Начало жизненного пути и пастырского служения

Митр.Кирилл

Митрополит Кирилл (в миру — Константин Иларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 в г.Кронштадте Санкт-Петербургской губернии в семье псаломщика. И едва ли будет ошибкой сказать, что с самого детства жизненный путь будущего иерарха Русской Православной Церкви был предопределен. Предопределен рождением в церковной семье, воспитанием в духе трепетной любви к Церкви, которую привили ему верующие родители, и той благочестивой средой, в которой с юных лет находился Константин.

Достигнув определенного возраста, Константин поступает в Духовную семинарию. Об этих годах нам известно, к сожалению, мало. Сохранились лишь собственные, незначительные по объему воспоминания самого будущего священномученика: «Умственным взором моим я, как и сейчас, вижу ряды волнующихся голов, в среде которых жил когда-то. Передо мною восстает прошедшая жизнь семинарская, с ее интересами, волнениями, спорами и бурями. Несерьезные эти волнения, но воспоминания о них особенно приятны сердцу. Занимали нас те вопросы, от которых волновались тогда мы: кого спросят на уроке и тому подобные по нашей жизни, нашему сердцу близкие, дорогие».1

После завершения семинарского курса Константин Смирнов поступает в 1883 в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Как гласило журнальное постановление Совета академии: «Из подвергавшихся проверочным испытаниям и выдержавших оные удовлетворительно — оказавшихся лучшими — принять на казенное содержание в числе 49». При этом двадцать шестым по списку значился Константин Смирнов,2 который избрал изучение предметов церковно-практического отделения,3 а из предлагаемых новых языков выразил желание изучать немецкий.4

В Духовной академии, как и многие студенты тех лет, Константин Смирнов оказался под сильным влиянием незаурядной личности архимандрита Антония (Вадковского), тогдашнего инспектора (с 1885), а в 1887 — ректора академии, будущего Петербургского митрополита. Архимандрит Антоний очень скоро отметил прямодушного молодого студента, горящего жаждой самоотверженного пастырского служения, юношу с глубоко православным сознанием и ясными представлениями о высоте и достоинстве духовного служения русского пастыря. А это по тем временам было редкостью.

Стоит ли напоминать, что духовное сословие в синодальную эпоху находилось в ущемленном, полуотверженном положении, которое отразилось и на сознании значительной части духовенства. Высота пастырского служения не соответствовала почти физической сословной закрепощенности священнослужителей и стесненному положению всей Русской Церкви, бывшей в неестественной (а подчас и противоестественной) зависимости от государства. Это пагубно сказывалось на духовном здоровье тех, кто сам по долгу своему и призванию обязан был заботиться о духовном здравии нации.

В этом смысле Константин Смирнов выгодно отличался от многих своих однокурсников. В нем сочетались как несомненные нравственные достоинства, так и очевидные пастырские дарования и ораторские способности, которые обнаружились уже на младших курсах академии, а в священнический период его служения выдвинули иерея Константина Смирнова в число наиболее талантливых проповедников Петербургской епархии, что будет в свое время особо отмечено митрополитом Антонием (Вадковским) и обер-прокурором Синода К.П.Победоносцевым.

СПбДА
Санкт-Петербургская Духовная академия

Духовную академию Константин Смирнов успешно окончил в 1887 со степенью кандидата богословия. Степень была получена за сочинение «Никифор Феотоки и его значение в истории Русской Церкви и духовной литературы». Эта работа, в которой изучались сочинения Никифора Феотоки на греческом языке и привлекались зарубежные исследования, была весьма высоко оценена экстраординарным профессором по кафедре гомилетики Николаем Ивановичем Барсовым, известным духовным писателем и историком, который заключил свой лестный отзыв о диссертации такими словами: «Вообще обширное (500 страниц) сочинение г.Смирнова — труд весьма почтенный, плод самого добросовестного отношения и особенной любви к ученой (в данном случае весьма кропотливой) работе. По интересу содержания оно настолько ценно, что желательно было бы видеть его, после более тщательной обработки, в качестве диссертации магистерской».5 Константину Смирнову, окончившему академию пятнадцатым по списку (из 68-ми выпускников), была присуждена степень кандидата богословия с правом защиты магистерской диссертации без новых устных испытаний.6 Уже в этой кандидатской работе, написанной по кафедре гомилетики, мы видим, как через интерес к искусству проповеди проявилось особое расположение будущего митрополита Кирилла к живому пастырскому слову. Кандидатская работа Константина Смирнова в числе других одиннадцати работ была удостоена почетного отзыва Совета академии.7

В 80-е годы XIX столетия в стенах Санкт-Петербургской академии учились те, кому предстояло стать главными участниками трагической истории Русской Церкви XX века. За два года до окончания Константином Смирновым Духовной академии выпускником ее стал иеромонах Антоний (Храповицкий), будущий первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. На курс младше Константина Смирнова учился Василий Белавин,8 будущий Святейший Патриарх Тихон. Наконец, в год, когда Константин Смирнов получил степень кандидата богословия, первый курс Петербургской Духовной академии 14-м по списку окончил студент Иван Страгородский,9 будущий заместитель патриаршего местоблюстителя, а позднее — лже-патриарх Московский и всея Руси Сергий. Обучение же в академии названных церковных деятелей происходило в инспекторство, а с 1887 — ректорство Антония (Вадковского), будущего митрополита Петербургского, первоиерарха Русской Церкви, с именем которого связана история Русской Церкви начала XX века, в том числе и организация Предсоборного Присутствия 1906 года — события чрезвычайного для синодального периода.

