Заметки яхтсмена Валентина Кобылянова

(с фотографиями из домашнего альбома)

Олимпийский треугольник по Варненскому заливу Варненская парусная регата Варненская регата Яхта «Александр Грин»

Яхта «Александр Грин» (справа) на XIII международной варненской парусной регате (18-23 июня 1988 г.)

Слева: первый этап (18 июня) - Олимпийский треугольник по Варненскому заливу

Мили под парусом

Афиша XIII парусной регаты

Афиша XIII регаты

Во время парусной гонки

Во время парусной гонки

Более ста яхт из различных уголков собрала под свой флаг XIV традиционная парусная регата на призы Георгия Димитрова, проходившая на варненском рейде.

Наш «Александр Грин» принимал участие в этой международной гонке второй раз. В прошлом году мы заняли второе место в своей группе, что, безусловно, можно расценивать, как успех дебютанта.

На этот раз экипаж состоял из девяти человек: Ф.Михалев — начальник механического цеха, А.Княжев — начальник и В.Козаченко — водитель цеха малой механизации, Г.Петровский — мастер корпусного цеха, В.Король — рабочий механического цеха, О.Федоров — водитель транспортного, А.Калибабчук — рабочий судостроительного, В.Ройтман — сотрудник отдела снабжения и автор этих строк В состав нашей делегации также вошли председатель спортклуба «Судоремонтник» Н.Бебзенко и его заместитель М.Рубинштейн.

На всей протяженности трассы, при различных метеоусловиях — от штиля до наката со свежим ветерком — гонка проходила напряженно. Основным нашим соперником была болгарская яхта «Стелла Полярис», экипаж которой приложил немало усилий к тому, чтобы обойти «Грин». На определенном отрезке им это удалось, но и наши ребята показали, на что способны: захватив лидерство, мы не упустили его и первыми финишировали.

По итогам всех трех этапов наш судоремонтный экипаж занял первое место в подгруппе и общее четвертое место. Устроители этого настоящего праздника парусного спорта (кстати говоря, в регате участвовали не только зарубежные яхтсмены, а и представители Москвы, Киева, Днепропетровска, Керчи, Никополя, Запорожья, Сочи, Волгодонска) вручили нам дипломы, майки с красочной эмблемой регаты, сувениры.

Пройдя в общей сложности 890 миль, «Александр Грин» ошвартовался у родного причала. Впереди — новые гонки, новые походы.

В.КОБЫЛЯНОВ, капитан завода, наш общ.корр.

«Ильичевский судоремонтник» № 32 (898), 10 августа 1989 г., с.4

Яхт-клуб в городе Варна

Яхт-клуб им.Георгия Димитрова в городе Варна (24 июня 1988 г.)

Ремонт паруса

Ремонт паруса во время XIII парусной регаты (Гена Петровский, Филип Михалёв и Олег Фёдоров)

Мир ваших увлечений

Семь дней по древнему пути Ганзы

Мое предложение назвать новую яхту «Ганза» никто из наших яхтсменов почему-то не поддержал, поэтому вспомним немного историю и посмотрим заодно в энциклопедию.

Загадочное слово «Ганза» исходит из XIV-XV веков. В то далекое от нас время так назывался торгово-политический союз северных немецких городов во главе с городом Любек (в эту группу городов входил и город Штеттин), осуществлявший посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой.

Главные опорные пункты, кроме городов Германии, — это Брюгге, Лондон, Берген, Рига, Таллинн и Новгород. На шведском острове Готланд в порту Висбю до сих пор одна из гаваней называется бухтой Ганзы. В те далекие времена парусного флота в этом городе-крепости Висбю — довольно большой крепости и вне ее имелись большие склады для перевалки грузов и удобная бухта для отстоя судов перед дальним переходом от острова к портам Восточной Европы.

Крепостные стены сохранились до наших дней. Внутри крепости сейчас находится ботанический сад с розарием и различными редкими деревьями, а вместо парусников Ганзы теперь в этой бухте отстаиваются парусные спортивные яхты, туристы и гости этой Божьей земли. Ибо Готланд — это в переводе на наш язык и есть Божественная земля.

