Алленов А.Н. Патриарший избранник // Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем: Тезисы докладов краеведческой конференции. 26 апреля 1996.Тамбов. 1996, с.24.
Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1883/4 учебный год. — СПб. 1884, с.39.
Там же, с.121. Поступившим предлагалось избрать группу предметов по одному из трех отделений в академии: богословскому, церковно-историческому, церковно-практическому.
Там же, с.123. В тот год изучение английского языка выбрали 10 студентов, немецкого — 45, французского — 18.
Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1886/7 учебный год. — СПб. 1891, с.206. См. Прил.
Там же, с.183.
Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1887/8 учебный год. — СПб. 1892, с.184.
Василий Белавин в 1887 был переведен на 4-й курс вторым по списку (из 62-х человек): см. Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1886/7 учебный год. — СПб. 1891, с.179.
Там же, с.175.
РГИА, ф.796, оп.184, 1903, д.2839, л.99-100.
Памятная книжка по Санкт-Петербургской епархии // Сост. Н.М.Кутепов. — СПб.: Типография Отдельного корпуса Пограничной Стражи, 1899. — Ст.45.
РГИА, ф.796, оп.439, д.523, л.13об. —14. Послужной список архиеп.Тамбовского и Шацкого Кирилла.
Памятная книжка по Санкт-Петербургской епархии... с.236.
Дни памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (†8б9) — 14 (27) февраля и 11 (24) мая.
Урмия (после 1926 — г.Резайе) — город в Иране (до 1936 — Персии), административный центр иранского остана (провинции) Западный Азербайджан. Прежде Урмия находилась в административной подчиненности г.Тавризу (совр.Тебриз), который в настоящее время является административным центром иранского остана Восточный Азербайджан.
Андриевский. А. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии, ч.1. — Тамбов. 1911, с.9.
Желающих более подробно ознакомиться с историей Урмийской Духовной Миссии отсылаем к соответствующей статье иеромонаха Стефана (Садо): Российская православная Миссия в Урмии (1898-1918) // Христианское чтение, 1997. № 13, с.73-112.
Иеромонах Стефан (Садо). Указ.ст., с.79-80.
РГИА, ф.796, оп.165 (1884), д.1663, л.718. Полный текст составленной профессором Болотовым записки об айсорах приводится в приложении к статье иеромонаха Стефана (Садо). Профессор СПб Духовной академии В.В.Болотов и вопрос о чиноприеме воссоединения несториан с Русской Православной Церковью в конце XIX века // Христианское чтение. 1997. № 14, с.97-123.
Еп.Таганрогский Феофилакт (Клементьев)
Архим.Феофилакт (Клементьев). Род. в 1870 в семье священника Харьковской епархии. Окончил историко-филологический факультет Харьковского ун-та (1893), а затем — СПбДА (1893-1897) со степенью кандидата богословия. Рукоположен во иеродиакона (февраль 1894), иеромонаха (декабрь 1895). С 26 марта 1898 — заведующий Урмийской Миссией, с 29 сентября 1900 — архимандрит, начальник Миссии. Отозван в Петербург — лето 1901. Настоятель Козловского Троицкого мон-ря Тамбовской епархии (апрель 1902), в период с ноября 1903 по март 1911 — настоятель Заиконоспасского московского мон-ря и Жировицкого мон-ря Гродненской епархии. Еп.Таганрогский, викарий Екатеринославской епархии (с апреля 1911), еп.Слуцкий, викарий Минской епархии (с апреля 1913). 1917 — лето 1919 — еп.Елисаветпольский, временный управляющий Кавказским экзархатом. В 1919 — еп.Прилукский, вик.Полтавской епархии. С конца 1922 — в обновленческом расколе — еп.Ростовский и Таганрогский. Умер в 1923 в Ростове-на-Дону.
Еп.Сергий (Лавров). Род. в 1878 в семье священника Орловской губернии. Окончил Орловскую духовную семинарию (1898) и СПбДА (1902) со степенью кандидата богословия. Пострижен в монашество (февраль 1902), рукоположен во иеромонаха, определением Св.Синода (5.06.1902) назначен помощником начальника Урмийской Миссии. С сентября 1903 — игумен (за переводческие труды). С июня 1904 — начальник Миссии, архимандрит (август 1904). Хиротонисан во еп.Салмасского (1.12.1913). С декабря 1914 по июль 1915 — эвакуирует Миссию из Урмии в Россию (Тифлис, Тамбов, Петроград). В июле 1916 назначен еп.Соликамским, викарием Пермской епархии, затем — еп.Семиреченским (январь 1917). После отъезда из Урмии пребывал в Тамбове, не выезжая в место новых назначений. В 1918 числился на покое. В 1920 управлял Екатеринодарской епархией. Выслан в Туркестан. С 1923 временно управляющий Ташкентской епархией. В феврале 1927 уклонился в обновленческий раскол. Дата смерти неизвестна. Биографическая справка еп.Сергия приводится по: Стефан (Садо), пером. Российская православная Миссия в Урмии // Христианское чтение. № 13.1996, с.111.
