Впереди - просторы океана

Фото из газетной статьи

На снимке: «Юлиус Фучик» покидает заводской плавдок

Фото автора

Стоит середина марта, но в окно весною пока не очень-то веет. На улице — минусовая температура, а обычно бархатисто-синее, теплое, ласковое Черное море сейчас белое, холодно-ледяное.

— Солидное пространство — весь северо-западный район Черноморья — охвачено льдом вот уже полтора месяца. В некоторых местах его толщина превышает метровую отметку, — говорит заместитель начальника штаба ледовых операций, капитан-наставник ЧМП П.А.Туманян. — Подобная зимняя навигация была более тридцати лет назад, в 1953 году. Вахту повышенной бдительности, в эти дни несут буквально все подразделения пароходства.

Порывистый мартовский ветер донес позывные «Маяка»: «Московское время — двенадцать часов...» Именно на двенадцать была назначена операция. Несколькими минутами позже хрустнул лед под стапель-палубой, как бы наглядно иллюстрируя, что точность — вежливость не только королей, но и судоремонтников...

Под давлением двух гигантов цельнолитая ледовая поверхность, покрывшая заводскую акваторию, проломилась. Кроша друг друга, громыхнули огромные стеклянно-белые ломти льда.

«Команде занять места по авральному расписанию!» — прозвучал усиленный электромегафоном зычный голос начальника дока В.Зорина. Именно в авральном порядке заработали все 16 насосов, выжимая 3600 кубических метров воды в час (для убедительности скажем, что ежесекундно откачивалась тонна(!) воды). Стальная махина плавно опускалась вниз, увлекая за собой еще более внушительное сооружение.

Один из крупнейших в Европе плавдок 4 М выпускал из объятий крупнейший в мире лихтеровоз «Юлиус Фучик».

Более 1300 судов поднимали и опускали заботливые ладони старика-дока за время его эксплуатации. Но таких габаритных «гостей» не принимал он давненько.

Ревут пущенные на полную мощность двигатели морских буксиров «Базальт», «Дружный», «Александрия», «Лиман», «Комсомолец Губарев», «Суворов».

Осадка дока достигает отметки 8,2 метра, то есть максимальной. Носовой конец «Юлиуса Фучика» подается на «Базальт», тот протягивает несколько метров вперед, от напряжения звенит в морозном воздухе мощный металлический тросс. На мгновенье все как бы замирает.

— Начнем, пожалуй, — сказал капитан капитану: Валентин Григорьевич Кобылянов, капитан завода, Юрию Яковлевичу Соловьеву, капитану лихтеровоза.

— Самый малый! — командует Соловьев. «Базальт», буксир ледокольного типа, напрягает все свои 4800 лошадиных сил и, взламывая лед, начинает продвижение вперед. За ним — лихтеровоз. Его корма приблизилась к правой башне...

Внешне оставаясь спокойным, Зорин переживал. «Юлиус Фучик» выходил из дока впервые, впрочем, как и становился в него.

— Впервые в отечественной практике намечалось докование нашего лихтеровоза, — говорит главный механик В.В.Соболев. — Планировали произвести его летом, в июне-июле, а здесь погода внесла свои коррективы: на Дунае ледовая картина покраше, чем здесь. Погрузочно-разгрузочные работы вести невозможно.

— Словом, решение руководства Советского Дунайского пароходства было предельно ясным: не терять зря времени, доковаться сейчас, — вступает в разговор первый помощник капитана В.Н.Курилюк. — Мы взяли курс на Ильичевск.

На заводе полным ходом шла подготовка к сложной операции. Имея опыт разового докования младшего брата «Юлиуса Фучика» дунайского лихтеровоза «Тибора Самуэли», конструкторская группа во главе с начальником КБ Э.И.Ольшанским четко рассчитала доковый чертеж. Было учтено все: и то, что длина корпуса судна (267 м) превышает длину стапель-палубы на 20 метров, и что центр тяжести кормового катамарана расположен на шесть метров выше плоскости основания судна, и что доковый вес лихтеровоза 32 тысячи тонн и часть нагрузки должна лечь на высотные колонны, и что парусность объекта — 7,5 тысячи квадратных метров.

Когда 18 февраля 274 кильблока и шесть кормовых высотных опор выхватили исполин из воды, равномерно распределив нагрузку, оказалось, что отклонение от чертежа составило всего лишь 70 миллиметров, то есть на длину спичечного коробка. Судно было поставлено «по нулям».

... —Лево руля, — командует капитан В.Кобылянов, стоя на ходовом мостике лихтеровоза. (Кстати, он и лоцман В.Шаронов ставили «Юлиус Фучик» в док; он же в паре с лоцманом В.Салом выводит лихтеровоз. — Примеч. автора). — На «Базальте», на «Базальте» — левее. Вот так, так держать!

Створы дока — позади. Необычайной конфигурации корму теплохода заводят, удерживая, «Александрия» и «Дружный». «Суворов» стремительно отгоняет колотый лед, дабы он не набился в просторный кормовой выем — вместилище для принятия и подъема лихтеров.

16.00. «Юлиус Фучик» ошвартован к причалу. Первым, кто дал оценку операции, был капитан судна Ю.Я.Соловьев:

— Отлично! Ильичевские судоремонтники еще раа подтвердили, что их завод не напрасно называют лицом отрасли. Я говорю «еще раз», так как считаю, что впервые это было сделано во время докозания «Тибора Самуэли», экипаж которого в то время я возглавлял.

— Операция проведена на уровне, — сказал капитан завода В.Г.Кобылянов. — Отмечу слаженную работу экипажей «Суворова» (капитан Л.Н.Рыбин) и «Комсомольца Губарева» (капитан И.Д. Виноградов).

— У нас хорошо сработала вся авральная команда, — констатирует В.А.Зорин. — Всех 25 человек перечислить нет возможности. Назову лишь некоторых: главный механик В.П.Книжно, сменный докмейстер И.А.Рошак, сменный механик М.С.Ткачук, мотористы В.М.Лубковский, И.М.Станков, старший боцман В.Е.Бриканов, матрос Н.Н.Богурский. Своеобразное испытание выдержал и сам док: дважды — при заводке и выходе «Юлиуса Фучика» — он погружался выше палубы безопасности на 1200 мм. Это было впервые после капитального ремонта плавдока 4 М.

Операция успешно завершена. Впереди у «Юлиуса Фучика» — океанские просторы. На днях дунайский лихтеровоз, носящий на борту имя славного сына Коммунистической партии Чехословакии, вышел в очередной рейс. Седьмой год работает судно в составе Международного хозяйственного судоходного предприятия «Интерлихтер». Теплоход обслуживает международную транспортную линию Дунай-Меконг (Усть-Дунайск — порты Социалистической Республики Вьетнам — порты Кампучии). За это время перевезено 1 млн. 153 тыс. тонн всевозможных народнохозяйственных грузов. Причем доставляются они, как говорится, «от ворот до ворот»: спущенные на воду с трех палуб лихтеровоза 26 лихтеров (грузоподъемность каждого 1070 тонн) буксируются из базового порта вверх по Дунаю в Болгарию и Чехословакию. Экипаж коммунистического труда в каждом рейсе перевыполняет установленные задания, доставляет сверхплановые грузы.

А.Левит

«Ильичевский судоремонтник», № 11 (672), 14 марта 1985 г., с.4.

Публикуется в качестве приложения к статье Жизнь капитана Кобылянова

Жизнь капитана Кобылянова