В субботу четвертой Недели Великого поста

Поминайте наставников ваших (Евр.13:7).
Помни о конце твоем (Сир.7:39).

Поминайте и помни — эти два слова из Божественного Писания да будут, возлюбленные слушатели, основанием нашей настоящей беседы. Поминайте наставников ваших, отца и мать, ибо они прежде всего являются наставниками человека в юности его, а также и тех, которые наставники ваши по духу и о которых говорит вам слово Божие. Поминайте их, взирая на конец их жизни, помните их добрую жизнь, богоугодные дела, душеполезные слова и наставления, которыми они поучали вас, подражайте их вере и поревнуйте их богоугождению. Помня же о наставниках, помни всякий и последний твой вздох, смерть, гроб, тление и превращение в прах. Помни о конце твоем.

Память об этих двух вещах, то есть о прежде почивших наставниках и о своей кончине, великую приносят пользу. Для них она ходатайствует об отраде и милости Божией, для нас же испрашивает добрую жизнь, уберегающую от грехопадений. Помни,— сказано, — о конце твоем, и вовек не согрешишь. Будем хранить память о блаженной памяти преставившихся богоугодных мужах, будем воссылать о них к Богу свои хотя бы грешные молитвы и умилостивим Его человеколюбную благость. При памяти же о них вспомним и нашу кончину и предложим слово о памяти смертной, при Господнем содействии подкреплении слова.

Хвалю тот добрый обычай нынешних времен, по которому многие люди ходят ради обучения в другие государства, ибо из-за моря они возвращаются умудренными. Слышал также я, что некие мудрецы мысль о смерти назвали особой философией, особым любомудрием. Если же память смертная — это философия, то неудобно, сидя дома, учиться этой мудрости, но следует искать ее и в чужих странах.

Пойду теперь я не плотскими, но умственными ногами за море, в чужие страны, из Европы в великую Азию, из настоящих лет в древнейшие, давно минувшие. Так хаживал и св.Давид, говоря: Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух(Пс.76:6). Это значит, что он привел на ум и древнейшие прошедшие времена, и рассмотрел пророчески те, которые после нас будут, ибо умственные ноги движутся взад и вперед и настолько скороходные, что одним шагом доходят и до древних лет, и настигают будущие. Этим умственным хождением пойду и я в дальние страны и в прошедшие древние времена.

Прежде всего я пройду страну, пограничную между Европой и Азией, называемую Лакедемонской. В ней я вижу лакедомонского царя Павзания, сидящего на престоле своем с великой гордостью, и стоящего перед ним славного философа Симонида. Царь говорит философу: «Скажи мне что-либо из твоей философии, что было бы полезно для меня и осталось в памяти». Философ же ответил: «Помни, царь, что ты человек смертный». Не велик сей ответ, зато он полон великой мудрости. В нем философ предложил царю две мудрые и благопотребные вещи. Первая: помни, царь, что ты смертный человек, а не Бог. Ты имеешь рождение одинаковое со всеми людьми, а не какое-либо особенное. Ты имеешь тело такое же, как и у всех людей, а не какое-либо другое, ведь твое тело не из серебра, золота или какого-либо драгоценного камня, но из той же тины, гноя, тления и смрада, как и у всех людей. Помня это, не будь гордым.

Вторая вещь: помни, царь, что ты смертен, а не будешь жить вечно.

Сегодня ты сидишь на престоле, а наутро можешь быть во гробе.

Сегодня во славе, а завтра в смраде.

Сегодня в светлой палате, а утром в темной яме.

Сегодня в царской порфире, а утром в погребальном хитоне.

Сегодня в богатстве и могуществе, а утром, будучи мертвым, ты ничего не будешь иметь и не в состоянии будешь что-либо сделать.

Сегодня все предстоят тебе, а завтра ты останешься один в недрах земных.

Сегодня все тебя слушают, а утром — никто, ибо кто слушает мертвого, и что может повелеть мертвый?

Сегодня ты страшен для всех, а завтра кто убоится тебя, мертвого?

Сегодня на тебя смотрят очи всех, а утром прах земной скроет тебя от очей всех.

Сегодня ты неприступен, и только некоторые из вельмож приближаются к тебе, простолюдины же едва издали видят тебя, а утром, лежа в гробу, ты будешь попираем всеми.

