Беседа вторая

На Евангелие от Луки, 10:38-42; 18:31-33 и Евангелие от Иоанна, 11, 12:1-8

I

Ныне утром наш златоглавый, златоверховный Кремль с соборными и дворцовыми храмами представлял собой чудное зрелище оживления [настоящая беседа была произнесена в первое воскресенье Великого поста, в неделю Православия]. Массы народа всякого возраста, сословия и звания, словно волны быстрого, но тихого потока, приливали в его стены от всех мест и концов нашей первопрестольной столицы. Что же вызвало такое многоразличное собрание людей в Кремль в дни поста, говения и покаяния? Причина та, что в Кремле ныне совершался торжественный чин христианского богослужения. Люди всей Церковью — иноки, священники, миряне, мужи и женщины, — ублажали святое Православие.

Едва ли в других местах обитаемого мира слово «православие» находит в себе столько сочувствия, пользуется таким всенародным значением, как в нашем Отечестве. «Церковь Православная», «мир православный», «Русь православная» — это именословные понятия, сердцу понятные и отрадные. За охранение их русский христианин ратовал и готов ратовать во всю глубину и широту русской силы, русской мысли, русской жизни. История обручила их ему навсегда кольцом самых величественных событий. Она сочетала глубочайшую древность с отдаленнейшим потомством во единое тело государственное и во единое тело Христово.

Чтобы в сознании и жизни укрепить мысли, чувствования и действия, достойные Православия, постараемся воскресить в памяти события священной евангельской истории. Ближайшая цель предлагаемого поучения — вызвать в душах православных христиан воспоминания евангельских событий. Может быть, из этих воспоминаний воображение и память наполнятся и украсятся мысленными образами правды, любви, добра и красоты. Может быть, многие почувствуют желание извергнуть из себя нечистые образы мира и возревнуют о восстановлении в самих себе образа Божия, чтобы прославить Бога и в душах своих, и в действиях своих. В этом обширном смысле они станут правоверующими, православными.

Вот события из 10 главы Евангелия святого, славного, всехвального апостола и евангелиста Луки и 11 главы Евангелия святого, славного и всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова, относящиеся к истории вифанского семейства, жившего в дни земной жизни Иисуса Христа.

На восток от Иерусалима, в четырех часах расстояния от него, в узкой долине Елеонской ютилось израильское поселение Вифания. Сюда Иисус имел обыкновение иногда приходить из Иерусалима и находил приют в одном благочестивом семействе, жившем здесь и состоявшем из трех членов: Лазаря и двух его сестер, Марфы и Марии. Здесь после утомительного дня и столичного шума проводил Он вечернее время в кругу сердечно преданных Ему людей. Здесь Божественный Гость находил успокоение, радушие, признательность и дружеский прием.

В один из дней Иисус пришел к Своим вифанским друзьям. Его прибытие внесло в дом неописанный восторг. Обе сестры всемерно старались оказать внимание и благоговение Высокому Гостю. Одна из сестер всецело отдалась заботам о том, чтобы приготовить возможно лучшее, по словам евангелиста, «самое большое угощение» (Лк.10:40). Мария же, не обращая ни на что и ни на кого внимания, в глубоком смирении села у ног Высокого Посетителя, внимая драгоценным словам уст Его.

Марфа до блаженства готова была все сделать, чтобы выразить свой привет Иисусу и свое усердие. Она желала бы их проявить в высшей степени, с помощью любимой сестры. В косвенном, но дружеском упреке, улучив минуту, приблизившись к Иисусу Христу, сказала: «Господи! Сестра моя одну меня оставила служить! Скажи ей, чтобы она мне помогла!» И, отвечая, сказал ей Иисус: «Марфа! Марфа! Печешься и заботишься о многом, одно же есть на потребу. Мария благую часть избрала, и та не отнимется от нее» (Лк.10:40-42).

