В Неделю 14-ю по Пятидесятнице и на Усекновение честной главы святого славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа

Произнесено в Москве, в Иоанновском монастыре, в 1708 г.

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф.22:2).

Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир (Мк.6:21).

В нынешних Евангелиях, возлюбленные слушатели, мы слышим о двух пирах. В рядовом недельном Евангелии мы слышим о брачном пире царевича, в Евангелии же праздничном — о пире в день рождения Ирода. Два пира: один добрый, другой злой. Добрый пир — брачный пир Царского Сына, то есть Христа, Господа нашего, обручившего Себе Церковь святую, с которой Он соединился, искупив ее Своею Кровью. Злой пир — пир в день рождения Ирода, на котором святому великому угоднику Божию Иоанну Предтече неповинно была отсечена глава.

Кто пиршествует на этих пирах? Какого чина люди? Евангелие говорит, что на брачном пире царского сына ликуют все простолюдины, собранные с улиц и дорог, убогие и нищие: Сказал рабу своему: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк.14:21). На Иродовом же пиру все люди начальствующие: Ирод делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским (Мк.6:21). Нет там ни одного убогого простолюдина. Христос призвал на пир Свой убогих, а Ирод на свой пир собрал богатых.

Я же хочу присмотреться умными очами к обоим тем пирам и доподлинно узнать и увидеть, кто именно и на каком пиру сидя пиршествует? Хочу узнать не по именам только лиц человеческих, но по признанию добрых или злых нравов человеческих. Кого я увижу, и любви вашей скажу, что они едят, пьют и кто их увеселяет, все это я возвещу при Господнем содействии.

Когда я направляю мои очи для того, чтобы видеть два пира, то прежде всего я тотчас вижу Иродов пир, как бывший прежде страдания и Воскресения Христова, ибо прежде чем Христос совершил брак Свой с невестой Своей Церковью, искупленной Кровью, и сказал на Кресте: Совершилось, — пир Иродов уже совершился. Итак, я сначала посмотрю на Иродов пир, как совершившийся прежде.

На Иродовом пиру хотя и много было звано князей, бояр и старейшин Галилейских, однако же из своенравных гостей я вижу только три лица. По-гречески они называются Афродита, Дионис и Арей, по-римски — Венус, Бахус и Марс, а по-славянски — прелюбодеяние, пьянство и бесчеловечие или человекоубийство, ибо Ирод, прелюбодействуя, упился, а упившись, убил мечом святого Иоанна Предтечу.

На первом месте сидит Афродита, или Венус, а по-нашему — прелюбодеяние, ибо эта страсть обыкновенно везде начальствует и даже царствует, поскольку все, что в мире — похоть плотская (1 Ин.2:16). Не напрасно Диоген, греческий философ, блудную страсть назвал царицей царей, потому что она властвует не только над обыкновенными людьми, но и над царями, ибо эти властвуют над народами, а она царствует над ними.

Видеть это можно было еще и прежде на примере Дария, Персидского царя, с головы которого его наложница Апамина, дочь Вартакова, сидя по правую его руку, сняла царскую диадему, возложила ее на себя и била царя по щекам, он же только смотрел на нее с раскрытыми устами. Когда она смеялась с ним, он смеялся; если же она разгневается, он утешает ее, пока она не начнет говорить с ним. Подобно тому история повествует и об Аларихе, готтском царе, славном и сильном, что он не гнушался очищать сандалии своей блудницы Пинфии, оказывая рабские услуги блудной женщине, которую безмерно любил. О страстное порабощение! Тот, кто был страшен многим народам, непобедим в битвах, царствовал в Риме, владел странами, тот был рабом блудницы! О крайняя слепота, безумие и бесстыдство!

Такая-то царица и возобладала Иродом. Она повелела ему прелюбодействовать, повелела ему, как рабу и пленнику своему, ибо греховной страстью она пленила его, поработила себе и вовсе закабалила, а он служил ей, как плененный раб, и все повеления ее исполнял с кротостью и усердием.

Повелела: «Прелюбодействуй», — и прелюбодействует.

Повелела: «Упейся», — и упивается.

Повелела: «Убей», — и убивает угодника Божия Иоанна Предтечу.

На противоположном же пире, на пире Царского Сына — Христа Спасителя нашего, вместо любодейной страсти сидит целомудренная чистота, ибо Тот Пречистый и Нескверный Жених как Сам родился от Пречистой Девы и вскормлен пречистым девическим молоком, так и чистых любит, чистым дает почивать на Своем лоне и им вручает Мать Свою. Не девственнику ли Иоанну Он дал на Тайной вечери возлежать на груди Своей? Не ему ли под Крестом вручил Мать Свою? Жено! Вот сын Твой; Вот Мать твоя (Ин.19:26-27).