Во время парусной гонки

Город Висбю на шведском острове Готланд (Божественная земля)

Когда на совете трудового коллектива завода обсуждался вопрос о покупке яхты в Польской Народной Республике, я проголосовал «за» не только потому, что люблю спорт и все, что связано со спортом, но и потому, что знал, как ждут ее заводские яхтсмены. Стоит она действительно дорого, но что у нас сейчас дешево? А иначе эти деньги ушли бы на постройку дач или сооружение туалета для сторожа автостоянки. Еще говорят, что, мол, мало людей кататься будет. Это верно. Кататься действительно будут мало, зато настоящими яхтсменами смогут стать многие. Для этого необходимо большое желание стать яхтсменом, настоящая любовь к этому виду спорта, трудолюбие, здоровье, выдержка и, естественно, смелость. Парусная регата может длиться несколько дней, а вот подготовка к ней ведется многие месяцы и годы.

Есть любители этого вида спорта, которые годами самостоятельно строят свои яхты. За рубежом спонсоры строят дяа спортсменов-одиночек яхты стоимостью в несколько миллионов — конечно, в целях рекламы. Но и нашему заводу теперь необходима реклама, а эта яхта может завоевать десятки тысяч долларов в виде призов: яхтсмены нашего завода неплохо показали себя на Варненской регате. Надеюсь, они еще заставят говорить о себе на более престижных международных парусных регатах.

Многие видели проходящую у берегов Австралии парусную регату — это очень красивое зрелище, это романтично. Но недаром говорят моряки: «Красиво море с берега!» Находиться на яхте во время гонок — это тяжелый, изнурительный труд, холод, сырость и множество других неудобств, плюс полное отсутствие комфорта.

Разговоры о том, что это «яхта для избранных», не имеют никакого основания. Но точно знаю, что не каждый из говоривших сможет выдержать даже часть тех испытаний, которые пришлись на долю наших ребят на регатах и при перегоне яхты. Не каждому такое по плечу! Могут такие преданные этому виду спорта наши судоремонтники, как И.П.Горяк, П.Я.Лисовой, В.И.Король, О.И.Федоров и им подобные: они словно избраны для этого вида спорта, они фанаты в лучшем смысле этого слова и преданы ему самозабвенно. Те же яхтенный капитан П.Я.Лисовой и рулевой И.П.Горяк уже в этом году могут завоевать для Ильичевского СРЗ Кубок Черного моря, другие яхтсмены привезут нам Адмиралтейский кубок или Кубок Средиземного моря. Уверен, что нашим ребятам это по силам. Так будет!

А начинался первый путь яхты типа «Цетус» так. Яхта была построена на специальной Щецинской верфи для постройки парусных яхт, полное ее название «Сточня морська яхтова им. Леонида Телиги» — на этой верфи строят яхты различных типов для многих городов нашей и других стран Европы.

До Великой Отечественной войны весь этот край принадлежал Германии и назывался Померанией, а город этот назывался Штеттином и река Одером, теперь же город — Щецин, а река — Одра. Щецин стоит на левом берегу реки и находится в 30 милях от Балтийского моря, на севере Польши.

Во время войны пострадал он мало, сохранилось много красивых зданий, преимущественно готического стиля. В городе множество великолепной постройки костелов и кирх. Щецин сегодня — это большой речной и морской порт. Здесь есть судоремонтный завод, судостроительная верфь имени Варьского, на которой построены ремонтируемые сейчас на нашем предприятии теплоходы «Георгий Леонидзе», «Филипп Махарадзе» и многие другие.

Здания музея и театра в Щецине

Здание театра (на переднем плане) в Щецине и здание национального музея (вдали)

Костёлы свв.Иоанна и Иакова

Костёл св.Иоанна (XIII-XV вв.) на переднем плане и вдали - св.Иакова (XIV-XVI вв.) над рекой Одра

В Польше очень популярен парусный спорт, в городе Щецине есть два специальных магазина для яхтсменов и много яхт-клубов. Практически все городские предприятия имеют свои яхт-клубы и спортивные суда и яхты.

В Щецинском заливе и в море постоянно проходят различные соревнования и парусные регаты. Польские яхтсмены постоянные участники всех международных соревнований. Всемирно известны парусные корабли «Стефан Баторий» и знаменитый «Дар поможа». Польские яхтсмены в одиночку пересекали океан, — не только мужчины, но и одна женщина отважилась на такое сложное и опасное плавание.