Что такое «единое на потребу», или, по-русски, «одно нужное»? Это видно из того, что говорится о Марии: нужно обращение к Господу всего человека, преданность Ему, спокойствие в слушании слова Божия. У ног Спасителя сидела Мария и внимала сердцем и душой тихим благим речам Господа. Что ей до пищи и упреков многозаботливой сестры! Для нее единое на потребу — чтобы не проронить ни одного слова, излившегося из святейших уст Христа.

Ведь Он поучал не избирать путей широких, врат пространных, вводящих в пагубу, — идти, идти и входить в сень жизни узкою стезей! Ведь Он, наш Христос, поучал не осуждать, благотворить, радеть о скорбных, неимущих, любить ненавидящих нас, добро творить везде и всем, даже проклинающим, глумящимся и издевающимся над нами, презирающим нас, устно хвалящим, письменно порочащим. У Марии было одно на потребу за этой Божественной речью: заплакать сладко пред Ним, Христом, и за Ним лететь душой к небу, в святую Родину Его!..

Господь наш Иисус Христос, обтекая города и веси Иудейской страны со Своими учениками, посетил Заиорданскую страну. Здесь Он занимался делами благотворения, поучал народ и беседовал с учениками. Народ знал Его как любвеобильного учителя и прозорливого пророка. Не только слово, но и безмолвное благословение Его принималось с благоговением.

Здесь до Него достигла неожиданная и печальная весть. Тихое счастье дружественного Иисусу вифанского семейства внезапно было возмущено. Лазарь, единственный, нежно любимый брат Марфы и Марии, подвергся тяжелой болезни. Самый нежный, тщательный уход за больным нисколько не улучшал его положения. Робкие опасения волновали двух сестер, когда они видели, что находится в опасности самое дорогое их сокровище на земле.

Когда какое-нибудь горе или болезнь посещали дом этих трех единоутробных друзей, они нередко со вздохом говорили: «О, если бы Иисус был здесь!» То же думали и говорили сестры между собою и теперь, при виде своего болезнью ослабленного, чуть живого брата. Так как болезнь и опасность все более возрастали, Мария и Марфа послали к Иисусу сказать: Господи, вот, кого Ты любишь, болен! (Ин.11:3). Они ничего более не указывают Ему, что Он должен делать, так как Он есть Господь и Учитель. Они не просят Его обстоятельно, так как Он друг их сердца. Они только извещают Его, что болен Его друг. Они уверены, что Иисус сделает все для них лучшее и спасительное.

Занятый Своим великим делом духовного просвещения людей, Спаситель послал сестрам Лазаря краткий ответ: что эта болезнь не к смерти, а к славе Божией (Ин.11:4). Прошло два дня после произнесения этих слов. Иисус Христос не изменил Своего местопребывания. А между тем положение вифанского страдальца становилось опаснее, и пришел его последний час. На третий только день Иисус сказал Своим ученикам: Лазарь уснул, но Я иду, чтобы разбудить его (Ин.11:11).

Слово это ученики поняли в том смысле, что вифанский друг выздоравливает. Ни один из учеников не сообразил, что Спаситель говорил о смерти как сне. Ни одному из учеников не желалось, чтобы Иисус возвращался в Иудею, где незадолго пред этим изуверные люди покушались схватить беззащитного Спасителя, как виновного, и побить камнями, как страшного преступника. Спаситель, чтобы рассеять недоумение окружавших Его спутников, прямо сказал: Лазарь умер; пойдем к нему (Ин.11:14-15).

Все ученики Иисуса Христа молчали. Их сердца обливались кровью от страха и мрачных предчувствий опасности. Но вот один из спутников-учеников, искренний, чистосердечный Фома, не возражая, не отклоняя намерений Своего Учителя и Господа, произнес с мужественной печалью: Пойдем и мы, умрем с Ним! (Ин.11:16). О, какая чудная душа у этого ученика: с Ним идти в жизни, с ним и окончить ее, умереть! Вот доказательство любви и дружбы между людьми во Христе!

