В Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Произнесено к простому народу в Ростове

Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге; иное упало на камень; а иное упало между тернием (Лк.8:5-7).

В нынешний воскресный день мы слышали на Божественной Литургии святое Евангелие или, вернее, Самого Господа, говорящего нам притчу о сеянии семян, из которых одно упало при дороге, другое на камне, третье в тернии, и только немногие попали на добрую землю.

Семя, упавшее на плохие места, погибло: при дороге оно было затоптано ногами и поклевано птицами, на камне высохло, в тернии было подавлено. Попавшее же на добрую землю проросло и принесло плод. Толкование этой притчи мы слышали в том же Евангелии, но поскольку толкование заключается в кратких словах и, думаю, не у всякого оно вместилось в уме, то мы с Божией помощью хотим хотя бы кое-что из нее изъяснить попространнее.

Семя — это слово Божие, а земля — сердце человеческое. Доброе сердце — это добрая земля, злое же сердце — злая земля, утоптанная ногами как путь, твердая как камень и острая как терний. Господь Бог наш от начала мира сеял слово Свое в сердцах человеческих: сначала через праотцев и пророков, которые проповедовали слово Божие, потом Сам, воплотившись от Пречистой Девы Марии, явившись на землю и пожив с людьми, ибо Он проходил города и селения, уча и благовествуя царствие Божие; затем Он послал Своих апостолов во вселенную сеять семена слова Божия, а после апостолов Он на это поставил учителей церковных, и эта обязанность дошла даже доныне, до архиереев и иереев, которые должны сеять духовные семена, то есть слово Божие.

Но горе нашему окаянному времени, ибо совершенно пренебрегается это сеяние, совершенно оставлено слово Божие, и никто не заботится о душе своей и ближнего, чтобы во время последней жатвы представить ее Богу не тщетной и не пустой. Не знаю, кого нужно прежде всего считать окаянным: сеятелей или землю, иереев или сердца человеческие, или же и тех, и других вместе. Вместе были негодны, нет делающего доброе, нет ни одного (Пс.52:4).

Сеятели не сеют, а земля не принимает. Иереи небрежны, а люди заблуждаются. Иереи не учат, а люди пребывают в невежестве. Иереи не проповедают слова Божия, а люди не слушают и даже не хотят слушать. По обе стороны худо: иереи глупы, а люди неразумны. Пастыри заблуждаются, а овцы за ними идут, сами не зная куда. Слепые водят слепых, и вместе они падают в яму (ср. Мф.15:14).

Бог, разгневавшись в древности на еврейский народ, грозил через Своего пророка Амоса, говоря: Пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слова Божия. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его (Ам.8:11-12). Я знаю, что все невежды не считают голод слышания слова Божия за великое наказание, посылаемое нам Богом за грехи наши. Наказание голодом хлеба у них считается большим, нежели голодом слышания слова Божия.

О неразумные! Неужели вы не знаете, что больше: тело или душа, и какая пища достойнее и полезнее: тленная или нетленная, плотская или душевная, и какое лишение больше: скудость ли хлеба, или слова Божия. Злом является и голод хлеба, но еще большее зло — голод слова Божия. Ведь хлеб укрепляет только временную нашу жизнь, слово же Божие устраивает нас в вечную жизнь. Тленный хлеб умеет возделывать всякий земледелец, проведать же нетленное слово Божие не всякий умеет.

Этот душевный голод, голод слышания слова Божия, очень усилился в нашей епархии, поскольку нет ни сеятелей духовного семени, ни доброй земли. Нет, говорю, учителей, нет и сердец, удобных для принятия учения. Есть, как слышно, только окаянные сеятели, сеющие плевелы среди пшеницы. Плевелы — это раскольнические учения, а земля окаянная, которая принимает плевелы, это те окаянные сердца, которые внимают раскольническому учению и прельщаются им. Долготерпеливый Господь оставляет их расти до жатвы, во время же жатвы Он повелит жнецам, говоря: Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их (Мф.13:30), — и сожжет плевелы огнем неугасающим.

