В неделю десятую по Пятидесятнице

Господи! Помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его (Мф.17:15-16).

Возлюбленные слушатели! Не всегда и святые люди, как видим, могут иметь власть над бесами, чтобы изгонять их. Некий человек, имевший бесноватого сына, очень страдавшего от нечистого духа, привел его к апостолам, ученикам Христовым, и молил, чтобы они исцелили сына, изгнали из него нечистого духа. Но они не в состоянии были сделать этого и, что удивительнее всего, не смогли изгнать уже по принятии от Христа власти над бесами, уже после того, как была дана им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их. Несмотря на это, они не могли изгнать беса из того отрока, которого привели к ним. Если же они, будучи святыми, оказались бессильными, то что же можем сделать мы, грешные? Как мы можем устоять против беса, когда сила его крепка, природа же наша страстна, а сила наша немощна? Если бы Господь не был среди нас, то кто мог бы сохранить себя целым от врага и человекоубийцы?

Какова же причина такой слабости святых апостолов, которые не смогли изгнать беса из отрока, бесновавшегося в новолуния? Причину эту Христос Господь ясно показал ученикам Своим наедине, когда те спросили Его: Почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: «По неверию вашему» (Мф.17:20). Хотя святые апостолы и имели данную им Христом власть над бесами, однако же в них было некоторое сомнение и неверие, неверие же не во Христа, Которого они уже устами и сердцем исповедали Истинным Сыном Божиим, как мы слышали это в прошлую неделю, когда Он морское волнение превратил в тишину, когда простер руку утопавшему Петру и спас его от потопления: Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф.14:33).

Итак, в апостолах было неверие не во Христа, но в данное им могущество: они сомневались, могут они или не могут изгнать беса, столь сильного и столь ужасного, какого им еще не приходилось изгонять? Они сомневались, ибо у них еще не было смелости и дерзновения, так как они еще не восприняли Святого Духа. Я же, грешный, защищая святых апостолов от порока неверия и ища в нынешнем Евангелии пользы себе и вам, моим слушателям, решил с помощью Бога и тех святых апостолов указать вам еще и другие причины, по которым святые апостолы не могли изгнать беса. Это я сделаю не от своего скудного умствования, но из того же святого Евангелия и извлеку для нас правило, как мы могли бы изгнать из самих себя бесподобные страсти.

«Господи, помилуй» и прочее.

Чтобы яснее уразуметь намеченное, мы, православные слушатели, прежде всего рассмотрим время, в которое святые апостолы не смогли изгнать беса. Господь наш Иисус Христос незадолго до Своих страданий и Креста, желая явить Своим избраннейшим ученикам на Фаворе славу Своего Божества, в пятое число месяца августа пришел к Фаворской горе со всеми Своими двенадцатью учениками. Там Он вечером взял трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и взошел на гору провести ночь в молитве, прочих же апостолов, между которыми был и Иуда, Он оставил под горой.

В то время человек привел своего бесноватого сына к девяти апостолам, и они не могли изгнать беса. Когда же прошла та чудесная ночь, в которую Господь наш преобразился, и наступил шестой день августа, Господь шел с горы с тремя учениками, а народ, который обыкновенно ходил за Христом, собрался под горой, ожидая, пока Христос сойдет с горы. Когда же увидели Его, то приветствовали Его, и тогда один человек из народа приблизился к Иисусу, кланяясь Ему и говоря: Господи! Помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». Иисус же, отвечая, сказал: «О род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мф.17:15-17).

Посмотрим здесь: в какое время апостолы не могли изгнать беса? Когда не все были вместе, но только девять, и в том числе Иуда, Петр же с Иаковом и Иоанном, главнейшие из апостолов, ушли с Иисусом на гору, потому-то они и не могли изгнать беса. Не могли без Петра — камня веры, не могли без Иакова — крепкого борца, не могли без Иоанна — без благодати Божьей, в особенности же не могли без присутствия Самого Господа Иисуса Христа. Если бы даже и могли они что-либо сделать, то все же между ними в качестве препятствия был Иуда, преисполненный неверия, и из-за этого именно неверующего прочие святые апостолы не могли изгнать беса.

Приступим же к духовному рассмотрению. Простите, грешные люди, к числу которых принадлежу и я, окаянный, простите мне, что всякого грешника, тратящего жизнь свою без покаяния, я назову бесноватым. Бес живет в нераскаянном грешнике, как в своем истинном доме, ибо как в добродетельном, праведном муже живет Бог и он в Боге, так и в окаянном грешнике живет бес и он в бесе, поскольку, по апостолу: Кто делает грех, тот от дьявола (1 Ин.3:8). Итак, всякий ожесточенный грешник — это бесноватый.

