Примечания 3

  1. Дата указана по новому стилю.
  2. За Христа пострадавшие, с.5б8.
  3. Деяние 140 // Деяния... Т.8, с.182.
  4. Егоров В., свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 году. М. 1917, с.9-11.
  5. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917 // История Русской Церкви. М. 1996. Т.VIII. Ч.1, с.776-781.
  6. В 1917 еп.Григорий (Яцковский) был назначен еп.Екатеринбургским и Ирбитским.
  7. Смолич И.К. Указ.соч., с.779,752.
  8. Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. М.: Русские огни, 1994. Т.1, с.53.
  9. Егоров В., свящ. Указ.соч., с.22-23.
  10. Голубцов Г., прот. Поездка на Всероссийский Церковный Собор: Дневник (29 января 18 апреля 1918 г.) // Российская Церковь в годы революции. — М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1995, с.224.
  11. Шавельский Г., протопресв. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. (Репринт). — М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1996. Т.1, с.377.
  12. Там же, с.377.
  13. Мейендорф И. Прот. о.Георгий Шавельский. «Воспоминания» // Вестник РСХД. 1955. № 36, с.39-40.
  14. Голубцов Г., прот. Указ.соч., с.242-243.
  15. Цит. по: Письма священномучеников — архиереев Русской Православной Церкви к святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси. / Публ. прот.В.Воробьева // Богословский сборник. Вып.6. М.: ПСТБИ. 2000, с.7-15.
  16. Митр.Кирилл указывает дату по ст.ст., следовательно, дата прибытия его в Баку 6 (19) мая 1918.
  17. Прот.Александр Иоаннович Юницкий служил в кафедральном храме Баку, член Поместного Собора (участвовал в работе третьей сессии, замещая выбывшего из числа членов Собора еп.Григория (Яцковского).
  18. Письма священномучеников — архиереев Русской Православной Церкви к святителю Тихону... с.7-8.
  19. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика // БСЭ. М. Изд-во «Советская энциклопедия». 1972. Т.1, с.253-254.
  20. Письма священномучеников... с.8.
  21. Там же, с.8-9.
  22. Позднее, в связи с невозможностью восстановить церковное общение с Грузинской Церковью, организованный митр.Кириллом «исполнительный аппарат» в Баку будет способствовать осуществлению проекта по учреждению самостоятельной Бакинской епархии.
  23. Имеется в виду послание патр.Тихона от 29 декабря 1917.
  24. Епископы из числа природных грузин, провозгласившие автокефалию Грузинской Церкви: епископ бывший Полоцкий и Витебский Кирион (Садзаглишвили), Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), Имеретинский Георгий (Аладашвили), Горийский Антоний (Георгадзе), Алавердский Пирр (Окропиридзе). Именно к ним было обращено послание патр.Тихона от 29 декабря 1917.
  25. Архиеп.Астраханский и Енотаевский Митрофан (Краснопольский) (22.10.1869 — 06.07.1919).
  26. В «Богословском сборнике» название Муганской степи ошибочно приводится как Мучанская // Письма священномучеников... с.10.
  27. Муганская степь (Муганская равнина), участок Кура-Араксинской низменности к югу от места слияния рек Куры и Аракса, находится на территории современного Азербайджана. Юго-западная часть Муганской равнины принадлежит Ирану.
  28. Уезд с центром в г.Куба, расположенном на реке Кудиалчай, впадающей в Каспийское море. Город Куба основан в XV в., в 1744-1789 — столица кубинских ханов, в 1806 занят русскими войсками и по Гюлистанскому мирному договору 1813 оставлен за Россией. С учреждением Дербентской губернии становится уездным городом, с 1859 входит в состав Бакинской губернии. Расположен в северной прикаспийской части современного Азербайджана.
  29. Ленкорань — один из древнейших городов Азербайджана, расположен на Ленкоранской низменности, на р.Ленкораньчай, при впадении ее в Каспийское море, с 1846 — уездный город.
  30. Письма священномучеников... с.9-11.
  31. Там же, с.11.
  32. БСЭ. Т.7, с.368.