Правда, Он не гнушается и скверными грешниками, как говорят о Нем ненавидевшие Его иудеи: Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками (Мф.9:11), — но Он не гнушается только таких грешников, только с такими имеет общение, которые каются с истинной душой, которые с праведным сердцем, с умилением и молитвами приходят к Нему, только таких Он не гонит от Себя. Приходящего, — сказал, — ко Мне не изгоню вон (Ин.6:37). Не только не гонит приходящего, но отечески обнимает его с распростертыми объятиями и удостаивает Своего пиршества. Но нечистые, некающиеся, ожесточенные грешники, каждый день оскверняющиеся и не хотящие отстать от своей скверны, пусть не приближаются к Пречистому Жениху, ибо на этот пир не призывают никого нечистого, и не может войти туда никакая скверна. Там при входе стоит самый чистый девственник, святой Иоанн Богослов, и громким голосом изгоняет всех нечистых, говоря: Вне — псы и чародеи, и любодеи (Откр.22:15), а Жених, сидя на Своем месте, приказывает: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф.7:6). Итак, вон, бесстыдные, вон, свиньи скверные, валяющиеся в грязи греховной тины, в грязи прелюбодеяния и любодеяния, прочь от пира Христова!

Снова смотря на Иродов пир, я вижу сидящего подле Венеры Бахуса, который у греков был богом чревоугодия, богом объедения и пьянства, о котором вспоминает и апостол: Их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном (Флп.3:19). У греков самым любимым богом был тот, который велел есть да пить, а о завтрашнем дне не думать, который велел даже пресыщаться и упиваться, а о душе не радеть. Но не только грекам, но, как вижу я, и нашим так называемым православным христианам тот божок не нелюб, понравился, ибо очень склонны к чревоугодию, подражая ученику Бахуса Лютеру. Не соблюдать, говорят, постов — не грех; пьянствовать день и ночь — общительность; проводить время в гуляньях — это дружба. Что же касается того, что будет после смерти, что касается души, то говорят: “Куда ей идти? Это сказка”. Вот каково учение Бахуса, бога чрева. А кто не знает, каков нрав такого пьяницы?

Славный среди древних греков философ Анахарсис говорил, что виноградная лоза рождает три грозди: первая — гроздь наслаждения, другая — упоения, а третья — печали. Тот философ этим указывает на то, что незначительное употребление вина служит наслаждению и здоровью человека, ибо утоляет жажду, дает исцеление чреву и веселит сердце человека (Пс.103:15), а многое употребление вина делает человека пьяницей, порождает многочисленные ссоры, разжигает ярость и возбуждает на драки и битвы, и за этим следует немалая печаль.

Если мы захотим подробно рассмотреть силу пьянства и если назовем пьянство виноградом, то мы найдем родящиеся от пьянства гроздья, приносящие человеку не пользу, но вред и печаль, — найдем не три, но больше, а именно десять. Итак, пусть пьянство будет названо нами виноградом, но не благоплодным, а разве тем, о котором пророк Моисей во Второзаконии пишет: Виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их — ягоды ядовитые, гроздья их горькие; вино их — яд драконов и гибельная отрава аспидов (Втор.32:32-33). Поистине, пьянство содомогоморрское — это виноград, родящий не иные какие гроздья, как только гроздья, полные желчи, горечи, змеиного и аспидного яда. Каков сад, таковы и плоды в нем.

Итак, первая гроздь пьянственного, желчного винограда — это помрачение ума, изменение разума и погубление памяти, ибо пар и сила вина, восходя из желудка, наполненного вином, в голову, туманит мозг и смущает ум. Потому-то есть много таких, которые в пьяном состоянии не помнят себя, не знают, что делают и что говорят, подобно безумным. Если с ними случится даже какое-либо зло, бесчестье ли, раны ли, они на утро ничего не помнят. На таких исполняется написанное в Притчах: Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал (Притч.2:35).

Другая гроздь — это бесстыдство, ибо пьяный никого не стыдится, но, потеряв стыд, произносит скверные, хульные, бесстыдные, гнусные, невыносимые для целомудренного слуха слова. Уста его делаются как бы пустым хлевом, полным смрадного гноя, а язык его становится как бы лопатой, выбрасывающей гной. Сердце такого есть ничто иное, как сокровищница многих зол, из которой не может происходить ничего доброго, но только злое, согласно словам Евангелия: Злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его (Лк.6:45).

