшно, как у эфиопа».

Мы же внемлем: святые апостолы, достойно причастившиеся Чаши Господней, казались имеющими свои лица подобными лицу Христову, юноша же тот, приобщавшийся чаше бесовской, казался бесом, имел лицо страшное, как у эфиопа, подобное виду дьявола. Истинно говорит Писание: Кто делает грех, тот от диавола (1 Ин.3:8).

О как велико лишение оттого, что избегают Чаши Господней! О как страшна погибель тех, которые пьют чашу бесовскую, то есть скверно и без покаяния живут в грехах своих!

Духовное богатство и приобретение душевной пользы от приобщения чаше Господней неисчислимы, лишения же, происходящие от бесовской чаши, невозможно передать словами. Обо всем этом говорить подробно нам и времени не хватит, поэтому я скажу кратко: Чаша Господня — это Чаша спасения, ибо достойно причащающийся ее, то есть с истинным покаянием, как было сказано выше, получает спасение. Чаша же мерзости и скверн любодеяния, чаша бесовская — это чаша вечной погибели, ибо пьющий из нее осуждается на вечное мучение.

Зная все это, возлюбленные, будем всячески отвращаться от чаши бесовской; постараемся же достойно и часто приступать к Чаше Господней. Хотя мы и недостойны, однако удостоимся милосердия Божия, если по силе нашей очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор.7:1), и положим в сердцах наших твердое намерение и обещание не возвращаться более к нашим прежним злым делам.

Когда апостолы хотели быть ближайшими у Христа, Царя славы, когда хотели быть боярами и об этом молили Его, говоря: дай нам, чтобы мы сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем, то им было повелено испить Чашу Христову: Можете ли пить Чашу, которую Я буду пить? И они не отказались: Они отвечали: «Можем».

Кто хочет быть близ Христа, кто желает стоять по правую руку Его во славе Его, когда Он придет со святыми Ангелами, тот пусть не отказывается пить Его Чашу и не избегает Божественного причащения Его Плоти и Крови. Вкушай Плоть Его и пей Кровь Его, и будут они тебе и для оставления грехов и близости ко Христу, и для союза любезного с Ним. Только прежде всего положи в сердце своем истинное покаяние и положи не откладывая, положив в сей час, в сию минуту, говоря вместе с Давидом: Сказал я: «Ныне я начал» (Пс.76:11), — не обождав начну, не утром, не завтра, но ныне, ныне сказал и ныне же начну с надеждой на помощь Божию. А Бог, уже давно ожидая твоего покаяния, будет рад тебе. Он тотчас откроет тебе двери Своего милосердия, удостоит Чаши Своей, сделает тебя близким к Себе в царстве Своем и сподобит тебя Своей славы, которую да получим и мы все. Аминь.

ВернутьсяСодержаниеДалее
Hosted by uCoz