  33. Владикавказ — в настоящее время столица Северной Осетии. Основан в 18б3 как русская крепость близ осетинского селения Дзауджикау, обеспечивал сообщение с Грузией по Военно-Грузинской дороге.
  34. Моздок — в настоящее время районный центр Северной Осетии, находящийся в 92 км к северу от Владикавказа.
  35. Кизляр — в настоящее время районный центр в Дагестане, расположенный в 170 км к северо-западу от Махачкалы. С 1860-х центр Кизлярского округа (с 1905 — отдела) Терской области.
  36. Письма священномучеников... с.11-12.
  37. Там же, с.12.
  38. Там же, с.11-13.
  39. Там же, с.14.
  40. Протокол Частного Совещания членов Собора 19 июня (2 июля) 1918 г. // Деяния... Т.9, с.144.
  41. Письма священномучеников... с.14.
  42. Митр.Ярославский Агафангел (Преображенский) (27.09.1854, с.Могилы Веневского у. Тульской губ. — 16.10.1928. Ярославль), исповедник. С 6 марта 1918 являлся членом Высшего Церковного Совета при патр.Тихоне и участвовал в рассмотрении, в том числе, и вопросов церковных наград.
  43. Письма священномучеников... с.14-15.
  44. Там же, с.14-15.
  45. РГИА.ф.831, оп.1, д.46, л.16.
  46. Там же, л.17-18об. Список кандидатов был таков: 1) Лаврентий, еп.Балахнинский; 2) Евлогий, архиеп.Вольский (в документе ошибка, в действительности — архиеп.Волынский — А.Ж); 3) Геннадий, еп.Нарвский; 4) Макарий, б. еп.Орловский; 5) Серафим, архиеп.Тверской; 6) Иоаким, б. архиеп.Нижегородский; 7) Анастасий, архиеп.Кишиневский; 8) Василий, б. архиеп.Черниговский; 9) Шавельский Георгий, протопресвитер; 10) Иоанн, еп.Новгород-Северский, вик.Черниговской епархии; 11) Фаддей, еп.Владимиро-Волынский; 12) Кудрявцев Михаил, протоиерей Нижнего Новгорода, вдовый; 13) Евдоким, архиеп.Американский; 14) Сергий, митр.Владимирский; 15) Варнава, б. архиеп.Тобольский; 1б) Андрей, еп.Уфимский (в протоколе ошибочно указана фамилия, а не кафедра — Ухтомский); 17) Корнилий, еп.Рыбнинский; 18) Кирилл, экзарх Грузии; 19) Иосиф, еп.Угличский; 20) Алексий, еп.Сарапульский; 21) Вениамин, архимандрит, ректор Тверской духовной семинарии; 22) Владимирский Феодор, протоиерей г.Арзамаса, вдовый; 23) Цветаев Николай, протоиерей г.Нижнего Новгорода, вдовый; 24) Нестор, еп.Камчатский; 25) Серафим, еп.Челябинский; 26) Арсений, митр.Новгородский; 27) Назарий, б. архиеп.Одесский, а ранее Нижегородский; 28) Виссарион (Зорнин), архимандрит; 29) Тополев Петр, преподаватель Нижегородского духовного училища, холост.
  47. Здесь ошибка. вл.Евлогий был архиеп.Волынским (с 14.05.1914), а не Вольским викарием Саратовской епархии.
  48. РГИА, ф.831, оп. 1, д. 46, л.15. Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода от 8 (21) июня 1918 г. за № 431.
  49. Там же, л.22.
  50. Там же, л.23-23об.
  51. Там же, л.23об.-24об.
  52. Там же, л.10.
  53. Там же, л.13.
  54. Там же, л.21. Постановление Св.Патриарха Тихона и Св.Синода Православной Российской Церкви от 8 (21) октября 1918 г. за № 874.
  55. Священный Собор Православной Российской Церкви: 1917-1918 гг. Обзор Деяний. Третья сессия / Сост. А.Г.Кравецкий, Г.Шульц. — М.: Крутицкое патриаршее подворье. 2000. С.46.
  56. Таким образом, первое заседание третьей сессии Собора соответствовало 130 Деянию Поместного Собора от 6 (19) июля 1918.
  57. Деяние 130 // Деяния... Т.9, с.155.