II

Иисус Христос со Своими учениками отправился в Вифанию. Он был погружен в глубокую думу. Последний час Его как земного Человека подходил все ближе и ближе. Спутники нашего Спасителя, шествуя вослед Его пречистых ног, не осмеливались прерывать нить Его размышлений. Умы были переполнены предвзятыми, разнородными мыслями: боязнью козней, на которые всегда способны злочестивые люди, и смутной надеждой о скором наступлении Божия царства во всем его величии. Наконец, Спаситель остановил Свой кроткий взор на учениках, подозвал их к Себе. Благостные уста Его пророчествовали святейшие глаголы. Вот текст Евангелия:

И, призвав двенадцать учеников Своих, сказал им: «Мы идем в Иерусалим; и совершится все, пророками писанное о Сыне Человеческом. Предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (Лк.18:31-33).

В третий раз ученики слышали от Спасителя это вещание. В первый раз Он, как свидетельствует евангелист Матфей в 16 и 17 главах, а евангелист Марк — в 18 главе, благовествовал им откровение о Своих страданиях в городе Кесарии, где ап.Петр усиливался убеждать Его, чтобы Он оставил такое намерение, говоря: «Пощади Себя, Господи, да не случится этого с Тобою» (Мф.16:22). — В другой раз — после дня Своего Преображения. Как тогда, так и теперь ученикам Спасителя Его речь о страданиях была невнятна.

Наше сердце гораздо беднее силою и содержанием добра и вдохновением, чем были чуткие, человеколюбивые сердца первопризванных учеников Христовых. Однако как оно страдает, как оно бедствует и мучается, когда видим или слышим о несчастиях, готовых бурею невзгод разразиться над честным человеком-тружеником. Оно не желает уразумевать, чтобы добрый погибал, а негодный торжествовал.

Будущие апостолы крепко любили Иисуса. Поэтому-то пророчества о Его страданиях оставались для них сокровенными. В самом деле: нам легче сносить предвещания и угрозы о торжестве порока и унижении добродетели, так как мы имеем уверение из уст Истины. Сладчайшими устами Господа Спасителя она сказала нам: Да не смущается сердце ваше. «В мире скорбны будете. Мир вас возненавидит, но не падайте духом: Я победил мир» (Ин.14:27, 15;:8-19, 16:33). Но ученики услышали от Иисуса Христа эти одушевляющие обетования позже, а теперь они были оглушены только откровением пророчества о страданиях своего Господа.

В эти же знаменательные дни на пути Спасителя к вифанскому семейству произошел и еще один случай, доказывающий, с одной стороны, великое благоговение верующих пред Иисусом, а с другой — великую, неизъяснимую любовь Христа к тем, кто бесповоротно отдал или уже готов отдать свое сердце и всю свою жизнь служению добра и истины.

Верная последовательница Господа, одна из Его неотступных спутниц, Саломия, при высоком представлении царства Божия обратилась к Иисусу Христу с просьбой: «Дай двум сыновьям моим сесть у Тебя в царстве: одному — по правую сторону, а другому — по левую!» (Мф.20:21). В ее словах выразилось наивное, ошибочное представление о царстве Иисуса Христа. Этой благоговейной любящей матери и ее двум сыновьям не могло прийти на мысль, что они желали иметь положение, которое лишь несколько дней спустя должны были увидеть, именно: трудно вообразимый позор и лютое мучение Иисуса Христа на Кресте, между двумя разбойниками.

Поэтому Иисус ответил Саломии и двум ее сыновьям, Иакову и Иоанну:

Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И сказал им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим (Мф.20:22-23).

Это пророчество исполнилось на двух сыновьях Саломии. Иаков как первый мученик между апостолами был обезглавлен Иродом (Деян.12:1-2). Иоанна били (Деян.5) за исповедание Христа, а потом он был сослан на остров Патмос, где он называет себя соучастником в скорби и в царствии, и в терпении Иисуса Христа (Апок.1:9)!

