Примечания 4

  1. За Христа пострадавшие, с.568.
  2. Туруханск — основан в 1607 как укрепленный пункт Новая Мангазея. В 1782 стал уездным городом Томской области, с 1925 — сельское поселение. В настоящее время — село, районный центр Красноярского края, находящийся при впадении р.Нижняя Тунгуска в Енисей (в 1474 км к северу от Красноярска). — См.: Города России: Энциклопедия. — М.: БРЭ, 1994, с.550.
  3. Православная жизнь. 1994. № 9, с.8.
  4. Архив УФСБ по Брянской обл., д.П-8979, л.60об. Цит. по: «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее...» Из материалов следственного дела священномученика митрополита Кирилла Казанского (1930) / Публ. Н.Кривошеевой, А.Мазырина // Богословский сборник. Вып.VIII. М. 2001, с.341.
  5. Бутаков А. (Антонов В.) Два письма митрополита Кирилла // Возвращение. 1996. № 4 (8), с.23-24.
  6. Поэтому, например, спрашивая в письме к о.Евлампию об архим.Владимире (Пуссет), митр.Кирилл упоминает, между прочим, что тот отбыл Зырянскую ссылку.
  7. Свящ.Евлампий Своеземцев род. в 1893 в деревне Ананьевская Спасской волости Тотемского уезда Вологодской губернии. В 1915 был взят в царскую армию. К 1917 дослужился до прапорщика. Началась революция. Увлеченный красными агитаторами и обещаниями «светлого будущего», Евлампий стал красноармейцем. Образование позволило ему стать начальником школы 5-го Пермского полка Красной армии, затем работать во Всеобуче Курской губернии и даже стать начальником штаба 2-й отдельной бригады Курского укрепрайона, а затем — начальником штаба бригады 1-й и 9-й дивизии. Е.Своеземцева ждала блестящая карьера красного командира и вполне обеспеченная жизнь. Но душевный переворот, полное разочарование в советской власти, принесшей столько бед и несчастий России, заставили 27-летнего молодого человека переосмыслить всю свою жизнь и уйти с военной службы. Своеземцев принимает посвящение от архиеп.Назария (Кириллова) и становится священником в слободе Михайловка Курской области. Обстоятельства вынудили о.Евлампия переехать в Ярославскую область. Будучи священником с.Орлова Рыбинской области, о.Евлампий был арестован 27 ноября 1922 за то, что организовал братство для преподавания Закона Божиего взрослым и детям и для помощи неимущим. В ГПУ священнику предъявили обвинения в «контрреволюционной тихоновской политике», «подрыве авторитета органов власти», «преподавании Закона Божиего несовершеннолетним», и в феврале 1923 сослали на три года в Зырянскую область. Здесь состоялось знакомство о.Евлампия с митр.Кириллом, томившимся вместе с еп.Афанасием (Сахаровым) в этих же местах. В марте 1926 о.Евлампий возвратился в с.Орлово, где был встречен верующими односельчанами как мученик за веру. К священнику началось паломничество из других приходов, так как о.Евлампий был еще и замечательным проповедником. Вероятно, именно в это время начинается переписка о.Евлампия с митр.Кириллом. В начале 1927 о.Евлампий был вновь арестован, теперь уже за создание сестричества, проведение внебогослужебных религиозных бесед и за проповеди против обновленчества. Между прочим, о.Евлампию вменялась в вину организация детской рождественской елки. Священник был осужден еще на три года ссылки, после отбытия которой выбирает для поселения г.Казань, полагая, что именно там много единомысленного митр.Кириллу духовенства. В Казань свящ.Евлампий прибывает 50 июля 1930, здесь знакомится с проживающим на поселении еп.Нектарием (Трезвинским) и селится в академической слободе (поблизости от закрытой к тому времени Казанской Духовной академии). Но уже в том же 1930 о.Евлампий был привлечен к процессу по делу о т.н. Казанском филиале «Всесоюзной церковно-монархической черносотенной организации Истинно-Православная Церковь».
  8. Т.е. «минус семь», запрет на поселение в семи крупных городах СССР.
  9. Митр.Арсений (Стадницкий), род. 22 января 1862 — скончался 23 февраля 1936 в Ташкенте.