  58. Там же, с.157.
  59. Деяние 144 // Деяния... Т.10, с.12б.
  60. Священный Собор Православной Российской Церкви: 1917-1918 гг. Обзор Деяний. Третья сессия / Сост. А.Г.Кравецкий, Г.Шульц.- М.: Крутицкое патриаршее подворье. 2000, с.188-189.
  61. Заместителями избраны: митр.Тифлисский Кирилл, еп.Охтенский Симон, прот.П.А.Миртов, прот.П.Н.Лахостский, Н.Д.Кузнецов и С.А.Котляревский. — см. Деяние 144 // Деяния... Т.10, с.153.
  62. Священный Собор... с.207.
  63. Там же, с.2б8, 370.
  64. «Предрешение Государственной комиссии по народному просвещению закрытия всех духовно-учебных заведений поставляет в положение заштатных всех начальствующих, преподавателей, преподавательниц, воспитателей, воспитательниц, числящихся на службе в духовно-учебных заведениях, содержание коих во многих епархиях принято на общеепархиальные средства. Необходимо указать епархиям и епархиальным начальствам, что оказывающиеся с закрытием духовно-учебных заведений за штатом начальствующие и преподаватели сих заведений, где окажется возможным, должны быть использованы на дело внешкольного просвещения в епархии и во всяком случае получать содержание из епархиальных сумм впредь до приискания себе места, но не более полугода» // Там же, с.237.
  65. В другом месте говорится о 82-х членах Собора, подписавших это заявление. — Ср. Священный Собор... с.275 и с.316.
  66. Там же, с.275.
  67. Там же, с.318.
  68. Там же, с.303.
  69. Там же, с.327.
  70. Там же, с.290-291.
  71. Там же, с.351-352.
  72. Там же, с.353.
  73. Там же, с.353-354.
  74. Там же, с.360.
  75. Там же, с.361.
  76. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви «О церковных округах»: «Имея в виду, что потребность образования округов в Русской Церкви признана Соборами 1666 и 1681-82 гг. и последующим церковным сознанием, и принимая во внимание нынешнее количество епархий Российской Церкви, Священный Собор, руководствуясь священными канонами, определяет: учредить в Российской Церкви церковные округа, а установление числа округов и распределение по ним епархий поручить Высшему Церковному Управлению» // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. — Вып.4, с.14.
  77. Священный Собор... с.3б3-3б4.
  78. Митр.Арсений считал, что предлагаемый проект несколько противоречит посланию от 27 декабря 1917 патр.Тихона грузинским иерархам, поскольку в послании содержится призыв принести покаяние и вместе с кириархальной Церковью обсудить вопрос об автокефалии. Проект же о создании митрополичьего округа и Бакинской епархии исходил из того, что большая часть грузинских приходов уже не принадлежит Русской Церкви.
  79. Священный Собор... с.571.
  80. Там же, с.372.
  81. Там же, с.35-36.
  82. Окунев Н.П. Дневник москвича (1917-1924). — Paris: YMCA-PRESS. 1990, с.221.
  83. Следственное дело Патриарха Тихона, с.84.
  84. Там же, с.93.
  85. Там же, с.84.
  86. Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455. л.9.
  87. За Христа пострадавшие... с.661.
  88. Следственное дело Патриарха Тихона, с.86-91.
  89. За Христа пострадавшие... с.512.
  90. Вострышев М. Во имя правды и достоинства // Литературная Россия. № 5. 31 янв., с.22.
  91. Вострышев М. Указ.соч., с.22.
  92. Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3, с.65.
  93. Архив КГБ РТ, д.9867.
  94. Там же. Журнал № 7 Собрания Совета КазДА от 6 марта/21 февраля 1921.
  95. Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3, с.64-65.
  96. Там же, с.65.
  97. У Бога все живы: Воспоминания о даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове). — М.: Даниловский благовестник. 1996, с.18.
  98. Православная жизнь. 1995. № 9, с.21-22.
  99. Там же, с.22.
  100. Окунев П.П. Указ.соч., с.440-441.
