Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский

5 (18) июня июня — день прославления и перенесения мощей из Киева в Чернигов в 1151 году. 19 сент. (2 окт.) — день мученической кончины 1147 году

Святой Игорь

После кончины вел.князя Мстислава Великого (память его 15 апр.) и брата его вел.князя Ярополка возникло междоусобие между обоими родственными княжескими домами — Ольговичами и Мономаховичами — за великокняжеский престол.

Начало этой смуты надо отнести к 1138 г. Киевляне не любили Ольговичей, особенно вел.князя Всеволода Ольговича. После его кончины ему наследовал брат его, вел.князь Игорь. Он хотел отменить злоупотребления, на которые жаловался народ в правление его брата. Но было поздно: народное раздражение перешло и на него. Киевляне призвали уже князя Изяслава Мстиславича, второго сына любимого ими вел.князя Мстислава Великого. Вел.князь Игорь был разбит и заключен в Переяславле в тюрьму, а князь Изяслав торжественно вступил в Киев и посадил на великокняжеский престол дядю своего, Вячеслава Владимировича (третьего сына Владимира Мономаха), как старшего в роде Мономаховичей. Тогда вел.князь Игорь, измученный своими несчастьями и совершенно больной, отказался от всех своих прав и просил пострига. Его немедленно освободили, перевезли в Киев и постригли в великую схиму в Феодоровском монастыре.

Но народное возбуждение против Ольговичей не прекращалось. Бывшего вел.князя предупредили, что его могут убить. И однажды, когда он молился в монастырской церкви пред иконой Божией Матери, вручая Ей свою судьбу, разъяренная толпа ворвалась в храм и, сорвав со схимника его монашеские одежды, выволокла его на улицу. На помощь ему подоспел младший Мономахович, князь Владимир Мстиславич, отбил его от толпы и укрыл в доме своей мачехи. Но толпа выбила запертые ворота, ворвалась в дом, оттеснила, осыпая их ударами, князя и его слуг, пытавшихся спасти схимника, убила его и потащила тело его по улице. Когда все было окончено и народ разошёлся, поруганное тело схимника перенесено было в монастырь, облачено в монашеские одежды и погребено по чину, а впоследствии оно было перенесено в удельный город Ольговичей — Чернигов. Летописи говорят о чудесах, истекавших от его святых мощей. Св.блаженного вел.князя Игоря призывают со свв. страстотерпцами князьями Борисом и Глебом.

Жития святых свт.Димирия Ростовского за июнь.

А вот как изображает эту историю известный русский писатель и общественный деятель XIX века Андрей Николаевич Муравьёв. Рассказывая о киевской Отчей (Вотчей или отеческой) обители, он пишет:

Но сия тихая обитель, усыпальница ратных Князей, была однажды свидетельницей горького зрелища их междоусобий. Самый несчастный из всех Ольговичей, Игорь, кроткий и праведный, после шестинедельного княжения на престоле киевском, был свергнут племянником своим Изяславом, внуком Мономаха, и переходя из темницы в темницу, испросил себе наконец мирный приют в келиях отчего монастыря. Игорь постригся и, казалось, ангельский образ, отрешивший его от суеты мирской и всякого земного величия, должен был оградить и от сопряжённой с ними опасности... Совершилось противное и пролилась невинная кровь его!

Братья Ольговичи вступились за невольного инока, которому стены монастыря служили вместе и оградой темничной. Великий Князь Изяслав, вызванный ими, как бы на совещание в Чернигов, заблаговременно узнал о готовившейся измене, и послал известить о том в Киев брата Владимира, Митрополита Климента и народное вече. Возмутился народ.

— Ольговичи готовят гибель нашему Князю! — воскликнула буйная толпа, — убьём Игоря! — И в слепом порыве ярости, устремилась в монастырь его.

Напрасно возбранял Владыка, напрасно Князь Владимир, на борзом коне, хотел обскакать разъярённых, чтобы спасти единокровного, — толпа заградила ему дорогу.

Игорь, ничего не подозревая, стоял в церкви, пред иконой Богоматери и слушал божественную литургию. Буйная чернь, не уважая святости места и сана, извлекла инока из храма и ограды. Смятенный Владимир встретил мучителей и жертву, уже во вратах.

— Брат мой, куда? — воскликнул к нему болезненно Игорь.

Владимир, соскочив с коня, покрыл его иноческую рясу своей княжеской мантией, взывая к народу:

— Братья, не могите делать зла, не убивайте Игоря!

Сам, осыпаемый ударами, вместе с мучеником, он с трудом довёл его до двора матери своей и ринулся в ворота, надеясь, что уважут хотя жилище великой Княгини. Но ничего не пощадила неистовая чернь, — разбила ворота дома княжеского, и в сенях на самых ступенях умертвила Игоря. И Князь и инок, всё было забыто в убиенном, виделся один Ольгович.

Обнажённого повлекли за ноги сквозь торжище до Десятинной церкви, а оттоле, бросив его на случившуюся праздную телегу, свезли на Подол. Тогда только остыла безумная ярость.

Князь Владимир послал сказать народу:

— Вот вы уже убили Игоря, дайте хоть похоронить тело его!

Народ же, опамятовавшись, слагал вину на Ольговичей, умысливших злое на их Князя.

Невинный страдалец пролежал ночь в Новгородской часовне. Утром Митрополит послал игумена той обители, где провёл Игорь остаток горьких дней своих, предать с честью священные останки, в церкви Св.Симеона, что была на скате старого Киева к Подолу.

Церковь причла его к лику святых своих заступников, вместе с первыми страстотерпцами Русскими, Борисом и Глебом, столь же неправедно убиенными. И доселе призывается молитвенно имя Игоря в храмах древней столицы, близ самого места его убиения...

Путешествие по святым местам русским. СПб. 1846, с.100-103.

Игоревская икона

Чудотворная Игоревская икона (память её в тот же день 5 июня), перед которой молился князь Игорь, во святом крещении Георгий, а затем инок Гавриил, была перенесена в соборную церковь Киево-Печерской Лавры. А.Н.Муравьёв, рассказывая в своей книге об этой Великой, как её называли на Святой Руси, церкви, пишет:

Кроме алтаря соборного, есть ещё девять приделов, внизу и на хорах великолепного храма. С южной стороны примыкают к алтарю два придела, во имя Архангела Михаила и Иоанна Богослова, в котором хранится древняя икона Феодоровской Божией Матери. Пред нею молился святой мученик Князь Игорь, когда повлекли его на страдальческую кончину, и сия свидетельница невинной кончины уцелела, после самого разрушения обители Отчей, где он спасался, как бы в обличение убийц его и для прославления его памяти.

Путешествие по святым местам русским. СПб. 1846, с.178-179.

Довольно знаменательным фактом является и то, что после взрыва в 1941 году советскими партизанами Великой церкви, т.е. Успенского собора Киево-Печерской Лавры, невредимым сохранился только этот придел, где содержалась чудотворная Игоревская икона Божией Матери. Хотя в настоящее время собор восстановлен, но его разрушение до сих пор приписывается гитлеровцам.

Так выглядели остатки Успенского собора в советское время и его макет
Макет Успенского собораПридел Иоанна БогословаПридел Иоанна Богослова
Содержание
Hosted by uCoz