РГИА, ф.797, оп.71, отд.II, ст.3, д.291, л.43-43об. Определение Св.Синода от 31 мая — 3 июня 1902 за № 2400
Четыре сохранившихся письма архим.Кирилла митр.Антонию (Вадковскому) и письмо архим.Кирилла Российскому Императорскому генеральному консулу в Азербайджане (написанные в период с 8 ноября 1902 по 20 апреля 1903) приводятся полностью в Приложении.
РГИА, ф.797, оп.71, отд. II, ст.3, Д.291, л.75об.-76.
РГИА, ф.796, оп.185, д.2922, л.5об.
Там же, л.7.
РГИА, ф.834, оп.4, д.938, л.7-7об.
Там же, л.7об.
РГИА, ф.796, оп.185, д.2922, л.7-7об.
Там же, л.23-23об.
Там же, л.24.
РГИА, ф.834, оп.4, д.938, л.49об.
Там же, л.11.
Там же, л.10-10об.
Там же, л.39.
Там же, л.39об.
Там же, л.13.
Там же, л.13-13об.
РГИА, ф.796, оп.185, д.2922, л.4.
РГИА, ф.834, оп.4, д.938, л.28.
Серпераст — губернатор для православных айсор.
РГИА, ф.834, оп.4, д.938, л.29.
Из отчета архим.Кирилла «Урмийская православная духовная Миссия с сентября месяца 1902 года по август месяц 1903 года» // РГИА, ф.796, оп.185, д.2922, л.22.
Там же, л.22-22об.
Там же, л.24-24об.
Там же, л.25.
РГИА, ф.797, оп.73, II отд., 3 ст., д.524, л.1.
Там же, л.2-2об.
Там же, л.3. Секретная телеграмма Власова: «Тегеран, 4/17 декабря 1903 г. Мушир сообщил мне час тому назад нижеследующую собственноручную резолюцию шаха на донесение урмийского губернатора о том, что наш вице-консул формально противится передаче всех храмов несториан, не присоединившихся к Православию: “Сообщить это кому следует и пояснить, что никто не вправе покровительствовать персидским подданным в Персии, буде то православные или нет, равным образом никто не вправе вмешиваться в их духовные дела”. Вследствие жалоб несториан, не присоединившихся к Православию, шах приказал передать им все храмы и церковное имущество, предоставив православным построить собственные храмы с его, шаха, разрешения. Других сведений у меня не имеется. Опасаюсь, чтобы вмешательство наше в этот вопрос не испортило отношений к нам шаха. Полагал бы настаивать лишь на возвращении нашей Миссии храма Мар-Мариам. Ожидаю указаний».
Д.С.С. — действительный статский советник.
РГИА, ф.797, оп.73, II отд., 3 ст., д.524, л.2об.
Записка архим.Кирилла, датированная 13 декабря 1903, полностью приводится в Приложении.
РГИА, ф.797, оп.73, II отд., 3 ст., д.524, л.7об.
Там же, л.16.
Там же.
Там же, л.18об.-20.
Там же, л.5-5об.
Стефан (Садо), иером. Российская православная Миссия в Урмии // Христианское чтение. № 13.1996, с.105.
РГИА, ф.797, оп.73, II отд., 3 ст., д.524, л.27.
Стефан (Садо), иером. Указ.соч.
РГИА, ф.796, оп.439, д.523, л.13об.-14.
Там же, оп.185, д.714, л.1.
Следует отметить, что на утверждение императора Николая II было предложено 12 архимандритов на 4 вакантных кафедры (по три кандидата на каждую кафедру), из них для епископской хиротонии был утвержден лишь один кандидат (на Сумскую викарную кафедру), принявший монашество еще в духовной академии, остальные трое утвержденных кандидата либо приняли монашество после светской службы, либо после того, как, будучи белым духовенством, овдовели.