  101. Тогда верующие были не только среди заключенных, но и среди стражников. Троцкий в апреле 1922 в своей секретной депеше в Политбюро писал о необходимости срочного развертывания массовой антирелигиозной агитации, приводя «печальный» пример того, как глубоки в народе «культовые предрассудки»: «Против моего окна церковь. Из десяти прохожих (считая всех, в том числе детей) по крайней мере, семь, если не восемь, крестится, проходя мимо. А проходит много красноармейцев, много молодежи» // Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М. ББИ.1996, с.105.
  102. Трубецкой С.Е. Минувшее. — Paris: YMCA-PRESS.1989, с.270.
  103. Православная жизнь. 1995. № 9, с.23.
  104. Трубецкой С.Е. Указ.соч., с.284.
  105. Там же, с.283-284.
  106. Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3, с.б5.
  107. Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455, л.9.
  108. НАРТ, ф.1172, оп.3, д.32.
  109. Послание Святейшего Патриарха от 6/19 февраля 1922.
  110. Цит. по: Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г.Штриккер. М.: «Пропилеи». 1995. Кн.1, с.148.
  111. Там же, с.149-150.
  112. Федорова П., Абрамов Л. Голод 1921-1922 годов и казанское духовенство // Эхо веков. 1998. № 3 /4, с.92.
  113. Вострышев М. Указ.соч., с.22.
  114. Имена этих осведомителей известны, большинство из них составит костяк обновленческого движения в Казани и даже войдет позднее в состав обновленческого КЕУ (Казанского епархиального управления).
  115. Это было сознательной позицией митр.Кирилла, следовавшего решениям Поместного Собора, запрещавшего добровольно выдавать описи светским властям.
  116. Федорова Я., Абрамов Л. Указ.соч., с.91-92.
  117. Архив УФСБ РФ по Кировской обл., д.СУ-11404, т.1, л.169. Цит. по: «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее...»: Из материалов следственного дела священномученика митрополита Кирилла Казанского (1930) / Публ. Н.Кривошеевой, А.Мазырина // Богословский сборник. Вып.VIII. М. 2001, с.330.
  118. Православный церковный вестник. № 4.1925, с.23.
  119. Воззвание гласило: «Мы, Сергий, митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким, архиепископ Нижегородский и Арзамасский, и Серафим, архиепископ Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Временного Церковного Управления и каноническую законность Управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия Временного Церковного Управления, считаем его единственной, канонически законной верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви как вверенных нам, так и других епархий».
  120. Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола Русской Православной Церкви. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1970, с.101.
  121. Православный церковный вестник. 1925. № 4, с.23.
  122. Цит. по «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее...»: Из материалов следственного дела священномученика митрополита Кирилла Казанского (1930) / Публ. Н.Кривошеевой, А.Мазырина // Богословский сборник. Вып.VIII. М. 2001, с.330-331.
  123. Стенограмма (в расшифровке АЖ) собрания в Богоявленском соборе приводится по записной книжке архим.Варсонофия (Лузина) (архив автора). Обилие мест, не поддающихся расшифровке, обусловлено плохой сохранностью оригинала.
  124. Митр.Кирилл говорит о Православном богословском институте, правопреемнике Казанской Духовной академии, возникшем в ноябре 1921. — см.: Журавский А.В. Казанская Духовная академия в последний период ее существования // Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции, 17-19 октября 1995. — Казань, 1996, с.95-102, а также: Журавский А.В. Казанская Духовная академия на переломе эпох (1884-1921): Дисс.... канд. ист.наук. — М.: ИРИ РАН, 1999.
  125. Православный церковный вестник. № 4.1925, с.23-24.
  126. НАРТ, ф.1172-Р, оп.3, д.33, л.1.
  127. Там же, д.29, л.1.