В пятницу 25 августа 1989 годе яхта «Цетус-строительный № 34» покинула затон верфи им.Л.Телиги и под командованием яхтсмена капитана Ф.Г.Михалева рулевые А.Ф.Княжев и В.Б.Ройтман, матросы В.И.Король, В.И.Козаченков и О.И.Федоров повели яхту на Родину.

Первый участок в навигационном отношении был не сложен: вниз по Одеру по буям мы благополучно вышли в Шецинский залив. Это еще не море, но довольно обширное мелководное пространство, оно соединяется с Балтийским мерем длинным каналом, в конце которого находится порт Свинемюнде, который теперь называется Свиноуйсьце.

В центре залива налетел сильный шквал и установленный на яхте двигатель был не в силах вести судно по курсу, а небольшие глубины в заливе не позволяли идти длинными галсами. Пришлось потрудиться всему экипажу и частыми сменами галсов понемногу двигаться вперед по каналу к порту Свиноуйсьце — последнему польскому порту перед выходом в Балтийское море.

На подходе к порту Свиноуйсьце местные яхтсмены, возвращавшиеся после проведенной регаты, указали нам в кромешной тьме место расположения своего яхт-клуба, где мы должны были отстояться до утра, пополнить запасы топлива и воды, просто отдохнуть перед выходом в открытое море.

Утром 26 августа была суббота, и в ясный, чудесный день, при умеренном западном ветре мы покинули гостеприимный порт Свиноуйсьце и проложили курс мимо островов Бронхольм, Элланд и Готланд к Финскому заливу. Вечером 27 августа по левому борту прошли огни датского острова Бронхольм. К вечеру 28 августа прошли шведский остров Элланд, но ветер неожиданно зашел к норд-осту, что не соответствовало нашему генеральному курсу.

Все прогнозы и надежды на попутный ветер полетели в тартарары и нам пришлось лавировкой медленно двигаться по своему генеральному курсу. Забегая вперед, скажу, что, когда наш курс в Финском заливе лег на восток, то ветер тоже начал дуть с востока, или, выражаясь фигурально, в лоб. К ночи норд-остовый ветер поднял волну в пять баалов и нам пришлось искать спасения от разыгравшегося шторма за протянувшимся более чем на 60 миль с севера на юг шведским островом Готланд.

Это была самая тяжелая из всех ночей перехода до Ленинграда. Крутые волны швыряли яхту вверх и вниз, вправо и влево, и стоило больших усилий удержаться на койке и на палубе. Подвахтенные матросы устраивались внизу на паелах и расклинивались перед сном так, чтобы их не швырялоло яхте. В эту ночь мы изведали чувство невесомости и провели настоящее испытание яхты на прочность. С рассветом обнаружили, что отдалась левая ванта и питьевая вода ушла под паелы, так как стал пропускать клапан испытаний. Разыгравшийся шторм не утихал, а набирал силу и разгонял волну, но мы уже зашли за южную оконечность острова и теплый, приветливый берег Божественной земли, — а именно так, повторюсь, переводится шведское слово Готланд — прикрыл нас от разбушевавшейся северной Балтики. Тяжелые, холодные, частые и крутые волны перестали испытывать на прочность нашу яхту и ее дружный и веселый экипаж.

Взошло солнце, и промерзший за ночь экипаж почувствовал, как ветер, дующий теперь через остров, обволакивает яхту и повеселевших яхтсменов теплым, ласковым воздухом, выдуваемым из лесных массивов. На этом закончилась первая половина перегона яхты.

В.КОБЫЛЯНОВ, капитан завода

«Ильичевский судоремонтник» №2 (919), 11 января 1990 г., с.4

На озере Dabie в Щецине На озере Dabie в Щецине

Яхты на озере Dabie в Щецине

Из дальних странствий

Из варяг в греки

Вырезка из газеты

Весь перегон яхты «Грей» из Польши в Ильичевск поделился на три этапа. О первом — по «седой Балтике» или по древнему пути Ганзы мы уже рассказывали («Ильичевский судоремонтник» № 2 от 11 января 1990 г.).

Второй этап начался в Ленинграде — и по Мариинской системе, Волге некому каналу и Дону — до Ростова-на-Дону. Для прохода по каналам и рекам, под многочисленными мостами, на Балтийском заводе разоружили яхту — сняли мачту и такелаж, и на буксире у речных судов повели «Грей» — капитан Ф.Михалев и матросы В.Козаченко и О.Федоров.