Так как грешник многострастен и многопохотен, то и бес в нем многообразен. Нынешнего бесноватого отрока евангелисты описывают по-разному. Святой Матфей говорит: Часто бросается в огонь и часто в воду (Мф.17:15). Святой Лука говорит: Его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену (Лк.9:39). Святой Марк, в главе 9 говорит: Он падает на землю и валяется, испуская пену.

Итак, в одном бесноватом отроке начертались все образы семиглавого змея, изобразились, говорю, все семь смертных грехов. Внезапно вскрикивает — это образ гордости, высокомерия и самовосхваления, ибо гордость и высокоумие не умеют молчать, «на небесах полагают уста свои, и язык их проходит по земле» (см. Пс.72:9). Бросается в огонь — это образ телесной нечистоты, распаляющейся на скверную похоть. Бросается в воду — это образ любоимения и сребролюбного любостяжания, жадно заботящегося о том, чтобы всякое изобилие и богатство всегда у него переизбыточествовало подобно наводненной реке. Терзается — это образ зависти, которая, видя благополучие других, снедается сама в себе. Испускает пену — это образ объедения и пьянства даже до блевания, а также бываемого при пьянстве сквернословия. Скрежещет зубами — это образ гнева. Валяется — это образ лености.

Всякий, кто хочет изгнать от себя семиглавого и многообразного беса, должен нести многие подвиги добродетелей, но не без Петра, Иакова и Иоанна, то есть не без твердой веры, не без стойкой борьбы со страстями, не без особенной благодати Божией, которая дается усердно ищущим Бога и истинно любящим Его. Без них, а в особенности без присутствия Божия, невозможно избавиться от греховного, многообразного беснования: Не могли.

Если кто не будет иметь перед своими очами Бога, тому совершенно невозможно отстать от скверной жизни, ибо вся причина совершаемых грехов заключается в том, что человек не помнит о Боге, не имеет Его пред своими умственными очами, как говорит о грешнике Давид: Нет Бога пред ним. Оскверняются пути его всегда (Пс.9:25-26). Пути свои, жизнь свою он проводит блудно, потому что нет Бога пред ним, ум его далек от Бога, и Бог далек от него.

Когда заходит солнце, наступает ночь. Подобно этому и жизнь наша делается темной и скверной, когда Бог далеко отступит от нас или мы далеко отступим от Бога. Как бесплотное ангельское естество в том светоносном Ангеле, который впоследствии превратился в аггела, было светоносным, и сам он назывался «люцифер», «денница», пока был при Боге, а когда отпал от Бога, тотчас сделался люципером, что значит — погубивший светлость, темноносный, и из Ангела превратился в беса, — так и человек проводит в теле ангельскую жизнь только до тех пор, пока держится Бога, а когда далеко отлучится от Бога, то становится бесом во плоти.

Вспомнив здесь светоносного Ангела, превратившегося в темноносного аггела, мы спросим: почему дьявол, желая искусить нашу праматерь Еву и своей прелестью привести ее к преступлению заповеди Божией, явился ей в образе змея? Почему он не преобразился в светлого Ангела, как впоследствии он для многих преображался, как говорит об этом апостол: Сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор.11:14)? Почему он явился Еве не в виде какого-либо прекрасного человеческого лица или хотя бы в виде какого-либо животного, например, агнца или тельца, но в образе змея?

Причину этого видят в следующем. Как блудный сын, уйдя далеко от отца, пришел к такой беде, что просил потом разрешения пасти свиней, так и сатана, отпавший некогда от Бога, превратился в змея. Можно сказать, что бес показался Еве в приличествующем ему образе, показался таким, каким он стал после своего падениях неба. Свержен был древний змей, называемый дьяволом и сатаной, потому и не попустил ему Бог явиться в образе светоносного Ангела. Если бы Ева видела беседующего с ней Ангела, то она тотчас без всякого сомнения вкусила бы плод, а не так, как она, беседуя со змеем, сначала усомнилась. Бог не попустил бесу явиться и в образе какого-либо человеческого лица, ибо если бы Ева увидела беседующее с ней человеческое лицо, то она особенно усомнилась бы, говоря себе: «Разве и еще есть где-либо люди, кроме нас двоих, Адама и Евы? Разве и еще есть где-либо какой рай?»