  128. В прежнее Казанское епархиальное управление (в период с 1 апреля по август 1922) входили: митр.Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов), Председатель Управления; еп.Иоасаф (Удалов); еп.Афанасий (Малинин); еп.Андроник (Богословский); свящ.Александр Лебедев; прот.Петр Грачев, секретарь; прот.Иоанн Тобурдановский, казначей; свящ.Сергий Покровский, личный секретарь; прот.Михаил Софотеров, делопроизводитель; диак.Владимир Петров, делопроизводитель; профессор Михаил Васильевский; проф.Павел Пономарев; Александр Михайлович Покровский, делопроизводитель; Елизавета Александровна Васильева, машинистка; Нина Ефимовна Милова, помощник делопроизводителя; Александр Иванович Померанцев, регистратор. После ареста митр.Кирилла уполномоченному ВЦУ прот.Черкасову поручалось принять все епархиальные дела и сформировать новое Епархиальное управление. 26 сентября состав нового управления был утвержден. В него вошли казанские деятели обновленчества: прот.Павел Руфимский; прот.Порфирий Руфимский; прот.Степан Спирин; свящ.Евгений Сосунцов; свящ.Василий Ивановский; прот.Порфирий Черкасов, уполномоченный ВЦУ по Казанской епархии; диак.Владимир Баталев. Еще некоторое время в состав управления входили три викария, поскольку еп.Иоасаф являлся временным управляющим Казанской епархией. Но с назначением на Казанскую кафедру обновленческого архиеп.Алексия, все три викария, а также православные священники вышли из состава КЕУ.
  129. Фудель С.И. Собр.соч. Т.1, с.99-100.
  130. Там же, с.101.
  131. Там же, с.101-102.
  132. Там же, с.102.
  133. Вестник РСХД, 1973, № 107, с.187. Автор статьи «Крестный путь преосвященного Афанасия Сахарова (1887-1962)» утверждает, что эта история с вл.Кириллом произошла после разговора с Тучковым в вятской тюрьме в 1927. Однако в верховьях реки Вычегды, т.е. в коми-зырянской ссылке, митр.Кирилл пребывал именно с 1925 (и находился там не позднее, чем до конца 1926); из вятской тюрьмы митр.Кирилл был направлен в ссылку в Туруханский край. Поэтому описанная история могла произойти; либо в 1923, либо после собеседования с Тучковым в Москве в июне 1924, после чего митр.Кирилл вновь был сослан в Коми-Зырянский край; либо в мае 1925, когда после своего прибытия в Усть-Сысольск митр.Кирилл без суда был сослан в Переволок Усть-Ухтинской волости Ижемского уезда Зырянского края.
  134. Усть-Сысольск город в бывшей Вологодской губернии, расположенный на берегу рек Сысола и Вычегда; с 1921 центр АО Коми (Зырян), с 1930 носит название Сыктывкар. С 1936 Сыктывкар — столица Коми АССР, с 1991 — Республики Коми.
  135. Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.8б8.
  136. Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Б.г., б.г., с.55.
  137. Фудель С.И. Указ.соч., с.101.
  138. Еп.Афанасий передал доставшиеся ему в 50-х годах рукописи архим.Неофита в Московскую Патриархию, но их затеряли. Вл.Афанасий по этому поводу писал даже письмо архиеп.Пимену (Извекову), будущему патриарху. В архиве ПСТБИ имеется один машинописный труд архим.Неофита.
  139. Мощи еп.Василия (Преображенского) были обретены 5 (18) октября 1985 и перенесены в Москву, а в 1993 мощи владыки были перенесены в Свято-Введенский женский монастырь г.Иванова. В августе 1993 еп.Василий был причислен к лику местночтимых святых. Еп.Василий был в числе тех, кто был канонизирован РПЦЗ в 1981 (его имя надписано на полях иконы Собора святых новомучеников Российских, от безбожников избиенных).
  140. Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание святителя Василия, епископа Кинешемского // Василий (Преображенский), свт. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Отчий дом. 1996, с.18.
  141. Там же, с.13.
  142. Архив УФСБ РФ по Кемеровской обл. д.П-17429, л.32-42. Цит. по: «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее» // Богословский сборник. Вып.VIII. М. ПСТБИ. 2001, с.335.
  143. Вестник РСХД. 1973, № 107, с.186. См. также Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1996, с.359-361.
  144. «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее» // Богословский сборник. Вып.VIII. М.: ПСТБИ. 2001, с.337.
  145. Среди духовенства и мирян бытовало мнение о насильственной смерти патр.Тихона. Однако неопровержимых доказательств этого не имеется.