В Череповце Ф.Михалева сменил яхтенный капитан С.Остроумов, который привел «Грей» в Ростов-на-Дону. Здесь на яхту прибыл новый экипаж: капитан П.Лисовой, члены команды А.Юрченко, В.Носов, В.Барков; В.Король, А.Калибабчук и О.Федоров — единственный, кто бессменно прошел весь путь от Щецина до Ильичевска.

Новый экипаж восстановил на яхте рангоут и такелаж и погнал «Грей» по Азовскому и Черному морям к Ильичевску, куда судно благополучно и прибыло 14 октября 1989 года.

В упомянутой выше статье я предсказал, что «... уже в этом году могут завоевать кубок Черного моря, другие ятсмены привезут нам Адмиралтейский кубок или кубок Средиземного моря. Уверен, что нашим ребятам это по силам. Так будет!»

Почти так все и было! Писалось это в январе, а в июле яхта «Грей» (капитан Ф.Михалев, навигатор В.Кобылянов, члены экипажа — А.Княжев, В.Ройтман, Н.Лебедев, В.Козаченков, О.Федоров, В.Король) в состязаниях на кубок им. адмирала Ушакова, гонка по маршруту Варна — Созопол — Коварж заняла первое место во всех трех этапах.

Болгарские товарищи, правда, кубок нам не вручили, зато пригласили на банкет с участием кубинских полуголых «девочек» и подарили сумки «для колониальных товаров».

После возвращения из Болгарии яхта «Грей» участвовала в регате на кубок Черного моря, но выступила неудачно и осталась без наград.

В июне «Грей» (капитан С.Остроумов) и «Александр Грин» (капитан В.Кобылянов) стартовали в гонке Одесса — Стамбул. «Александр Грин» пришел четвертым, а «Грей» из-за ошибки капитана сошел с дистанции и получил «баранку» , так как пришел последним.

Затем нашим яхтам президент морского яхт-клуба Каллмит-Марина господин Джахит Юрен прислал приглашение для участия в Восточно-Эгейской парусной регате с 10 по 21 июля 1991 года.

По техническим причинам «Грей» не участвовал в состязаниях, а «Александр Грин» (в экипаже В.Кобылянов, О.Глушаков, Ю.Ерошин и В.Носов) вышел на старт и за победу в своем классе в одной из гонок награжден грамотой и кубком.

О том, как это было, расскажу в следующий раз.

В.КОБЫЛЯНОВ, капитан ИСРЗ

«Ильичевский судоремонтник» № 37 (1004), 3 октября 1991 г., с.4

Яхты недалеко от Стамбула

Яхтенная регата возле Стамбула

Из дальних странствий

Кубок — наш!

(Окончание. Начало в №№ 37, 38).

Экипаж в яхт-клубе «Золотой Дельфин»

Экипаж яхты «Александр Грин» в яхт-клубе «Золотой Дельфин» 18 июля 1991 г. (Чешменская бухта, Турция)

Расписание соревнований

Расписание регаты «East Aegean Sailing Week»

Из предыдущей публикации наши читатели уже знают, что экипаж яхты «Александр Грин» завоевал в международных гонках кубок «Чакабей-910». Сегодня я расскажу о соревнованиях яхтсменов подробнее. Право же, это стоит вашего интереса!

Среди двадцати шести соперниц были яхты трех классов, поэтому в гонке образовались отдельные группы яхт, которые растянулись на много миль, и в этих группах проходили дополнительные соревнования, что вызывало ажиотаж, и эти «бои местного значения» придавали остроту всей гонке.

К утру наши ближайшие соседи, англичанин и одесская яхта «Победа», заставляли нас работать в полную силу, но по выходе из пролива «Победа» неожиданно выскочила на банку и мы в очередной раз оставили ее за кормой, но еще на видимости. Наш боевой соперник «Беда», как мы ее шутя называли, снялся с мели и продолжал гнаться за нами под спинакером, а мы из-за шквала шли зарифленным гротом, ветер был более 35 узлов. Здесь мы увидели, что мимо нас несет маленькую лодочку с турецким рыбаком, который пытается запустить свой мотор. Мы решили оказать ему помощь, но через 15 минут он запустил свой двигатель и помчался к берегу, а мы подняли убранные уже паруса и пошли догонять «Беду», так как она снова обогнала нас.