  10. Архиеп.Евгений (Зернов), род. 1877 — расстрелян 20 сентября 1937 .
  11. Архиеп.Иларион (Троицкий), род. 13 сентября 1886, окончил МДА (1910), хиротонисан во еп.Верейского Св.Патриархом Тихоном (25.05.1920), в 1919,1921-1922 в заключении (Москва), в ссылке в Архангельске (июнь 1922 — июнь 1923), архиепископ и в.у. Московской епархией (июль 1923), в ноябре 1923 — арестован, в Кемском концлагере (1924), на Соловках (1924-1925), в заключении в Ярославле (июль 1925 — апрель 1926), с 1926 вновь на Соловках, переведен в ленинградскую тюрьму для этапирования на поселение в Алма-Ату (декабрь 1929); скончался от сыпного тифа в ленинградской тюремной больнице 28 декабря 1929. Один из главных защитников патриаршества на Поместном соборе 1917-1918, выдающийся богослов, один из составителей послания епископов, томившихся на Соловках. Порицал иерархов, отделившихся от митр.Сергия после выхода июльской Декларации 1927.
  12. Еп.Дмитровский Серафим (Звездинский), викарий Московской епархии. Род. 7 апреля 1883, окончил МДА (1909), с 1914 — архимандрит, помощник наместника Чудова монастыря, еп.Арсения (Жадановского). Хиротонисан во епископа Св. Патриархом Тихоном (21.12.1919), с 1922 по 1925 — в ссылке в Зырянском крае, осенью 1925 — помощник митр.Петра (Полянского); уволен на покой (1926), с 1927 — в оппозиции митр.Сергию. Был несколько раз арестован, ссылался. В 1937 арестован и приговорен к десяти годам заключения без права переписки.
  13. Архиеп.Иринарх (Синеоков-Андреевский), род.1871. Окончил ОДА (1897), священник (1897), овдовев, принял монашество (ок.1911), архимандрит (1913), хиротонисан во епископа (июль 1917), избран членом ВВЦУ на Сибирском церковном совещании в Томске (ноябрь 1918). Еп.Тюменский (1922), Якутский (1923-1926), Великоустюжский (1925-1926), архиеп.Пермский (1931-1933), умер 1 марта 1933.
  14. Архиеп.Черниговский Пахомий (Кедров), род.1876. Один из сподвижников митр.Петра Крутицкого, был в ссылке на Соловках. Скончался 11 ноября 1937.
  15. Архиеп.Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский), род.1878. Окончил КазДА. Духовное чадо прп.старца Гавриила (Зырянова). Расстрелян в ночь с 24 на 25 октября 1937.
  16. Еп.Никольский Иерофей (Афоник), викарий Великоустюжской епархии. С 1927 находился в оппозиции митр.Сергию, сторонник митр.Иосифа (Петровых). 10 февраля 1928 запрещен митр.Сергием и Временным Патриаршим Синодом уволен на покой с запрещением в священнослужении за «раздорническую деятельность». При аресте 17 мая 1928 был смертельно ранен сотрудником ОГПУ, доставлен в больницу г.Великого Устюга, где и скончался.
  17. Архив КГБ РТ, д.2-18199, т.4, л. 375об.-376.
  18. Это письмо приводится с рукописного подлинника, написанного рукой самого митр.Кирилла. Со слов «я никого не сужу и не осуждаю, но и призвать к участию в чужих грехах никого не могу» этот текст цитируется (с отдельными незначительными искажениями) митр.Иоанном (Снычевым) в его магистерской диссертации как «письмо митрополита Кирилла частному лицу». — См. Иоанн (Снычев), митр. Стояние в вере. Очерки церковной смуты. СПб.: Царское Дело, 1995, с.201; см. также: Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.636.
  19. Последователи митр.Ленинградского Иосифа (Петровых).
  20. Последователи митр.Ташкентского Арсения (Стадницкого).
  21. В цитации, приводимой митр.Иоанном (Снычевым); «им не нужны были бы свидетельства от Арсения, ни от Евгения Благовещенского», имеются в виду митр.Арсений (Стадницкий) и архиеп.Евгений (Зернов). // Иоанн (Снычев), митр. Указ.соч., с.201.