Третья гроздь пьянственного винограда — это несоблюдение тайны, ибо все то, что трезвый глубоко в своем сердце скрывает, погребя молчанием, будут ли это свои или вверенные ему кем-либо другим тайны, все это пьяный делает известным для всех. Кроме того, и все, что было совершено давно и предано забвению, он вспоминает и как мертвеца воскрешает. Такой подобен бочке, полной нового питья, в которой при шумящем и изливающемся питье дрожжи не удерживаются на дне, но поднимаются наверх и, гонимые из бочки внутренней теплотой, вытекают вон. Подобно этому и в пьяном человеке сила опьянения возмущает сердечные тайны и гонит их вон. Он своими устами открывает тайны подобно тому, как дрожжи поднимаются со дна бочки, и, что обычно бывает, как пища из желудка, исполненного пьянством, выбрасываются и тайны блеванием. В пьяном обе эти, то есть и пища и тайны, превращаются в блевотину.

Четвертая гроздь пьянственного содомогоморрского винограда — это распаление похоти на плотское смешение. Потому-то апостол и увещевает: Не упивайтесь вином, от которого бывает блуд (Еф.5:18), а святой Василий Великий говорит: «Несомненно, от вина, как от некоего источника, проистекает безудержная похоть, которая много превосходит даже неистовство всех бессловесных по отношению к женскому полу. Ибо бессловесные животные не переходят границ естественного, а упивающиеся вином в мужчинах ищут женского пола и в женщинах — мужского пола».

Пятая гроздь, исполненная змеиного и аспидного яда, — это ярость, гнев, вражда, ссоры, драки и кровопролития. Пророк Осия говорит: Князья стали разьяренными от вина, и не только князья, но и простолюдины, исполнившиеся вина, восстают друг на друга яростию (Ос.7:5). Потому-то и Приточник выражает порицание: У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вино приправленное (Притч.23:29-30).

И Сирах увещевает: Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых — пьянством (Сир.31:29-30). И еще тот же говорит: Горесть для души — вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного (Сир.31:34-35).

Шестая желчная гроздь пьянственного винограда — это повреждение здоровья, ослабление телесных сил, дрожание рук, головная боль, изменение глаз, бедствования желудка, стоны, недуги, преждевременная старость, уменьшение лет жизни и ранняя кончина.

Седьмая гроздь — растрата имущества, погубление богатств и отсутствие прибылей. Работник, преданный пьянству, — говорит Сирах, — не будет богат (Сир.19:7). О как много таких, которые от великого богатства пришли к крайней нищете! Примером этого может быть блудный сын.

Восьмая несладкая гроздь — лишение спасения, ибо пьянство губит подобно вещественным имениям и духовные богатства. Оно осмеливается на все грехи, ибо тот грех, которого трезвый человек гнушается, боится или стыдится, в пьяном виде совершить он не стыдится, не боится и не гнушается.

В Патерике есть повесть о некоем египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. «Соверши, — говорил он, — какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся — и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я уже не буду тебя искушать никакими искушениями».

Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне».

И вот, взяв свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму, и упился. По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды. Разве только потом истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением.

Вот как пьянство толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели. Об этом ясно говорит святой Златоуст: «Пьянство, если в ком найдет и целомудрие, и стыд, и разум, и кротость, и смиренномудрие — все повергает в бездну законопреступления». Не лишится ли спасения своего и не будет ли отвержен от наследия небесного тот человек, который через пьянство лишился всех своих добродетелей? Истину говорит апостол: Пьяницы царства Божия не наследуют (1 Кор.6:10).

Девятая желчная гроздь — гнев Божий, ибо пьянствующий, преступая заповеди Божии, подвигает на гнев Бога своими грехами. Поэтому пророк Исаия восклицает: Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра, и гусли, тимпан, и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют (Ис.5:11-12). Таким и пророк Иеремия говорит: Пейте и опьянейте, и изрыгните и падите, и не вставайте при виде меча, который Я пошлю на вас (Иер.25:27).

Десятая и самая горькая гроздь пьянственного винограда есть несомненная погибель души, ибо иные грешники, когда приблизятся к часу своей смерти, могут каяться и сожалеть о грехах, имея трезвый ум; пьяный же, как может, умирая, покаяться, если он не помнит себя и не знает, что приблизилась к нему неожиданная кончина? Умирающий же без покаяния неизбежно попадает в геенну.

Вот каковы гроздья того содомогоморрского винограда, то есть пьянства, вкус которых хотя вначале и кажется сладким, но после превращается в желчную горечь и в змеиный и аспидный яд.