В полночь мы прошли остров Сигри, у самых скал повернули к берегу острова Лесбос и под прикрытием высоких берегов при сильном шквалистом ветре обошли большую группу яхт, которые продолжали двигаться на юг к бухте Чешме, а мы под прикрытием берега ушли далеко на восток. Этот тактический ход поставил нас в более выгодную позицию, чем оставшаяся справа группа яхт.

При изменившемся попутном ветре, одним галсом в хороший бакштаг, мы проскочили между группой островков и скал к финишу у курорта и яхт-клуба Золотой дельфин (Альтын Юнус-марина). Находится эта местность на полуострове Малой Азии восточнее греческого острова Хиос. Бухта и порт Чешме (по-русски звучит Чесма) нам знакомы тем, что в 1770 году русский флот под командованием адмиралов Г.А.Спиридова и С.С.Грейга блокировал и уничтожил находившийся в бухте турецкий флот, что обеспечило нашему флоту господство на Эгейском море и блокаду Дарданелл.

В этом бою принимал участие тогда еще мичман, а впоследствии командующий Черноморским флотом (1790 г.) адмирал Ушаков.

Карта Чесменского бояКарта регаты

Карта Чесменского боя 24-26 июня 1770 г. и план-схема Восточно-Эгейской парусной регаты «East Aegean Sailing Week»

Историческая справка: Чесменский бой — морское сражение, произошедшее 26 июня (7 июля) 1770 г. во время русско-турецкой войны 1768-74 гг. в бухте Чесма (Чешме, Сеsmе) в Хиосском проливе Эгейского моря. Действовавший в Архипелаге русский флот в составе 9 линейных кораблей, 3 фрегатов и 1 бомбардирского корабля под команд, графа А.Г.Орлова (фактически командовал адмирал Г.А.Спиридов) 24 июня (5 июля) атаковал в Хиосском прол. северо-западнее Чесмы тур. флот (16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер, 32 галиота) под командованием капудан-паши Хасан-бея. В бою был потоплен флагманский тур. корабль, вместе с которым взорвался и русский линейный корабль «Евстафий», после чего тур. флот в панике укрылся в Чесменской бухте под прикрытие береговых батарей, где был блокирован русским флотом. В ночь на 26 июня (7 июля) Спиридов выдвинул к входу в бухту авангард под командованием контр-адмирала С.К.Грейга (4 линейных корабля, 2 фрегата, 1 бомбардирский корабль), который открыл артиллерийский огонь зажигательными снарядами и поджёг ряд тур. кораблей. Затем были пущены в атаку 4 брандера, из которых один под команд. лейт. Д.С.Ильина поджёг тур. линейный корабль. Распространившийся пожар охватил др. тур. корабли, и весь тур. флот сгорел, кроме 1 линейного корабля и 5 галер, которые были захвачены русскими. Турки потеряли свыше 10 тыс. чел., русские - 11 чел. убитыми. Русский флот завоевал полное господство в Эгейском море (БСЭ).

Бухта Чешме окружена группой небольших островков, скал и подводных опасностей. С гор и от норда часто дуют шквалистые ветры, и проводить там соревнования очень интересно. В этом районе Малой Азии, по словам местных жителей, Эгейское море сравнивают с поведением ветреной женщины. В непостоянстве погоды в этом районе мы убедились, но от участия в этих соревнованиях в чудесных теплых местах получили громадное удовольствие.

Во время шквалов нас заливало морской водой, даже койки были мокрые, но чистота морской воды изумительна, видно на глубине более 20 метров.

Яхт-клуб «Золотой Дельфин»Яхт-клуб «Золотой Дельфин»

Яхт-клуб «Золотой Дельфин» в Чешменской бухте (Offshore Racing Club)

После первой гонки нам дали сутки отдохнуть, а вторая была по Олимпийскому треугольнику — и две петли на ветер и обратно, общей длиной 20 миль. Для нашего малочисленного экипажа это явилось тяжелым испытанием. Только на этой второй гонке мы убедились, что нам не хватает рук, чтобы часто и быстро менять паруса, а в связи с этим на призовое место расчитывать не приходится, но мы стойко держались до конца. Четвертая и пятая гонки тоже были олимпийские, по 20 миль.

Вид наших парусов вызывал возбуждение и подначки, однако они прекратились после третьей гонки, когда мы в своем классе заняли первое место, а в общем зачете среди элитных яхт второго класса — третье место.