Не попущено ему явиться и в образе какого-либо животного, не имеющего яда, а явился именно змей, преисполненный злобой, ибо это есть истинный образ его, в который он был облечен в сам час своего низвержения. Когда с него был снят ангельский образ, на него был наложен змеиный. И вот, когда змей беседовал с Евой, Бог в сердце Евы вещал таинственным вдохновением: «Внимай, Ева, с кем беседуешь, — со змеем, не с Ангелом и не с человеком, но со змеем; если послушаешь змея, сама станешь змеей».

Так и случилось, Ева, послушав змея, сама сделалась такой ядовитой змеей, что греховным ядом повредила весь род человеческий. Мы же теперь знаем причину превращения дьявола из Ангела в беса: он отпал от Бога, ибо чем иным может быть отпадший от Бога, кроме змея? Ведь нрав такого делается змеиным, полным смертоносного яда.

Итак, разумейте, все грешники, отлучающиеся от Бога вашими грехами, разумейте, что вы такое. Вы — змеи, змеи кусающие, то есть не приносящие пользу, но вредящие друг другу соблазном греха, вы уже не как Ангелы, чада Божии, но как аггелы, чада дьявола, не как добронравные люди, но как бы ядовитые гады, гады словесные, слово которых вредоносно; яд аспида в устах их (Пс.57:5) и дело их мерзостно; оскверняются пути их, ибо нет Бога пред ними.

Жизнь грешника без присутствия Божия бесонравна и змиеподобна. Он уже не может делать ничего доброго, согласно словам Бога: Без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5). Будем же иметь при себе Бога, и тогда мы прогоним от себя беса, а иначе прогнать его невозможно, и мы можем подвергнуться тому укоризненному слову: Не могли. Люди, которые дружат с бесом, не могут избавиться от него, они скорее погибнут навеки.

Еще и то препятствовало апостолам изгнать беса, что с ними был Иуда, ибо Господь этого лукавца не взял с Собой на Фавор, не желая врагу Своему показать Свою тайну. Когда святые апостолы говорили бесу: «Уйди в бездну, уйди от создания Божия», — то бес думал про себя, говоря: «Изгоните вы от себя видимого беса, Иуду, тогда и я, невидимый бес, могу выйти, а пока я вижу среди вас Иуду, не выйду и я, ибо я не хочу удаляться от своего друга; если он имеет место среди вас, то почему вы меня гоните?» Это истина, ибо где в сообществе есть тайный Иуда, там трудно избавиться от беса.

Святой Златоуст, блаженный Феофилакт и другие усматривают еще особую причину того, почему апостолы не могли изгнать беса, а именно: из-за неверия самого того человека и других, бывших там среди народа. Сам Господь обличает их в этом, говоря: О род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? (Мф.17:17). Наедине же Господь ученикам сказал: По неверию вашему, — что скорее приличествовало книжникам, фарисеям и Иуде, чем ученикам.

Один из толкователей говорит человеку, у которого был бесноватый сын, так беседуя с ним от лица Христова: «О иудеянин, не виновата неспособность Моя или Моих учеников, ибо Я уже дал им власть изгонять беса, но виновато неверие твое и твоих иудеев, что и создает препятствие для Божией благодати. Разве могу Я или Мои ученики исцелить твоего сына, если ты не веруешь, но сомневаешься?» Хотя святые апостолы и имели власть над бесами, но поскольку в том человеке и прочих с ним не было веры, апостолы и не могли изгнать беса, ибо вера все может, а неверие и возможной вещи создает препятствие.

Здесь следовало бы побранить того человека. Ты, человек, клевещешь на учеников, говоря перед Господом и всем народом: Не могли исцелить. Почему же умалчиваешь о своем неверии? Почему не исповедуешь своего греха? Ты умалчиваешь о своем грехе, и великом грехе, что еще хуже неверия, а чужой, малый грешок обличаешь, выставляешь и как бы нападаешь на святых, порочишь их, говоря: Не могли. О, поистине, они могут — только неверие твое препятствует.

Так могут поступать и люди. Каждый не считает за грех свой, хотя и тяжкий грех, бревна в своем глазу не видит (ср. Мф.7:3), а о себе, если бы даже по шею был в греховном болоте, думает, что он чистый, добрый человек, святой и праведный. Если же взять другого доброго человека, то хотя бы он споткнулся в малом, хотя бы самый незначительный порок проявился в нем, подобно какой-либо малой порошинке, упавшей на снег, тот святоша, не ощущая бревна в своем глазу, везде своим языком поносит сего, имеющего малейший сучок, всюду проповедует о нем, всюду осуждает его, как бы говоря: Не могли, — не может он быть добродетельным, не может исправиться и не заслуживает ни одного доброго слова.