Все это сказано не для похуления вина, но для укорения пьянства, ибо вино создано Богом на радость и здоровье людям, а не для пьянства и вреда. Послушаем, что говорит святой Златоуст: «Вино дано для того, чтобы мы веселились, а не безобразничали, чтобы смеялись, а не были осмеяны, чтобы мы были здоровы, а не болели, чтобы исправили слабость тела, а не уничтожали душевную крепость». Еще он же в другом месте говорит: «Пьянство не от вина, но от безмерного употребления, ибо вино нам дано не для иного чего, как только для телесного здоровья, но этому препятствует его безмерное употребление».

Из этих слов учителя видно, что не вино виновато, но невоздержание пьющих без меры. Тот же святой считает пьяниц за их безмерное пьянство бесчестнее псов, ослов и прочих бессловесных животных, ибо всякое животное не ест и не пьет больше, чем нужно, и никто не может принудить его, чтобы оно ело или пило больше, чем желает его природа. Пьянствующий же человек и без принуждения все больше и больше наполняет свое чрево, так что даже сам себе вредит. Смотри об этом «Нравоучение 57 в Беседе на святого евангелиста Матфея».

Напротив, на пиру Жениха Небесного, Христа Спасителя нашего, возле целомудренной чистоты сидит святое воздержание и поддерживает чистоту, ибо чистота ослабевает без воздержания, утверждаясь же на воздержании, она сильна. Итак, возле чистоты на пиру Христовом сидит воздержание, а сидя, соблюдает пост. Она если ест и если пьет, то во славу Божию ест и пьет, а не для угождения чреву. Хотя она и ест, однако же встает от трапезы несколько голодной, и хотя пьет, однако же оставляет в себе немного жажды. Ест она не до пресыщения, пьет не до опьянения и только немногим не сравнивается с постящимся. Что же касается того, чтобы нарушить церковный пост, то это она считает тяжким смертным грехом, которого не попусти Боже! Она знает нрав Жениха, Который постился в пустыне сорок дней и сорок ночей. Хотя о Нем завистливые и говорили иное: Вот человек, который любит есть и пить вино (Мф.11:19), однако же Он Сам воздерживался от всего и учеников Своих учил: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались обьядением, и пьянством, и заботами житейскими (Лк.21:34).

Бахус, бог чревоугодия, с учеником своим Мартином Лютером, говорит так: необходимо в полкáх не смотреть на пост и есть в посте мясо, чтобы солдаты были сильными на войне, крепкими в бою и не ослабели бы в сражении от поста и воздержания. Отвечая на это не сразу, я напомню историю с Гедеоном. Израильтяне в древности были весьма притеснены мадианитянами, и по причине многих бедствий они возопили к Богу. Смилостивился над ними Бог и дал им вождя — мужа сильного, именем Гедеон, который, собрав силу израильскую, пошел на Мадиама. Господь Бог велит ему не вести с собой большую силу для сражения, но избрать только лучших и храбрейших воинов. Приблизившись ночью с тремястами избранных мужей к бесчисленной силе мадиамской, Гедеон по повелению Божию сам с одним только отроком ползком проник в мадиамский стан и, ходя в нем тихо, прислушивался. И вот слышит, как один воин, пробудившись от сна, рассказывает свой сон своему другу: «Будто тесто хлеба ячменного катилось от полка Гедеонова и прикатилось в наш мадиамский стан к мадиамской палатке, побило ее, опрокинуло, и упала палатка». На это друг его ответил: «Это не тесто, но копье Гедеоново: предаст Господь в его руки Мадиама и весь полк наш». Услышав это, Гедеон поклонился Господу, возвратился к своим, приготовился к битве и, напав на мадиамский полк, побил его и разогнал вконец.

Здесь я спрошу: почему к мадиамской палатке прикатилось, чтобы опрокинуть ее, не мясо, которое едят в полках, но хлебное тесто, и притом хлеба не пшеничного, но ячменного? То ячменное тесто, по объяснению толкователей, было знаменованием поста Гедеона, который, готовясь к битве, прилежно постился и молился, а в посте укреплял свое тело не мясом, не сладкими кушаньями, но ячменным хлебом, и Бог помог ему. Стыдись же, Бахус с Лютером, говорящий, что воины в полках ослабеют из-за воздержания от мяса. Император Феодосий Великий, ведя борьбу с Евгением, римским мучителем, много постился с молитвой, приготовляя себя к борьбе, — а ослабел ли он в борьбе, не съедав мяса? Так же поступал и Ираклий, ведя борьбу с персами.