Архиерею же, поставленному Богом здесь на пастырство, немало печали о погибели многих душ человеческих, как и Давид говорит: Печаль объяла меня при виде грешников, оставляющих закон Твой (Пс.118:53), оставляющих слово Божие и внемлющих лживым и лестным учениям; печаль о том, что не принимается его архиерейское учение, при этом учение не его самого, но слово Божие, ибо он поучает не от себя, но на основании евангельских и апостольских писаний; печаль о том, что дети не слушают отца, овцы не следуют за пастырем, ученики не внимают учителю, избегают святой Церкви, чуждаются церковных святынь и делаются чадами гнева, сынами погибели, наследниками ада, которым ничего иного нельзя ожидать, как только геенны огненной вместе с бесами.

Сеет он семена слова Божия в сердцах наших, но они падают в нас при пути, затаптываемом ногами. Мы слышали в святом Евангелии, что семени, падающему при дороге, причиняется двоякий вред: во-первых, оно попирается ногами ходящих, во-вторых же, его расклевывают птицы. Развращенное человеческое сердце есть как бы путь общенародный, по которому ходят люди и скоты и попирают его.

Попирают развращенное сердце всякие суетные, злые, скверные помышления и страстные вожделения, не только человеческие, но и скотские. Сравнялся, — говорится, — со скотами несмысленными и уподобился им (Пс.48:13). Если в такое сердце попадет слово Божие, то оно тотчас попирается злыми, скверными помышлениями и не приносит плода. Но одного попрания не довольно, его еще и птицы клюют. Упало, — говорится, — при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его (Лк.8:5).

Какие же это птицы? Толкует это Сам Христос Господь: Приходит дьявол и уносит слово из сердца их (Лк.8:12). Дьявол — это птица, клюющая слово из сердца человеческого; это была небесная птица, но уже свержена с небес в ад. Не желая же жить в аду, она вышла на землю в поднебесную, сделала себе гнездо в пустыне, в Брынских лесах, и расплодила себе многих птенцов. Там дьявол умножил себе учеников и, как птиц из гнезда, посылает их оттуда во все города и селения клевать семена слова Божия и истреблять учение Православной Восточной Церкви, и почти все уже семена они поклевали и истребили на всех сердечных нивах, ибо мало в ком можно теперь видеть истинное благочестие и Православную веру.

Добрым является семя слова Божия, которое учит нас не удаляться от святой Церкви, но держаться около нее как чадам около матери, родившей нас святым Крещением, но птицы бесовские, раскольники, вылетев из своего Брынского гнезда, поклевали это семя, научив многих избегать святой Церкви и гнушаться святынь Божиих, обманывая и соблазняя простых мужиков и баб, и говоря: «Уже ныне Церковь не Церковь, попы — не попы».

О окаянные, бесовские птицы! О несмысленные галаты! Кто соблазнил вас противиться истине? (Гал.3:1). Разве изменилась Церковь? Разве прекратилось священство? Разве Церковь не пребудет до Судного дня, и врата ада, — по словам Господа, — не одолеют ее (Мф.16:18)? Неужели Христос Господь уже оставил Свою Церковь, которую Он искупил драгоценною Своею Кровию? Неужели Он солгал, сказав: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20)? Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф.24:35), — а вы, окаянные, говорящие, что Церковь уже не Церковь, считаете слова Господни ложью! Кому лучше верить: вам или Христу Господу?

Доброе есть семя слова Божия, которое учит исповедоваться и причащаться Божественных Тайн часто или хотя бы однажды в год. Птицы же бесовские, раскольники, вылетев из проклятого своего гнезда, из Брыни, поклевали это семя, научив многих чуждаться Святого Причащения как какой-то мерзости, и много есть таких, которые от самого рождения не помнят, причащались ли они когда-либо. Но удивительнее всего то, что даже многие жены и дети иереев никогда не причащаются. Это мы узнали так: приходят иерейские сыны, чтобы их поставили на места их отцов, и когда мы их спрашиваем, давно ли они причащались, то многие искренно говорят, что не помнят, когда причащались.

О окаянные иереи, не радеющие о своем спасении! Как они могут радеть о, святой Церкви, если домашних своих нё приводят к святому причащению (ср. 1 Тим.5:8)? Как они могут приводить прихожан, если не заботятся о спасении душ тех, что дома, говорю об их женах и детях? Как такие могут заботиться о душах всех православных христиан? Разве не слышали и не читали вы, иереи, слова Господа, Который говорит: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин.6.33)?