Подозвав же всех Своих двенадцать учеников, Иисус сказал (Мф.20:25-28):

Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Итак, благочестивые читатели, вот образ жизни и деятельности последователей Иисуса Христа. Он высказал нерушимую истину, что велики только те христиане, которые самоотверженно преданы началам правды, не добиваются места первенства пред ближними, а законно заняв его, работают больше всех, им подчиненных.

И там, где увидите, что старший не выставляет напоказ своего первенства, как господин, но служит для других примером бескорыстного труда, беззаветной преданности, правды и нравственной чистоты, вы можете назвать его, если он вам начальник: «Он слуга Божий. Он первый, а между тем — среди нас, он среди нас — как наш раб». Таким начальствующим, таким над нами первенствующим с радостью отдадим свое сердце, свою жизнь! Но и то, и другое им, может быть, не нужно — будем возносить за них ко Христу в смирении сердца молитвы об их благополучии.

III

Четыре дня протекло после погребения Лазаря, когда Иисус со Своими учениками приблизился к Вифании. Навстречу из дома печали вышла Марфа. Она сказала Иисусу: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (Ин.11:21). В кротких словах дружества, отягченного невыразимой жалостью, звучали вера, любовь и благоговение к Господу.

Иисус сказал ей (Ин.11:25-26): Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Другими словами, по объяснению св.Златоуста: «Ты думаешь, что брат твой умер? Разве он не веровал в Меня? Разве он не с верою скончался? Разве ты не знаешь, что верующий в Меня никогда не умирает?»

Марфа, растроганная вниманием Спасителя, в безотчетном вдохновении сказала: Господи, я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир! (Ин.11:27). Вот образец полного и решительного исповедания. Оно послужило указанием для молитвенного исповедания, которое произносят пред Причащением Св.Христовых Тайн — Тела и Крови Христовой — «во оставление грехов и в жизнь вечную».

Ободренная, оставившая у пречистых стоп Спасителя горе, удручавшее сердце, Марфа поспешила привести к Утешителю, Возлюбленному Учителю и Господу свою сестру Марию. Не в дом печали направил Свой путь Спаситель. Он пришел не для того, чтобы горевать с двумя сиротами. Ученики и толпа иудеев следовали за Ним.

Гроб Лазаря, как обыкновенно у иудеев в Палестине, находился в горной скалистой расселине с одним широким входом, где в узком пространстве лежал труп. Иисус подошел ко входу. Теперь у этой скалы печаль вошла во все свои права. Плач у входа; рыдают сестры: в этой смертной мгле — их брат Лазарь, бездыханный и одинокий. Плачут ученики Господа и многие из друзей почившего, явившиеся навестить могилу. Все поникли, снедаемые скорбью и терзаемые болью воспоминаний невозвратимой утраты. И тут же присутствуют любопытные, то есть люди, ищущие впечатлений и материала для пустословия и пошлых, страстных наблюдений.

О, какое неслыханное и воистину поразительное зрелище: Сам Он, Спаситель, Источник Жизни, глубоко, скорбно опечален! Из пречистых очей Его струились безмолвные слезы. Нашлись бездушные и здесь — со злорадным сомнением насмешливо замечали: «Не мог ли Отверзший очи слепцу сделать, чтобы и друг Его не умер?» (Ин.11:37).

В молчании все ждут, что скажет Иисус. И вот Его велением снимают камень над могилой. Марфа, боясь увидеть тлеющие останки дорогого существа, не удержалась и произнесла: «Господи, уже смердит: четыре дня, как в гробе лежит он!» (Ин.11:39). Но Господь со строгостью и достоинством Владыки жизни и смерти отвечал: Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию! (Ин.11:40).