РГИА, ф.796, оп.185, д.714, л.12. Определение Св.Синода от 12 мая 1904 за № 2479.
Там же, оп.184, д.2839, л.135.
Там же, оп.185, д.714, л.40. Рапорт митр.С.-Петербургского и Ладожского Антония Св.Синоду от 10 августа 1904 за № 6810.
15 марта 1908 на годовом собрании братства сообщалось, что в ведении братства находится 559 церковно-приходских школ разного типа с 25 248 учащимися, а также 8 второклассных школ с 285 учащимися. Известия по СПб. еп. 1908. № 8-9, с.58.
РГИА, ф.796, оп.439, Д.523, л.14об.-15.
В 1908, например, на годовом собрании братства вл.Кирилл делал особый доклад о положении Православной Церкви в Урмии. Известия по СПб. еп. 1908. № 8-9, с.59.
Известия по СПб. еп. 1908. № 4, с.25.
Там же, с.5.
«В самый день Крещения, требования полиции поставить чан с кипяченой водой на льду у Иордани лаврское духовенство отвергло. Вода была освящена епископом Кириллом Гдовским, в сослужении архимандритов лавры, прямо в проруби Невы» // Нилус С.А. На берегу Божьей реки: Записки православного. — Сергиев Посад: Троице-Сергиева лавра, 1991, с.19.
Там же, с.18.
Еп.Иннокентий (Беляев) находился на Тамбовской кафедре с 1903 по 1909.
Отец Иоанн Кронштадтский. — СПб.: Рус. Народ. Союз им. Михаила Архангела. 1909, с.111.
Там же, с.113.
Пастырский венок... с.212.
Отец Иоанн Кронштадтский, с.114.
Там же, с.115.
Пастырский венок... с.215.
Там же, с.222.
Там же, с.244.
Там же, с.250.
РГИА, ф.796, оп.190,1 отд., 2а ст., д.422, л.1.
Доклад был представлен императору Николаю II за подписями: митр.Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, митр.Московского и Коломенского Владимира, митр.Киевского и Галицкого Флавиана, архиеп.Литовского и Виленского Никандра, архиеп.Ярославского и Ростовского Тихона, еп.Оренбургского и Тургайского Иоакима, еп.Полтавского и Переяславского Иоанна и протопресвитера Военного и Морского духовенства Александра Желобовского.
РГИА, ф.796, оп.190,1 отд., 2а ст., д.422, л.3.
Там же, л.4.
А еп.Гдовским был поставлен Вениамин (Казанский), будущий священномученик, убиенный в ночь с 12 на 13 августа 1922. Архиерейским Собором РПЦ (МП) причислен к лику святых 5 апреля 1992.
Андриевский А. Указ.соч., с.12.
Там же, с.27.
Еп.Козловский Григорий вик.Тамбовской епархии
Григорий (в миру — Яцковский Гавриил Иулианович), род. 30 июля 1866 в Каменец-Подольской губ., в крестьянской семье. Окончил Подольскую духовную семинарию, Киевскую Духовную академию (1894) со степенью кандидата богословия, был: преподавателем Александровского духовного училища в Осетии (1894) и Томской духовной семинарии (1895); инспектором Иркутской духовной семинарии (с 08.11.1896); ректором Томской духовной семинарии (с 27.10.1897), архимандритом; ректором Рязанской духовной семинарии (с 28.10.1901). Хиротонисан во еп.Козловского, викария Тамбовской епархии (ноябрь 1908). Еп.Бакинский (1912-1917), Елисаветпольский (1917), Екатеринбургский и Ирбитский (позже Свердловский и Уральский), архиепископ. 9 (22) декабря 1925 — инициировал т.н. «григорианский» раскол, возглавив Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС). Митр.Сергием запрещен в священнослужении. «Митрополит» и «Блаженнейший» (в расколе). Скончался 9 марта 1932 в Свердловске вне общения с РПЦ. Погребен у Петропавловского собора (бывшая кладбищенская церковь).