Следует особо заметить, что влияние архимандрита Антония, который, уже в годы учебы в академии высоко оценил честного, прямодушного и талантливого студента Константина Смирнова, не ограничилось только академическим периодом жизни будущего святителя Кирилла. Вернее было бы сказать, что влияние это почти и не прекращалось вплоть до самой кончины митрополита Антония. Так, в 1887, после того как Константин Смирнов вступил в законный брак с дочерью священника Петербургской епархии Ольгой Николаевной Азиатской, он был рукоположен во диакона (15 ноября), а затем во иерея (21 ноября 1887)10 только что назначенным на должность ректора Санкт-Петербургской Духовной академии и незадолго до этого получившим архиерейскую хиротонию епископом Выборгским Антонием (Вадковским). Промысл Божий уготовлял этим двум славным иерархам Русской Церкви еще много знаменательных встреч. И позже мы вернемся к тому, что сближало и роднило этих двух служителей алтаря Господня.

21 ноября 1887 от имени обер-прокурора Святейшего Синода последовало назначение иерея Константина Смирнова на место священника и законоучителя Елисаветпольской гимназии Кавказского учебного округа. Здесь отец Константин прослужил долгих семь лет. На этом месте сменил его другой будущий священномученик, выдающийся деятель Русской Православной Церкви — протоиерей Иоанн Восторгов, который также еще встретится нам в рассказе об урмийском периоде служения будущего митрополита Кирилла.

18 октября 1894 последовало назначение иерея Константина настоятелем церкви при 2-й Петербургской гимназии с одновременным исполнением обязанностей в ней законоучителя. Гимназическая церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была однопрестольным каменным храмом, устроенным в 1883 попечением директора гимназии К.И.Смирнова (однофамильца отца Константина).11 Символично, что этот гимназический храм находился на Казанской улице (д.27).

В период своего законоучительства во 2-й Петербургской гимназии отец Константин активно участвовал в общественно-церковной деятельности. В 1897 он был избран членом епархиального Комитета Миссионерского общества, а в 1900 привлечен к работе в подкомиссии по вопросу о надлежащей постановке преподавания Закона Божия в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения.12

Андреевский соборНиколаевский проспект
Кронштадт. Андреевский собор и Николаевский проспект

В октябре 1900 иерей Константин Смирнов был переведен на священническую вакансию к кронштадтской Свято-Троицкой кладбищенской церкви. Это был деревянный однопрестольный храм, основанный еще в 1788 (на средства купчихи Рыбниковой) и расширенный в 1865, коему по штату полагалось два священника.

о.Иоанн Кронштадтский
Св.прав. Иоанн Кронштадтский

Стороннему человеку конечно, трудно понять, чем объясняется такой перевод священника с академическим образованием, прослужившего в гимназической церкви шесть лет, из столицы в Кронштадт, да еще к кладбищенской церкви, где священник получал всего 85 рублей 80 копеек в год13 (против 400 рублей, полагавшихся настоятелю гимназического храма; правда, если в кладбищенской церкви жалование было согласно штату по Ведомству православного исповедания, то в гимназии сумма священнического оклада определялась Министерством народного просвещения). Некоторое объяснение видится нам в возможном желании самого отца Константина перебраться из шумной столицы на родину в Кронштадт — город, где проживали все его родственники (в том числе и родная сестра). Все, конечно, так. Но, как нам представляется, единственным действительно решающим и внутренне убедительным фактором столь внешне «странного» решения отца Константина являлось желание быть ближе к духоносному пастырю — протоиерею Иоанну Кронштадтскому, с которым отца Константина связывали крепкие духовные узы. Затрудняемся сказать, когда именно возникла эта духовная дружба двух великих русских праведников, но, несомненно, именно ею объясняется переезд священника Константина Смирнова из стольного Петербурга в Кронштадт.

Несомненно, в этом был и Божий Промысл, так как именно с Кронштадтом, родиной отца Кирилла, станут связаны переломные моменты его жизни. Так, в Кронштадте отца Константина постигла семейная трагедия. Мучительной смертью внезапно умерла маленькая дочь Оля, случайно проглотившая иголку а вскоре, от непереносимого горя отошла ко Господу и супруга отца Константина, тоже Ольга.

10 мая 1902, тяжело и долго переживавший потерю близких и дорогих его сердцу людей, иерей Константин Смирнов принимает монашеский постриг с именем Кирилл, в честь равноапостольного Кирилла, учителя Словенского14, который, как известно, до монашества также носил имя Константин. Постриг был совершен в церкви Петербургской Духовной академии ректором академии епископом Ямбургским Сергием (Страгородским). В этом пострижении и в этом наречении было что-то символическое и отчасти даже преобразовательное, связанное с будущим миссионерским служением иеромонаха Кирилла.

СодержаниеПродолжение
Hosted by uCoz