  146. Послание от 50.03(12.04).1925 Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) о вступлении своем в управление Православной Русской Церковью // Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.413.
  147. Завещательное распоряжение патр.Тихона, на случай своей кончины о преемстве Высшей Церковной Власти // Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.340-344.
  148. Послание от 30.03 (12.04).1925 Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) о вступлении своем в управление Православной Русской Церковью // Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.413.
  149. Это было в период 27-30 апреля 1925.
  150. Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди, с.79.
  151. Там же, с.79.
  152. Материалы, связанные с вопросом о канонизации священномучеников местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Фаддея (Успенского). — [Софрино]: Синод.комис. РПЦ по канонизации святых.1997, с.6.
  153. Не случайно еп.Дамаскин, в бытность еще свою иеромонахом, приехал в 1919 именно в Киев, где был зачислен митр.Антонием (Храповицким) в число братии Михайловского монастыря.
  154. Материалы, связанные с вопросом о канонизации священномучеников, с.8.
  155. Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.421-422.
  156. Там же, с.422.
  157. 12 декабря 1927 состоялась беседа представителей Ленинградской епархии еп.Гдовского Димитрия (Любимова), прот.Василия Верюжского, прот.Викторина Добронравова и мирянина Алексеева с митр.Сергием. На вопрос делегатов: «А скажите, владыко, имя митрополита Петра предполагается отменить?», митр.Сергий отвечал: «Если власти прикажут, так что же будешь делать? И сам Святейший Патриарх Тихон разрешил под давлением властей не поминать его». Тогда прот.Василий Верюжский заметил: «Но Святейший Патриарх Тихон мог разрешить не поминать себя, а вы отменить имени митрополита Петра не можете!» На это замечание ответа митр.Сергия не последовало.
  158. Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3, с.65-66.
  159. Там же, с.66.
  160. Вестник РСХД. № 107, с.186.
  161. События сбора подписей под документом о выборе Всероссийским патриархом митр.Казанского Кирилла были изложены в периодическом органе русских католиков «Благовест», 1931, № 4, сентябрь-октябрь. См. также «Акты...» с.776-778.
  162. 4-е правило I Вселенского Собора гласит: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамат: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». 4 правило Седьмого Вселенского Собора в интересующей нас части повторяет формулировку 4 правила Первого Вселенского Собора.
  163. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. — Тверь: Булат. 1996. Кн.2, с.497.
  164. Возможно, была иная форма сбора подписей, когда через доверенных лиц ссыльные епископы присылали пакеты с именем избранника в патриархи — митр.Кирилла. — См. статью: Вострышев М. Во имя правды и достоинства // Литературная Россия. 1992. № 5. 31 янв., с.22.
  165. За Христа пострадавшие... с.570.
  166. Если сообщению о трех кандидатах можно верить, вторым мог быть указан митр.Агафангел (Преображенский). Это естественным образом вытекало из завещания патр.Тихона. Впрочем, не исключено, что вторым был указан все же митр.Петр, как уже вступивший в права патриаршего местоблюстителя. Если это так, то подобное решение могло бы устранить ту нравственную неловкость, какую, несомненно, должны были бы испытывать устроители выборов перед неизвещенным о предпринятой акции митр.Петром.
  167. Митр.Елевферий (Богоявленский). Неделя в Патриархии. — М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1995, с.265-266. Митр.Елевферий в качестве движущего фактора оппозиции митр.Кирилла в 1928 митр.Сергию выдвигает личную обиду, будто бы поселившуюся в сердце Казанского владыки после того, как «некоторые чрезмерные церковные ревнители, не могущие разбираться в окружающей их атмосфере, пустили в ход агитацию за избрание в патриарха м.Кирилла»; власти же, узнав об этом, сослали уже бывшего на свободе митр.Кирилла «в отдаленный край Сибири». «Старцу-узнику, — продолжает митр.Елевферий, — естественно было подумать, как это м.Сергий допустил такую неразумную агитацию, подвергшую его суровой опале?» Митр.Елевферий, ополчаясь против «чрезмерных церковных ревнителей», видимо, не знал, что среди инициаторов сбора подписей находился и митр.Сергий. Трактовка же последующей оппозиции митр.Кирилла митр.Сергию, как следствие личной обиды Казанского владыки, показывает, что митр.Елевферий не только не разобрался в сути происходивших в России событий (впрочем, это чрезвычайно трудно осуществить и на рубеже XX-XXI вв., даже обладая теми материалами по истории Русской Церкви XX века, которых был лишен митр.Елевферий), но и искажал позицию митр.Кирилла, никогда не привносившего в дела церковные личных мотивов.