  22. Архив КГБ РТ, д.2-18199, т.4, л.376.
  23. Вопросы таковы: 1) Можно ли ходить, можно ли молиться, можно ли приобщаться Св.Даров в той церкви, где поминают митр.Сергия? 2) Можно ли поминать рядом в молитве церковной митр.Кирилла и митр.Сергия? 3) Какова должна быть формула церковной молитвы о предержащих властях, чтобы ею не искажался смысл церковной молитвы и христианского отношения к власти, какова бы она ни была? 4) Как быть ищущему священства при современном церковном положении, чтобы иметь возможность приносить Божие Богу без туги сердечной, смущений и соблазнов? 5) Допустимо ли обращение за церковным окормлением к одному из иноепархиальных архиереев, не подчиняющемуся распоряжениям митр.Сергия с так называемым Временным Патриаршим Синодом? // Акты Святейшего Патриарха Тихона, с.637.
  24. Акты Святейшего Патриарха Тихона, с.638.
  25. Поспеловский Д.В. РПЦ в XX веке, с.14б.
  26. Акты Святейшего Патриарха Тихона, с.638.
  27. Там же, с.638.
  28. Там же, с.640.
  29. Там же, с.640.
  30. Протоиерей В.Цыпин отмечает «каноническую сбивчивость и двусмысленность рассуждений» митр.Кирилла // РПЦ, 1925-1938, с.184.
  31. Там же, с.641.
  32. Поспеловский Д.В. РПЦ в XX веке, с.182.
  33. Текст письма приводится по: Возвращение. 1996. № 4, с.24-25 с некоторыми правками — с учетом текста этого «Отзыва», приведенного митр.Кириллом в своем письме о.Евлампию Едемскому-Своеземцеву.
  34. Города России. М.: БРЭ, 1994, с.134.
  35. Там же, с.550.
  36. Там же, с.221.
  37. Вестник РСХД № 107,1973, с.185.
  38. За Христа пострадавшие. М.: Изд-во ПСТБИ, 1997, с.121.
  39. Иеросхимонах Парфений (Краснопевцев), духовник Киево-Печерской лавры (24.08.1790 — 17.03.1855). Прославлен Украинской Православной Церковью 27.07.1993 в лике преподобных Киеве-Печерских (память 17 (30) марта). Сам прп.Парфений говорил о своем келейном правиле: «Благоволением Безначальнаго Отца, содействием Предвечнаго Сына и наитием Пресвятаго Духа, правило мое келейное сице: Евангелие книжно чту в вечер, заутра и полудне, по единому евангелисту. От полудне начинаю и Псалтирь воспевати с Богом изустно, и в сутки весь оканчиваю. Ко сну отходя чту акафист Богоматери, с поклонением Страстем Господним (святителя Димитрия Ростовского) и вечерними молитвами. От сна восстав чту акафист Спасителю с утренними молитвами и яже ко причащению — вся сия изустно. Обрадование с молитвою Богородице (Богородице Дево, радуйся) чту трижды сторицею; триста молитв: за имя Божие во единице триипостасное три краты; за евангелистов, на них же почил Христос, яко на колеснице умной — трижды четверицею; за язвы Христовы пяточисленныя — трижды пятерицею; за скорбь Богоматери, юже претерпе седмистрельно — трижцы седмерицею; за странствие Христово на земли, Иже пожил с человеки тридесять три лета, трижды тридесятерицею; за пятидесятницу в ожидании Духа Божественнаго трижды пятиюдесятерицею. Паче меда и сота сия молитва мне приятна; она мне охотна, помогательна, спасительна и врагов отгнательна». Особенно почитая Пресвятую Богородицу, прп.Парфений прибавлял между всеми кафизмами и славами архангельское приветствие Богородице и составленное им от полноты души молитвенное воззвание к Пресвятой Деве (см.: Преподобный Парфений Киево-Печерский. М.: Изд-во им. свт.Игнатия Ставропольского, 1996, с.17-18). Это правило и исполнял митр.Кирилл, молясь о заключенном еп.Афанасии (Сахарове).
  40. Вестник РСХД, № 107,1973, с.186.