9 февраля вл.Кирилл обозревал школы и церкви г.Кирсанова; с 14 по 26 февраля — церкви и школы г.Козлова, Елатомского и Темниковского уездов, гг.Кадома, Темникова, Спасска, Саровскую и Вышенскую пустыни, Санаксарский мон-рь; в марте г.Моршанск; в мае — дважды выезжал для освящения храмов в Ахтырском женском мон-ре Козловского уезда и в слободе Голынщине Кирсановского уезда; с 31 мая по 4 июня обозревал церкви и школы Шацкого и Моршанского уездов и Моршанскую женскую общину; 25-28 июня церкви и школы гг.Усмани и Борисоглебска; в июле посетил г.Елатьму и Елатомский уезд; в сентябре предпринял продолжительную поездку по уездам Тамбовскому, Козловскому, Липецкому и Усманскому; 3-6 ноября осматривал церкви и школы г.Лебедяни. // Тамбовские епархиальные ведомости. 1911. № 11, с.617-618.
Протоиерей Тихон Поспелов. Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, епископом Тамбовским и Шацким церквей, монастырей и школ епархии в 1910 году // Тамбовские епархиальные ведомости. 1911. № 15-16, с.930.
Так, вл.Кирилл в течение 5 дней (с 7 по 11 октября 1913) посещал семинарию, оставаясь в ней в течение классных уроков, начиная с общей утренней молитвы (8 ч. 30 мин.) и до 2 часов дня // Тамбовские епархиальные ведомости. 1913. № 43, с.1403.
Там же. 1910. № 13, с.514-515.
Там же, с.503.
Там же, с.503-504.
Там же. 1913. № 43, с.1506-1508.
Там же, с.1509.
ГАТО, ф.181, оп.1, д.2114, л.920. Резолюция еп.Кирилла была следующей: «1910. Марта 30. Для устранения жалоб на то, что причты городских церквей бывают слишком слабо представлены на епархиальных съездах, предписать благочинным градских округов: Тамбовского, Козловского, Моршанского, Борисоглебского, Липецкого и Усманского, чтобы они, по должном избрании и по утверждении избранных епархиальным начальством, командировали на будущий епархиальный съезд: от городов Тамбова и Козлова по четыре депутата, от Моршанска трех депутатов, от городов Борисоглебска, Липецка и Усмани по два депутата. Таким образом, общее число депутатов от духовенства будет на съезде семьдесят человек. Что касается количества участников съезда от лица церковных старост епархии, то, утверждая предположенный консисторией распорядок избрания таких участников, предлагаю консистории сделать распоряжение, чтобы от городов Тамбова, Козлова и Моршанска были избраны на съезд и представлены к утверждению по два депутата от местных церковных старост, а от остальных девяти городов по одному; от уездов Лебедянского, Липецкого, Спасского и Темниковского по одному депутату от всех старост уезда, а от остальных восьми уездов по два депутата. Таким образом, всех депутатов от церковных старост будет на съезде 35 человек. Епископ Кирилл».
Указ Св.Синода от 2 октября 1912 за № 14719 // Тамбовские епархиальные ведомости. 1912. № 41, с.1016.
Там же, с.1020-1024.
Там же. 1912. № 45, с.1882.
Там же.
М.Б.Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский / М.Б. — Пг.: О-во распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.1915, с.267.
Там же, с.266.
Там же, с.290.
Еп.Козловский Зиновий (Дроздов) вик.Тамбовской епархии
Зиновий (в миру — Дроздов Николай), архиепископ. Род. 14 июля 1875, окончил Костромскую ДС (1897), рукоположен во иерея, овдовел. Поступил в СПбДА (1900), пострижен в мантию (1903), окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1904). Иеромонах на госпитальном судне «Орел» (с 14.08.1904). Преподаватель Вятской духовной семинарии (с 23.09.1905), смотритель Кутаисского духовного училища (с 28.09.1906), с 14.07.1907 — правитель канцелярии Экзарха Грузии архиеп.Никона (Софийского), архимандрит (с 12.09.1907); поскольку после убийства грузинскими националистами архиеп.Никона (28 мая 1908) жизнь архим.Зиновия также находилась в опасности; решением Св.Синода переведен на должность смотрителя Екатеринбургского духовного училища (13.07.1908); ректор Кишиневской духовной семинарии (с 22.01.1909); хиротонисан во еп.Измаильского, викария Кишиневской епархии (11.12.1911); еп.Козловский, викарий Тамбовской епархии (с 17.01.1913); еп.Тамбовский и Шацкий (с 22.05.1918). Летом 1922 отстранен от управления епархией обновленцами, спустя несколько месяцев арестован. К ноябрю 1924 выслан в Москву. 12.04.1925 — в числе подписавших акт о передаче высшей церковной власти митр.Петру (Полянскому). В апреле 1926 выслан в Арзамас, с сентября 1927 — в тюрьме г.Арзамаса, затем Нижнего Новгорода, 8 октября 1927 освобожден, 17-го выехал в Москву. Декларации митр.Сергия не принял, по прошению уволен от управления Тамбовской епархией (октябрь 1927); проживал в г.Муроме Владимирской обл. Арестован ок.1940, умер в концлагере (?).