Отзовись же и теперь, Христос Спаситель наш, таким людям словами: О род неверный и развращенный и прочее. Не могли. О глупый человек, ты сам виноват, а на других взваливаешь вину: Не могли.

Здесь рассмотрим еще и следующее. Вот, например, кто-либо просит перехожего иерея помолиться за него Богу. Иерей молится, и даже очень усердно, но не может он умолить Бога, если тот, за которого помолится, не только не перестает грешить, но впадает еще в больший грех; и молящийся иерей не виноват в этом, а вся вина в том, за которого он молится, так как он соделывает препятствие молитве молящегося. Иерей молится, а он грешит; тот плачет, а он скачет; тот постится, а он упивается. Напрасна здесь молитва, напрасны труды: Не могли.

В Божественном Писании мы читаем следующее: согрешили перед Богом некогда два израильских царя, Саул и Давид. Саул имел за себя молитвенника Богу и ходатая святого пророка Самуила, а Давид имел богомольца за свой грех в лице святого пророка Нафана. В то время, когда Нафан умолил Бога за своего грешника, то есть Давида, и исходатайствовал ему скорое прощение, Самуил не только не умилостивляет Бога по отношению к своему грешнику, но даже больше как бы раздражает Его и своей молитвой поощряет на больший гнев против Саула. Почему? Каков причина этого? Неужели Нафан, богомолец Давида, был более любезен Богу, нежели Самуил, богомолец Саула, если молитвы первого Он слушает, а молитвы второго не хочет слушать?

Нет, не можем мы сказать того, чтобы оба эти пророка были не в равной милости у Господа Бога. Почему же молитва одного принята, а другого нет?

Причина в том, что Самуил молится за Саула, а Саул не думает о молитве. Самуил всю ночь стоит на молитвенном подвиге, а Саул спит, растянувшись на мягкой постели. Самуил во вретище и пепле, а Саул на потехах. Самуил алчет и жаждет в посте за Саула, а Саул пирует и упивается. Не удивляйся же, Саул, что не мог Самуил умолить за тебя Бога: Не могли. Не Самуил виноват в этом, но сам ты виноват, виноваты твои нераскаянные грехи: Не могли.

Совершенно противоположное Саулу и согласное с Нафаном делает Давид. Нафан молится за Давида, и Давид сам падает крестообразно перед Богом в молитве и взывает: Помилуй мя, Боже! (Пс.50). Встает Нафан в полночь на молитву за Давида, встает и Давид, говоря: В полночь я вставал славить Тебя за праведные суды Твои (Пс.118:62). Нафан облекся во вретище за Давида, и Давид говорит: Облачался во вретище. Постился Нафан за Давида, постился и Давид: Смирял постом душу мою (Пс.34:13). Будь же уверен, Давид, что услышал Бог твоего богомольца и дает тебе прощение. Хорошо молиться за такого, легко от такого изгнать тяжкий грех, как бы беса какого.

Вы же, которые по жизни подобны Саулу, не взваливайте вину на своих богомольцев, не говорите: Не могли, когда вы сами о себе не радеете и пренебрегаете собственным спасением. Они не смогли за неверие ваше.

Вот, слушатель мой, мы узнали причины, по которым святые апостолы не могли изгнать беса из отрока, бесновавшегося в новолуния. С одной стороны, не могли потому, что не все были вместе, не было трех главнейших апостолов, и самое важное — не было Самого Господа Иисуса. С другой стороны, потому, что некоторым препятствием для них был Иуда, а также неверующий отец бесноватого.

Мы же позаимствуем здесь пример, как нам изгонять от себя бесоподобные страсти, чтобы стяжать все добродетельные подвиги — веру с Петром, надежду с Иаковом и любовь с Иоанном, а в особенности с присутствием Самого Господа. Будем избегать иудонравных развратников, смотреть на свои, а не на чужие грехи, не взваливать ни на кого вину нашего неуспеха в своих молитвах, но приписывать его собственному нерадению, и молить Бога, чтобы Он воздвиг нас к истинному покаянию и против бесовской силы вооружил нас, немощных, препоясав Своею Божественною силою свыше (Пс.17:33). Аминь.

НазадСодержаниеДалее
Hosted by uCoz