Итак, помни, царь, что ты человек и что ты смертен. Мал ответ, но великая в нем сила.

Получив пользу в Лакедемонии, я пойду в Грецию. Слыша о славных афинских царях и об училищах мудрых философов, я иду туда, и вот вижу в Афинах некоего достойного мужа, отличающегося верхней одеждой философа. Кто же он такой? Спрашиваю. Оказывается, философ Солон, славный среди философов. Его считают одним из семи умнейших мудрецов Греции. Он и добрые гражданские законы написал афинянам, и несчастный конец предсказал Крезу, царю лидийскому, счастливому во всем.

Этот философ Солон, придя к своему эллинскому капищу, начертал на нем большими буквами. Я же, стоя издали, читаю, что он пишет, и вот вижу: «Познай самого себя». Зачем ты, философ, написал это на дверях вашего капища? Затем, говорит он, что сюда каждый день приходит множество народа, и поэтому всякий входящий может каждый день читать и подумать, какое значение в этих словах и чему они учат.

Поразмысли и рассуди о них сам. Как же их понимать? Положи в твоем уме такой вопрос: кто ты, откуда и куда идешь? Кто ты? Ты тленный человек, гнойный, немощный, подверженный всяким болезням, всяким злым случаям, всякому несчастью и всяким бедствиям. Откуда? Ты создан из праха земного, зачат от похоти плотской, рожден в болезнях материнских, произошел из нечистого места. Куда же идешь? В гроб. Нет иного конца никому: ни царю, ни князю, ни богатому, ни нищему, ни мудрецу, ни невежде; всем — гроб. А в гробе что? Тление, червь, смрад, гной, прах и крайнее уничижение. Итак, каждый познай самого себя. Неплохое учение и этого философа, следует похвалить его.

Получив пользу в Афинах, я иду дальше. Из Афин — в Дельфию. Там я вижу некоего Зенона, который вопрошает немого Аполлонова идола: как лучше устроить свою жизнь? Глупый спрашивает глупого. Какое может быть учение и какой можно получить совет от бездушного идола? Впрочем, по Божию повелению, и камень может издать глас свой, и идол заговорить. Идол заговорил. Но что же сказал он? Вот что он ответил Зенону: «Спроси у мертвых».

Должно быть, по повелению Божию, в поучение людям камень против своего естества проговорил чудесно, и проговорил полезное, будучи сам бесполезным: «Спроси у мертвых». Он этим как бы сказал так: если хочешь хорошо устроить свою жизнь, ищи полезного совета и разумного наставления у мертвых. Их спроси, они научат тебя, только пожелай слушать их. Но скажешь: как мертвый может научить живого, будучи бездушным, безгласным, имея немой язык и неподвижные уста? Поистине научит. Он молча скажет, будучи немым, возопиет, заговорит, не двигая устами и языком.

Что же он скажет? Он скажет не словом, но делом, не речью, но указанием на саму вещь. Послушаем же, что говорят нам мертвые: «О люди, мы некогда были тем же, что и вы ныне, вы же скоро будете тем, что и мы ныне. Вы ныне живете в пространстве, едите, пьете и веселитесь в сладостях мира этого. Прежде мы так же жили, а теперь мы в тесноте гробовой? Где пища? Где питье? Где веселие и услады мирские? Не лишились ли мы всего этого? Так же и вы скоро лишитесь всего этого. Мы некогда были живыми, как и вы ныне; придет же время, и вы станете мертвыми, как и мы ныне».

Кроме того мертвые говорят нам еще и нечто из Книги Премудрости Соломоновой: Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная. Как после прохождения корабля, идущего по волнующейся воде, невозможно найти следа, ни стези дна его в волнах; или как от птицы, пролетающей по воздуху, никакого не остается знака ее пути; или как от стрелы, пущенной в цель, разделенный воздух тотчас опять сходится, так что нельзя узнать, где прошла она; так и мы родились и умерли (Прем.5:8-13).