В этой гонке длиной 80 миль Чешме — Фоча — Чешме мы удачно стартовали и тактически правильно прошли дистанцию туда и обратно. Фоча — это бухта и городок на восточном берегу Измирского залива. За победу в этой гонке вручается Адмиралтейский кубок, и она имеет собственное название: «Чакабей-910». К старту этой гонки прибыли адмиралы турецкого ВМФ, и вся гонка проходила под наблюдением кораблей.

Вручение грамот и кубков проходило на открытой веранде курорта Золотой дельфин. Все было торжественно и красиво. В ответном слове я поблагодарил комодора и президента федерации Турции за награды и вручил им вымпел нашего завода. Грамоты получили: Носов, Глушаков и Ерошин.

Кубок «Чакабей-910»Почетная грамотаВручение кубка

На снимке слева: контр-адмирал ВМС Турции Аттила Тузман вручает почетную грамоту и кубок «Чакабей-910» экипажу яхты «Александр Грин» (25 июля 1991 г.)

Пятая, последняя гонка по олимпийскому двадцатимильному треугольнику состоялась в очень свежий, штормовой ветер. Так, у нас порвало спинакер еще в четвертой гонке, и мы не успели его отремонтировать, поэтому мы не стартовали. Но те яхты, которые вышли на старт, не все благополучно финишировали. Половина яхт сошла с дистанции после первых поворотов, у новороссийского «Аякса» лопнул гик, у грузинских судостроителей вырвало блок на клотике мачты — и они пришли ремонтироваться у причала. А одесская «Победа» вообще сошла с дистанции. Из наших только «Посейдон» закончил гонку хорошо и занял третье место.

Отлично провели все гонки новые турецкие яхты австралийской и французской постройки, спонсорами которых являются турецкие экономбанки, знаменитые фирмы «Туборт» и «Кока-кола». Их новейшие кевларовые паруса, полные, тренированные экипажи квалифицированных спортсменов давали им большое преимущество перед нашей нищетой. Побывав в яхт-клубе Каламиш-марина, я видел, с какой любовью и серьезностью относятся там к воспитанию детей и подростков, их подготовке к занятиям водными видами спорта. Клуб существует на народные деньги, а точнее — на пожертвования состоятельных людей. Имеет две бухты для стоянки сотен яхт и катеров, плавательный бассейн, в котором по группам ведут занятия с детьми квалифицированные тренеры. Родители сидят на трибунах и наблюдают за своими чадами, — кстати, многие из детей занимаются бесплатно.

С юношами и девушками постарше занимаются в помещении по теории парусного спорта, виндсерфинга и др.

Каждую субботу по всем группам яхт проводятся соревнования. Нас любезно приглашали участвовать каждую субботу и гоняться, но мы не банкиры и банкиры не мы... Мы дети пролетарского (нищего) народа, а хочется, чтобы и у нас было как у людей.

Мы строим авианосцы, а не яхты, или как пел Володя Высоцкий... «зато мы делаем ракеты»!..

Яхта «Александр Грин» возле о.ЛесбосНа борту яхты «Утопия»

«Александр Грин» «отдыхает» у о.Лесбос в бухте Сигри (селение Сигрион); справа: на борту яхты «Утопия» с Хорстом Бахлау (фото: Штеффи Бахлау)

По пути домой мы зашли на остров Хиос — так там местная коммунистка пришла к нам на яхту и в беседе выразила большое недовольство Горбачевым, что перестал давать им на содержание. Вот куда уходят наши деньги, вот куда у КПСС деньги, а на пенсию или на школы и яхт-клубы, бассейны и спортзалы у нас нет. Потом мы удивляемся, почему мы бедные, почему у нас «лучшая» в мире детская преступность.

Где нам найти свою «Кока-колу»? Или обратиться к Артему Тарасову? Но наши банки и ему деньги не дают. Но кто бы нам пошил новые паруса для «Грина», тому привезем еще пару красивых Кубков.

Ataköy Marina Village

International Yacht Club of Turkey (IYCOT)
Международный турецкий яхт-клуб - Ataköy Marina Village

В.КОБЫЛЯНОВ, капитан завода

«Ильичевский судоремонтник» № 39 (1006), 17 октября 1991 г., с.4

Содержание