  41. Там же, с.186-187.
  42. Под «уделом» еп.Афанасия митр.Кирилл подразумевает Владимирскую епархию.
  43. Казанская епархия.
  44. «Кешей» в письме условно именуется архиеп.Иннокентий (Летяев) (1882-1937), с мая 1931 по февраль 1955 занимавший Владимирскую кафедру. В 1921 хиротонисан во еп.Клинского, викария Московской епархии. В 1922 перешел в обновленчество. В 1923 принес покаяние. В 1923-1926 еп.Ставропольский и Кавказский. С 1934 — член Временного Патриаршего Священного Синода. С 1935 архиеп.Харьковский. В 1936 арестован. Расстрелян.
  45. Еп.Антоний (Миловидов) в период с 29.06.1933 по 03.05.1934 занимал кафедру Красноярскую и Енисейскую.
  46. Еп.Антоний (Миловидов) приводит не вполне точную цитацию, отчего меняется смысл. У пророка Исайи:И поставлю правителем твоим мир, и надзирателями твоими — правду (Ис. 60:17).
  47. Лат. — словесная ошибка, оговорка.
  48. Вероятно, имеется в виду 30 октября по н.ст.
  49. Здесь очевидна смена настроения митр.Кирилла, принявшего решение не следовать после ссылки в Казань.
  50. Архим.Неофит (Осипов).
  51. Диакон Иосиф Афанасьевич Потапов (25.03.1899 — 23.07.1981), впоследствии — протоиерей. С 191б — келейник еп.Юрьевского Евгения (Мерцалова), викария Владимирской епархии. 25.02.1922 рукоположен еп.Афанасием (Сахаровым) во диакона. 31.01.1921 арестован во Владимире, приговорен к трем годам ИТЛ. С июня 1934 служил в Успенском храме пос.Петушки Московской обл. 02.05.1936 арестован вместе с еп.Афанасием. Приговорен к трем годам Ухтинских лагерей. В 1941-1945 — на фронте. После окончания войны служил в Никольском кафедральном соборе Новгорода. В 1947 — протодиакон. 12.09.1947 — рукоположен во иерея. В 1957 — протоиерей. В 1969 — духовник Новгородской епархии. Крестник, о котором идет речь в письме, первый сын о.Иосифа — Георгий.
  52. Священник Вознесенской церкви г.Кинешмы Николай Панов, род.1884. В июле 1928, после категорического отказа стать осведомителем ГПУ, был арестован. Вины своей не признал и был приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. В 1932 о.Николай вернулся в Кинешму работал уличным сторожем, совершал требы по домам. В 1933 был вновь арестован и приговорен к пяти годам концлагерей. Находился, как и вл.Василий, в Рыбинской колонии. Скончался от непосильной работы и голода в 1937.
  53. Председатель приходского совета Вознесенской церкви Екатерина Книшек.
  54. Монахиня Виталия (в миру — Векла Ивановна Кузнецова), насельница Успенского монастыря в Кинешме. Была арестована по «делу» вл.Василия (Преображенского). Обвинялась в том, что «являясь активной последовательницей епископа Преображенского, воспитывала в антисоветском духе членов кружков; являясь нелегальной связью между кружками и ссылкой, собирала средства в помощь ссылке». Приговорена к пяти годам концлагерей.
  55. Правило 123 (137) Карфагенского Собора: «Аще епископ нерадети будет о возвращении от еретиков принадлежащаго церкви по спискам, или самых кафедр: то да увещают его соседние тщательные епископы, и да покажут ему его небрежение, дабы не имети ему извинения. Аще же в течение шести месяцев от дня увещания, пребывая в той же епархии, не возъимеет попечения о долженствующих возвратится к кафолическому единению: с таковым да не сообщаются, доколе не исполнит того. Аще же не приидет в оныя места содействователь: то епископу да не поставится в вину недействование» // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. — Т. II, с.267.
  56. Молитва всех вас спасет, с.384-385.
  57. «Кешиным отцом» конспиративно именуется митр.Сергий.
  58. «Доверитель» — митр.Крутицкий Петр. Митр.Кирилл предполагал выяснить у митр.Сергия, собирается ли он перенести их спор на суждение митр.Петра.