Знаю, что многие отговариваются своим недостоинством, говоря, что они недостойны. На это всякому я отвечу так: пока ты пребываешь в каких-либо смертных грехах, ты поистине недостоин и будешь есть и пить в осуждение себе; если же ты истинно каешься в своих грехах, сожалеешь, плачешь и больше не хочешь совершать злое, то приступай не сомневаясь, и послужит тебе Причащение во спасение. Господь ведь пришел не ради праведных, но ради грешных, чтобы спасти их. Пришел Владыка наш не для того, чтобы здоровых исцелить, но для того, чтобы уврачевать больных. Он и дал нам Плоть и Кровь Свою во оставление наших грехов. Он так и призывает нас: Приимите, ядите во оставление грехов. Пейте во оставление грехов (Мф.26:26-28).

Если ты недостоин из-за грехов, то сделайся достойными через покаяние. И святая Мария, если помните ее житие, пока пребывала в грехах, до тех пор была недостойна не только причаститься Божественных Таин, но даже и войти в церковь, и когда она хотела войти в церковь, то сила Божия отбрасывала ее прочь. Когда же она покаялась истинным покаянием, тотчас в тот же день к вечеру сподобилась причащения Тела и Крови Христовой в церкви Предтечи, что при Иордане, как пишется в ее житии.

Добро и то семя слова Божия, которое учит жить в супружестве по Божьему закону чисто, целомудренно, не в прелюбодеянии, не оскверняя супружеского ложа. А ныне бесовские птицы, что в Брыни, поклевали это семя, ибо доходит до нашего слуха, что в их Брынских скитах, в бесовских гнездах, учат иметь общих жен и считать блудовство не за грех, но за любовь Христову.

О окаянные, богомерзкие птицы! Где Христос заповедал такую любовь, чтобы блудодействовать? Не больше ли Он учит чистой жизни, будучи Сам Чистым и Непорочным. Блуд — это любовь не Христова, но плотская, дьявольская, беззаконная. Где есть такой закон, чтобы иметь общих жен?

О ужасное беззаконие! Ведь такого беззакония нет даже ни у язычников, ни у турок, ни у татар, ибо все они имеют супружеский закон и за прелюбодеяние наказывают. Брынские же учителя, называющиеся святыми отцами, поучают соблазненных такому беззаконию. Не николаитская ли это ересь? Приятно ли это Господу Богу? Послушайте, что пишется в Апокалипсисе.

Видел однажды святой Иоанн Богослов Христа Господа, ходящего между семью светильниками, и из уст Его исходил отточенный, обоюдоострый меч (Откр.1:16). Мы же посмотрим, на кого Господь наш изострил тот обоюдоострый меч. Вот мы слышим, как Он говорит Своему возлюбленному ученику Иоанну: Ангелу Пергамской Церкви напиши: «Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч. Имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» (Откр.2:12,14-16).

Мы же внемлем, с кем хочет Господь наш сотворить борьбу мечом уст Своих, изостренным с обеих сторон? С держащимися учения николаитов. Каково же было николаитское учение? Такое же, как и Валаамово. В чем же заключалось учение обоих? В том, чтобы блудодействовать, иметь общих жен.

Это-то учение и ненавидит Христос Господь. У тебя есть, — говорит, — держащиеся учения николаитов, которое Я ненавижу. При этом Он настолько сильно ненавидит это учение, это беззаконие, что вооружается на совершающих его, как на Своих явных врагов, готовит на них меч обоюдоострый, изостренный, и хочет поднять против тех войну мечом уст Своих: Сражусь, — говорит, — с ними мечом уст Моих.

Слышите ли эти слова Господа, брынские учителя, считающие себя святыми отцами, на самом же деле — проклятые волки, бесовские птицы, держащиеся николаитского учения, блудники, прелюбодеи и сквернители, которых ненавидит Христос Бог. Слушайте, устыдитесь и покайтесь, чтобы не поразил вас меч обоюдоострый, исходящий из уст Христовых.

Вы же, правоверные и православные христиане, боголюбивые чада Церкви Христовой, верные и истинные рабы Господни, остерегайтесь тех соблазнительных бесовских птиц, вылетающих из Брынского гнезда и воровски здесь скрывающихся, и соблазняющих тех заблудших безумных людей, которые скрывают их у себя в подпольях, не зная закона Божия и истинного пути, и для которых кончиной будет погибель, от коей да избавит нас Христос Господь милосердием Своим.

Аминь.

Неделя 20-яСодержаниеВ Неделю 22-ю
Hosted by uCoz