  168. Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.777-778. Как говорится в статье из парижского «Благовеста»: «Люди, посвященные в суть дела, именовали его впоследствии интригующим эпитетом «Павлин в клетке». Цит. по: «Акты...» с.776.
  169. Естественно, что интронизация (настолование) избранного патриарха последовала бы в свое время, о ней вопрос не ставился, речь шла только о выборах.
  170. Архив ФСБ РФ, д.601064, л.66.
  171. Там же, л.57.
  172. Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.413-417.
  173. Архив ФСБ РФ, д.601064, л.66.
  174. Архиеп.Фаддей (Успенский) канонизирован в лике новомучеников Российских Архиерейским Собором РПЦ МП.
  175. Архив ФСБ РФ, д.601064, л.57.
  176. Там же, л.84об.
  177. Там же, л.66.
  178. Там же, л.67.
  179. Вероятно, это был еп.Колпинский Серафим (Протопопов), вик.Ленинградской епархии, действительно бывший до 1926 в ссылке на Соловках, а затем проживавший в Ленинграде (о епископах, проживавших в эти годы в Петербурге — см. Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917-1945. СПб. 1995, с.119).
  180. Вероятно, имеется в виду еп.Бутульминский Митрофан (Поликарпов).
  181. Архив ФСБ РФ, д.601064, л.67.
  182. Там же, л.43.
  183. Еп.Павлин называет этот документ «документом двадцати четырех». См.: Архив ФСБ РФ, д.601064, л.71.
  184. Это, хотя и не вполне уверенно, утверждал митр.Сергий. См.: Архив ФСБ РФ, д.601064, л.57.
  185. Там же, л.59.
  186. Вероятно, еп.Колпинского Серафима (Протопопова).
  187. Возможно, что к этой соловецкой инициативе имел непосредственное отношение архиеп.Иларион (Троицкий). В этом случае становится понятно, откуда взялось предание о том, что именно свщмч.Иларион являлся инициатором «тайных выборов» патриархом митр.Кирилла.
  188. Архив ФСБ РФ, д.601064, л.82.
  189. Там же, л.81.
  190. Там же, л.67.
  191. Там же, л.81.
  192. Sine qua non — лат., дословно: «без всяких нет», беспрекословно; conditio sine qua non — непременное условие.
  193. Архив ФСБ РФ, д.601064, л.59.
  194. Там же, л.71.
  195. Их страданиями очистится Русь. М.: Изд-во им. свт.Игнатия Ставропольского. 1996, с.198.
  196. Архив ФСБ РФ, д.601064, л.92.
  197. Имеется в виду св.Максимиан, патр.Константинопольский (431-434), поставленный на Цареградскую патриаршую кафедру после ссылки Нестория, который до своего осуждения на III Вселенском Соборе занимал эту кафедру.
  198. Архив ФСБ РФ, д.601064, л.92.
  199. Там же, л.71.
  200. Там же, л.104.
  201. Там же, л.27-27об.
  202. Там же, л.28.
  203. Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.489.
  204. Архив ФСБ РФ, д.601064, л.94.
  205. За Христа пострадавшие, с.520.
  206. Архив ФСБ РФ, д.601064, л.44.
  207. Там же, л.58.
  208. Там же, л.34-34об.
  209. Там же, л.69-70.
  210. Там же, л.91.
  211. Там же, л.92.
  212. Там же, л.58.
  213. Там же, л.20об.
  214. Там же, л.84об.
  215. Там же, л.86.
  216. Там же, л.74.
  217. Там же, л.8?.
  218. Там же, л.73.
  219. Акты Святейшего Патриарха Тихона... с.973.
  220. Там же, с.989.
  221. Архив ФСБ РФ, д.601064, л.64.