  59. Еп.Антоний (Миловидов).
  60. От печали бо многия и туги сердца написал вам многими слезами, не яко да оскорбитеся, но любовь да познаете, юже имам изобильно к вам (2 Кор. 2:4).
  61. Еп.Антоний ошибочно именует Иерусалим Элией Каппадокией, тогда как после разрушения Иерусалима на месте развалин римлянами была основана языческая колония Элия Капитолина. Эта очевидная ошибка и вынудила митр.Кирилла поставить знак вопроса (?).
  62. Митр.Кирилл предположил, что не будет допущен (по окончании ссылки) к поселению в избранном месте, а осужден на новый срок ссылки, как это было в предыдущий раз.
  63. О.Иосиф — уже упоминавшийся диакон Иосиф Потапов, Мария Ивановна — его супруга.
  64. Свящ.Евлампий Своеземцев был арестован вместе с группой верующих и духовенства в марте-мае 1934 года ПП ОГПУ Ивановской Промышленной области, и на следствии обвинялся, как и другие, в проведении организованной антисоветской деятельности как участник контрреволюционной церковно-монархической организации «ИПЦ», охватившей своей деятельностью ряд районов Ивановской Промышленной области (Рыбинский, Ярославский, Угличский и др.). Обвинялся в том, что «будучи непримиримым врагом советской власти и являясь близко связанным с лидерами Всесоюзной контрреволюционной церковно-монархической организации “ИПП” митрополитом Кириллом Казанским, бывшим архиепископом Угличским Серафимом и др., дал контрреволюционные ориентировки о задачах ИПЦ в настоящий период священнику Востокову и церковнице Филипповой в Рыбинске в декабре 1933 г. Во время посещения рыбинских церковников выдвинул перед ними задачу созыва церковного Собора с явно провокационной контрреволюционной программой. Дал Востокову и Филипповой установки о переходе на служение в нелегальных домашних церквах. Распространял контрреволюционные провокационные слухи о гонении на религию и духовенство в Советском Союзе с целью возбуждения недовольства верующих против советской власти, т.е. в преступлении, предусмотренном ст.58-10 и 11 УК». На допросе 21 мая 1934 показал: «Политику м.Сергия по отношению к советской власти я осуждаю. Я нахожу, что м.Сергий пресмыкается перед советской властью и не проявляет нужной решительности в разрешении вопросов отношений соввласти к религии. Я считаю, что соввласть должна принести покаяние, прекратить репрессии и в корне изменить церковную политику. Действия м.Сергия и данные им иностранным корреспондентам в 1930 г. интервью о положении Церкви в Советском Союзе я осуждаю и расцениваю это как ложную информацию загранице, наносящую вред религии». Отец Евлампий виновным себя не признал. По постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 1 июня 1934 о.Евлампий был заключен в ИТЛ на три года. — См.: Архив КГБ РТ, д.2-18199, т.6, л.43.
  65. В 19б8 город Гжатск переименован в Гагарин (Смоленской области) в честь космонавта Ю.А.Гагарина, родившегося в 1934 в с.Клушино близ Гжатска.
  66. АУФСБ РФ МО, д.Р-37479, л.24.
  67. Фокина Лидия Николаевна, род. в феврале 1899 в Москве, в семье доверенного текстильной фирмы, позже кассира в банке Николая Яковлевича Фокина. Имела образование 6 классов гимназии. 15 апреля 1931 была арестована в Москве по церковному делу и осуждена по 58 ст. на три года ссылки в Казахстан. 15 апреля 1934 была освобождена без ограничения в праве проживания в крупных городах. К 1934 среди родственников Л.Н.Фокиной были живы отец, мать — Елена Ивановна, и сестры — Надежда и Екатерина, проживавшие по адресу: Москва, Сивцев Вражек, д.12, кв.12.
  68. АУФСБ РФ МО, д.Р-37479, л.24об.
  69. Там же, л.42.
  70. Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.700.
  71. Митр.Мануил в своей работе также указывает, что еп.Палладий (Шерстенников) направлялся к находившемуся в ссылке митр.Кириллу 20 января и 27 февраля 1934 «для переговоров», но Казанский митрополит «по-прежнему был неумолим». — Указ.соч., с.120.