«Высочайшим указом в 6-й день мая сего года данным, Его Преосвященство Преосвященнейший Кирилл, епископ Тамбовский и Шацкий, во внимание к примерно ревностному и отлично-полезному служению в священном сане, возведен в сан архиепископа» // Тамбовские епархиальные ведомости. 1913. № 19, с.379.
Впрочем, нет никаких оснований полагать, что кто-либо из Царской Семьи лично не благоволил к Тамбовскому владыке. Скорее всего, как это часто бывало, имела место чиновная неприязнь кого-то из придворного окружения.
При всем уважении к неординарной личности вл.Антония (Храповицкого), к его деятельности по формированию ученого монашества и к трудам по восстановлению в России патриаршества, нельзя не признать: борьба с «имяславцами» не являлась для него глубоко продуманным решением. Митр.Вениамин (Федченков) в своей статье «Имяславие» в книге «Протоиерей Иоанн Сергиев» (кстати, св.Иоанн Кронштадтский был сторонником имяславия) писал: «Упомяну об одном печальном факте. Известный митр.Антоний (Храповицкий), бывший самым ярым противником афонских «имябожников», — оказалось, сам не читал нашумевшей книги, в коей высказывалось это выражение об имени Бог, «На горах Кавказа», — и с коей, собственно, и началось противное течение. Однажды, когда митр.Антоний был уже митрополитом Киевским, с ним на обеде начала разговор Елисавета Феодоровна: почему он так сильно восстал против этой книги; а она была издана на ее средства и после одобрения сведущими лицами. Митр.Антоний, к великому удивлению и тяжелому смущению Елисаветы Феодоровны, ответил ей, что он сам-то не читал этой книги, а ему докладывал миссионер!» — Цит. по: Флоренский П.А. У водоразделов мысли, т.2. — М.: изд-во «Правда», 1990, с. 426.
Имяславие поддерживали профессор МДА М.Д.Муретов, М.А.Новоселов, Ф.Д.Самарин, В.Ф.Эрн, С.Н.Булгаков, А.Ф.Лосев, священник Ф.Андреев, священник Павел Флоренский. Последний в имяборчестве видел влияние богословского рационализма и позитивизма, проникшего в православие из протестантизма, и сравнивал имяборчество с иконоборчеством и варлаамитством. Привлекая паламитские категории энергии и сущности, о.Павел Флоренский видел в имени Божием энергию Божию, в которой присутствует и Сущность Бога, т.е. Сам Бог. Таким образом, Бог и имя Божие существуют, по мнению о.Павла Флоренского, нераздельно и неслиянно (Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. — М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000, с.479-480).
Среди тех, кто поддерживал имяславцев и высказывался за более глубокий богословский анализ возникшего учения, были: архиеп.Феофан (Быстров), еп.Феодор (Поздеевский) и др. Среди тех, кто одобрил издание книги, был и схиархим.Гавриил (Зырянов), старец Седмиезерной и Псковской Спасо-Елеазаровой пустыни.
ГАТО, ф.181, оп.1, д.2174, л.41об.
Там же, л.40.
Так, увы, часто бывает, что вызывающее сочувствие движение мысли, как только оно теряет укорененность в христианской любви и увлекается в какую-то озлобленность против мира, злую мечтательность о высоте и славе своего «мученичества», тут же впадает в сектантство, и, действительно, само выводит себя из церковной ограды. Так было со старообрядцами, так произошло и с частью (хотя и не столь значительной) афонских имяславцев, в пылу полемики потерявших чувство меры, посчитав собственную формулировку учения об имени Божием единственно верной, и отложившихся от церковной власти после 1917, удалившись на Кавказ.
См.: Расписание архиерейского служения в г.Тамбове архиеп.Кирилла и епископа Зиновия с 24.12.13 по 07.01.14 // Тамбовские епархиальные ведомости. 1913. № 51, с.1339-1341.
См.: Расписание архиерейского служения в г.Тамбове на Страстной и Светлой седмице 1914 // Тамбовские епархиальные ведомости. 1914. № 12-13. В эти дни архиеп.Кирилл служит в Казанском мужском, Вознесенском женском монастырях и Христорождественском соборе.