Все присутствующие притаили дыхание. Иисус поднял взор Свой горé. Он благодарил Бога Отца за то, что Он услышал Его в этот знаменательный час. Он называл Бога Отцом, да все уверуют, да видит злоба, что в мир ниспослан Он Богом.

Возвысив голос до повелительной властности у гроба как Владыка над смертью, воскликнул наш Спаситель: Лазарь! Иди вон! (Ин.11:43). Чудо: мертвец из недр пещеры услышал голос своего Господа! Лазарь встал и идет. Идет в своем погребальном одеянии. И ясно видят все, что Лазарь воскрес. Лазарь безмолвен. На нем саван, на голове его полотенце. Из-под убруса блестит оживший взор. Он глядит на Иисуса; в его глазах, в выражении лица — благодарные слезы, умиление и молитва.

И многие из Иудеев, пришедших к Марии, увидя, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые же из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус (Ин.11:45-46).

Нужно ли уяснять пред вами гадость, низость, нравственную растленность доносчиков, подслушивателей, усердствующих и вменяющих себе в честь почтительнейше, хотя и лживо или анонимно, донести о случившемся иудейскому синедриону. Я со своей стороны желал бы, искренне признаюсь, чтобы каждый доносчик, опорочивающий устно или письменно честь своего ближнего, испытывал на себе презрение от Бога и людей впредь до раскаяния.

Благочестивое вифанское семейство, Лазарь и две его сестры, имели счастье еще раз в земной жизни выразить любовь и привет Самому Жизнодавцу. Благодатная беседа Христа оживляла присутствующих на вифанской вечере гостей. Мария сидела у ног Христа и слушала Его сладостное слово. Находясь в присутствии своего боготворимого Господа, Мария почувствовала непреодолимую потребность выразить Ему чем-нибудь свою любовь, благодарность и благоговение.

У нее был один фунт драгоценного нарда (на наши деньги стоимость вещества — более 60 руб.). И вот, встав, она, подойдя к Иисусу, возлила драгоценную влагу сначала на голову Ему, а потом и на ноги и затем вытерла Его пречистые стопы длинными прядями своих распущенных волос. Весь дом наполнился ароматом чистого мира.

Присутствующие — бедные галилейские рыбари и все возлежавшие на этой братской, единодушной вечере — были приятно изумлены выражением всецело преданной любви. Но и в таком избранном обществе нашелся человек, в котором великодушие и благородство чувств Марии пробудило низкую досаду. Это был Иуда Искариот. Он сказал: Для чего бы не продать это миро и не раздать нищим? (Ин.12:5). Несчастный человек говорил такие мягкие слова не из любви к нищим. Он был корыстолюбив и желал получить эти деньги, которые по продаже мира поступили бы в общинную, апостольскую кружку. Иуда ею распоряжался и деньги из нее, мучимый духом алчности, негласно утаивал.

И вот Христос прекратил ропот в назидание Иуды и в одобрение усердия Марии. Он сказал:

Что смущаете женщину? Оставьте ее. Нищих всегда имеете с собой, а Меня — не всегда. Она сберегла это миро на день погребения Моего (Ин.12:7-8). Истинно говорю вам: где ни будет проповедано сие Евангелие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мк.14:9).

Так и происходит до нынешнего дня. Прошло от этого события 1897 лет, а всегда, на всех языках, которыми говорят люди, во всех странах, городах, селах; соборах, сельских, придворных, домовых церквах — словом, везде, где живут христиане, где проповедуется о страданиях Господа; во всех домах, чертогах и хижинах, где читают Евангелие, с честью вспоминается и о Марии и ее прекрасном утешительном деле, совершенном во имя беззаветной преданности любимому и любящему Небесному Гостю.

Воздадим и мы и всегда будем воздавать честь Марии, а Господу нашему Иисусу Христу — славу, честь и поклонение со Безначальным Отцем и Всесвятым Духом и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

2 марта 1897 г.

Беседа перваяСодержаниеБеседа третья
Hosted by uCoz