  72. АУФСБ РФ МО, д.Р-37479, л.35об.-36.
  73. Там же, л.2. «ПОСТАНОВЛЕНИЕ (о производстве ареста), 1934 года июля 14 дня, г.Смоленск. Я, Начальник 3 Отд. СПО — Антонов, рассмотрев имеющийся в СПО материал на б.митрополита Смирнова Кирилла-Константина Иларионовича и Фокину Лидию Николаевну, проживающих в гор.Гжатске и усматривая из этих данных активные действия со стороны Смирнова и Фокиной по созданию контр-революционных, церковнических ячеек, а также имея в виду распоряжение ОГПУ № 161007 от 8/VII — с.г. об аресте Смирнова, ПОСТАНОВИЛ: Произвести обыск и арест Смирнова К.И, и Фокиной Л.Н. предварительно согласовав с Прокуратурой».
  74. АУФСБ РФ МО, д.Р-37479. л.7. Квитанция № 23.
  75. Там же, л.8. Квитанция № 21.
  76. Там же, л.40.
  77. Из Гжатского районного отделения Полномочного представительства по Западной области ОГПУ на имя начальника 3 Отдела СПО НКВД СССР Полянского (того самого, что в ноябре 1930 допрашивал в Екатеринбурге митр.Петра Крутицкого) поступает сопроводительный документ: «Согласно личной договоренности с Вами начальника СПО Управ. НКВД Западной Области тов.Саввина — при этом направляю арестованных Смирнова К. и Фокину Л.Н. Начальник Гжатского РО (Смирнов)». — АУФСБ РФ МО, д.Р-37479, л.1. В истории случаются странные совпадения. Два чекиста носили фамилии двух авторитетнейших церковных иерархов — митр.Петра (Полянского) и митр.Кирилла (Смирнова).
  78. 16/7-34.
    «Служебная записка № 33335. Внутренний изолятор. Содержащегося в приеме арестованного Смирнова Кирилла-Константина Иларионовича поместите во внутренний изолятор, изолировав от арестованного Савельева Никандра Александровича». — АУФСБ РФ МО, д.Р-37479, л.15.
  79. 31/7-34.
    «Служебная записка № 34378. Содержащуюся в приеме арестованную Фокину Лидию Николаевну поместите во внутренний изолятор». — АУФСБ РФ МО, д.Р-37479, л.16.
  80. Переписка митр.Кирилла с митр.Сергием, письма других иерархов, оппозиционных заместителю местоблюстителя, были переданы монахиней Ириной Буровой, которую направил к ссыльному митр.Петру еп.Дамаскин (Цедрик). // Дамаскин (Орловский), иером.Указ.соч. Кн.2, с.359.
  81. Там же, с.509-510.
  82. Там же, с.511.
  83. Теперь трудно сказать о происхождении этого документа, известно только, что митр.Сергий не придавал ему большого значения. Почему он не придавал значения письмам митр.Петра, написанным несколькими годами позже доклада еп.Василия (Беляева), сказать затрудняемся. Доклад еп.Василия был следующим: «29 октября настоящего года я возвратился из ссылки, которая до окончания ее, т.е. до 9 января 1929 года заменена минусом шесть. С 1 августа по 23 сентября я прожил в поселке Хэ Обдорского района Тобольского округа вместе с митрополитом Петром местоблюстителем и, по его поручению, должен Вам сообщить следующее: Владыка получил возможность (из газ. «Известия») прочитать декларацию нынешнего православного Синода и вынес от нее вполне удовлетворительное впечатление, добавив, что она является необходимым явлением настоящего момента, совершенно не касаясь ее некоторых абзацев. Владыка митрополит просил передать его сердечный привет митрополиту Сергию и всем знающим его. Смиренный послушник Вашего Высокопреосвященства епископ Василий, викарий Рязанский. 1927 года 11 ноября». (Цит. по: Дамаскин (Орловский), иером. Указ.соч. Кн.2, с.510).
  84. «Между прочим, мне пишут, что епископ Василий о делах от моего имени представил Вам доклад. Должен заметить, что ни ему, ни другому моему сожителю я не давал никаких поручений, касающихся церковных дел» // Там же, с.511.