Вот как говорят они нам. Спросим же их обо всем. Если придет к кому греховное вожделение плотской нечистоты, спроси у мертвых, а именно у содомитян, горящих в неугасимом огне. Что они скажут тебе? Они скажут: если хочешь прийти на это огненное место и мучиться с нами вовеки, иди и делай, что захочешь. Захочет ли кто торжественно пировать каждый день, есть и пить, — спроси у мертвых, а именно у того богача, который, будучи в муках, возвел свои очи из ада, просил каплю воды от Лазарева перста на свой язык и не получил сего (см. Лк.16:23-24).

Если явится желание притеснять неповинных людей и делать им зло, спроси у фараона, неповинно притеснявшего народ Божий и утонувшего в море (см. Исх.14:28), а ныне утопающего в геенне. Хочешь ли восстать на твоих владык и строить козни против них, спроси Дафана и Авирона, восставших против Моисея и Аарона и пожранных землей (см. Числ.16:1-2,32-33). Хочешь ли соревновать беззаконникам, спроси жену Лотову, посмотревшую на Содом и превратившуюся в соляной столп (см. Быт.19:26). Хочешь ли грабить церковные вещи, спроси Илиодора, казначея сирийского царя Селевка, который, придя в Иерусалим, ограбил церковь и был убит ангельскими руками (см. 2 Мак.3).

Хочешь ли возноситься, надмеваясь в своей гордыне, спроси Ирода, о котором пишется в Апостольских Деяниях и который, величаясь, сидел с великой гордостью пред всем народом: его внезапно поразил Ангел Господень за то, что он не воздал славы Богу, и он умер, будучи изъеден червями (Деян.12:23). Хочешь ли уповать на богатство свое, спроси того евангельского богача, который говорил душе своей: Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк.12:19-20). Хочешь ли сделать что-либо злое, греховное, прогневляющее Бога, спроси грешников, которые содержатся в аду и осуждены на вечные муки. Что они скажут тебе? Посоветуют ли тебе прогневать Бога?

Итак, спрашивай у мертвых и будешь разумным. Ты научишься у них разуму, привыкнешь к мудрости.

Из греческих стран я иду дальше, в Египет. Слышу: у царя египетского Птоломея пир. Не потчует ли он тех семьдесят двух еврейских мудрецов, которые перевели ему Библию с еврейского языка на греческий, среди которых и святой Симеон Богоприимец? Иду туда и вижу: обильно носят блюда с кушаньями на царскую трапезу. Что царь там, я не дивлюсь этому, но то дивно, что вижу, как несут одно большое блюдо, а на нем положена голова трупа, без тела, без волос, без кожи, — только сама кость. Зачем же это? Неужели есть? Но кто же будет есть голую кость, да еще человеческую, кость давно умершего человека? Смотрю дальше. Вижу: ставят ту голову перед самим царем, а один из вельмож громогласно говорит царю: «Смотри, царь, таков и ты будешь!» Увидев это, царь вздохнул и смирился в своих мыслях. Потом, забывшись, он снова стал веселиться, и вот опять один из служащих показывает царю ту же голову и говорит: «Смотри, царь, таков и ты будешь!» И снова, вздохнув, царь смирился мыслию и растворил свое веселье памятью о смерти. О любомудрие! О дивная философия, память смертная! Спрашивал и он у мертвых, что делать, как жизнь свою устроить.

Теперь пора уже и домой возвратиться. Как будто немного уже поучились той философии — памяти смертной. Возвращаясь назад, я иду тем же путем, которым некогда Моисей вел по пустыне из Египта народ израильский. Вспомнив его, я мысленно вступаю в его время и, смотря как бы на совершающееся ныне, иду за полком израильским. Вот я достиг его, когда он стоит на некоем месте, и смотрю, что делают. Совершают жертву: по повелению вождя Моисея и архиерея Аарона священник Елеазар закалывает юнца в жертву за людские грехи (см. Числ.19:3). Присматриваюсь к обряду, с которым они совершают свою жертву, и вижу, что, выпустив в сосуд кровь из заколотого тельца, они ее сохранили, а все тело тельца сожгли в пепел вне стана, сожгли не на простых дровах, но на кедровых, и пепел потом также собрали в сосуд. После этого принесли воду из ключа и этой водой растворили пепел. Сделав это, люди пошли к той жертвенной святыне, а священник Елеазар со своими товарищами, взяв новые кропила, макают их в кровь и пепел, растворенный водой, и кропят каждого. Таким образом люди очищались от своих нечистот. Дивный обряд! Поскольку же все ветхозаветное было тенью и прообразом новоблагодатного, ищу, что предзнаменовали тот агнец, кедр, вода и пепел?