Итак, лжешь ты, обжора и пьяница Бахус, и чужд ты пира Христова. Ты же, святое воздержание, хорошо сядь здесь на браке Жениха своего.

Снова смотря на Иродов пир, возле Венеры и Бахуса, то есть возле блудной и чревоугодной страсти, я вижу сидящим бесчеловечного мучителя Арея, или Марса, то есть бесчеловечное мучительство. Этот поганый бог, или бес, сидя на Иродовом пиру, научил Иродиаду просить главу Предтечи, а Ирода научил убить неповинного святого великого угодника Божия. Какое бесчеловечное мучительство — убивать неповинного и предавать смерти того, кто не совершил греха, и на устах которого не было лести?

Наоборот, на брачном пире Небесного Жениха сидит человеколюбие Христово, благое, благоутробное, милосердное и не только не угнетающее невинных, но даже и грешных прощающее, и врагов любящее, и молящееся об убивающих Его: Отче! Прости им (Лк.23:34).

Слава человеколюбию Твоему, милосердный наш Владыка! Слава благоутробию Твоему!

Вот мы видели сидящих на Иродовом пиру и на Христовом пиру. Там блуд, пьянство и бесчеловечие, а здесь чистота, воздержание и человеколюбие. Что же они едят и пьют?

На Иродовом пиру едят людей, а пьют кровь их и слезы. Вот что говорит Бог в псалмах: Поедающие народ Мой, как едят хлеб (Пс.13:4). Несут главу Предтечеву к пирующему Ироду — это пища. Капает кровь из главы — это питье. О безбожное мучительство!

Смотри, как совершается пир немилосердных властителей. Но ведь и ныне у многих господ происходит почти то же самое. Они поедают и пьют кровавые человеческие труды, а своих бедных крестьян немилосердно мучают: это они вместо хлеба поедают людей Божиих. У господ всего до пресыщения достаточно, а бедным крестьянам не хватает и куска плохого хлеба. Те объедаются, а эти голодают; те упиваются, а эти разве только водой утоляют свою жажду; те веселятся, а эти плачут при взыскании с них долга путем истязаний. Таков-то господский пир: на нем съедают людей вместо хлеба.

Что же едят и что пьют на брачном пиру Небесного Жениха? Ныне под видом хлеба и вина — Пречистое и Животворящее Его Тело и Пречистую и Животворящую Его Кровь, в будущем же веке не как сквозь тусклое стекло, гадательно, но лицом к лицу увидим Его, как Он есть: Насыщусь, когда явится мне слава Твоя (Кор.13:12; Пс.16:15).

Кто же веселит пирующих на обоих тех пирах? На Иродовом пиру веселит бесстыдное девство. Иродиадина дочь плясала и угодила Ироду и возлежащим с ним. Окаянное то девство, блудное то девство, которое бесстыдно пляшет пред таким большим собранием высоких лиц и ищет чужой головы. Ей быть блудницей, а не девой. Она дева только именем и видом, на самом же деле она — скверное животное.

Кто же веселит на пиру Небесного Жениха? Жена, плачущая у ног Христовых, омывающая слезами Его ноги и целующая их. Она веселит, ибо ее виной проявилось великое милосердие Божие к грешникам. Сам Премилосердный Владыка наш сказал Пречистыми Своими устами: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк.7:47).

Видишь разницу? На Иродовом пиру пляшут, а на Христовом пиру плачут. Там грехи копят, грехи к грехам присоединяют, а здесь прочь растаскивают великую кучу грехов. Там пляшущую зовут девой, а здесь плачущую зовут грешницей. Но какая дивная перемена! Из грешницы получилась праведница, из блудницы — девица, невеста Христова, а из Иродиадиной девицы — большая всех блудниц. Хорошо говорит святой Иероним: «О как много считающихся девицами опозорятся в Судный день! О как много мнимых блудников будет увенчано Богом!»

Опозорятся мнимые девы, ибо будут обличены в своих тайных нечистотах. Будут почтены венцом небесной славы от Бога те, которые хулятся людьми как блудницы; там же откроется их покаяние, теплые слезы, доброе и только одному Богу известное исправление жизни.

Вот, слушатели мои, все, что я увидел на обоих пирах, я сказал любви вашей, сказав же, молю: избегайте злого пира, идите на добрый. Не общайтесь с Иродовыми пиршественниками: Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие (Пс.36:1); с пиршественниками же Христовыми имейте общение и неотступно держитесь их. Аминь.

СодержаниеСодержаниеВ Неделю 15-ю
Hosted by uCoz