  85. Цыпин В., прот. Русская Православная Церковь, 1925-1938. — М., 1999, с.188.
  86. Цит. по: Дамаскин (Орловский), иером. Указ.соч., с.511.
  87. АУФСБ РФ МО, д.Р-37479, л.(?)
  88. Там же, л.21.
  89. Там же, л.17. «Служебная записка № 34035. Внутренний изолятор. Арестованному Смирнову Константину-Кириллу Илларионовичу разрешается пользоваться очками и деньгами. Начальник 3 отделения Секретного Политотдела ГУГБ».
  90. Там же, л.14-14об.
  91. Видимо, следователь принял фамилию вл.Дамаскина — Цедрик — за монашеское имя, а имя —Дамаскин — за фамилию.
  92. АУФСБ РФ МО, д.Р-37479. л.26.
  93. Там же.
  94. Там же, л.47.
  95. Там же, л.48.
  96. «Коменданту Бутырского изолятора НКВД. Препровождается для исполнения и объявления выписки из постановления Особого Совещания при НКВД СССР от 2 декабря 1934 г. по д. № 7 гр.Смирнова Константина (Кирилла) Иларионовича, которого надлежит направить с первым отходящим этапом в гор.Алма-Ата, в распоряжение УГБ НКВД по Казахстанской АССР и взять НА ОСОБЫЙ УЧЕТ, согласно приказа № 257/с-33 г. Прибытие подтвердите немедленно. Приложение: выписки, ф/карт. Начальник УСО ГУГБ НКВД СССР. Начальник 2 Отделения УСО». — Там же, л.51.
  97. Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание святителя Василия, епископа Кинешемского // Василий (Преображенский), свт. Указ.соч., с.26.
  98. Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455, л.52об.
  99. Сам митр.Сергий писал 3 (16) мая 1926 митр.Агафангелу (Преображенскому): «Если почему-либо митрополит Петр оставит должность местоблюстителя, наши взоры, естественно, обратятся к кандидатам, указанным в завещании, т.е. к митрополиту Кириллу, а потом и к Вашему Высокопреосвященству» (Цит.: Акты Святейшего Патриарха Тихона, с.4б3). Но после объявления о смерти патриаршего местоблюстителя митр.Петра (Крутицкого) митр.Сергий не обратился к митр.Кириллу. Вопрос о церковной власти был решен на основании прежнего фактического церковного управления митр.Сергия.
  100. Акты Святейшего Патриарха Тихона, с.701.
  101. В случае с еп.Евгением ситуация не столь простая. Еп.Евгений был среди тех. кто подписал 6 февраля 1928 вместе с митр.Агафангелом (Преображенским), митр.Иосифом (Петровых), архиеп.Серафимом (Самойловичем) и архиеп.Варлаамом (Ряшенцевым) т.н. «Ярославскую декларацию» (обращение ярославских архиереев) к митр.Сергию с уведомлением об административном отмежевании от него (но не от митр.Петра). Еп.Евгений был тогда на Ростовской (викарной) кафедре. Но через несколько месяцев еп.Евгений восстановил церковное общение с митр.Сергием, не порывая отношений (во всяком случае — письменных) и с «непоминающими».
  102. Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455, л.62.
  103. Там же, л.49.
  104. Еп.Евгению ответил из пос.Сталино свящ.Серафим Кириллов, посещавший митр.Кирилла в Яны-Кургане еще в 1935. Еп.Евгений просил митр.Кирилла дать адрес этого священника (что вл.Кирилл и исполнил), чтобы поручить о.Серафиму окормление оставленной там еп.Евгением паствы.
  105. Под «больными» подразумеваются верующие, под врачом — о.Серафим.
  106. Еп.Евгений составил записку о возможности хранения и вкушения мирянами Евхаристических Даров, т.е. Тела и Крови Христовых («Великого Утешения»).
  107. ecclesia in persecution — гонимая Церковь, in pace — в мире.
  108. «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе Божественныя Тайны, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон. Дерзающий же на что-либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковнаго, вразумляяся тем, не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати» (58-е правило VI Вселенского Собора).