  222. Владыка указал прежнее название улицы — Б. Ильинская, тогда как к тому времени она уже была переименована в ул.Герцена.
  223. Архив ФСБ РФ, д.601064, л.11об.
  224. Параман (параманд) — часть монашеского облачения; небольшой четырехугольный плат с изображением Страстей Господних, который носится под одеждой и крепится с помощью двойных перевязей, крестообразно обвязываемых вокруг тела. Обозначает крест, который берет на себя монах; сораспятие Христу. Иначе называется аналав.
  225. Архив ФСБ РФ, д.601064, л.12об.
  226. Там же, л.17.
  227. Там же, л.75об.-76.
  228. Там же, л.78-79.
  229. Смирнов Иван Яковлевич, диакон. Родился в 1872 , из мещан г.Москвы, диакон Даниловского монастыря с 1918.
  230. Архив ФСБ РФ, д.601064, л.89.
  231. Там же, л.88.
  232. Там же, л.80.
  233. Там же, л.48.
  234. Там же, л.54.
  235. Там же, л.107.
  236. За Христа пострадавшие. Кн.1, с.337.
  237. Там же, с.619.
  238. Там же, с.121.
  239. Здесь очевидная ошибка следователя: патриаршим местоблюстителем оставался по-прежнему митр.Петр Крутицкий. Однако ошибка характерная, показывающая, что митр.Сергий воспринимался ГПУ как фактический глава Русской Церкви.
  240. Вострышев М. Указ.соч., с.22.
  241. За Христа пострадавшие. М.: Изд-во ПСТБИ.1997, с.568.
  242. Цыпин В., прот. История Русской Церкви: 1917-1997, с.151.
  243. Характерно, что когда в 1931 уполномоченный ОГПУ Полянский предложил митр.Петру сложить с себя полномочия местоблюстителя, свщмч.Петр отказался, мотивируя это в своем мартовском письме к Менжинскому необходимостью оставаться в своей должности до созыва Поместного Собора: «Собор, созванный без санкции местоблюстителя, будет считаться неканоническим и постановления его недействительными» (Цит. по: Дамаскин (Орловский), иером. Указ.соч. Кн.2, с.361). А поскольку Собор созывался прежде всего для избрания патриарха, то можно предположить, что избрание патриарха без санкции местоблюстителя патриаршего престола и без Собора не могли быть признаны митр.Петром каноническими.
  244. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1996, с.413., см. также Вестник РСХД, 1973, № 107, с. 187; А.Левитин-Краснов и В.Шавров указывают на священника Николая Пульхеридова, который был близок митр.Кириллу и сам рассказал об этом знаменательном разговоре вл.Кирилла и Е.А.Тучкова. — См. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье. 1996, с.454.
  245. Архив УФСБ РФ по Кемеровской обл., д.П-17429, л.42-42об.
  246. Архив УФСБ РФ по Брянской обл., д.П-8979, л.2.
  247. Цыпин В, прот. Русская Православная Церковь. 1925-1938. М. 1999, с.93.
  248. Там же, с.100.
  249. Удивительная осведомленность обновленцев! Действительно, подписей было собрано 45 «документ двадцати пяти» + 20 запечатанных пакетов с мнениями епископов), причем эта цифра, ставшая нам известной только сейчас из архивно-следственного дела, лидерам обновленчества оказалась известной уже тогда. Удивляет даже не «доступ» к секретной информации (то, что обновленческое ВЦУ действовало в тесной связи с ГПУ — не новость), а то, что эта информация соответствует действительности. Знаменательно, что, как и в наших рассуждениях, всплывает цифра 60 — число иерархов, подписавших акт о вступлении митр.Петра в права патриаршего местоблюстителя. Все это еще одно подтверждение правильности нашего счета участвовавших в «тайных выборах» иерархов. Дамаскин (Орловский), утверждая, что результатом выборов стали мнения 20 иерархов, проголосовавших за митр.Кирилла, не учитывает «документа 25-ти» и, тем более, мнения епископов-соловчан, что, как показано выше, не правомерно.
  250. Православный церковный вестник. 1928. № 1-2, с.7.
ВернутьсяСодержаниеГлава IV
Hosted by uCoz