Святой апостол Павел объясняет, что все это было предзнаменованием Самого Христа, Спасителя нашего, Который был жертвой Богу и Отцу в очищение грехов всего мира, Который, будучи заклан, излил на нас Кровь и воду. Апостол говорит так: Если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел (Евр.9:13-14). Теперь ясное толкование само обнаруживается. Телец — Христос, кедровые дрова — Крест; вне стана телец сжигался, и вне Иерусалима Христос пострадал, согласно апостолу: И Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат(Евр.13:12). Будучи заклан гвоздями и копьем, Он источил из Своих Пречистых ребер Кровь и воду, и той водою и Кровью очищаются и освящаются люди. Что же прообразовал пепел? Смерть и воскресение, как Христово, так и наше. Как Христос был положен в гроб, как мертвый вменен в прах земной, но как птица феникс Он ожил из праха и воскрес из гроба, так и мы, превратившись после смерти в прах земной, снова оживем из праха и восстанем.

Слышала ли любовь ваша об упомянутой птице, именуемой феникс? В «Лексиконе», в повествовании святого Епифания, пишется, что эта птица обитает в Аравии и Индии, живет без пищи и питья, живет не только ветром, но и воздухом, живет пятьсот лет. Потом в крайней своей старости собирает сучки и ветки от благовонных деревьев, от кедра, кипариса и прочих, возносит их на высочайшую гору и холм и, сев на том месте в самое знойное время, загорается и сжигается солнечными лучами в пепел. Ночью же от небесной росы в том пепле зачинается один небольшой червь, который, мало-помалу вырастая, превращается в малого птенца, а потом и в большую птицу, и таким образом снова появляется феникс и живет свое время. Это и есть образ нашего воскресения из гроба. Теперь возвращусь к упомянутому прежде пеплу тельца.

Некоторые толкуют, что тот пепел тельца, которым кропились израильтяне, учил их памяти смертной, что всякому, кропящемуся им, было повелено помнить Божии слова, сказанные первому человеку Адаму: Прах ты и в прах возвратишься(Быт.3:19). Мы же обратим внимание на следующее. Животворящая Кровь с водой, истекшая из Пречистых ребер Христовых, имеет силу совершенно очистить нас от грехов наших. При этом необходим и пепел, — память смерти.

Многие часто причащаются Тела и Крови Христовой, но ведут неисправную жизнь. Почему? Потому что не научаются памяти смертной, не помышляют о смерти, не любят этой философии. Прекрасно описал это святой Давид: Несть восклонения в смерти их. Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. Изыдет яко из тука неправда их, преидоша в любовь сердца (то есть в прелюбодеяние). Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша. Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли (Пс.72:4, 6-9). Вот как много зла происходит оттого, что не поучаются памяти смертной и не помышляют о смерти. Нет у них памяти о смерти.

Возвратившись в свои места после хождения нашего ума, и совершая наши молитвы об упокоении душ блаженной памяти скончавшихся рабов Божиих, мы имеем твердую надежду, что принесенная за их души жертва, излиянная из ребер Христовых Кровь и вода, совершаемая в святой Чаше, окропляет и очищает души тех, за которых приносится и за которых изливается.

Если Кровь и вода Христовы, однажды пролитые на Кресте, омыли грехи всего мира, то ныне те же Кровь и вода, а не иные, неужели не очистят наших грехов? Если тогда Кровь Христова искупила из рабства врагу многие, бесчисленные души, то ныне она же, а не иная, неужели не искупит этих поминаемых душ? Если страдание Христово тогда оправдало столь многих, то ныне то же Христово страдание, вспоминаемое совершением Божественной Жертвы, неужели не оправдает тех, которых мы поминаем? Мы твердо веруем в силу Крови Христовой, истекшей с водою из Его ребер, мы твердо веруем, что она очищает, искупает и оправдывает своих рабов, которым да будет вечная память в царствии небесном и в Церкви святой на земле среди благочестивых людей. Аминь.

НазадСодержаниеВ субботу пятую
Hosted by uCoz