  109. Епископы.
  110. Например, митр.Иосиф при допросе на вопрос о возглавителях движения, одним из руководителей которого он и сам являлся, перечисляя митр.Кирилла, архиепископов Прокопия, Серафима и Димитрия, не называет имени еп.Евгения, что побуждает нас с осторожностью отнестись ко многим «признаниям» еп.Евгения в ходе следственного дознания (например, признаниям в организации катакомбного церковного подполья и пр.).
  111. Письмо митр.Кириллу было отправлено 11 (24) мая, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, т.е. в день именин вл.Кирилла.
  112. Сергианства.
  113. Архив УКГБ КаэССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455, приложение.
  114. Еп.Григорий (Граббе) приводит выдержку из докладной записки от 11.04.1937 известного канониста С.В.Троицкого (позднее перешедшего в юрисдикцию Московской Патриархии), как мнение РПЦЗ: «Права заместителя прекращаются со смертью замещаемого, это юридическая аксиома, которую признал и сам митрополит Сергий. Поэтому со смертью митрополита Петра полномочия митрополита Сергия прекратились, и в должность местоблюстителя автоматически eo ipso вступает митрополит Кирилл, которого и следует поминать за богослужениями». // Григорий (Граббе), еп. Русская Церковь перед лицом господствующего зла, с.65.
  115. Поспеловский Д. РПЦ в XX веке, с.181.
  116. Текст письма приводится в Приложении.
  117. История РПЦ от восстановления Патриаршества до наших дней. — СПб., 1997. Т.1.1917-1970, с.982.
  118. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в РПЦ. — СПб. 1999, с.179.
  119. Акты Святейшего Патриарха Тихона, с.701.
  120. Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455, л.1.
  121. Ю/К — сокращ. от Южно-Казахстанская (область).
  122. Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455, л.1.
  123. Там же, л.2.
  124. Там же, л.4.
  125. Там же, л.5.
  126. Там же, л.6.
  127. Там же, л.13.
  128. Там же, л.39.
  129. Там же, л.69.
  130. Там же, л.18.
  131. Там же, л.17.
  132. Там же, л.60.
  133. Протокол допроса митр.Иосифа приводится в Приложении.
  134. Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455, л.49об.
  135. «Показания обвиняемого Петровых Иосифа» от 23 июля 1937, приводятся в Приложении.
  136. По указанным причинам мы не приводим показаний еп.Евгения.
  137. Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455, л.42.
  138. Пространный христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. — Набережные Челны: Светоч, 1995, с.79.
  139. Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455, л.42-43.
  140. Сокращение «б» (бывший), поставленное перед словом «патриарх», было вставлено уже после допроса, а это означает правку протокола допроса следователем. Митр.Кирилл никогда бы не назвал патр.Тихона «бывшим» патриархом.
  141. Здесь митр.Кирилл сознательно или несознательно (в любом случае не для пользы следствия) называет искаженную фамилию архим.Арсения (Кордина), снижая тем самым вероятность поиска и ареста архим.Арсения.
  142. Архив УКГБ КаэССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455, л.43-47.
  143. Там же, л.165.
  144. Там же, л.166.
  145. Там же, л.167.
  146. Там же, л.172.
  147. Там же, л.173.
  148. Там же, л.171.
  149. По этическим причинам мы не называем фамилий этих людей; их родственники, дети едва ли повинны в преступлениях своих предков. Может быть, кто-то из родственников этих людей стал даже добрым христианином. Как бы то ни было, мы не посчитали возможным и целесообразным приводить имена этих лиц.
  150. Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455, л.170.
  151. В «Заключении» фамилия еп.Евгения вместо Кобранов, ошибочно именуется как Каробанов.
  152. В отношении митр.Кирилла это утверждение совершенно не обосновано. Митр.Кирилл виновным себя не признал.
  153. Фамилии архим.Симеона (Холмогорова) и архиеп.Феодора (Поздеевского), так же, как и фамилия еп.Евгения (Кобранова), были искажены.
  154. Текст приводится по: Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455. л.174-175.
  155. Там же, приложение.
  156. Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3).
ЗаключениеСодержаниеПриложение
Hosted by uCoz